Добавить в избранное
РИНАД МИНВАЛЕЕВ
ПОХУДЕТЬ БЕЗ ВРЕДА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
Ринад Минвалеев - физиолог и востоковед, кандидат биологических наук, специалист по йоге. Автор более 30 статей, опубликованных в газетах «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», в журнале «Здоровье». В течение 5 лет проводит курс занятий «Традиционные системы оздоровления».
Книга «Похудеть без вреда» - дополненное и переработанное издание книги «Коррекция веса», вышедшей в издательстве «Питер» в 2000 году. Всем, кто хочет изменить свой вес и фигуру, автор предлагает физиологический метод коррекции веса. Это запатентованное открытие, основанное на знании законов, по которым живет организм. Вы сможете избежать ошибок в питании и всех «мучений», которыми сопровождаются ограничения в еде.
Сколько нужно съедать, чтобы не ошибиться?
Почему вечером так хочется вкусного?
Что «думает» наш организм о раздельном питании
и голодании?
Сколько холестерина в «бесхолестериновых» продуктах?
Сколько должен весить здоровый человек?
Как определяется красота женской фигуры?
Прочтите эту книгу, действуйте по методу Минвалеева - и вы откорректируете свой вес, научитесь питаться «по науке» и почувствуете себя легче и свободнее.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Какой-такой павлин-мавлин?!
Ты что, не видишь, мы же ку-ушаем!
Реплика джинна из мультфильма «Приключения барона Мюнхгаузена»
Эта книга возникла как ответ на те многочисленные вопросы, которые неизбежно задают мне слушатели учебной программы «Традиционные системы оздоровления» на первом же занятии после первого знакомства. Стоит только затронуть тему питания, как аудитория тут же оживает...
«Ринад Султанович, скажите, как нам правильно питаться? По Шелтону? По Брэггу? Или как йоги? Как правильно голодать? Что такое макробиотика дзэн?» В голове у меня всякий раз проносится: «Господи! При чем здесь дзэн? » - но я никогда не успеваю хорошенько додумать этот давно не дающий мне покоя вопрос, как уже следуют один за другим следующие: «Расскажите про чистку печени и раздельное питание. Почему вечером так хочется мяса? » Я ищу глазами задавшего последний вопрос, поскольку у этого человека все в порядке с рефлексами, а значит, на него/нее при случае можно будет опереться в предстоящих непростых беседах с сыроедами и вегетарианцами. «Как вы относитесь к вегетарианству?» А вот и они, родные мои, травоядные! Что-то в последнее время число их поубавилось. «А правда ли, что соль/ сахар - это "белый яд"?» И так далее без конца.
Как преподаватель, работавший с самой разной аудиторией, я знаю, что на все^столь эмоционально поставленные вопросы отвечать нужно незамедлительно. Будет большой ошибкой с моей стороны оставить их искренний интерес без внимания в угоду учебному плану, который в данный момент мало кому интересен. Они уже и так много сделали для того, чтобы я смог преподать им свой учебный материал: они пришли в университет и проявляют реальный интерес к одному из важнейших вопросов здорового образа жизни. Все они так или иначе ознакомились с великим множеством рекомендаций по здоровому образу жизни, а многие, включая и меня, вашего покорного слугу, опробовали эти рекомендации на себе, затратив немало сил и... чуть было не сказал, здоровья. Во всяком случае, слушатели недвусмысленно демонстрируют свое явное желание знать, ЧТО им по этому поводу может сказать академическая наука. Со своей стороны, я никоим образом не могу начинать с системы пищеварения, минуя строение клетки и принципы нейроэндокринной регуляции физиологических функций. Все это будет впереди, да и первая лекция в соответствии с учебным планом должна быть посвящена сугубо физиологической теме «Строение клетки и клеточная мембрана». Такова основная идея курсов - формирование у слушателей навыков физиологического мышления, которое подготовит их к пониманию того, что такое ЗДОРОВЬЕ и как оно связано с традиционным образом жизни. В принципе так оно и есть.
Однако с чего-то начинать мне приходится, и тогда я начинаю... с многовековых традиций здорового образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, с реально существующих правил самого что ни на есть обыкновенного питания, о которых мы почему-то незаслуженно позабыли в страстном желании оздоровиться. И вот тут выясняется одно, прямо скажем, презабавнейшее обстоятельство, которое, в общем-то, и составляет суть нашего повествования, а именно то, что традиционное питание не имеет НИЧЕГО ОБЩЕГО с современными рекомендациями по питанию. То есть совсем никаким образом не пересекается с ними ни по одному пункту ВООБЩЕ! Задумайтесь на минуточку над тем, как питались наши деды и отцы и, собственно говоря, продолжает питаться большинство самых обыкновенных, что называется, не охваченных идеей оздоровления людей. И тогда становится очевидным, что наши предки, как и многие наши с вами современники, всеми возможными способами избегали и продолжают избегать полного голодания; смешивали и, что самое удивительное, продолжают смешивать белки, жиры и углеводы; не соблюдали и, явно «не ведая, что творят», продолжают не соблюдать принципы макробиотики дзэн (справедливо, на мой взгляд, подозревая, что дзэн-буддизм и японский ресторан - это все-таки не одно и то же); равным образом они в общей своей массе не имели и не имеют сколько-нибудь отчетливого представления о калорийности продуктов питания; также можно быть уверенным в том, что все они дружно предпочитали и до сих пор предпочитают жареную и пряную пищу, а не вареную и постную; и, наконец, явно друг с другом не сговариваясь, проповедовали, а многие и сейчас проповедуют самое откровенное чревоугодие, требуя, во всяком случае от других, изобилия яств на столе, особенно по праздникам. Разве не так обстоит дело с традиционным, то есть наиболее распространенным, способом питания? Как издавна подмечено в русском народе: «Приняла б душа, а брюхо не прогневается»1.
Так ли уж неправильно такое традиционное питание? И чем данная «система питания» хуже других?
Почему ее нельзя рассматривать наряду со всеми? Собственно говоря, почему мы должны от нее отказываться? И прошу заметить, отказываться нередко приходится от того, чего на самом деле более всего и хочется.
Так ли уж плохо то, что наш организм хочет чего-нибудь вкусненького, пока он здоров и не страдает отсутствием аппетита? Любой опытный врач подтвердит, что если у больного появился аппетит, его пора выписывать домой. Что плохого в нормальном аппетите? Почему, в конце концов, мы не должны есть ДОСЫТА? (вот в чем вопрос!). В конце концов, многовековой опыт народных традиций хорош именно тем, что этот образ жизни уже многократно проверен множеством поколений. Люди не стали бы передавать из поколения в поколение бесполезные или вредные знания.
Вам кажется это примитивным и нецивилизованным? Вы скажете, что это не подтверждается данными науки? Однако, забегая вперед, должен вам заметить, что получается как раз с точностью до наоборот: нормальная физиология человека, как наука о НОРМАЛЬНОМ функционировании организма человека, подтверждает именно традиционный уклад в образе жизни и не подтверждает всякого рода новации в области здорового образа жизни (и высокого образа мысли), не опирающиеся на традицию.
И еще хотелось бы с самого начала оговориться: эта книга не случайно имеет подзаголовок «Очерки прикладной физиологии». Все рекомендации по здоровому образу жизни в этой и в последующих книгах данной серии опираются на строгие научные
данные, которые взяты из медицинской литературы, в частности из литературы по нормальной физиологии человека, и везде, где это необходимо, приводятся ссылки на соответствующие публикации с указанием наименования, года издания и страниц. Так, чтобы любой желающий смог ознакомиться с первоисточником, не ломая голову, к примеру, над тем, кто же это такой смелый утверждает, что, «по последним научным данным... голодание вредно для здоровья» (кстати, это не шутка, но об этом мы поговорим подробнее в соответствующем разделе).
Однако, пожалуй, хватит агитации! Пора отвечать на поставленные вопросы...
«Демьянова уха», или Сколько нужно съедать, чтобы не ошибиться?
Ой, как вкусно! Вот, попробуй еще! Пальчики оближешь...
- Боже мой! Куда же я так наелась? Ведь это же вредно...
Эти два характерных высказывания, по обыкновению одно после другого, могут принадлежать женщинам самого разного возраста и занятий. Хотя, впрочем, и многие мужчины в наше время задумываются над похожей проблемой. Проблема же заключается в том, что, оказывается, не следует доверять своему аппетиту. Так утверждают большинство медиков и все без исключения натуропаты-диетологи мира. Дескать, наш аппетит заставляет нас съедать лишнее, а потом это «лишнее» якобы не замедлит отложиться в виде пресловутого жира там, где должна быть талия, или «гниет» в кишечнике, образуя «шлаки и токсины», и т. п. Другими словами, нельзя есть досыта - это вредно и для здоровья, и для фигуры. И вот многие мучаются угрызениями совести всякий раз, натощак и после обеда, что, кстати, само по себе уже вредно для здоровья, тем более что в процессе пищеварения от таких невеселых мыслей действительно появляются реальные нарушения2.
Вы хотите всегда иметь ПОСТНОЕ выражение лица?
Вопрос в том, насколько это оправдано в вашем конкретном случае. Могу вам сказать по секрету, что встаете вы из-за стола с тем выражением лица, которое в народе именуется ПОСТНЫМ. Другое характерное слово есть в русском языке, этимологически, то есть по происхождению, связанное также и с ограничениями в еде, - оПОСТылевший. Так вот, я всегда задаю один и тот же вопрос людям, ограничивающим свое питание в оздоровительных целях: «Вы хотите всегда иметь ПОСТНОЕ выражение лица?» Смею вас уверить, что этот «косметический дефект» вам не удастся скрыть никаким макияжем или деланным весельем. А ведь это только начало тех отдаленных последствий, которые несут с собой всякого рода ограничения в питании3.
Однако не будем пока переходить на личности и обратимся лучше к тому разделу физиологии пищеварения, который непосредственно затрагивает вопрос о количестве еды. Это позволит нам разобраться с тем, что означает для нашего желудка в частности и для всего организма в целом выполнение такой весьма распространенной «оздоровительной» рекомендации, как «всегда вставайте из-за стола с ЛЕГКИМ чувством голода».
Путешествие
по желудочно-кишечному тракту
Нам предстоит проследить за тем, куда идет пища после того, как мы ее съели. Пища попадает в пищеварительный тракт, который начинается во рту и завершается задним проходом, именуемым по-научному анус (рис. 1). Если мы проследим за движением, например, котлеты по пищеварительному тракту, то увидим, что сначала она пройдет через рот, где наши неутомимые челюсти и подвижный язык измельчают и перемешивают съеденную пищу, потом образовавшийся в результате пищевой комок (который очень хочется назвать колобком) через пищевод попадает в желудок, далее в тонкий кишечник, который где-то через 5 метров перейдет в толстый кишечник, затем следует прямая кишка, и, наконец, через заднепроходное отверстие мы, что называется, снова оказываемся снаружи. Очень важно понять, что содержимое желудочно-кишечного тракта продолжает оставаться частью внешней среды, или, точнее, представляет собой нечто среднее между внутренней и внешней средой организма. Таким образом, с некоторых позиций, содержимое пищеварительного тракта представляет собой часть окружающей нас среды обитания4.
Стадии выделения желудочного сока
Секреция, или выделение в полость желудка желудочного сока, распадается на три стадии, которые следуют одна за другой. Желающие могут ознакомиться с этим вопросом по различным первоисточникам6. Но для большей простоты изложения можно порекомендовать учебник по общей биологии английских авторов7.
Первая стадия - цефалическая, или, иначе говоря, нервная фаза желудочной секреции. Как раз в том смысле, что увидели пищу и «занервничали». Это ёще до попадания пищи в желудочный мешок начинается выделение желудочного сока в ответ на вид, запах пищи, а также уже во время пережевывания ее ко рту и проглатывания («наконец-то!»). Сигнал об этом передается желудку через так называемый блуждающий нерв, который по-латыни именуется вагус. Поэтому эту стадию еще называют вагусной. Эта стадия является подготовительной. Она дает так называемый запальный сок и обеспечивает выделеление желудочного сока где-то в течение 1 часа. Отсюда, кстати, и происходит традиционное наблюдение, что аппетит приходит во время еды.
Вторая стадия - собственно желудочная, во время которой секреция желудочного сока стимулируется прежде всего растяжением желудка поступающей в него пищей. Я вас прошу прочесть последнее предложение еще раз, потому что мы подходим к сути нашего затянувшегося повествования. Остается только маленький вопросик: насколько максимально может растягиваться нормальный желудок? Ответ звучит для слушателей всякий раз обескураживающе: на целых 5 литров! Представьте себе, целая пятилитровая банка пищи может запросто поместиться в нашем желудке!8 Вам теперь понятно, ПОЧЕМУ мы просто обязаны есть ДОСЫТА? Да потому, что только достаточное количество пищи сможет растянуть желудок так, чтобы обеспечить выделение желудочного сока уже на 2 последующих часа. Одновременно с этим запускается гуморальная стимуляция желудочной секреции, обусловленная химическим воздействием определенных компонентов пищи (прежде всего продуктов переваривания белков). Этот процесс опосредован особым веществом регуляторного действия - гормоном с «говорящим» названием гастрин (буквально: «желудочный»)9. Этот гастрин выделяется в нижних отделах желудка, в том числе и в ответ на (внимание!) адекватное растяжение стенок желудка пищей, и далее через кровяное русло стимулирует в стенке желудка секрецию желудочного сока с высоким содержанием соляной кислоты, то есть наиболее ценного для переваривания именно белков.
Третья стадия - кишечная - оказывает слабое воздействие на желудочную секрецию и кардинальным образом на переваривание белков в желудке повлиять уже не может.
А теперь еще раз повторим уже ранее заданный вопрос: вам теперь понятно, почему так важно есть ДОСЫТА, то есть до отчетливо ощущаемого приятного чувства тяжести в области желудка?10 Именно с этой целью мы употребляем с мясом так называемый гарнир, не переваривающийся в желудке, но дающий необходимый объем для максимального отделения желудочного сока...
Иными словами: «Ешь больше теста, в брюхе есть место»!
- Но ведь мясо с картошкой образуют яды? - воскликнет «знаток»
здорового питания...
Соответственно, нас ждет разговор на эту тему.
О раздельном питании, или Надо ли разделять неразделимое
ЕСЛИ вам еще не предлагали выбросить гарнир из тарелки с бифштексом или есть сыр отдельно от бутерброда, то могу вас поздравить - вам крупно повезло с вашим окружением, оно вполне сможет скрасить ваше одиночество до конца ваших дней. Всем остальным можно только посочувствовать! Традиционнейшие сочетания продуктов, например картофельное пюре с молоком и луком вместе с котлеткой и хрустящим соленым огурцом, с некоторых пор объявлены страшным ЯДОМ, разлагающимся прямо у вас в желудке!
И это только одно из удивительных следствий ставшей весьма популярной в последнее время теории раздельного питания, автором которой считается американский врач Герберт Шел тон. Здесь и далее, прошу меня заранее извинить, я не буду ограничивать себя в выражениях, поскольку речь пойдет о воинствующем невежестве, заполонившем прилавки книжных развалов и мозги доверчивых читателей.
Как якобы в заботах о здоровье нам портят аппетит
Уж насколько безграмотен был Герберт Шелтон в элементарных вопросах гастроэнтерологии (именно так, а не иначе!), но даже ему не могла прийти в голову та откровенная чепуха, которую преподносят в своих книгах многие его российские последователи. Дескать, поскольку в кислой среде желудка перевариваются только белки, то для судьбы углеводов в виде картошки или хлеба они не смогли придумать ничего лучшего, как пустить в обиход ставшую столь популярной в русскоязычной среде откровенную «липу», что углеводы в желудке за невостребованностью просто гниют!
Испортить аппетит можно по-разному... Можно, например, прямо в тарелку соседа по столу кинуть что-нибудь нехорошее... За последствия я не ручаюсь, но аппетит будет испорчен надолго, если не навсегда! Примерно такого же результата можно добиться, если всерьез представить себе, как у нас там, в желудке, картошка «гниет», пока рядом лежащий антрекот переваривается!
И невдомек доверчивому читателю «оздоровительной макулатуры», что в желудке концентрация соляной кислоты такова, что порой может растворить гвозди, и, как следствие, никакое «гниение» чего бы то ни было там просто невозможно. Скорее наоборот, именно кислая среда желудка обеззараживает поступающую пищу так, что мы иногда можем себе позволить позабыть о правилах гигиены, например «вымыть» яблоко, потерев его о рукав. Равным образом, относительно стерильная среда поддерживается в двенадцатиперстной кишке и тонком кишечнике. Собственно, интенсивное размножение бактерий начинается только в толстой кишке, о чем был подробный разговор в предыдущей главе.
Так откуда взялась эта злая шутка про гниение в желудке после употребления обычной смешанной пищи? Ответ очень прост. Только напугав человека до полусмерти можно заставить его поверить во все что угодно. Что черное - это белое, а белое - это красное. Что домашние котлетки - это ЯД, что о бутерброде с колбасой надо навеки забыть, что дыня - это вообще что-то ни с чем не совместимое, и так далее без конца!
Так в чем же принципиальная ошибка раздельного питания?
ДЛЯ обоснования теории раздельного питания Герберт Шелтон апеллировал к известным фактам раздельного переваривания белков в кислой среде желудка и углеводов в щелочной среде тонкого кишечника, что на самом деле является просто свидетельством недостаточного знакомства автора теории раздельного питания с элементарным учебником по физиологии человека. Складывается такое впечатление, что «всемирно известный» американский врач имел весьма приблизительное представление о существовании между желудком и тонким кишечником двенадцатиперстной кишки. А ведь именно в ней перевариваются (внимание!) ОДНОВРЕМЕННО белки (ферментом поджелудочной железы трипсином и прочими протеиназами), жиры (липазами при участии печеночной и пузырной желчи) и углеводы (различными амилазами). То есть никакого «раздельного» пищеварения, по крайней мере в двенадцатиперстной кишке, просто не существует! Неужели трудно было Герберту Шелтону и всем его легковерным последователям посмотреть внимательнее в любой (подчеркиваю - ЛЮБОЙ!) учебник по физиологии, хотя бы для медицинских сестер?! И тогда бы они с легкостью увидели, что самим своим существованием двенадцатиперстная кишка полностью опровергает всю концепцию необходимости раздельного питания для «облегчения» пищеварения. На самом деле в пределах двенадцатиперстной кишки никакого конфликта пищеварительных ферментов просто не было и нет! Белки, жиры и углеводы, все вместе благополучно перевариваются вплоть до того, что при тяжелых формах язвенной болезни желудок вообще можно полностью удалить, соединив двенадцатиперстную кишку напрямую с пищеводом, - и ничего, живут себе люди, переваривая белки, жиры и углеводы с помощью только ферментов, выделяемых в полость двенадцатиперстной кишки! Чтобы убедиться в этом, необходимо всего лишь перевернуть следующую за разделом «Пищеварение в желудке» страницу ЛЮБОГО учебника по физиологии человека! Таким образом, никакого серьезного «теоретического» обоснования концепции раздельного питания просто не существует!
Вспомним к тому же, что любой из так называемых натуральных продуктов (например, бобовые) изначально содержит все эти компоненты вместе - белки, жиры и углеводы. Равным образом довольно много растительного белка содержится в картофеле (до 2%), а углеводы присутствуют в мясе (так называемый животный крахмал - гликоген) и т. д. и т. п. И никогда не возникало никаких проблем с перевариванием этих, что называется, «натуральных» смесей белков и углеводов! Про индивидуальную непереносимость отдельных продуктов (пищевая аллергия и т. п.) я здесь не говорю...
Так что же на самом деле происходит при длительном раздельном питании?
Когда мы съедаем преимущественно белки, то для их переваривания выделяются соответствующие ферменты, расщепляющие именно белки (прежде всего, пепсин в желудке и трипсин в двенадцатиперстной кишке11). Когда же мы употребляем только углеводы, то для их переваривания требуются только амилазы - ферменты, расщепляющие именно углеводы. Все это было бы очень мило, если бы через какое-то время организм не утрачивал способность производить эти ферменты в достаточном количестве. Фактически переход на раздельное питание де-тренирует органы пищеварения, поскольку не дает полноценной нагрузки на различные ферментативные системы, что приводит к известному факту: приучившие себя к раздельному рациону уже НЕ МОГУТ вернуться к полноценному смешанному питанию.
Пищеварительные железы в условиях длительного раздельного питания попросту утрачивают способность переваривать обычную смешанную пищу. При хронической недозагрузке ферментативных систем пищеварительного тракта возникает закономерное ОСЛАБЛЕНИЕ их функции, что и проявляется в неспособности справиться с обычной смешанной пищей.
Как правило, это выглядит следующим образом: где-нибудь в гостях или под давлением родственников поборник раздельного питания скрепя сердце нарушает священный обет «здорового питания» и соглашается съесть домашнюю котлетку, приготовленную с любовью и знанием кулинарного искусства. После чего последователю Шелтона закономерно становится плохо. Далее плохо становится всем окружающим, потому что это они - нечестивцы - подсуну-
ли ему эту «отраву», которой привыкли «зашлаковывать» себя, и так далее в том же духе. В результате у всех испорчены настроение и аппетит, что опять же ведет к еще большему нарушению пищеварения у участников прерванного торжества. И наконец, все расходятся - одни с твердым намерением больше никогда не приглашать этого «придурка» на общие торжества, асам виновник испорченного настроения, с не менее твердым убеждением больше никогда не нарушать правил «здоровогопитания».
От раздельной диеты к расщепленной психике
Совместная трапеза, вместо того чтобы объединять людей, разъединила их настолько, что озабоченные собственным питанием люди через некоторое время могут общаться только с теми, кто разделяет их убеждения по той или иной системе оздоровления. Причем главным предметом разговоров становится, естественно, еда.Разумеется,правильная, «здоровая»,соевая, постная, макробиотическая, способствующая похудению, устранению целлюлита, и все такое прочее. Но ведь помимо еды есть и другие темы для разговоров! Налицо явные признаки маниакального сужения сознания. Попросту говоря, легкая форма сумасшествия...
И это не голословное утверждение! Дело в том, что от раздельного питания страдает не только пищеварение, но и сама психика. Вы никогда не задумывались над еще одним «наивным» вопросом: «Почему многие натуропаты такие злобные? » Вот увидят какое-нибудь нарушение заповедей «здорового питания» - и тут же скандал затевают, всем настроение портят... Постоянно пугают добрых людей преждевременной смертью от таких ужасных заболеваний, как рак, атеросклероз, сахарный диабет, и тому подобной «малиновой жути» ...12 Да и вообще они какие-то дерганые, нетерпимые к чужому мнению... На лице маска вечного недовольства - то, что раньше называли ПОСТным выражением лица (обратите внимание на уголки губ у похудевших - они почти всегда опущены вниз). Случайно ли такое изменение характера, наблюдаемое у многих поборников «здорового питания»? А не вызвано ли это изменениями привычек в питании? А ведь все становится очень даже понятным... с физиологической точки зрения.
Оказывается, между характером питания и настроением существует прямая взаимосвязь, знакомая каждому, кто имел сколько-нибудь длительные перерывы между едой. Голодный человек практически всегда злой, неуравновешенный, готов на всех «броситься». За этим стоит древний инстинкт охотника, помогающий в поисках возможной добычи. Но стоит после прихода домой поесть, как тотчас мир вокруг меняется явно в лучшую сторону... Поел и радуется...
Известно, что повышенное или просто хорошее настроение напрямую зависит от содержания в головном мозге некоторых нейромедиаторов, а именно серотонина, допамина и норадреналина. Из них настроение повышает только серотонин. А он синтезируется в мозговой ткани только из одной аминокислоты, L-триптофана, которая доставляется в головной мозг из потребленного с пищей белка, например мяса. Сравнительно недавно было установлено, что это происходит только в том случае, если из кишечника в кровь поступают белки и углеводы ОДНОВРЕМЕННО! Тогда углеводы, всосавшиеся в кровь в виде глюкозы, тут же проникают в головной мозг и одновременно открывают доступ в головной мозг триптофану13. А далее в головном мозге из триптофана синтезируется серотонин, который вместе с допамином и дает чувство приятного умиротворения, наступающее вскоре после еды. Так вот, именно для того, чтобы улучшить нам настроение, еда должна быть СМЕШАННАЯ, особенно предпочтительно, когда смешиваются одновременно белки и углеводы: «Первое блюдо, второе блюдо... А компот?!» Вам теперь понятно, в чем заключается смысл «сладкого», подаваемого как третье блюдо? Вот именно, для того чтобы поднять настроение после еды, мы и задаем этот сакраментальный вопрос: «А что у нас сегодня на сладкое?!» Именно этой цели служат кисло-сладкие соусы ряда национальных традиций питания, как, например, в китайской кухне, где сахар добавляется практически во все блюда (и, кстати, входит в состав подавляющего большинства лекарств традиционной китайской медицины!).
Связь между СМЕШАННЫМ (белково-углевод-ным) питанием и настроением оказалась настолько тесной, что в последнее время такая диета рассматривается как реальная альтернатива широко используемым антидепрессантам нового поколения типа про-зак, которые также увеличивают различными способами содержание все того же серотонина вместе с допамином и норадреналином. Надо ли объяснять, что при таком «лечении» депрессии (хронически пониженного настроения) с помощью всего лишь обыкновеннейшей диеты (которая ничем от обычной ТРАДИЦИОННОЙ кухни не отличается) никаких побочных эффектов не наблюдается. Одним словом, питайтесь правильно, и с головой будет все в порядке! Попробуйте вернуться к старому как мир завтраку с бутербродом из булки (углеводы) с колбасой и сыром (белки) плюс сладкий чай с лимоном (легкоусвояемые углеводы и витамины)! И вы неожиданно обнаружите давно забытую радость, исходящую чуть ли не из области желудка (если, конечно, еще не утратили за время увлечения раздельным питанием способность переваривать смешанную пищу).
Скачать книгу:
Несколько цитат из книги (надо прочитать!)
Глава 2. О РАЗДЕЛЬНОМ ПИТАНИИ ИЛИ НАДО ЛИ РАЗДЕЛЯТЬ НЕРАЗДЕЛИМОЕ"
1. Уж насколько безграмотен был Герберт Шелтон в элементарных вопросах гастроэнтерологии (именно так, а не иначе!), но даже ему не могла прийти в голову та откровенная чепуха, которую озвучивают в своих книгах многие его российские последователи. Дескать, поскольку в кислой среде желудка перевариваются только белки, то для судьбы углеводов в виде картошки или хлеба они не смогли придумать ничего лучшего как пустить в обиход ставшую столь популярной в русскоязычной среде откровенную "липу", что углеводы в желудке за невостребованностью "просто" гниют!
Испортить аппетит можно по-разному… Можно, например, прямо в тарелку соседа по столу кинуть что-нибудь нехорошее… За последствия я не ручаюсь, но аппетит будет испорчен надолго, если не навсегда! Вот примерно такого результата можно добиться, если всерьез представить себе как у вас там, в желудке, картошка "гниет", пока рядом лежащий антрекот переваривается!
И невдомек доверчивому читателю "оздоровительной макулатуры", что в желудке концентрация соляной кислоты такова, что порой может растворить гвозди, и как следствие, никакое "гниение" чего бы то ни было там просто невозможно. Скорее наоборот, именно кислая среда желудка обеззараживает поступающую пищу так, что мы иногда можем себе позволить "позабыть" о правилах гигиены, например, "помыть" яблоко, потерев его о рукав. Равным образом, относительно стерильная среда поддерживается в двенадцатиперстной кишке и в тонком кишечнике. Собственно, интенсивное размножение бактерий начинается только в толстой кишке, о чем был подробный разговор в предыдущей главе.
2. Для обоснования теории раздельного питания Герберт Шелтон апеллировал к известным фактам раздельного переваривания белков в кислой среде желудка и углеводов в щелочной среде тонкого кишечника, что на самом деле является просто свидетельством недостаточного знакомства автора теории раздельного питания с элементарным учебником по физиологии человека. Складывается такое впечатление, что "всемирно известный" американский врач имел весьма приблизительное представление о существовании между желудком и тонким кишечником двенадцатиперстной кишки. А ведь именно в ней перевариваются (внимание!) ОДНОВРЕМЕННО белки (ферментом поджелудочной железы трипсином и прочими протеиназами), жиры (липазами при участии печеночной и пузырной желчи) и углеводы (различными амилазами). То есть, никакого "раздельного" пищеварения, по крайней мере, в двенадцатиперстной кишке просто не существует! Неужели трудно было Герберту Шелтону и всем его легковерным последователям посмотреть внимательнее в любой (подчеркиваю - ЛЮБОЙ!) учебник по нормальной физиологии, хотя бы на уровне медицинских сестер?! И тогда бы они с легкостью увидели, что самим своим существованием двенадцатиперстная кишка полностью опровергает всю концепцию необходимости раздельного питания для "облегчения" пищеварения. На самом деле в пределах двенадцатиперстной кишки никакого конфликта пищеварительных ферментов просто не было и нет! Белки, жиры и углеводы, все вместе благополучно перевариваются вплоть до того, что при тяжелых формах язвенной болезни желудок вообще можно полностью удалить, соединив двенадцатиперстную кишку напрямую с пищеводом - и ничего, живут себе люди, переваривая белки, жиры и углеводы с помощью только ферментов, выделяемых в полость двенадцатиперстной кишки! Чтобы убедиться в этом необходимо всего лишь перевернуть следующую за разделом "Пищеварение в желудке" страницу ЛЮБОГО учебника по физиологии человека! Таким образом, никакого серьезного "теоретического" обоснования концепции раздельного питания просто не существует!
3. Глава "О ПОЛЬЗЕ ВКУСНОГО ИЛИ ПОЧЕМУ "ХОРОШИЙ ПОВАР СТОИТ ХОРОШЕГО ДОКТОРА"
Например, чтобы получить действительно вкусную гречневую кашу, ее необходимо готовить где-то в течение двух, а то и трех часов! С позиций же "здорового" питания термическая обработка это "разрушение витаминов", поэтому время варки сокращают до 15 минут, и даже до 3-5 минут (после предварительного замачивания), получая "полезную", но совершенно безвкусную, не до готовности проваренную кашу! А уж про жарку на сковороде даже и упоминать не стоит - для поборников "здорового" питания это все "сплошные канцерогены"! В итоге, огромное множество людей, начитавшись "оздоровительной макулатуры", старательно приучает себя к "полезной", но абсолютно невкусной для них пище (обезжиренный творог, картошка на пару, соевый "шницель" и т.п.)!
Однако исследования физиологов достоверно подтверждают только один давно известный в ТРАДИЦИОННОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ факт: чтобы пища нормально усваивалась, она просто обязана быть, как минимум, ВКУСНОЙ. И тогда, по наблюдениям тех же физиологов, даже крайне неполноценное питание (к примеру, дефицитное по незаменимым аминокислотам) длительное время не приводит ни к каким вредным последствиям! Причем это не голословные утверждения теоретиков от питания, но строгие научные данные, полученные экспериментальным путем.
> Бхуджангасана - секреты выполнения. Ринад Минвалеев
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ йоги кандидат биологических наук Ринад Султанович МИНВАЛЕЕВ рекомендует позу кобры - бхуджангасану. По мнению физиолога, тот, кто умеет правильно исполнить позу кобры, может считать, что малая часть йоги завоевана.
Как же так, Ринад Султанович! Помнится, вы говорили, что "от всех недомоганий" исцеляет стойка на голове, она воздействует на мозг, а значит, и на все другие части тела. Кроме того, мы помним, что ключевой асаной зачастую служит поза лотоса, - именно в этой позе наиболее результативны все дыхательные упражнения, которые необходимо выполнять в период межсезонья. Ну и конечно, если говорить об осени, нельзя не вспомнить позу льва, которая в считанные часы способна одержать победу над ангиной. А скажем, вашему покорному слуге - заядлому курильщику и язвеннику - более всего подходит полупоза черепахи. На остальные мы пока чихали. Бог миловал. Теперь вот, поза кобры. Тоже главная? Или она "осенняя"?
Осенью надо стремиться ликвидировать "болезни жара". Они могут возникнуть ввиду избыточного потребления "горячей" пищи, из-за неправильного режима сна и бодрствования, ввиду отказа от иных рекомендаций, о которых говорится в текстах древней медицины. Однако "внутренний жар" может возникнуть сам по себе - даже при скрупулезном соблюдении канонов и традиций. Давайте вспомним, что не обходится без жара? Гнев. А значит, если вы на кого-то осерчали и не успокаиваетесь день, другой. Весной-то - ладно. А нынче эта злоба может расшатать ослабленные органы, усугубить то или иное пагубное изменение.
- Поза кобры - успокаивает?
Это не совсем точно. Она не расслабляет, а, наоборот, мобилизует. И тем не менее она способна погасить очень тяжелый стресс. Но только при точном выполнении.
А какое здесь еще может быть выполнение? Судя по фотографии, в данной позе ничего особенного: ложимся на живот и прогибаем спину. А для особо непонятливых есть много умных книжек, где помимо фотографий и рисунков, наличествуют текстовые описания.
Я видел много умных (и еще больше - не особо умных) книг по йоге, но не в одной из них не было правильного описания бхуджангасаны. Поскольку, чтобы правильно исполнить эту позу, необходимо внятно понимать и чувствовать, на что она воздействует, какие внутренние процессы запускает. Поэтому-то с бхуджангасаны я обычно начинаю все занятия по йоге. Кстати, именно в сегодняшнем контексте я хотел бы выразить признательность своему учителю по йоге Анатолию Ивановичу Иванову, который показал мне правильное исполнение этой - и в самом деле главной - асаны. Итак, ложимся на живот, вытягиваем ноги, сводим ягодицы, лоб на полу, ладони также упираем в пол, при этом локти сзади сведены усилием. Далее необходимо уподобить себя кобре, которая готовится к прыжку. Медленно поднимаем голову - до положения, пока затылок не упрется в верхнюю часть спины (в загривок). В этот момент активизируется щитовидная железа (на санскрите - вишуддхи-чакра). Далее начинаем прогибать грудной отдел позвоночника. Грудь медленно отрывается от пола, вместе с ней можно приподнять и руки.
- Руки не должны касаться пола?
Руки могут лежать на полу, могут висеть. Это непринципиально. Главное, на них не опираться. В итоге нужно постараться изогнуться так, как будто вы хотите лбом коснуться копчика (!).
- Разве это возможно?
Конечно нет. Грудной отдел вообще не прогибается, он выгнут в обратном направлении. Задача йога, выполняющего позу кобры, - постараться сделать невозможное. Но главное: НЕ прогибаться в пояснице. Живот - от пупа и ниже - НЕ должен отрываться от пола. То есть прогибаться нужно только в области лопаток. Тогда идет включение симпатического (торако-люмбального) отдела позвоночника, вступает в действие симпатоадреналовая система, имеет место мощное давление на область почек и надпочечников. Далее при должной степени прогиба грудинно-поясничного отдела позвоночника подбородок можно опустить, "отключив" тем самым щитовидку. Что позволяет резко увеличить прессинг на область почек и надпочечников.
- Каким же образом такая поза устраняет внутреннее раздражение?
Поначалу мои убеждения вытекали только из "экспериментов на себе". Потом, в процессе изучения коры надпочечников, догадки получили цифровое подтверждение. Мы взяли кровь из вены у двух десятков испытуемых. Замерили количество гормона стресса (кортизола). Затем все испытуемые выполнили позу кобры. После чего мы снова провели анализ крови и "посмотрели кортизол". Уровень гормона стресса резко снизился. Почти у всех.
Так, может, поза кобры все-таки успокаивает, снижает общий тонус организма? Вот все гормоны и пошли на убыль. В том числе и "стрессовый".
Дело в том, что параллельно с уровнями кортизола мы фиксировали содержание тестостерона (мужского полового гормона, который, как известно, положительно влияет на физическую силу, мышечную массу, быстроту мышления и половую страсть). Так вот, уровень тестостерона после выполнения бхуджангасаны резко увеличился. У всех. А это означает, что испытуемые обрели добавочную умственную и физическую активность, следовательно, ни о каком успокоении или там засыпании речи быть не может. Впрочем, данные по тестостерону меня не удивили, так как эффекты позы кобры нам хорошо известны и без "гормональных подтверждений". Я всегда рекомендую делать эту позу перед соревнованиями, дабы мобилизовать физическую суть, перед тренировками, чтобы повысить "жадность" мышц, перед серьезной умственной работой (особенно в часы усталости и недосыпа), а также непосредственно перед усилиями на любовном фронте.
- Книги - вещь незаменимая, когда они написаны со знанием дела. А вот когда ни знания, ни дела, тогда имеют место эдакие вот абракадабры, о которых вы упоминаете. Всегда, когда я делал эту позу утром, я чувствовал, что - не работает. То есть, в том, что она "вечерняя", не было никаких сомнений. Когда же удалось проверить "на гормоны" (а проверяли мы, естественно, и вечером, и утром) выяснилось, что утром - все наоборот. Количество гормонов стресса увеличивается, а содержание тестостерона падает. Иными словами, все позитивные эффекты - сила, мощь, сообразительность и сексуальная активность - после утреннего исполнения этой асаны падают. Об этом говорит снижение тестостерона. А повышение в крови гормона стресса делает руки и ноги более тонкими, а туловище более массивным, то есть ведет к старению. Об этом сказано в любом учебнике по физиологии. То есть, плюс ко всему, вечерняя поза кобры дает эффект омоложения. Кроме того, у этой позы выявлен целый ряд терапевтических эффектов. Ее полезно делать при любых расстройствах почек. Она оказывает лечебное воздействие при импотенции, женской фригидности и аноргазмии, патологическом климактерии, синдроме хронической усталости, депрессивных состояниях, гиперфункции и гипофункции (пониженной и повышенной функции) надпочечников.
О понятии «здоровье человека»
Что такое «здоровье»? Просмотрев более сотни определений по различным источникам, приходим к выводу, что понятие «здоровье» зачастую определяется через здоровье. Например, самое известное и часто цитируемое определение понятия «здоровье» дано в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), где здоровье трактуется как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Иначе говоря, суть большинства определений понятия здоровья сводится к заявлению, что здоровье свойственно здоровому человеку.
Такого рода определения называют логическими тавтологиями, и они, собственно, определениями быть не могут.
Однако уже в середине XIX в. французский врач и физиолог Клод Бернар вводит в научный оборот понятие «постоянства внутренней среды как условие независимой и свободной жизни», которое в начале XX в. американский физиолог Уолтер Кэннон назовет гомеостазисом. Собственно, гомеостазис и есть здоровье, тогда как болезнь есть устойчивое отклонение от гомеостаза.
Один из главных регуляторов гомеостазиса - вегетативная нервная система. Исторически первое название вегетативной нервной системы - автономная, что подчеркивает ее независимость от произвольной регуляции со стороны ЦНС (центральной нервной системы). Однако это не означает, что вегетативное обеспечение деятельности не поддается произвольному контролю. Известно, что большинство внутренних органов находятся под двойным контролем со стороны двух отделов вегетативной нервной системы с противоположными влияниями на энергообмен нашего организма:
1) система расхода энергии (она же эрготропная), вегетативным обеспечением которой занимается симпатическая нервная система (наиболее ярким примером служат реакции готовности или "борьбы или бегства");
2) система накопления энергии (трофотропная), которая в рамках нервной регуляции реализуется через парасимпатический отдел вегетативной нервной системы (еда и сон).
Тогда, физическая и умственная работоспособность человека (студента) определяется тонусом симпатической нервной системы, что обуславливает распространенность стрессовых форм эффективного принуждения к продуктивной работе, как физической, так и умственной. Наоборот, восстановительные (трофотропные) процессы оказываются скрытым трендом отставленных форм материального стимулирования (заработная плата), а потому демонстрируют тотальную неэффективность при непосредственном решении текущих задач.
Помимо внешнего управления, которое выступает как адекватный стимул симпато-адреналовой активации (физиологическая цель обучения и менеджмента), допустимы и иные влияния, которые находятся в распоряжении субъекта.
Одним из наиболее доступных способов восстановления адекватного вегетативного обеспечения деятельности выступает дозированная физическая активность (физическая культура), которая последовательно запускает симпато-адреналовую систему (для эффективного перевода потребленной энергии в мышечную работу), а затем по мере нарастания утомления обеспечивает преобладание парасимпатических влияний (для восстановления затраченных калорий). Причем наибольший уровень симпато-адреналовой активации достигается именно в спорте, где дополнительным стимулом вегетативного и гормонального обеспечения деятельности выступает соревнование, запускающее экспрессию поведенческого генома иерархии (эмоциональная поддержка победителя). Расширенный размах адекватного вегетативного обеспечения деятельности от энергозатратных (симпатикотония) к энерговосстановительным (парасимпатикотония) процессам может быть перенесен на прочие формы физической и умственной деятельности, поскольку их вегетативное обеспечение совпадает.
Накопленные нами данные о постуральных реакциях системного и внутриорганного кровотока (Минвалеев Р.С., 1999), а также гормональных ответов при тех же постуральных воздействиях (Минвалеев Р.С., 2004), позволяют обозначить задачу целевого поиска тех моторно-висцеральных рефлексов, которые в свою очередь позволяют решать задачи теории управления висцеральными функциями человеческого организма в рамках прикладной и спортивной физиологии. Вплотную к постановке этой задачи подошел в 60-70 годах XX века проф. М.Р. Могендович, который отмечал что "...вегетативные органы значительно инертнее, чем скелетная мускулатура. Поэтому уровень вегетативных функций принудительно определяется активной деятельностью скелетной мускулатуры, находящейся в свою очередь под непосредственным управлением центральной нервной системы. Возникающие при этом моторно-висцеральные рефлексы регулируют все вегетативные функции". В той же работе сообщается, что "статика тела, в виде определенных поз, оказывает влияние на внутренние органы по механизму позно-вегетативных рефлексов" (Могендович М.Р., 1975).
В связи с этим мы широко используем специфические моторно-висцеральные взаимодействия на основе статических упражнений хатха-йоги, представляющих собой тысячелетний опыт применения как известных, так еще и неизученных позно-вегетативных рефлексов в целях управления висцеральными функциями человеческого организма.
Следует учитывать также, что по данным научной группы мониторинга общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта СПбГУ больше половины студентов младших курсов (и более 90% на специальном медицинском отделении) страдают различными формами вегето-сосудистой дистониии (ВСД), что по сути означает малую или ассиметричную амплитуду колебаний вегетативного контура висцеральной регуляции:
1) вегетососудистая дистония по гипертоническому типу (сдвиг в сторону преобладания симпатических влияний)
2) вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу (сдвиг в сторону преобладания парасимпатических влияний)
3) смешанный дисбаланс вегетативной регуляции.
Для физиологической компенсации этих нарушений также рекомендуют широко применять дозированную физическую нагрузку (лечебная физическая культура), которая будет раскачивать вегетативный маятник, восстанавливая гармонический характер его колебаний. Мы предлагаем использовать и внедрять в вузовский учебный процесс в рамках дисциплины «физическая культура» методы адаптированных к современности традиционных систем оздоровления, в частности отдельные элементы йоги.
Особенностью йоги является ее доступность и все нарастающая популярность среди учащейся молодежи. Среди множества трактовок и полумистических интерпретаций системы индийской йоги для целей внедрения в учебный процесс подходит только одна, в которой Йога выступает как дисциплина, собственно русское ‘иго’ (сиречь ’ярмо’). Тогда хатха-йога или в переводе с санскрита ‘йога усилия’ - система физических упражнений, которые можно использовать в соответствии с известными вегетативными эффектами.
Например, активация симпато-адреналовой системы осуществляется через следующий моторно-висцеральный рефлекс, свойственный всем млекопитающим: прогиб назад в торако-люмбальном отделе позвоночника, который через сегментарную иннервацию мышц (проприоцепторы), не только замыкает рефлекторное кольцо опорно-двигательного аппарата, но и активизирует симпатический отдел вегетативной нервной системы, повышая уровень бодрствования животного через восходящую активирующую систему продолговатого мозга (ретикулярную формацию). Поскольку тот же контур поддержания бодрствования (проприоцепторы поперечно-полосатых мышц - симпато-адреналовая система - ретикулярная формация ствола - кора головного мозга) характерен и для человека, то произвольный прогиб назад из положения лежа на животе в грудинно-поясничном (тораколюмбальном) отделе позвоночника вполне может быть использован как канонизированное движение для повышения физической и умственной работоспособности и поддержания целенаправленного внимания. В йоге эти задачи решает ряд специфических упражнений, известных как сарпасана (‘поза змеи’), бхуджангасана (‘поза кобры’) и динамический комплекс последовательных движений, выполняемых с утра - сурья-намаскар (‘приветствие солнцу’).
(Поза кобры)
Техника исполнения: Выполняется из положения лежа, вытянувшись как струна, прижав ноги друг к другу от таза до стопы. Локти также следует максимально прижать к туловищу. Поднимаем голову «подобно кобре», вначале прогнувшись в шейном отделе, прижав затылок к спине, затем поднимаем грудной отдел, не отрывая нижнюю часть живота от земли. Максимальные усилия на прогиб позвоночника в грудном отделе.
Сурья намаскар - это серия из двенадцати положений тела, выполняемых после пробуждения (в идеале на восходе солнца).
Техника исполнения:
1. Встать вертикально,
кисти соединить перед грудью.
2. На вдохе развести руки в стороны, прогнув назад грудной отдел позвоночника, максимально соединяя лопатки. В этом положении локти разведены прямо, ладони направлены друг на друга. При каждом вдохе необходимо опираться на пятки и слегка втягивать пупок, чтобы освободить крестец и опустить вниз копчик. Одновременно поднять грудину вверх, прогибая грудную клетку вверх. Когда крестец движется вниз, а грудная клетка поднимается, плечи и руки растягиваются вверх и назад.
3. На выдохе наклонить туловище вперед и вниз по направлению к полу, сохраняя ноги выпрямленными.
4. На вдохе сделать глубокий шаг назад левой ногой. Правую ногу согнуть под углом 90 градусов. Открыть грудную клетку вперед и расслабить бедра, опустив их вниз по направлению к полу.
5. На вдохе поставить правую стопу назад на расстоянии ширины бедер от левой стопы. Стоять на передних частях стоп, вытягивая руки, плечи и туловище в одну прямую линию. Направлять таз вверх, когда опускаешься на пятки.
6. Вдохнуть и опустить бедра вниз до тех пор, пока тело не будет вытянуто в одну прямую линию - от макушки до стоп.
7. На вдохе согнуть колени, опустить грудь и подбородок вниз до косания пола. Ягодицы остаются на весу.
8. На вдохе скользить вперед вдоль пола. Напрячь ноги и ягодицы. Затем, отводя локти назад и держа их близко к телу, приподнять над полом голову, шею и грудную клетку, прогибаясь вверх.
9. На вдохе поднять поясницу и ягодицы вверх по направлению к потолку (новички сначала становятся на кисти и колени), возвращаясь в позу 5.
10. Оставляя кисти в том же положении, вдохнуть и сделать шаг вперед правой ногой, располагая стопу между ладонями, поднять голову и шею (аналогично позе 4).
11. На выдохе подтянуть левую стопу к правой, располагая стопы на ширине бедер (аналогично позе 3).
12. На вдохе поднять руки через стороны вверх над головой, одновременно выпрямляя туловище. В этом положении колени слегка согнуть (аналогично позе 2).
13. На выдохе вернуться в исходное положение, соединяя кисти в намасте (аналогично позе 1).
Повторить сурья намаскар
, поменяв положение ног в позах 4 и 10, то есть выполнить эту позу два раза, по одному на каждой стороне, чтобы закончить один подход.
При регулярном выполнении бхуджангасаны вечером перед сном и сурья-намаскар утром после пробуждения значительно возрастают физическая и умственная работоспособность, сокращается потребность во сне, при этом сон становится более глубоким и восстанавливающим, что является следствием своеобразного «раскачивания» вегетативного «маятника». В результате симптомы вегето-сосудистой дистонии устраняются буквально после первых регулярных исполнений этих упражнений.
Биологическая задача пищеварения в желудочно-кишечном тракте - гидролиз сложных пищевых соединений до составляющих, которые далее используются для обеспечения пластических и энергетичских нужд организма. А именно, белки должны быть расщеплены до аминокислот, жиры до жирных кислот, а углеводы до виноградного сахара (глюкозы). Пищеварительные ферменты разных типов (протеиназы, липазы и амилазы) только ускоряют гидролиз, в котором главным реагентом выступает вода. Знание школьной химии опровергает распространенные в литературе о «здоровом питании» рекомендации не запивать твердую еду водой.
Знание физиологии пищеварения позволяет отвергнуть также и большинство диетических модификаций в пользу сложившейся традиционной кухни, в которой на первом месте стоит вкус еды, запускающий наилучшие условия для переваривания поступающей пищи.
Для улучшения пищеварения в йоге предусмотрен ряд специфических упражнений, которые начинаются со втягивания живота после полного выдоха, на фоне которого далее выполняется задержка дыхания, т.е. фиксация диафрагмальной мышцы в верхнем положении. Тогда становится возможным максимально втягивать и выталкивать вперед переднюю стенку живота. Это упражнение называется агнисара-дхоути . Уддияна-бандха выполняется как фиксация после втягивания передней стенки живота в крайне верхнем положении и, наконец, наули , когда выделяется мышечный валик в правой, левой или по центру живота.
Транспортная функция кровообращения требует согласованной работы гемодинамических механизмов, обеспечивающих движение крови по большому и малому кругам кровообращения.
Застой крови в емкостном русле вен (вплоть до их варикозного расширения) зачастую есть следствие недостаточности сердечного выброса, поскольку пульсовое давление (т.е. разница между систолическим и диастолическим давлением) - один главных механизмов венозного возврата - в свою очередь обеспечивается объемом притекающей к правому сердца крови, т.е. той же силой венозного возврата. Разорвать этот порочный круг можно, повернув тело человека вниз головой. Тогда механически возросший венозный возврат (увеличение объема притекающей к правому сердцу крови) по закону Франка-Старлинга приведет к увеличению ударного объема (сердечного выброса из левого желудочка), что в свою очередь приведет к увеличению пульсового давления (наполнения пульсовой волны). Этой цели служат антиортостатические (перевернутые) позы в йоге - стойка на голове (сиршасана) и стойка на лопатках (сарвангасана).
Гемодинамическая ситуация с правым предсердием характеризуется пульсовой регургитацией (обратным забросом) крови в полые вены при каждой систоле, вследствие отсутствия клапана на входе в предсердия. Это явление получило название венный пульс, который регистрируется не только в полых венах, но и венах паренхиматозных органов (печени и почках). Механическое обжатие печени и почек, наблюдаемое при выполнении специальных упражнений из практики хатха-йоги (халасаны и бхуджангасаны ) ведет к исчезновению явлений регургитации, то есть делает внутриорганный кровоток однонаправленным, что значительно улучшает кровоснабжение и далее функцию печени и почек.
Последствия неконтролируемого стресса на фазе истощения адаптационного потенциала (по Гансу Селье) приводят к так называемым стрессогенным заболеваниям (язвы желудочно-кишечного тракта, атеросклероз, гипертония и др.). Предшествующие истощению фазы стресса представляют собой две последовательные адаптации к угрозам из внешней или внутренней среды (различным стрессорам). Первая - реакция «борьбы или бегства» обеспечивается симпато-адреналовой системой, вторая - реакция «затаивания» характеризуется значительным возрастанием уровня кортизола, секретируемого корой надпочечников. Эволюционный отбор привел к преобладанию в популяции второй фазы реагирования на стресс, что обусловило фиксацию в теории стресса Г.Селье именно гормона кортизола как главного гормона стресса. Катаболическое действие кортизола приводит уменьшению содержания белка в организме, что ведет к мышечной слабости, снижению иммунитета, и в совокупности является одной из распространенных причин преждевременного старения (кушингоидный синдром). Именно поэтому давно подмечено в народе, что «Не годы старят, а невзгоды»
Существующие методы психологического контроля стрессовых реакций (стресс-менеджмент) в основном сводятся к недопущению стрессового реагирования и не позволяют контролировать последствия уже состоявшегося стресса. Управляемое снижение уровня кортизола позволило бы уменьшить патогенные последствия стресса, не допуская наступления фазы истощения. Этой цели служит бхуджангасана (поза кобры), после которой уровень кортизола достоверно снижается, а половые гормоны (прежде всего, тестостерон) как анаболические антагонисты кортизола возрастают.
Биологическая роль иммунной системы состоит в поддержании генетического постоянства внутренней среды, заданного наследственным аппаратом половой клетки сразу после оплодотворения. Белки, синтезированные по любым иным матрицам чужеродного генома, называются антигенами. При попадании во внутреннюю среду антигены должны быть распознаны и выведены вовне. Иммунная защита состоит из нескольких уровней, которые последовательно включаются по мере продвижения антигена во внутреннюю среду.
Для укрепления местного барьерного неспецифического иммунитета в области дыхательного горла как одном из «входных ворот» проникновения антигенов (инфекции) применяется специальная поза из арсенала хатха-йоги - симхасана (поза льва). Она выполняется из положения сидя с прямой спиной на задержке после полного вдоха. Слегка опускаем голову напряжением в затылке и спине (джаландхара-бандха или то, что в русском языке описывается глаголом «набычиться»), и после этого максимально высовываем язык, глядя исподлобья вверх. Начальные признаки острого воспаления лимфоидного воротника миндалин (тонзиллит) легко устраняются 2-3 повторениями этого упражнения с интервалом в 15-20 минут.
Эффективность иммунных механизмов зависит также от актуальной температуры тела, внешнее охлаждение которого ведет к наиболее распространенному иммунодефицитному состоянию, именуемому в народе «простудой» (от слова ‘простывать’ или ‘охлаждаться’). И наоборот, любая форма разогрева (внешнего или внутреннего) связана с известными традиционными методами повышения иммунной резистентности, к коим относится, прежде всего, баня.
Поддержание постоянной температуры тела (гомойотермия) является одной из важнейших гомеостатических постоянных, соответственно, и первым атрибутом здоровья. Скорость биохимических реакций, а также скорость перемещения иммунокомпетентных клеток также зависит от температуры внутренней среды организма
Отечественный биофизик австрийского происхождения К.С.Тринчер доказал в середине XX века, что одним из пусковых механизмов несократительного термогенеза служит гипоксия различных видов (рабочая, высотная, вызванная частичной кровопотерей и др.). В частности, обычная задержка дыхания на выдохе с пропульсивными движениями передней стенки живота позволяет быстро создать необходимые для запуска внутрилегочного термогенеза условия (гипоксемия). Это и есть адаптированная нами тибетская йога туммо, легко осваиваемая на обычных занятиях по физической культуре любым неподготовленным человеком. Регулярное выполнение этих простых и безопасных упражнений на морозе позволяет не только практически исключить простудные заболевания легких, но и вызвать антиатерогенные изменения липидного профиля крови.
Одним из главных метаболических регуляторов периферического кровотока является актуальная концентрация углекислого газа как метаболического вазодилятатора (сосудорасширителя) прекапиллярных артериол. Любая форма физической активности ведет к накоплению углекислого газа, улучшая в том числе и мозговой кровоток, обеспечивая тем самым условия эффективной умственной деятельности.
Однако увеличение концентрации углекислого газа (гиперкапния) стимулирует дыхательный центр, запускающий избыточную частоту дыхательных движений (гипервентиляцию), что приводит к быстрому вымыванию углекислого газа из крови, обуславливая известные антагонистические отношения между уровнем физической активности и эффективной умственной деятельности.
С этих позиций практика адаптированной хатха-йоги представляется наиболее оптимальной. При каждой асане действуют силы упругости и тяготения, которые изменили бы положение членов тела, если бы могли действовать беспрепятственно. Чтобы этого не произошло, мышцы осуществляют противодействие. Сумма и направление сил противодействия, т.е. координированное сокращение строго определенных мышц, осуществляется под контролем центральной нервной системы (ЦНС). Этот контроль может быть адекватен только при условии, если ЦНС (как управляющая инстанция) получает истинную информацию об эффективности управления и возможных помехах, т.е. при наличии сигналов обратной связи о положении частей тела и их отклонениях от заданных величин. Чем меньше требуется затем коррекции, тем выше эффективность управления. В соответствии с этим напряжение слишком многих мышц в той или иной асане говорит о недостаточности владения своим телом, что проявляется, например, в применении слишком больших усилий вследствие того, что одновременной соиннервации подвергаются также и мышцы-антагонисты, векторы сил которых затем должны быть соответственно компенсированы. В общем смысле всякое длительное изометрическое сокращение мышцы (произвольное или непроизвольное) сопровождается столь же продолжительным изометрическим сокращением ее антагониста, только со значительно меньшим усилием, чем у агониста, так как мышцы-антагонисты в системе сенсомоторной регуляции играют роль тормозящих и корректирующих элементов. Поскольку при овладении асаной практикующие учатся затрачивать по возможности все меньшее усилие на удержание принятой позы (в особенности, это относится к компоненту устойчивости в асане), то отсюда следует, что система регуляции увеличивает свою функциональную способность тогда, когда либо быстрее происходит фиксация отклонения (т. е. повышается чувствительность), либо/и быстрее происходит восстановление, и отклонение от должного положения начинает испытывать более скорое противодействие, и тем самым, для коррекции требуется относительно меньшее усилие. В результате улучшается управляемость всей двигательной системы.
Эта оптимизация системы сенсомоторной регуляции становится возможной потому, что асаны исполняются с концентрацией внимания. Оптимизация регуляции тесно связана или даже совпадает с уровнем сосредоточенности. Здесь заключается целая психосоматическая проблема: чем выше концентрация, тем меньше усилий требуется для исполнения асаны и, соответственно, достаточно долгая практика асан улучшает способность к сосредоточению. Психическая деятельность определяет качество соматических функций, и наоборот, функциональное улучшение баланса достигается посредством психической деятельности сосредоточения, т. о. психическая установка определяет структурное содержание сенсомоторной системы.
Таким образом, рассмотренные упражнения из арсенала хатха-йоги вполне укладываются в образовательный стандарт Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) 2011 года, где одной из компетенций, подлежащих освоению по уровню высшего профессионального образования уровня «Бакалавриат» обозначена готовность выпускника правильно использовать представления о физической культуре и методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих активную профессиональную деятельность. Выше мы рассмотрели один из методов быстрого включения механизмов гомеостаза (адаптации), доступных для освоения на занятиях по физической культуре студентам с разным уровнем физической подготовки, включая тех, кому разрешены только теоретические занятия.
ЛИТЕРАТУРА
- Дубынин В.А. Регуляторные системы организма. М.: Дрофа, 2003. - 368 с.
- Минвалеев Р.С. Вся правда о диетах. Очерки прикладной физиологии. М.: Фитон+, 2006. - 128 с.
- Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34.
- Минвалеев Р.С. О пользе вкусного // Химия и жизнь XXI век, 2007, №6, с. 40-44.
- Эберт Д. Физиологические аспекты йоги /пер. с нем. Минвалеева Р.С. - СПб., 1999 - 159 с.
- Минвалеев Р. С., Архипова Л.Э., Гордеев Ю.В. Уддияна-бандха как способ быстрого повышения адаптационных резервов организма // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию физической культуры и спорта в СПбГУ «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 01 ноября 2011 года. СПб: 2011 - с. 40-45.
- Минвалеев Р.С., Руденко А.А. Традиционные системы оздоровления. Учебное пособие. СПб: Национальный институт здоровья, 2003 - 94 с.
Рина́д Султа́нович Минвале́ев (20 августа , Ярославль , СССР) - российский физиолог , исследователь традиционных систем оздоровления, кандидат биологических наук , доцент Санкт-Петербургского государственного университета .
Автор исследований и научных публикаций, крупнейшими из которых являются способ нормализации адаптивных функциональных систем организма человека и метод холодоустойчивости человеческого организма на основе тибетской «йоги внутреннего тепла» туммо (совместно с к. ф.-м. н. А. И. Ивановым). Автор книги «Вся правда о диетах, или Как похудеть без вреда для здоровья. Очерки прикладной физиологии». Научный руководитель ряда международных экспедиций. Ведущий именного раздела в дискуссионно-просветительском клубе www.realyoga.ru .
Популяризатор физиологического подхода к вопросам оздоровления души и тела. Уделяет большое внимание развенчанию мифов оздоровления.
Научная деятельность
Научные публикации
- Минвалеев Р. С. Электрическая активность мозга при шавасане // Впервые в медицине, 1995, № 1, - СПб.- с. 45.
- Минвалеев Р. С., Кузнецов А. А., Ноздрачев А. Д., Лавинский Х. Ю. Особенности наполнения левого желудочка сердца при перевернутых позах человека // Физиология человека, 1996, т. 22, № 6, с. 27-34.
- Минвалеев Р. С., Кузнецов А. А., Ноздрачев А. Д. Как влияет поза тела на кровоток в паренхиматозных органах? Сообщение I. Печень // Физиология человека, 1998, т. 24, № 4. - с. 101-107.
- Минвалеев Р. С., Кузнецов А. А., Ноздрачев А. Д. Как влияет поза тела на кровоток в паренхиматозных органах? Сообщение II. Почки // Физиология человека, 1999, т. 25, № 2. - с. 92-98.
- Минвалеев Р. С. Особенности внутрисердечного и внутриорганного кровотока при избранных позах человека (по данным допплерэхографии): Дисс… канд. биол. наук: 03.00.13 / Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 1999-118 с., ил.
- Минвалеев Р. С. ПАТЕНТ на изобретение № 2201192 «СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ АДАПТИВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА» от 11.07.2000.
- Минвалеев Р. С., Иванов А. И., Горбенко П. П. и др. Здоровое питание как элемент психосоматической профилактики наркомании. Отчет о НИР. № госрегистрации РНК 04.000.02.00067. - СПб.: 2002.
- Минвалеев Р. С., Кирьянова В. В., Иванов А. И. Бхуджангасана изменяет уровень уровень стероидных гормонов у здоровых людей // Адаптивная физическая культура, № 2 (10), 2002. - с. 22-27
- Минвалеев Р. С., Иванов А. И. К теории управления человеческим организмом. Сообщение 2: Уддияна-бандха // Адаптивная физическая культура, 2003, № 1 (13) - с. 10-11.
- Минвалеев Р. С., Иванов А. И. К теории управления человеческим организмом. Сообщение 3: Гарудасана // Адаптивная физическая культура, 2003, № 2 (14) - с. 28-29.
- Минвалеев Р. С., Иванов А. И. К теории управления человеческим организмом. Сообщение 4: Ваджроли-Мудра // Адаптивная физическая культура, 2003, № 3 (15) - с. 9-10.
- Минвалеев Р. С., Ноздрачев А. Д., Кирьянова В. В., Иванов А. И. Постуральные влияния на уровень гормонов у здоровых людей. Сообщение I: Поза «кобры» и стероидные гормоны // Физиология человека, 2004, том 30, № 4. - с. 88-92.
- Иванов А. И., Минвалеев Р. С. Информационный подход к анализу систем: Основы моделирования и первичная обработка данных. Учебное пособие для студентов вузов. Ч.1. СПб филиал ГУ-ВШЭ, 2006. - 99 с.
- Минвалеев Р. С., Иванов А. И., Савельев Е. В. Новый метод адаптации человека к условиям низких температур. Термодинамический подход // Интеллектуальный форум: Открытая дверь. Материалы научно-творческой встречи. - СПб.: НИИ ПММ, 2007. - с. 200-206.
- Минвалеев Р. С., Иванов А. И. Модель сатурации при дыхании гипоксической смесью // Спортивна Медицина (Украина), 2008, № 2. - с. 122-124.
- Минвалеев Р. С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, № 12, с. 28-34.
- Минвалеев Р. С., Иванов А. И. К теории управления организмом человека. Сообщение 7: Управляемое снижение в крови уровня кортизола // Спортивна Медицина (Украина), 2009, № 1-2. - с. 125-129.
- Беркович Ю. А., Демин А. В., Дьяченко А. И., Минвалеев Р. С. Исследование методики повышения холодоустойчивости организма в условиях гипоксии (промежуточный). Отчет НИР. ИМБП РАН, Москва 2010.
- Минвалеев Р.С. Сравнение скорости изменения липидного профиля сыворотки крови человека при подъеме на высоту среднегорья // Физиология человека, 2011, том 37, №3. - с. 103-108.
- Минвалеев Р. Вся правда о диетах, или Как похудеть без вреда для здоровья. Очерки прикладной физиологии. - М .: Фитон+, 2006. - 128 с. - 3000 экз. - ISBN 5-93457-116-8
- Минвалеев Р. Похудеть без вреда. Теория и практика здорового питания. - СПб: Питер, 2003. - 128 с. - (Исцели себя сам). - 20 000 экз. - ISBN 5-318-00696-5
- Минвалеев Р. Коррекция веса. Теория и практика здорового питания. - СПб: Питер, 2001. - 128 с. - (Исцели себя сам). - 15 000 экз. - ISBN 5-318-00148-3
Публикации об экспедициях
- Журнал «Санкт-Петербургский университет», 2010-03-05, «В Гималаи - за здоровьем»
- Радио «Балтика», 104.8 FM, 21.05.2009. Эфир с участием организатора экспедиции «Гималаи-2009» Ирины Архиповой и Ринадом Минвалеевым