ЛФК при бронхиальной астме – это важный метод восстановления и сохранения нормальной функции лёгких . Лечебная гимнастика способствует укреплению всего организма и хорошо тонизирует. Если регулярно делать физические упражнения и принимать лекарственные препараты, что прописал доктор, то можно снизить частоту рецидивов. Особые физические упражнения должны назначаться всем астматикам в период стойкой ремиссии и при полном отсутствии противопоказаний. Нельзя выполнять курс упражнений при тяжёлой сердечной или дыхательной недостаточности, а также в период простудных заболеваний, если они протекают с температурой выше 37,5 градуса.
Влияние лечебной физкультуры на больного
Физиотерапия при бронхиальной астме благоприятно действует на весь организм больного. За счёт регулярных упражнений можно значительно снизить объём принимаемых лекарственных препаратов . ЛФК оказывает такое воздействие на организм человека с бронхиальной астмой:
- нормализуется механическое дыхание;
- заметно улучшаются функции центра дыхания, и восстанавливается подвижность грудной клетки;
- улучшается дренаж бронхиального дерева . Вязкая мокрота быстрее выводится из органов дыхания;
- тонизируется весь организм, человек становится более выносливым;
- улучшается эмоциональное состояние больного.
Лечебная физкультура при бронхиальной астме обычно включает в себя особый комплекс упражнений, которые направлены на укрепление мышечной массы, что участвует в дыхательном процессе, и усиление вентиляции лёгких.
Пациенту с бронхиальной астмой комплекс упражнений показывают в кабинете ЛФК, который есть во всех поликлиниках.
Особенности выполнения
Лечебная гимнастика при бронхиальной астме может выполняться только в стадии ремиссии, когда общее состояние человека не нарушено . Комплекс физических упражнений следует проводить при открытой форточке, чтобы в комнате был доступ кислорода.
ЛФК полностью противопоказана, если у человека диагностирован астматический статус или его беспокоит сильная одышка. Обычно это происходит, если частота дыхания более 25 вдохов за минуту. Запрещается выполнять упражнения, если у астматика есть дыхательная недостаточность 3 степени тяжести. Если бронхиальная астма протекает весьма тяжко, то до начала выполнения упражнений нужно пропить бронходилататоры.
Курс физических упражнений разрабатывается индивидуально на основе диагностического обследования пациента. При обследовании доктор выясняет тяжесть заболевания, а также частоту рецидивов, при этом все данные сопоставляются с возрастом больного.
До того как больной начинает выполнять полный комплекс лечебных упражнений, необходимо на протяжении двух дней выполнить подготовку . Это необходимо, чтобы протестировать физические и психологические возможности человека. Некоторые упражнения при бронхиальной астме включают произношение определённых звуков. Совокупность простых гимнастических упражнений поможет в полной мере определить степень нужного вмешательства.
Астматикам желательно совмещать ЛФК с плаваньем или скандинавской ходьбой. Такая физическая активность активизирует дыхательную функцию и предотвращает возможные рецидивы.
Механизм влияния ЛФК на больного
ЛФК при астме должна проводиться вне периода обострения, при хорошем самочувствии человека и отсутствии нарушений кровообращения. Гимнастический комплекс при бронхиальной астме способствует укреплению организма и стабилизирует психоэмоциональное состояние астматика. При дозированной физической активности снимается бронхоспазм и активизируется дыхательный процесс :
- Благодаря лечебной физкультуре стабилизируют многие рефлексы, за счёт этого дыхание становится физиологическим и сосуды в бронхах приходят в норму.
- Упражнения, которые сопровождаются произнесением звуков, направлены на предупреждение развития лёгочной эмфиземы и улучшение обмена веществ в организме.
- При проведении упражнений увеличивается активность всех групп мышц, что приводит к выбросу адреналина в кровь. Это положительно отражается на состоянии астматика.
- При выполнении упражнений на мышцы, которые участвуют в процессе дыхания, накладывается дополнительная нагрузка, благодаря этому больной может предупреждать астматические приступы на начальной стадии и полностью их контролировать.
- Упражнения для выполнения лечебной физкультуры доктор подбирает индивидуально. При этом учитывается возраст астматика, тяжесть общих симптомов, степень физической подготовки человека, а также особенность течения болезни.
- ЛФК при астме состоит из комплекса особых упражнений, которые направлены на общее укрепление всего организма и возможность контролировать подвижность грудной клетки.
Особое внимание при проведении гимнастики необходимо уделять упражнениям, которые направляются на развитие диафрагмального дыхания с особым удлинённым выдохом . Правильно проводимый комплекс упражнений помогает хорошо укрепить мышцы брюшины. Очень важно сочетать упражнения лечебной физкультуры с произношением некоторых звуков. Такой подход помогает укрепить мимические мышцы.
Астматик должен выполнять упражнения лечебной физкультуры в то время, когда кто-то из родных дома. Стоит помнить, что во время проведения гимнастики больному может стать плохо.
Упражнений для астматиков
Любые упражнения можно начинать делать лишь в период ремиссии. Комплекс лечебной физкультуры направлен на стабилизацию обменных и нервных процессов, устранение бронхоспазма и нормализацию дыхательного процесса .
- На протяжении 40 секунд больной дышит, при этом делая вдохи и выдохи всё реже.
- В исходном положении руки сжимают в кулаки, потом их подносят к плечам и глубоко вдыхают. После чего возвращают руки ввниз и выдыхают.
- В положении стоя одну ногу сгибают в колене и немного подтягивают к животу, при этом глубоко выдыхают. После чего ногу возвращают в исходное положение и вдыхают. Во время проведения гимнастики ноги чередуют.
- Руки вытягивают перед собой, ладонями кверху и поворачиваются в любую сторону. Во время поворота глубоко вдыхают, а при возврате в исходное положение выдыхают.
- Выполняют глубокий вдох, при этом пытаясь тянуть звуки Ш или Ж.
- Больной садится на стул со спинкой и начинает выполнять наклоны в стороны. Руки при этом скользят по ножкам стула. При наклонах выдыхают, а в исходном положении делают полноценный вдох.
- Человек становится, расставив ноги на уровень плеч, руки на талии, а локти разведены в стороны. Вдох следует в спокойном состоянии, а выдох, при соединении локтей.
- Больной стоит около стула и делает вдох, при присаживании на стул нужно выдыхать.
- Ноги расставляют на уровень плеч, руки ставят на пояс. Необходимо глубоко дышать, но на вдохе и выдохе тянуть звуки А и О.
- Ноги на уровне плеч, руки на тали. Больной выполняет наклоны вперёд. В спокойном положении делают вдох, а при наклонах глубокий выдох.
- Больной лежит на полу. На вдохе одну руку поднимает, на выдохе опускает. Руки чередуют.
- Больной лежит на спине. При выдохе невысоко поднимает одну ногу, на вдохе её нужно опустить. Ноги чередуют несколько раз.
- В положении сидя необходимо напрягать голеностопы, при этом синхронно сжимая и разжимая кулаки.
Тренировку проводят несколько раз в неделю. Во время выполнения упражнений нужно открыть форточку, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Продолжительность тренировки не должна быть более 30 минут, все упражнения повторяют по 5-6 раз .
Можно выполнять всю лечебную гимнастику за раз, а можно сделать в день несколько подходов, по 2-3 упражнения в каждом.
Особенности ЛФК у детей
Специалистами разработано несколько оригинальных комплексов лечебной гимнастики для деток. Для проведения всех этих упражнений не нужна специальная подготовка. Дыхательная гимнастика положительно влияет на весь организм ребёнка, тонизирует его и способствует улучшению дыхательной функции. ЛФК у детей проводится с ограничением времени. Продолжительность занятий не должна превышать 20 минут в день .
Нередко астматические приступы у деток возникают при недостаточно активном образе жизни. В подобном случае в дыхательной системе заметна нехватка углекислого газа. Скорректировать такое состояние помогут дыхательные упражнения по Бутейко, которые практически не имеют противопоказаний.
Проводя ЛФК у детей, нужно акцентировать особое внимание на задержке дыхания, после которой ребёнок должен дышать спокойно и поверхностно. Определить подходящий комплекс упражнений для ребёнка должен специалист, учитывая не только возраст и тяжесть болезни, но и наличие сопутствующих патологий.
Если регулярно и правильно выполнять лечебную физкультуру с ребёнком, то бронхиальная астма будет напоминать о себе всё реже.
Бронхиальная астма всегда лечится комплексно. При этом используются лекарственные препараты, физиотерапия и лечебная физкультура. Комплекс ЛФК доктор подбирает индивидуально, такой подход позволяет снизить частоту приступов и улучшить самочувствие больного .
Вы человек достаточно активный, который заботится и думает о своей дыхательной системе и здоровье в целом, продолжайте заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, и Ваш организм будет Вас радовать на протяжении всей жизни, и никакой бронхит вас не побеспокоит. Но не забывайте вовремя проходить обследования, поддерживайте свой иммунитет, это очень важно, не переохлаждайтесь, избегайте тяжелых физических и сильных эмоциональных перегрузок.
Пора бы уже задуматься о том, что Вы, что-то делаете не так…
Вы находитесь в группе риска, стоит задуматься о вашем образе жизни и начать заниматься собой. Обязательна физкультура, а еще лучше начать заниматься спортом, выберите тот вид спорта, который больше всего нравится, и превратите его в хобби (танцы, прогулки на велосипедах, тренажерный зал или просто старайтесь больше ходить). Не забывайте вовремя лечить простуды и грипп, они могут привести к осложнениям на легких. Обязательно работайте со своим иммунитетом, закаляйтесь, как можно чаще находитесь на природе и свежем воздухе. Не забывайте проходить плановые ежегодные обследования, лечить заболевания легких на начальных стадиях гораздо проще, чем в запущенном виде. Избегайте эмоциональных и физических перегрузок, курение либо контакт с курильщиками по возможности исключите либо сведите к минимуму.
Пора бить тревогу! В вашем случае вероятность заболеть астмой огромна!
Вы совершенно безответственно относитесь к своему здоровью, тем самым разрушая работу Ваших легких и бронхов, пожалейте их! Если хотите долго прожить, Вам нужно кардинально изменить все ваше отношение к организму. В первую очередь пройдите обследование у таких специалистов как терапевт и пульмонолог, вам необходимо принимать радикальные меры иначе все может плохо закончиться для Вас. Выполняйте все рекомендации врачей, кардинально измените свою жизнь, возможно, стоит поменять работу или даже место жительства, абсолютно исключите курение и алкоголь из своей жизни, и сведите контакт с людьми, имеющими такие пагубные привычки к минимуму, закаляйтесь, укрепляйте свой иммунитет, как можно чаще бывайте на свежем воздухе. Избегайте эмоциональных и физических перегрузок. Полностью исключите из бытового обращения все агрессивные средства, замените на натуральные, природные средства. Не забывайте делать дома влажную уборку и проветривание помещения.
Бронхиальная астма является хроническим заболеванием дыхательной системы с приступами удушья. Помимо назначения медикаментов важное значение имеет физиотерапия, оказывающая также лечебное и профилактическое действия. Это в первую очередь лечебная физкультура, цель которой - укрепить тонус дыхательной мускулатуры, способствовать выведению мокроты, улучшить снабжение тканей легких кислородом. Больной должен научиться управлять циклами дыхания и развить мышечную систему с помощью специального комплекса упражнений.
Задачи ЛФК
Физическая реабилитация имеет определенные цели:
- Укрепление мышечной системы организма общетонизирующими упражнениями.
- Расслабление дыхательной мускулатуры.
- Тренировка самостоятельной регуляции дыхательного акта и ритма.
- Удаление остатков избыточного воздуха в респираторных путях.
- Увеличение эластичности грудной клетки.
Главными задачами являются уменьшение спазма бронхов и бронхиол, улучшение дыхательного акта, нормализация содержания кислорода в крови и тканях организма.
Показания и противопоказания
Несмотря на эффективность и необходимость физиотерапевтических занятий многим больным, у них имеется ряд противопоказаний.
Показания:
- Подострый период сопутствующих легочных заболеваний.
- Выздоровление после пневмонии, плевритов, бронхитов.
- Период между приступами бронхиальной астмы.
ЛФК не применяется при следующих состояниях:
- Резко выраженное обострение легочных хронических заболеваний.
- Острый период патологии бронхов и легких.
- Легочно-сердечная недостаточность третьей степени.
- Частые приступы удушья.
Структура программы ЛФК
Курс ЛФК при бронхиальной астме различается по длительности и состоит из подготовительного и тренировочного периодов. Начальной является подготовительная часть, длительность которой составляет два-три дня.
Подготовительный период включает следующие задачи:
- исследование состояния больного и его функциональных возможностей;
- изучение больными специальных упражнений для возвращения механизма правильного дыхания.
Занятия ЛФК проводятся по индивидуальной программе. У взрослых ее структура зависит от состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тяжести течения основного заболевания, возраста, физических возможностей.
Упражнения по лечебной гимнастике начинаются с ряда исходных положений:
- приподнимается головной конец кровати, человек ложится на спину;
- человек садится лицом к спинке стула, сгибает предплечья обеих рук, опирается руками о спинку и кладет на нее подбородок;
- больной приседает на край стула и откидывается на его спинку.
Начало и завершение тренировки сопровождается легкими массажными процедурами лица, груди, плеч. В упражнениях активно используют дыхание с длинным и медленным выдохом, звуковую гимнастику, тренируют дыхательные экскурсии с помощью диафрагмы, разрабатывают мышечные структуры грудной клетки и плечевого пояса. Занятие длится от пяти до десяти минут (зависит от различных факторов состояния здоровья человека). Темп занятий должен быть медленным. Каждое упражнение повторяется от трех до пяти раз.
В тренировочном периоде стоит ряд задач:
- Нормализация тонуса центральной нервной системы.
- Снижение бронхоспазма и бронхиолоспазма.
- Улучшение вентилирования дыхательных путей.
- Восстановление ритма полноценного дыхания с приоритетным развитием выдоха.
- Укрепление вспомогательной дыхательной мускулатуры и улучшение подвижности каркаса грудной клетки и диафрагмальной мышцы.
- Обучение пациента самостоятельному расслаблению мышц и выполнению тренировок дома.
- Тренировка пациента регулировать свое дыхание при эпизодах приступов.
В терапии бронхиальной астмы в период между приступами реализуется медицинская программа восстановления - различные способы и виды ЛФК: кинезотерапия, лечебная гимнастика, задания для самостоятельного выполнения, тренировки на тренажерах для дыхания, велоэргометры, дозированные и постепенные прогулки, плавательные процедуры, катание на лыжах, динамичный спорт. Пациент должен делать усилия мышцами во время упражнений в момент выдоха (при поворотах и наклонах туловища, бросании мячей). Обязательно должны делаться перерывы для отдыха и расслабления между повторениями.
Лечебная физкультура детей включает игры с активными движениями и упражнения с мячами больших размеров для гимнастики.
Примеры выполнения упражнений
Упражнения можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе, в специальных амбулаторных кабинетах.
- 1. Становятся в основную стойку. Вдыхая, плавно поднимают руки от боков. Опуская, делают медленный шипящий выдох.
- 2. Стоя на ногах, обнимают себя за область нижних ребер. Делают вдох, немного сжимают грудную клетку, выдыхают с жужжанием.
- 3. Прямая стойка, кисти лежат на ребрах, локти отводятся в стороны и назад, одновременно ладонной поверхностью жмут толчками на бока грудной клетки, протяжно произнося букву "О".
- 4. Начинают как в предыдущем упражнении, но при отведении плеч делают вдох, на сведении - выдох.
- 5. Садятся на стул, руки упирают в бока. Вдох выполняется с поворотом тела в правую сторону и одновременным отведением руки назад. По возвращении в исходное положение продолжительно выдыхают. С левой стороной аналогично.
- 6. В положении стоя руки отводят назад и в стороны, вдыхают, затем резко себя обхватывают за верхнюю часть грудной клетки, кистями хлопнув по надлопаточным областям и выдохнув.
- 7. Лежат на спине, руки сгибают в локтях и подкладывают под себя. Вдыхая, выгибаются "мостиком", опираясь на затылочную область и локти. На выдохе - возврат в исходное положение.
- 8. Начало: лежа на спине, руки по швам. Руки в стороны, вдохнуть, колено одной ноги прижать к груди руками, затем медленно выдохнуть. Со второй ногой так же.
- 9. Из положения лежа тянутся корпусом к пальцам ног руками и лбом к коленям, делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдыхают.
- 10. Из той же позиции: со вдохом поднимают выпрямленные ноги под углом сорок пять градусов, на выдохе опускают.
- 11. Лежа на спине: обхватывают грудную клетку, на выдохе сжимают ее.
- 12. Лежа с согнутыми в коленях ногами. Одну руку положить на грудь, вторую - на живот. Во время вдоха через нос жать на грудную клетку, с выдохом - на переднюю брюшную стенку.
- 13. Лечь на живот, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить, поднимая их вверх - вдохнуть, опуская - выдохнуть.
- 14. Отжимания руками с упором коленями. При поднятии туловища вверх - вдох, вниз - выдох.
- 15. Лежать на животе, одновременно поднимать руки и ноги вверх, вдыхая. Задержавшись в этом положении, медленно выдохнуть.
- 16. Пожимать плечами - производить сокращения трапециевидных мышц.
- 17. Сводить лопатки вместе, напрячь межлопаточные мышцы, затем расслабить их и выполнить наклон туловища.
- 18. Попеременно напрягать и расслаблять мышцы правой и левой руки, мышцы шеи.
- 19. Звуковая гимнастика: после вдоха носом на выдохе произносить различные гласные и согласные звуки. В подготовительном периоде: "У", "И", "Е", "О". В тренировочном: "З", "С", "Р", далее добавлять звуки"Ш", "Щ", "Ж". Поначалу выдох производится на протяжении 5 сек, затем постепенно увеличивается до 30. Повторять упражнения 2-3 минуты с паузами в 30 сек, 5-6 раз в день.
Методика выполнения элементов
Средняя длительность лечебно-гимнастических занятий составляет около 20 минут. Выполняются они один раз в день, в умеренном темпе. Необходимое количество повторений поначалу составляет 4-5, увеличиваясь до 8-10. Два раза в сутки пациенты также выполняют сами комплекс индивидуальных упражнений. Астматикам необходима регулярная ходьба с дозированным режимом и удлиненным выдохом. Интенсивность нагрузок следует постепенно увеличивать.
Заметные результаты дают дозированные пробежки. Начинают с бега на месте, бедра поднимают невысоко, с неспешным темпом. Поначалу продолжительность упражнения составляет одну минуту, выполняется три раза в день - утром, за 30 минут до обеда и за 2 часа перед сном. Затем длительность бега увеличивается до 15 минут три раза в неделю, ежедневно прибавляется по 10-15 секунд. Во время пробежки важен правильный ритм дыхания: вдыхать носом, выдыхать в два раза дольше через губы, сложенные трубочкой.
Легкое и среднетяжелое течение заболевания улучшают плавательные процедуры. Они проводятся спустя две-три недели после обострения. Для тренировки вспомогательных для дыхания мышц выдыхать следует в воду, преодолевая ее сопротивление. Рекомендованы подвижные игры с мячом в облегченном варианте продолжительностью от 15 до 60 минут с обязательными паузами. Благодаря им у больных с редкими приступами можно свести их к минимуму. Тренажеры для дыхания помогают выполнять упражнения лежачим больным и тем, кто имеет тяжелые дыхательные нарушения. В качестве тренажеров могут выступать воздушные шарики и специальные надувные устройства. Выдох выполняется медленно.
По мере восстановления детей, болеющих астмой, эффективными и необходимыми являются закаливающие процедуры и систематические гуляния в парках и на улице.
Кроме общепринятых методов физиотерапии дыхания используются волевая ликвидация глубокого дыхания К. П. Бутейко и гимнастика парадоксальной структуры А. Н. Стрельниковой. Первая методика состоит в неглубоком носовом дыхании, задерживая выдох, что улучшает снабжение легких кислородом. Вторая акцентируется на коротком вдохе с большим количеством интенсивных повторений.
По завершении пребывания в стационарном лечебном учреждении больным рекомендовано амбулаторное продолжение курсов лечебной гимнастики с врачебным наблюдением, т. е. в поликлиническом ЛФК-кабинете или диспансере физической культуры с наличием врача.
Статью подготовила
Казаринова Виктория Владимировна
Специалист МАУ «ЦППМиСП»
Инструктор ФК
"Лечебная физкультура при бронхиальной астме"
Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.
Задачи ЛФК при бронхиальной астме
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
· активизация трофических процессов в тканях;
· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
· обучение удлиненному выдоху.
Противопоказания
Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:
1. Противопоказаны любые перегрузки.
2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.
3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.
4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.
5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.
Особенности методики ЛФК
Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).
Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.
Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.
В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.
Методика массажа при бронхиальной астме
Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.
Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.
Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.
Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.
Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.
Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.
Примерный комплекс упражнений
Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.
Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.
Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений - 15–20 минут. В конце - поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.
1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - выдох (4-6 раз).
2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).
3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. То же с наклоном в другую стороны.
4. Сидя на стуле. Руки в стороны - вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, - выдох (4-8 раз).
5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).
6. Ходьба обычная - 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе - 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).
7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, - вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой - удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).
8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников - адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.
Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным - брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.
Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2-3 секунды.
Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100-110 ударов, а дыхания - 20-24 в минуту.
В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.
Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.
С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот - диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.
С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий - 5 секунд, дальше - до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.
Бронхиальная астма характеризуется приступами экспираторной одышки (удушья), обусловленной сужением просвета мелких бронхиол и появлением в них экссудата. B результате возникает острая задержка воздуха в легких и растяжение альвеол воздухом; вдох короткий, выдох замедлен и затруднен. Продолжительные и частые приступы могут привести к развитию хронического бронхита.
Бронхиальная астма имеет инфекционно-аллергическую природу. В качестве аллергена, вызывающего приступ удушья, могут быть самые разнообразные причины: запах сена, некоторых цветов, пищевые и лекарственные вещества и др.
Бронхиальная астма рассматривается как результат нарушения нормальных взаимоотношений различных отделов ЦНС, peгулирующих функции гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость подкорковых центров приводит к возникновению рефлекторного спазма бронхов и бронхиол под воздействием аллергенов. У больных бронхиальной астмой блуждающий нерв находится в состоянии повышенной чувствительности. При раздражении его наступает внезапный спазм гладкой мускулатуры бронхов и сужение их просвета, что затрудняет продвижение воздуха, особенно во время выдоха. Задержка воздуха приводит к расширению альвеол легких - эмфиземе.
Во время приступа у больного отмечается громкое дыхание, сопровождающееся свистом и хрипами. Больной опирается руками о стол, чтобы фиксировать пояс верхних конечностей, благодаря чему вспомогательные дыхательные мышцы принимают участие в дыхании. Дыхательные упражнения рефлекторно уменьшают у больного спазм бронхов и бронхиол (влияние носолегочного рефлекса).
Основными задачами являются:
1) восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
2) уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
3) активизация трофических процессов в тканях;
4) противодействие развитию эмфиземы легких;
5) обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
6) обучение удлиненному выдоху.
Курс лечебной физической культуры в стационаре делится на 3 периода: I (щадящий), II (функциональный) и III (тренировочный). I и II периоды протекают в стационаре, III - в условиях поликлиники или санатория.
I период служит для ознакомления с состоянием больного, его функциональными возможностями. Продолжительность периода зависит от тяжести заболевания.
Во II периоде занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки.
В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:
1) дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
2) дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;
3) упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;
4) диафрагмальное дыхание;
5) упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
6) массаж грудной клетки и мышц предплечья (уменьшает скованность грудной клетки и облегчает дыхание).
В занятия лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые дыхательные упражнения (рис. 6).
Рис. 6. Специальные дыхательные упражнения, способствующие выдоху
Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу отдыха для расслабления мышц (20-30 с). Дозировка упражнений- 4-12 раз. Темп медленный и средний.
Применение массажа оказывает рефлекторное положительное воздействие на состояние больных бронхиальной астмой. Вначале массируют переднюю поверхность грудной клетки (применяя поглаживание, растирание, разминание, прерывистую вибрацию, сдвигание), затем область спины.
III период курса лечебной физической культуры протекает в условиях санатория или поликлиники. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении стоя. Применяются те же специальные упражнения, что в предыдущих периодах.
Людям молодого возраста с редкими приступами наряду с утренней гигиенической гимнастикой, лечебной гимнастикой в санаторно-курортных условиях показаны дозированные занятия греблей, плаванием, лыжами, коньками, волейболом, баскетболом и др.
Часть занятия | Исходное положение | Описание упражнений | Дозировка | Методические указания |
Вводная | Сидя на стуле | Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах | 4-6 раз | Темп средний |
6-8 раз | То же | |||
Основная | Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати | 4-6 раз | ||
Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке | Наклоны туловища в стороны | 4-6 раз | При наклоне выдох.
Темп средний |
|
Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены | Отведение рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) | 4-6 раз | Темп медленный, выдох удлиненный | |
Стоя, в руках набивной мяч | Поднять руки вверх с мячом - вдох, опустить вниз - выдох | 6-8 раз | Темп средний, выдох удлиненный | |
Стоя, правая рука на груди, левая - на животе | Диафрагмальное дыхание | 4-6 раз | На вдохе - брюшная стенка поднимается, на выдохе - опускается | |
Стоя, в руках набивной мяч | Передача мяча от груди партнеру | 6-8 раз | Выполняется на выдохе | |
Стоя | Отвести руки в стороны под углом 45° - вдох, опустить вниз - выдох | 4-6 раз | Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки | |
Стоя | Ходьба обычна | 1 мин. | Дыхание свободное | |
Стоя, с опорой руками о столик или спинку стула | Дыхательное упражнение с произношением Ж | 4-6 раз | Темп медленный, выдох удлиненный | |
Сидя на стуле | «Ходьба» | 15-30 с | Дыхание свободное | |
Заключительная | Сидя на стуле, кисти к плечам | Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) | 4-8 раз | Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей |
Пауза отдыха | 60 с | |||
Сидя на стуле | Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак | 4-8 раз | Дыхание свободное |