Сегодня учение йоги заполонило собой умы всего человечества. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета - повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры
Легенда о возникновении йоги
Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!
Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.
Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) - справа, 3500-2700 гг. до н. э.
Исторические факты и археологические свидетельства
Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана), 3500-2700 гг. до н. э.
Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды - сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:
Ригведа
(Веда гимнов);
Самаведа
(Веда песнопений);
Яджурведа
(Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда
(Веда заклинаний).
Ряд ученых возводят происхождение йоги к III– II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.
Печать из Мохенджо Даро, III-II тыс. до н.э.
Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III–
I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты -
это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.
Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам -
гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.
Йога-сутры, II век до н.э.
Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».
До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.
Йога и другие духовные учения востока
Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.
Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.
Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.
Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».
В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.
Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр
Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.
Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).
На чтение 6 мин. Просмотров 2.9k. Опубликовано 29.10.2015
Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.
Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.
Философия классической йоги
Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.
Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со .
Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.
Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.
Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про .
Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.
Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.
Одним из самых значимых для современного человека направлений духовного обогащения, а также способа осознания возможностей своего организма, служит йога.
Только с помощью этой настоящей духовной науки вы сможете обрести внутреннюю гармонию с самим собой и разглядеть потенциал человеческих качеств в других людях.
В новом понимании под йогой подразумевают систему определенных методов и практики работы с сознанием человека и его телом.
Основные составляющие йоги
Согласно учению индийского мудреца Патанджали, йога состоит их восьми частей:
1. Нияма – удовлетворенность всеми факторами жизни, чистота побуждений, упорство и стремление к , практичность действий, умение не ставить результаты на первый план, а посвящать выполненную работу не своим потребностям, а Богу, держать тело в бренном виде.
2. Яма – умение контролировать самого себя, свои побуждения, прихоти, стремление к честности, порядочности, духовные силы и позывы ставить выше материальных благ, отказаться от насилия, а также не тратить энергию за ненадобностью.
3. Асана – специально выбранная поза для овладения удобством и устойчивостью. С помощью нее вы сможете всю энергию сосредоточить на своем биополе, а также оградиться от нежелательных внешних факторов на свое тело. Асана – это и выбор «йогических наворотов», а также предназначений для медитации в сидячем положении.
4. Пранаяма – умение управлять своим дыхательным аппаратом для обеспечения гармонии и контроля за своей энергией. С помощью пранаямы человек овладевает более широким восприятием его реального положения.
5. Дхарана – выработка умения концентрировать внимание на определенном объекте или субъекте.
6. Пратьяхара – все внимание человека уходит «во внутрь». Человек способен полностью отключиться от внешнего воздействия за счет концентрации своей энергии внутри себя.
7. Самадхи – выработка способности полного погружения в определенный объект, всю свою энергию направить на непрерывное восприятие именно его, стать единым с ним целым.
8. Дхьяна – способ концентрации внимания непрерывным потоком на определенном объекте и воспринимающей действительностью.
В индийском учении Дхарана, Дхьяна и Самадхи являются совершенными способностями. С помощью совокупности этих трех частей человек, способный концентрировать свою энергию внутри себя для постижения новых свойств объекта, в последующем сможет открыть в себе новые способности. Для него реальная жизнь и ее возможности откроется в новом видении.
Самым первобытным учением йоги служит «йога Сутры», в основе которой лежит практический цикл. Именно в этом источнике собраны все принципы , ранее переходившие к ученику от учителя исключительно в устной форме. Здесь собраны основы принципов работы над сознанием, мировоззрение йоги, ступени медитации, а также смысл практики йоги.
История зарождения йоги
Обнаружили при проведение раскопок древнеиндийских городов Харраппа, Даро и Мохенджо, когда была найдена печать Пашупати с изображением Рогатого Божества, прототипом Шивы, которой сидел в одной из йогических поз. Исходя из этих фактов, следует полагать, что такая техника исходила из более древних времен, приблизительно 3 век до н.э. подобные позы встречаются и при раскопке цивилизаций Латинской Америки.
Виды и направления йоги
Как такового деления учение на составные части нет, так как все компоненты йоги тесно связаны между собой. Просто в жизни существует большое число школ, в которых акценты направлены на те или иные методики и практические учения. В школе Карма йоги практика направлена на выработку умений по избавлению себя от негатива, корыстных намерений, а также способности непривязывания. В школе Кундалини йоги все практические занятия идут в совокупности с концентрированием энергии внутри себя.
Направления йоги
Карма йога практикуется на обширных понятиях добра и зла. Она призывает к отречению от результатов своей деятельности, привязанности к каким-либо ценностям, а также на выработку готовности оказать помощь, щедрость и труда не для себя, а для людей. Развитие таких способностей в будущем поможет человеку уберечься от негативных оболочек (лень, эгоизм, жадность). Данное направление учения зачастую приобретает неожиданные, порой экстремальные методы. Например, в XX веке индийский святой Шри Бабаджи заставлял своих учеников, имеющих гордыню, алчность и спесь, носить огромные валуны. Но именно таких образом достигался результат духовного очищения личности и избавление от всех негативных факторов.
Кундалини йога основана на пробуждении энергии Кундалини, которая изначально присутствует в каждом человеке.
Крийя йога. Проведение специальных йоговских чисток физической оболочки человека посредством медитаций и освобождение от негативной энергии ума.
Бхакти йога основана на обожествлении Гуру. Только при испытании эмоциональной человек способен воедино слиться с Божеством. Бхакта должен искренне отдавать свое эмоциональное состояние духовной сфере. Порой это состояние организма можно достигнуть только , определенных ритуалов, песнопений и мантры.
Джняна йога. В этом учении осознание сверхспособностей своего организма приходит при изучении текстов духовных священных учений – Упанишад, Вед, - самого Гуру. Джняна йога основана на медитации при чтении текстов, где учитывается только суть рассказа, таким образом, происходит переход мыслей в сторону интуитивного озарения.
Раджа йога. В учении исключительно делается акцент на работу со своей энергией. С помощью достижения состояния так называемого «состояния Раджа Йоги» человек открывает свои энергетические чакры и каналы. С помощью специальных упражнений под руководством самого Мастера энергия силы и способностей управлять своей энергии передается от самого учителя ученику. Мастером считается человек, который сам успешно изучил . Только таким образом на вербальном и невербальном уровне возможна прямая передача знаний и силы обучающемуся.
На сегодняшний день довольно большое распространение получила методика Хатха йога. Здесь большое значение имеет непосредственно . Хатха способна , наладить подпортившуюся энергию тела, способствует достижению поставленной цели. Достижение конечных результатов возможно только при взаимодействии с внешней оболочкой. Люди, давно занимающиеся йогой именно этого направления, обладают отличными физическими возможностями, бодростью духа и адекватностью во всей отношениях. Благодаря правильной практике человек приобретает способность контролировать не только свое тело, но и сознание. Именно умение работать над собой помогает достичь того самого блаженственного состояния «вершины раджа йоги».
Такая йога отличается от обыкновенных гимнастических упражнений ориентировкой непосредственно на сознание, нежели на само тело. Проводится своеобразная внутренняя работа над собой. Хатха йога способствует поддержанию в тонусе всех связок и групп мышц организма.
Занимающиеся йогой на протяжении всей своей жизни, в то время как в спорте, люди ограничивают свои возможности уже через несколько лет.
Источники йоги
Сюда относятся довольно авторитетные трактаты, такие как «Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита», «Йога сутр», «Гхеранда Самхита». Здесь честко поясняются методики, инструкция и техника для начинающих. Перевод специально подобран в легком непринужденном формате.
Существуют трактаты, основанные исключительно на работе с энергетическими каналами, выработке внутренней энергии, космогонического взгляда, а также работа с мантрами. К таким источникам относится учение Тантры.
К сожалению, имеющиеся тексты не столько информативны, как хотелось бы, потому что истинные основы учений передавались исключительно устно во избежание искажений и противоречия.
Большой плюс в обучении имеет именно наставник. При самостоятельном изучении основ йоги могут возникнуть неправильные представления.
Йога – это настоящая наука по изучению возможностей физического тела человека и его возможностей внутренней оболочки. Только при упорной практики возможно достижение высшей цели.
Легенда о возникновении йогиШри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!
Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги - матсиендрасана.
Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) — справа, 3500-2700 гг. до н. э.
Исторические факты и археологические свидетельства
Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:
Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).
В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.
Ряд ученых возводят происхождение йоги к III-II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники - Веды - появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.
Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.
Согласно Бхагавад-Гите «йога - это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.
Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».
До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.
Йога и другие духовные учения Востока
Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.
Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.
Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.
Тантрики, нащупывая соответствия между Космосом и телом, глубоко вникали в физиологию человека, а также в связь между телом и психикой.
Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».
В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» - ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.
В Японии психотехники буддизма трансформировались в дзэн, в котором явно присутствуют элементы йоги.
Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.
Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» - «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху - это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).
Какие виды йоги популярны сегодня
Йога НИДРА
Эта практика была разработана Парамахамсой Свами Сатьянандой Сарасвати (основателем Бихарской школы йоги в Мунгере, Индия, а также автором многочисленных фундаментальных работ по йоге) на основе древних тантрических текстов о ритуалах ньясы (перемещения сознания в разные участки тела с произнесением соответствующей мантры и визуализацией) и углубленных вариантов шавасаны “с голосом преподавателя”. Она позволяет высвободить и “растворить” блоки и напряжения, скрытые глубоко в подсознании и создающие нам препятствия для глубокого расслабления, а также способности к сосредоточению и реализации наших целей. Это достигается за счет нескольких техник – “ротации” сознания по разным участкам тела в определенной последовательности; вызывания “телесных” воспоминаний разных ощущений; визуализации, построенной на использовании образов-символов, направляющих сознание к состоянию гармонии и медитации.
Практикующий сам составляет для себя “формулу твердой решимости” (санкальпу) и направляет ее в свое подсознание. С помощью регулярной практики возможно добиться ранее недоступных результатов в духовном развитии, успокоении ума, увеличении жизненной энергии, оздоровлении и т.п. Вся практика выполняется лежа в шавасане.
Крийя йога
Крийя или крия (в переводе с санскрита «кри» (действие) и «йя» (осознавание) - это древнее учение. Это практика, направленная на пробуждение и развитие сознания. Это процесс очищения, это выполнение, дело, действие, поступок, усилие. Это практика асан, мудр и бандх. Считается, что крийя, управляемая умом через жизненную силу, является самым эффективным путём приближения к Бесконечному. И благодаря крийя-йоге можно доказать истину, что человек это не просто тело, а бессмертная душа.
Хатха йога
Хатха-йога - это древняя индийская духовная практика, учение о физической гармонии. Одна из основных целей хатха-йоги, состоит в том, чтобы привести тело к состоянию полного здоровья, чтобы оно не являлось бременем для человека в поиске высших истин.Главным образом практика хатха-йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания.
Основной аспект хатха-йоги - это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов.
Кундалини йога
Кундалини йога является не только самой «быстрой» в достижении результата, но и самой трудной и даже опасной из всех индийских духовных практик. Почему это так? Энергия Кундалини считается наиболее мощной энергией: человек с пробужденной Кундалини трансформируется на клеточном уровне, изменяется его энергетическая структура, изменяется физическое тело, появляются необычайные способности: интуитивное постижение истины и ясновидение, управление гравитацией и способность проявлять другие действия, механизм которых невозможно объяснить, пользуясь представлениями современной научной парадигмы. Происходят необратимые изменения в качестве нашего восприятия, качестве нашего сознания. Возможна смена приоритетов и привязанностей.По представлениям древней индийской медицины аюрведы и йогов, в каждом человеке эта энергия с момента зачатия находится в «дремлющем» состоянии у основания позвоночника (муладхара-чакра), побуждая на протяжении жизни к развитию и личностному росту с целью быть пробужденной и полностью реализованной. Процесс пробуждения Кундалини еще называют поднятием энергии Кундалини через все энергетические центры (чакры) вверх по позвоночнику к макушке (самому верхнему центру, сахасрара-чакра).
Аштанга-йога
Аштанга-йога (в переводе - восьмиступенчатый Путь к конечной Цели) - одна из интегральных йог, предложенная индийским риши Патанджали.
Аштанга-йога объединяет практики, существовавшие ранее и практикуется преимущественно как серия переходов из позы в позу. Для аштанга-йоги характерна сила, классическая же йога, напротив, уделяет особое внимание дыханию, гибкости и расслаблению.Аштанга-йога хороша для тех, кто обладает неугомонным разумом и сильным телом. Во время тренировок следует уделять внимание трём моментам: поза, ровное дыхание и точка концентрации. Асаны улучшают осанку, а правильно организованные вдохи и выдохи способствуют развитию дыхательной системы.
Патанджали определил 8 этапов йоги
Йама - самоограничение, самоконтроль. Это установление гармонии с социальной средой. Согласно индийской мифологии Яма - бог смерти. Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени йоги ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов, соблюдение которых обязательно при всех обстоятельствах, во всех случаях жизни, независимо от места, времени, возраста и других факторов. Нийама, переводится как расслабление, - это самодисциплина, духовное совершенствование. Первые две ступени йоги включают в себя освоение этических и психогигиенических правил жизни духовного искателя.
Здесь можно выделить четыре очень важных правила:
кшама - терпимость к тем, кто думают иначе, чем я;
дайя - милосердие, доброта;
арджава - простота, отсутствие высокомерия;
хри - смиренномудрие, отсутствие а) самолюбования, гордости из-за своих реальных успехов и б) тщеславия - самовосхваления из-за своих мнимых достоинств.
Асана переводится как поза, устойчивое положение тела. Если во время выполнения поз дышать правильно, организм очищается от шлаков и омолаживается. Асаны учат концентрации и развивают энергосистемы организма. Системы из асан называют хатха-йогой.
Пранайама (в переводе «работа с энергией») - правильно контролируемое дыхание. При пранайамах перемещается именно энергия сознания, но это может совершаться в такт дыхательным движениям.
Пратьяхара (в переводе «удаление индрии с объектов материального мира») - отрешенность от внешних раздражителей. На этой ступени учатся управлять «щупальцами» сознания, называемыми на санскрите «индриями».
Дхарана - это поддержание концентрации внимания, проявление полной устремлённости человека к Богу, к Слиянию с Ним.
Дхьяна - медитации, приводящие к Самадхи. На этой ступени ведётся работа, направленная на увеличение сознания, на обретение силы в тонкости. Медитация - это работа, направленная на развитие сознания по пути к Совершенству.
Самадхи - это высший уровень духовных достижений. Это полное равновесие.
Мантра йога
Карма-йога (санскр.) - карма - деятельность, йога - связь, деятельность в соответствии с предписаниями Вед. Сахаджа йога Сахаджа Йога - одно из направлений йоги, в основе которого лежит медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени человеческой эволюции. Интегральная йога Обьединенная в одну все четыре основные йоги.Она помогает человеку полностью изменить своё сознание, трансформировать тело и сделать свою жизнь божественной в материальном мире. Шри Ауробиндо находит источник материального и духовного в Абсолюте. То есть именно Сверхразум является объединяющим материальное и духовное в единое целое. Все живые существа при этом являются множеством маленьких частиц этого Единого разума.Согласно философии интегральной йоги человеческая форма жизни, преодолевая действие материального мира, должна выйти за пределы своего неведения и придти к состоянию Суперментального существования. По сути, конечной целью в интегральной йоге считается достижением человека Божественной жизни на Земле.
Бхакти йога Бхакти-йога (санскр.) - бхакти - бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога - связь. Шравана - слушание о Боге; Джняна йога Джнана-йога (санскрит) - процесс духовного осознания через абстрактно-философские поиски истины. Это одна из 4 видов йог, описанных в «Бхагват-Гите»: карма-йога (йога деятельности), дхьяна-йога (мистическая йога), джнана-йога (йога знания) и бхакти-йога (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения). Дхьяна йога Дхьяна (санскр. dhyna - размышление, созерцание, сосредоточение) - искусство овладения контролем над умом с помощью вхождения в йогический транс. Дхьяна - отдельная, значимая часть йоги, основывающаяся на медитации, практикуемая для обретения власти над сознанием. Медитация в Дхьяна-Йоге направляет течение мыслей на выбранный объект: будь то визуальный образ, отвлеченное понятие или собственное дыхание. Начинают медитативную работу с созерцания простых конкретных объектов, постепенно переходя к сложным конкретным объектам и далее к абстрактным. Все возникающие в разуме человека мысли, относящиеся к объекту созерцания, концентрируются, собираются воедино. Объект типизируется, классифицируется, сравнивается с другими объектами. Медитирующий размышляет о составных частях объекта и его связях с целым, о его функциях и качествах. Кроме того, практикующий отмечает все ощущения и умственные ассоциации, возникающие при мыслях об объекте. Медитирующий отключает посторонние мысли и ощущения, осознавая только факт своего существования и объект, и в процессе медитации сливается с объектом.
Техника Дхьяна-Йоги описывается Кришной в шестой главе «Бхагавадгиты»: «Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны. Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога».
Джапа йогаКарма йога
Карма-йогу можно разделить на два типа:
Действия, совершаемые для удовлетворения собственных чувств, действия из эгоистических мотивов.
Действия совершаемые, как подношение Богу, без привязанности к плодам своего труда.
Занимаясь карма-йогой, человек не должен привязываться к результату, так как он зависит только от Всевышнего. Он должен обуздать свой ум и чувства и все плоды своей деятельности посвящать Богу. Недаром на Руси сохранилось выражение «сделай ради Бога». Это не означает, что человек должен все отдать, что получит.
Ключевым моментом Сахаджа Йоги является обязательное для каждого, желающего практиковать данное направление, прохождение ритуала самореализации. Данная процедура может быть выполнена в любом месте, состоит из проговаривания про себя некоторых утверждений обращенных к Шри Матаджи. Необходимое время для ритуала - 10–15 минут.
Самореализация. Ее можно выполнять несколько раз, что способствует более эффективному подъему Кундалини.
Физические действия. Их цель - направления внимания на нужные чакры. Есть два вида действий - так называемый протокол, который нужно выполнять в начале и в конце медитации, и методы чистки чакр, которые позволяют расчистить путь Кундалини.
Вербальные действия - чтение мантр. Мантры - это духовные слова на языке Санскрит. Их произносят вслух или про себя для концентрации внимания на том или ином аспекте духовного тела (система чакр). Кроме мантр можно произносить молитвы на любом языке.
Непосредственная работа со вниманием. После пробуждения Кундалини наше внимание просветляется и мы можем направлять его на различные чакры. Во время медитации лучше всего внимание держать над головой и никогда не следует концентрироваться в области агии чакры (в голове).
Фотография Шри Матаджи. Эта фотография необходима для помощи в медитации.
Музыка. Может помочь создать необходимое состояние, способствующее медитации.
Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.Бхакти-йога состоит из 9 процессов:
Киртанам - поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
Смаранам - помятование о Боге;
Пада-севана - служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
Арчана - поклонение Божеству в храме;
Вандана - вознесение молитв Богу;
Дасйа - считать себя вечным слугой Бога;
Сакхйа - установление дружеских отношений с Богом;
Атма-ниведана - полное предание себя Богу.
Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов: отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения.
Основной целью практики джнана-йоги является осознание себя и связи с Богом через знания, получаемые из священных писаний, наставлений духовных учителей. Ею занимаются те, кто не готов принять личностный аспект Бога. Идя путем философских размышлений, такой человек может осознать только безличностный аспект Абсолютной Истины (Брахман) и главным для такого человека является слияние с Абсолютом (брахмаджьоти).
Во время джапы нельзя думать о материальных вещах, просить у Бога о чём-то материальном. В это время всё внимание должно быть направлено на звук, который образуется во время произнесения мантры.
Чётки всегда должны храниться в чистом месте, лучше всего в специальном мешочке. Их нельзя никому давать, никто другой не должен читать на них молитвы. Существуют даже мантры, которые необходимо прочесть перед тем, как взять в руки чётки, выражая тем самым им своё уважение и почтение. А по окончанию чтения джапы их нужно поднести ко лбу.
Чётки всегда должны быть на уровне сердца или головы во время повторения.
Чётки нельзя заносить в грязное место, например в туалет или ванну.
Перед чтением джапы необходимо приять омовение.
Можно мысленно повторять мантру затем в течение дня при выполнении любой работы.
Чётки нельзя касаться указательным пальцем и перебирать их во время повторения нужно по направлению к себе.
Практический каждый человек что-нибудь слышал о йоге. Действительно, сегодня она стала очень популярна во многих странах, с успехом распространилась по всему миру. Люди на своем опыте ощутили благотворное влияние йоги на свой организм. Но, к сожалению, мало кто до сих пор знает и понимает истинную суть йоги. В этой статье я хочу восполнить этот пробел и рассказать вам, что же такое йога на самом деле, зачем она вообще нужна современному человеку.
Дело в том, что в современном обществе йога начинает обретать новые грани, изменяться до неузнаваемости, терять истинную суть, которая присутствовала в древности.
Эта тенденция прослеживается даже в самой родине йоги - Индии. Даже там сегодня можно встретить множество школ, которые с настоящей йогой не имеют ничего общего. А что тогда говорить о других странах.
Итак, йога, загадочная и непостижимая, что же это такое и для чего она нам нужна.
Давайте разберемся в этом вопросе и раскроем истинную правду.
Современная йога
Сначала я хочу вам рассказать, во что сегодня превратилась йога, а также, почему это произошло.
Если вы увидите в своем городе объявление о курсах йоги, начнете туда ходить, то чему вас там научат?
Скорее всего, вам покажут так называемые асаны, расскажут, что занятие йогой это их выполнение. Что нужно в асанах тянуться, развивать гибкость. В более продвинутых школах могут даже показать дыхательные упражнения - пранаяму, очистительные процедуры. Расскажут что это полезно для здоровья, что после усвоения их, вы можете называть себя йогом.
Это самое популярное сегодня искажение йоги, даже смело, можно сказать - вырождение.
Она просто превратилась в физкультурную практику. Отличие от обычной физкультуры лишь в том, что практикующий старается принять сложные позы - асаны, задерживается в них, делает растяжку. А так это банальная физкультурная гимнастика.
Во-первых, эти школы взяли лишь небольшую часть йоги, так называемую хатху-йогу. А во-вторых, даже вырвав небольшой кусочек из стройной системы, все равно неправильно его трактуют, понимают и преподают.
Существуют также множество других направлений современной и неправильной йоги. Некоторые искренне стараются приблизиться к истинной сути, другие просто уродливо искажают смысл настоящей йоги, третьи использую громкие названия для своего обогащения.
Вот какие сегодня можно встретить приставки к слову йога: пауэр, трай, ишвара, акро, флай, голая, пилатес, парная, классическая и т.д. Фантазии человека нет предела. Либо добавляют к названию свою фамилию, название школы. Либо маскируются под исконно древние, индийские названия: тантра, кундалини, аштанга и др.
Да, конечно, существуют школы, которые учат по-настоящему. Но таких школ очень мало. Человеку сложно разобраться во всем этом разнообразии. Да ему просто некогда этим заниматься. В стремлении избавиться от какой-либо болезни или психологической проблемы, он находит информацию о благотворном влиянии йоги, в отчаянии записывается в первую, попавшуюся на глаза школу, а затем в надежде ждет избавление от своих проблем.
То есть занимаемся мы йогой только в том случае, если мы останавливаем этот внутренний диалог и не важно, что вы делаете и какую разновидность йоги применяете. Выполняете ли вы асану, дышите пранаяму или что-нибудь еще. Выше я говорил, что йогой занимается тот, кто идет по духовному пути.
Именно так. Потому что остановка внутреннего диалога это и есть загадочный универсальный механизм или алгоритм раскрытия в себе духа, души, а значит следование духовному пути. Почему так?
Обратимся опять же к Патанджали.
Он пишет, что при прекращении неконтролируемых состояний сознания "Зрящий в своей сущности остается".
"Зрящий"- есть наша истинная суть, душа, которая соединяется с духом, Богом, Вселенной, всей природой. Йоги утверждают, что внутри нас она имеется у всех, просто мы не замечаем ее из-за постоянно включенного умственного шума, то есть скрыта под покровом эго.
Они оказались правы.
Дело в том, что наше сознание состоит из двух основных частей: психики или еще говорят , ума, которая всегда на поверхности и истинного осознания. Именно последнее настоящее осознание или еще говорят душа, настоящее Я скрыто глубоко внутри, но именно оно и есть главное сознание, которое определяет все, что происходит с человеком.
Это корни его характера, глубинные и непонятные уму душевные порывы, внутренние устремления. Человек, который смог добраться до глубин своего сознания, то есть раскрыв свою душу, способен на невероятное. Именно там обитает Любовь, возвышенные чувства, способность все понимать без слов, интуиция, паранормальные способности, тяга на подвиги, где нами движет то, что сильнее смерти.
Именно истинное осознание, душа соединяется с духом. Открытие в себе души это и есть путь к духу, духовное развитие. А как прийти к духу. Да, очень просто, ведь Патанджали это написал всего в двух предложениях. Остановите неконтролируемый умственный шум, тогда "Зрящий" выйдет на поверхность.
Шум ума или внутренний диалог это и есть работа нашей психики, а когда она умолкает, мы приходим к настоящему осознанию, а значит духовно развиваемся. Лишь прекратив работу низшего сознания, высшее сознание выходит на поверхность.
А заниматься йогой это значит останавливать свой внутренний диалог, стремиться раскрыть свою душу, прийти к духу. Для этого применяются множество способов. Все направления, ответвления йоги стремятся к этой цели, только тогда это настоящая йога.
А лучшее средство обретения тишины ума, остановки внутреннего диалога, которую придумали йоги это конечно . Именно она должна занимать основное время занятий. Только тогда вы сможете прийти к духу, а значит сказать себе, что теперь вы занимаетесь йогой, а ни чем-то другим.
В одних из самых древних раскопках Индии нашли изображение человека-божества, который просто сидит и медитирует. Он не исполняет сложные асаны, не тянется, не развивает гибкость, он просто сидит, стремясь остановить свой ум. Так он постигает Высшее.
Йога разделяется на ступени и направления. Все они служат основной цели, то есть помогают прийти к духу. Давайте их рассмотрим. Но также вы узнаете как отличить настоящую ступень или направление от ее пародии или неправильного понимания, для того чтобы не попасть в какую-нибудь школу, где вместо йоги преподают неизвестно что.
Виды йоги
Хатха-йога
Пожалуй, это самая известная и популярная разновидность йоги, но и самая чудовищная сегодня с точки зрения искажения древнего учения.
Из-за этого неправильного трактования древних знаний, большинство людей думают, что заниматься йогой значит закручивать себя в какие-то сложные позы под названием асаны.
Многие школы преподают хатху в виде комплекса асан, якобы для обретения идеального здоровья.
Нужно понимать: во-первых, чудесные эффекты исцеления тела и психики возникают именно от того универсального механизма раскрытия духа, о котором упоминалось выше, то есть от остановки внутреннего диалога, а не от того, что вы принимаете какие-то позы. Для понимания этого факта я предлагаю вам почитать с , а также об этом упоминается и в других статьях этого блога.
А во-вторых, хатха это вспомогательный метод обретения духа, одна из ступеней целостной системы. А значит, для достижения главной цели йоги должна занимать по времени лишь небольшой процент от общего времени занятий. А основное время должно тратиться на главный метод-медитацию. Именно в ней получается качественно прийти к тишине ума, а значит двигаться к главной цели йоги.
А тогда вообще зачем нужно выполнять асаны в йоге. Все просто.
Выполнение комплекса асан помогают практикующему двигаться по духовному пути. Чтобы тело не мешало йогу постигать Высшее, оно должно быть идеально здоровым. Медитация сама по себе дает идеальное здоровье.
Но, во-первых, с помощью асан это достигается намного быстрее, а во-вторых, для избавления от некоторых заболеваний нужно именно работать с телом: делать массаж внутренних органов, воздействовать на позвоночник, менять положение тела относительно гравитации земли, растягивать мышцы.
В-третьих, для многих людей, а также при больших объемах практики медитации может возникнуть сильная расслабленность или низкое давление. Это можно компенсировать либо обычной физической нагрузкой, либо грамотно подобранным комплексом асан.
Но выполняя асаны неправильно, можно вместо здоровья наоборот нанести себе большой вред.
Правильно выполняете упражнения хатха-йоги вы только в том случае если:
- выполняете их не через боль;
- не просто делаете упражнения, а именно работаете с сознанием (отвлекаетесь от внешнего мира, переводите внимание на тело, деконцентрируетесь);
- даже здесь применяете универсальный механизм пути к духу, то есть стараетесь остановить внутренний диалог, приходите к тишине ума.
Помните, что сказал Патанджали: йога есть остановка ума.
Значит, если вы просто гнетесь в сложные позы ради растяжки, поддержания физической формы или неизвестно ради еще чего-нибудь, вы занимаетесь не йогой, а обычной физкультурой, акробатикой или еще чем-нибудь.
Только сочетание остановки психики и выполнение асан делает чудеса. Можно сказать, что вы должны в асанах медитировать.
Теперь вы можете понять, придя в какую-нибудь школу хатха-йоги, правильно ли вам преподают.
Если вас заставляют просто выполнять асаны, якобы для увеличения здоровья, то это не йога. Без остановки ума эффект приобретения здоровья будет мизерным, либо вы просто потратите время или даже нанесете себе вред.
Некоторые школы, например всем известная школа Виктора Бойко учат в асанах расслабляться. это, по сути, и есть приобретение тишины ума, а значит это правильное выполнение асан. Многие чудесные исцеления в этой школе возникают от того, что расслабляясь в асанах, люди отключают внутренний диалог.
Но помните, все это школы именно хатхи, одной из разновидности целостной системы. Если вы хотите по-настоящему заниматься йогой, медитация должна занимать основной объем практики.
А хатха лишь помогает вам идти по духовному пути. Конечно, можно заниматься одной хатхой-йогой, но это будет не полноценная йога, а многие эффекты вы просто не получите. Тогда зачем на нее тратить много времени, как это делают во многих школах. В современном обществе у нас и так мало времени, много дел и обязанностей. Лучше займитесь медитацией, она принесет вам намного больше пользы. А асаны пусть идут как небольшая разминка, вступление, подготовка к медитации.
Тантра-йога
У многих при произношении слова тантра, возникает ассоциация с сексуальными практиками. Это также большое искажение, неправильное понимание древнего учения. Да, действительно в некоторых практиках тантры используется секс, но он используется опять же для достижения основной цели - постижения духа, раскрытии души. А сама тантра большая и многогранная. Тантра это не только сексуальные практики, поэтому неправильно ставить знак тождества между этими понятиями. Это учение содержит очень много методов следования духовному пути, например метод подъема энергии кундалини.
Кундалини-йога
Также сегодня очень популярное ответвление древнего учения.
Кундалини-йога это работа с тонкой энергетикой в теле, с чакрами и энергетическими каналами.
При правильной медитации или при правильном выполнении асан, то есть во время тишины ума, практикующий рано или поздно начинает ощущать внутри себя проявления внутренней тонкой энергии тела или еще говорят биоэнергии.
Если ее управлять, можно достичь многого, в том числе быстрее достичь духа. Также можно сказать, что любой духовный искатель сталкивается с тем, что начинает ощущать внутреннюю энергию, понимать, что есть соблазн ею управлять. Но это тонкая игра, которая требует высоких навыков.
Многие техники кундалини-йоги могут быть просто опасны без хорошего наставника, а таких сейчас очень мало.
Поэтому я бы не советовал вам самостоятельно играться с кундалини без хорошего учителя.
Раджа-йога
Раджа или еще говорят "царская йога" это и есть высшая йога сознания, когда мы занимаемся основной практикой - медитацией. В нее входят как обычная, но , так и разнообразные, легкие, а также сложные психотехники: концентрация, деконцентрация и другие. К сожалению, мало кто преподает настоящую медитацию, хорошего учителя сложно найти.
Людям ничего не остается, как искать информацию в интернете. Но в интернете очень много мусора, чтобы докопаться до сути, приходится разбираться, тратить время. Читателям этого блога можно сказать повезло. Вы можете скачать мою и правильно ее практиковать.
Существуют еще другие направления йоги, но перечисленные это самые популярные из древних. Про новомодные названия, от которых толку мало и говорить не хочется.
Ступени йоги
Давайте теперь разберемся, какие есть ступени йоги. Но нужно понимать, что их так называют лишь условно. Такое название на самом деле сбивает с толку, также приводит к неправильному пониманию.
Например, существует мнение, что прежде чем приступить к раджа, якобы высшей ступени йоги, нужно несколько лет готовить тело и практиковать хатха-йогу. Это неверно. Так можно всю жизнь готовиться к медитации и никогда не прикоснуться к такой чудесной возможности. Медитация сама по себе уже оздоравливает тело посредством остановки психики. Психика и тело тесно взаимосвязаны, одна лишь остановка ума благотворно влияет на весь организм.
Поэтому не откладывайте медитацию на потом. Все ступени йоги нужно практиковать сразу, только так вы добьетесь результата. Они тесно взаимосвязаны между собой, одна без другой просто не существует. Почему так, сейчас вы все поймете.
Яма и Нияма
Первые две ступени на первый взгляд похожи на моральные принципы: например не причинение вреда, правдивость, щедрость, а также склонность к воздержанию, ограничению. Но если разобраться глубже, то становится понятным глобальный смысл этих предписаний.
Ведь следование йоговской морали это то же самое, что обуздание в себе греховных страстей: ревность, зависть, эгоизм, чревоугодие, похоть и другие.
А это и есть первичное обуздание своей психики, начальная приостановка внутреннего диалога, навыки умения , освоение . Ведь отрицательные мысли, эмоции порождает наше низшее сознание эго, посредством своих эгоистических механизмов: чувства собственной важности, всевозможных страхов, страстей и хотений.
У многих людей психика настолько вышла из-под контроля, порождая отрицательные чувства, что они даже просто не могут сесть в медитацию для наблюдения своих мыслей.
Их просто выносит из правильного состояния, а также они обычно не понимают, зачем вообще этим заниматься.
Вот поэтому любой духовный путь начинается с контроля своей психики не только во время медитации, но и везде и всегда. Не только начинается, но также присутствует постоянно в течении всей жизни. Так мы приходим к в повседневной жизни, к безупречности, к лучшему, с точки зрения эволюции состоянию человека.
Можно сказать, что придерживаясь принципам ямы и ниямы, мы практикуем йогу везде и всегда, как и должно быть, а не только тогда, когда мы садимся на коврик.
Асана
Эта ступень посвящена именно хатха-йоге. О ней упоминается выше. Тот, кто занимается раджа-йогой не забывает и про хатху. А хатха невозможна без раджи. А не так, что сначала надо несколько лет выполнять асаны, чтобы подготовить тело к высшим ступеням учения.
Пранаяма
Пранаяма это не контроль дыхания, как многие, заблуждаясь, думают.
Контролировать дыхание очень опасно. Это, прежде всего выход сознания на тонкие уровни через дыхание.
Да, существуют в пранаяме техники манипулирования дыханием. Но в основном в них создаются определенные условия, когда дыхание естественно меняет рисунок или темп в результате перестройки организма. Пранаяма также помогает глубже останавливать внутренний диалог, а значит двигаться к главной цели.
Пратьяхара, дхарана, дхьяна
Последующие ступени это уже сама медитация. Она начинается с пратьяхары - отвлечение внимания от внешних раздражителей, перевод его внутрь себя. А во время медитации дхарана-концентрация часто сменяется дхьяной - созерцанием, деконцентрацией.
Все три ступени взаимозависимые и часто смешиваются в медитации. Истинное созерцание приводит к концентрации и наоборот. Концентрация также часто меняется на деконцентрацию, созерцание. Все эти слова вам будут понятны после того, как вы научитесь правильно медитировать.
Самадхи это уже конечная цель, когда практикующий достигает единство, высшее, дух. Становится просветленным.
Но на самом деле, достигнув самадхи, йогин понимает, что это не конец, а лишь начало новой дороги. Совершенству нет предела и это хорошо.
Духовный путь это всегда путь, в котором, дойдя до нового поворота, мы открываем новые бесконечные дали неизведанной вселенной.
Каждая ступень, множество видов йоги тесно взаимосвязаны между собой и представляют стройную, глубокую систему самосовершенствования человека. К сожалению люди, вытаскивают небольшой кусочек из целостной красивой картины и стараются что-то в нем рассмотреть. В итоге получается ущербное, искаженное наблюдение. А также часто просто наносят себе вред.
Например, практикуют асаны, забывая про тишину ума. Или наоборот много медитируют, не уделяя внимания телу, не взаимодействуя с окружающим миром с помощью ямы.
Или совсем забывают, что йога это духовный путь. Печально это наблюдать. Надеюсь, эта статья хоть как-то исправит это невежество, безграмотность, искажение великого учения.
Конечно, вы можете взять какую-то часть йоги и практиковать ее.
Но, во-первых, это будет не полноценная йога, а во-вторых, польза, которой так славится йога, будет только в том случае, если вы примените остановку психики, придете к тишине ума. А если вы уж беретесь практиковать часть йоги, а не саму йогу, для достижения каких-то своих целей, то хотя бы делайте это правильно, иначе не надо говорить, что вы занимаетесь йогой.
На этом сегодня все.
До скорых встреч друзья.
А чтобы понять к чему может привести настоящая йога, предлагаю вам посмотреть вот этот видеоролик:
С уважением, Сергей Тигров