На первом этапе подготовки основное внимание на тренировках уделяется овладению различными способами плавания, специальными навыками и техникой владения мячом. На первых порах спортсмену трудно работать с мячом только одной рукой и координировать броски с плавательными движениями. Если мяч под давлением рук спортсмена уходит под воду или ватерполист касается его двумя руками, в начале обучения это не считается ошибкой. Цель первых учебных игр состоит в том, чтобы создать у начинающего ватерполиста ощущение раскованности и желание учиться играть в водное поло. Учебные игры не должны занимать более 20% всего тренировочного времени.
В дальнейшем большое внимание уделяется строгому соблюдению правил и знакомству с основами тактики . Одновременно с совершенствованием техники плавания всеми способами на длинных дистанциях развивается выносливость спортсмена. 2/3 времени тренировочных занятий отводятся на отработку плавания кролем и 1/3 - плавания на спине и брассом.
Часто сменяющиеся игровые ситуации вызывают необходимость выполнения спортсменами особых упражнений , развивающих у них быструю и правильную реакцию. К ним относят упражнения, включающие неожиданную смену направлений, которые обозначаются как «броски крюком» или «поворот на свободную воду». Особое значение имеют также «старт на свободную воду» и быстрое выпрыгивание из воды. Эти двигательные навыки необходимы для ловли или перехвата высоких мячей. Основу этих упражнений составляет резкое отталкивание от воды. Движения ног, как при плавании брассом или на боку (так называемые «ножницы»), и различные формы вертикального положения спортсмена в воде - это важнейшие навыки, которые должны отрабатываться ватерполистами каждый в отдельности или вместе со специальными элементами техники плавания. Эти навыки вместе с отработкой соответствующих резких движений руками и ногами развивают у спортсменов способность быстро ориентироваться и хорошую маневренность. Особо важное значение отработка этих навыков имеет для вратаря , поскольку это обеспечивает ему хорошую быстроту и большой диапазон действий при защите ворот.
Техника владения мячом отрабатывается как на суше, так и в воде . Отработка основного броска происходит до тех пор, пока ватерполист не научится ловить и бросать мяч без помощи второй руки. Совершенствование техники выполнения основного броска и других наиболее часто используемых бросков необходимо в дальнейшем сочетать с развитием их силы и точности.
Особое значение имеют комплексные упражнения , близкие к соревновательным, и сами соревнования. В программу общефизической подготовки, проводимой на суше , рекомендуется включать прежде всего игры, борьбу и работу с отягощениями в известных пределах. Среди игр наибольшей популярностью обычно пользуется футбол, но для ватерполиста полезнее баскетбол и гандбол . В тяжелоатлетических упражнениях, как правило, используются веса не больше 40% от максимальных.
Цель плавательной подготовки - дальнейшее развитие быстроты и выносливости. В рамках интервальной тренировки используются преимущественно короткие отрезки для развития быстроты и специальной выносливости. Проплывание средних и длинных дистанций направлено на развитие обшей выносливости. Развитию таких двигательных качеств способствует плавание кролем. Однаковратарю целесообразнее больше внимания уделять упражнениям, требующим вертикального положения в воде, а также плаванию брассом. Однако, занимаясь плаванием без мяча, следует оставлять достаточный запас времени для совершенствования техники работы с мячом и тактики. Интервальный характер самой игры и соответствующее построение программы упражнений на развитие техники владения мячом и тактики в большой мере могут способствовать развитию быстроты и выносливости спортсмена в плавании. Многочисленные упражнения на суше и в воде (броски и ловля мяча попарно и группами) необходимы в отработке владения мячом. Они вырабатывают у спортсмена большую уверенность при работе с мячом одной рукой. Точность и сила броска, а также быстрота обработки мяча требуют особого совершенствования. Основной бросок и тренировка «сильной» руки стоят на первом плане.
В воде предпочтительнее проводить комплексную , а на суше специальную подготовку. В соответствии с концепцией современной игры базой тактической подготовки ватерполиста следует считать хорошие скоростные качества, выносливость и отличную технику владения мячом. Индивидуальная тактика в основном отрабатывается в упражнениях с партнером. Групповые упражнения и тренировочные игры способствуют развитию командной тактики. При этом особое внимание следует уделять тактике перехватывания инициативы в игре при смене команды, владеющей мячом, организации прорывов, а также игры с превосходящим или с меньшим числом игроков. Теоретическая подготовка - анализ и предварительное обсуждение игры - улучшает взаимопонимание между игроками.
(2
votes, average: 5,00
out of 5)
Водное поло увлекательный и очень красивый вид спорта, котором хотя бы раз побыли не соревнования, или же просто увидели красивые фото и видео в интернете.
Люди, которые занимаются водным поло, держат себя в прекрасной физической форме, имея при этом прекрасную фигуру. А родители, отдавшие своих детей в спортивные школы, ни разу об этом не пожалели. Хороший это один из самых важных факторов в вашей спортивной карьере, так как хороший тренер это залог вашей победы.
Тренеры по водному поло: тренировки с профессионалами
ТРЕНЕР ПО ВОДНОМУ ПОЛО НА КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ
Перед тем как записываться на тренировки водного поло, вам нужно будет познакомиться с тренером. Вы должны узнать про него как можно больше, что закончил, какой стаж работы тренером, какие достижения имеет. Он может иметь множество наград, но при этом он только начинает тренировать, и всех навыков какие вам нужны он не знает.
ТРЕНЕР ПО ВОДНОМУ ПОЛО НА КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ
Поэтому вы должна знать его стаж работы, так как с опытным тренером, вы добьетесь больших успехов. Квалифицированный тренер подберет для вас персональную тренировку, смотря на ваше физическое развитие. Также он сделает для вас диеты, по которой вы будете правильно питаться, убрав вредные продукты, и добавим больше полезных.
Тренер сборной водному поло России, тренирует лучших спортсменов, и к ним уже нужен особый подход. Спортсмены уже профессиональны и с большим опытом, и научить чего-то нового их очень сложно.
ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР И ТРЕНИРОВКИ В РОССИИ
Если вы не знаете, куда отдать своего ребенка, то водное поло это будет хороший вариант. Отдав на секцию водного поло в Москве, там будет тренировать вашего ребенка заслуженные тренера России по водному поло, они научат вашего ребенка всему своему мастерству.
ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР И ТРЕНИРОВКИ В РОССИИ
Что бы записаться на занятия нужно предоставить тренеру, справку о том, что ваш ребенок здоров и не имеет ни каким медицинских противопоказаний, а так справку что нет ни каких кожных заболеваний. После этого тренер увидит, какую нагрузку можно давать вашему ребенку, и сделает персональную программу тренировок. Если же ваш ребенок еще слишком мал, то тренировки будут проходить в игровой форме.
- Такие тренировки будут психологически развивать ребенка, и он станет уверенней в себе и смелее. А за счет постоянных физических нагрузок, у него будет иммунитет к болезням и вирусам.
КАК ВЫБРАТЬ ТРЕНЕРА ДЛЯ СЕБЯ И СВОЕГО РЕБЕНКА
Выбор тренера это очень ответственный момент, так как от выбора зависит ваша дальнейшая спортивная жизнь. Для начала вам нужно будет посетить первую тренировку, в большинстве секций она бесплатна. Если же первая тренировка платная, то попросите просто понаблюдать за тренировкой. Если же вам отказали, то вам стоит искать другую секцию с другими тренерами.
КАК ВЫБРАТЬ ТРЕНЕРА ДЛЯ СЕБЯ И СВОЕГО РЕБЕНКА
Если вы уже записались на секцию водного поло, и не очень профессиональный спортсмен, то не стоит спорить с тренером, так как тренер знает, что делать. Вы можете поспрашивать спортсменов, которые тренируются уже не один день в этого тренера, и они более подробно вам расскажут. Еще у вас не должно возникать, ни каких либо вопросов, что вам делать на тренировки, если возникают такие вопросы, значит, тренер уделяет либо вам внимания, либо вовсе дилетант, и поэтому вам нужно сменить тренера или вовсе секцию.
Также на каждой тренировке должна быть хорошая физическая подготовка, если ваш тренер не уделяет физической подготовке, то это вовсе не хороший знак. Техника, конечно хорошо, но для победы вам нужна еще сила и выносливость. Ваш тренер также педагог, и должен находить правильный подход к тренировкам, и ко всем спортсменам, что бы только привлекать их, а не наоборот.
Ярцев Юрий Васильевич тренер по водному поло, он воспитал не одного чемпиона, к нему на тренировки хочет записаться множество начинающих спортсменов, у которых спортивная карьера только начинается.
Ярцев Юрий Васильевич тренер команд чемпионов по водному поло
Ярцев Юрий Васильевич является заслуженным тренером России, а также мастером спорта. Юрий Васильевич уже не один раз приносил своей стране призовые места на Олимпийских играх. В прошлом году праздновали день тренера и Юрия Васильевича поздравили с Днем тренера по водному поло.
СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПО ВОДНОМУ ПОЛО И ПРЕПОДАВАТЬ
Вакансий тренера по водному поло , достаточное количество, и поэтому начать тренировать спортсменов не очень легко. Вам нужен будет специальный сертификат, что вы закончили спортивною школу, или же документ которой покажет, что вы закончили академию физкультуры или что-то в этом роде. Если же у вас есть награды по водному поло, то это будет приветствоваться вам, тем более, если эти награды международного уровня.
СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПО ВОДНОМУ ПОЛО И ПРЕПОДАВАТЬ
Вам нужно будет определиться с какой возрастной категорией, вам работать. Если же вы только собираетесь, стать тренером, то лучше всего это со средней возрастной категорией, так как с детьми нужно слишком много ответственности, а к этому вы можете быть не готовы, а с взрослыми будет трудно, если они будут старше вас.
Если у вас есть огромное желание стать тренером России по водному поло, то вам нужно будет прочитать специальную литературу, так как вы должны еще правильно общаться и находить подход к спортсменам, постоянно учитывая их характер и настроение. Также не нужно ничего лишнего рассказывать из своей жизни, на тренировке вы должны только рассказывать какие делать, и показать, как их выполнять.
Условия и организация проведения спортивной тренировки в водном поло на суше.
Писарева Анна ВикторовнаНазначение: данной работой смогут заинтересоваться люди, которые относятся неравнодушно к спорту, а именно к водному поло. Это тренеры по спорту, инструкторы, студенты ВУЗов, дети и их родители.
Введение. Суть, такого вида спорта как водное поло, заключается в соревновательной деятельности, а именно в борьбе (игре) между командами. Спортсмены должны иметь хорошую плавательную подготовку, свободно владеть мячом и уметь взаимодействовать с партнерами по команде. Ведь главным стимулом спортивной деятельности спортсменов является конечно же победа над соперником команды.
Весь учебно-тренировочный процесс в водном поло можно разбить на несколько этапов:
1. Этап начальной подготовки (НП). На данный этап зачисляются те дети, которые прошли тестирование и не имеют медицинских противопоказаний. Продолжительность этапа 2-3 года.
2. Этап учебно-тренировочный (УТ). Зачисление и перевод детей в учебно-тренировочные группы осуществляется по итоговым результатам выполнения контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП. Продолжительность данного этапа 4-5 лет.
3. Этап спортивного совершенствования (СС). Зачисление и перевод в эти группы осуществляется из группы учащихся, успешно прошедших этапы УТ. Продолжительность данного этапа 3 года.
4. Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ). Эти группы создаются из команды наиболее перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущие этапы подготовки, выполнивших норматив мастера спорта по водному поло. Продолжительность этапа 3-5 лет.Спортивная тренировка по водному поло – это специальный учебно-тренировочный процесс, в котором спортсмен достигает своих физических возможностей. В спортивной тренировке различают: физическую, техническую, тактическую, психологическую, морально-волевую подготовку спортсмена. Целью тренировки является достижение своего оптимального физического уровня, всестороннего развития физических качеств и воспитание морально-волевых качеств.
Организация и проведение тренировочных занятий по водному поло зависит от условий, в которых они проводятся.
Тренировочное занятие по водному поло на суше, на открытом воздухе проводится по-другому, чем в спортивном или тренажерном залах.
При проведении тренировочного занятия под открытым небом тренер-преподаватель предусматривает организованный переход из спортивной школы к месту занятий и обратно. Контролирует процесс, связанный со спортивной формой занимающихся. На открытом воздухе, особенно в прохладные дни, тренировочные занятия должны проводиться в несколько более быстром темпе, чем в спортивном зале. Тренировочное занятие на открытом воздухе при наличии стадиона или какой либо другой спортивной площадки позволяют включать в учебно-тренировочный процесс упражнения в парах, метания ватерпольного мяча, эстафеты, игра в футбол, игра в волейбол, игра в ручной мяч и тд. Занимающиеся должны быть тепло и комфортно одеты, чтобы форма не стесняла их движений.
Тренировочный процесс на открытом воздухе в холодное время года отличается по своему содержанию.
В самом начале занятия, занимающиеся, чтоб не замерзнуть, должны сделать разогревающую пробежку и игры, связанные с бегом, либо эстафеты. Здесь необходимо давать раннее изученные упражнения, а вот из новых упражнений, только те, которые легко усваиваются спортсменами.
Проведение тренировочного занятия на суше в спортивном зале имеет свои особенности. Оборудованный спортивный и игровой залы, в котором имеется достаточное количества инвентаря, позволит выполнить качественную подготовку и проводить каждое тренировочное занятие с достаточной плотностью и грамотной нагрузкой. При проведении тренировочного занятия на суше и при сдаче контрольных нормативов необходимо разнообразить и развивать разностороннее физическую подготовленность занимающихся.
Формы организации проведения спортивной тренировки.
В спортивной деятельности ватерполистов можно выделить следующие формы: тренировочное занятие, участие в спортивных играх, тренировочные сборы и самостоятельные тренировки ватерпалистов.
Тренировка в спортивной школе либо в секции проводится по традиционному расписанию, под руководством тренера – преподавателя или наставника и направлена она на обучение и дальнейшее совершенствование всех изученных элементов. А также на повышение своего спортивного мастерства.
Участие в спортивных соревнованиях (итоговая или межитоговая игра с соперником команды) контрольные старты являются мощным стимулом для каждодневных и монотонных тренировок и помогают поднять прирост спортивных результатов.
Тренировочные сборы как правило проводятся со всей командой на выезде либо на месте. Это еще один из вариантов повышения своего физического уровня, по средствам большого объема в подготовки спортсмена.
Самостоятельные (индивидуальные) тренировки подразумевают индивидуальный тренировочный процесс без участия своего наставника (тренера).
Существуют также и другие формы занятий – это утренняя зарядка, выполнения домашних заданий и иная активная физическая работа и тд.
Заключение:
Спорт, а именно игра в водное поло – удивительный и уникальный вид спорта, где происходит развитие и совершенствование не только всех физических и морально-волевых качеств, но и умственных возможностей мозга спортсмена, ведь играя в водное поло, спортсмен должен тщательно продумывать свое каждое движение и действие, что благотворно влияет на мозговую деятельность. А вместе с этим происходит необходимость независимого мониторинга своей физической подготовки. Ведь физическая работа, активные и пассивные движения отлично влияют на успех в умственной сфере деятельности.
Кроме того, еще одним важным элементом является то что, игра в водное поло помогает найти новых и интересных людей, налаживать с ними дружеские отношения, испытывать радостные ощущения.
1. И.п. – стоя на правой ноге, с захватом другой ноги, согнутой назад, за голеностопный сустав. Максимальное отведение бедра назад.
2. И.п. – вис стоя на согнутых ногах, стопы у поверхности воды. Одновременные и попеременные сгибания и разгибания ног в коленных суставах. Вариант: покачивания вверх-вниз с прямыми ногами.
3. И.п. – вис стоя ноги врозь пошире (шпагат), стопы на уровне пояса. Покачивания вверх-вниз и вперед-назад.
4. И.п. – упор стоя на правой ноге, левая вперед на опоре, наклоны вперед.
5. И.п. – упор стоя на правой ноге, согнутая вперед левая на опоре. Движения тазом вперед-назад.
6. И.п. – упор стоя спиной к бортику, приседания, с постепенным увеличением амплитуды.
9.8. Упражнения на расслабление
1. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки впереди. Повороты влево и вправо с волнообразными движениями руками.
2. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь. Круговые движения тазом в сагиттальной плоскости.
3. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь. Круговые движения тазом во фронтальной плоскости.
4. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь. Круговые движения тазом в горизонтальной плоскости.
5. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки за голову. Округляя спину – локти вперед, прогибаясь – локти назад.
6. И.п. – то же. Потягивания локтями в стороны.
7. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки вверх (захватить правой кистью, левую). Потянуться вверх, расслабляя «уронить» руки вниз.
10. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВОДНОГО ПОЛО В ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ
Водное поло – одна из наиболее увлекательных командных игр, имеющая богатые исторические традиции и широкое международное признание. В настоящее время она культивируется более чем в 100 странах мира.
Изучение элементов техники водного поло с интересом воспринимается студентами-юношами, и позволяет в игровой форме совершенствовать технику спортивных способов плавания, через развитие физических качеств.
10.1. Техника водного поло
Способы передвижения . Ватерпольный кроль на груди. Чтобы ориенти-
роваться в ходе игры, ватерполист должен уметь хорошо плавать с поднятой головой. Основными отличиями в положении тела при ватерпольной разновидности кроля являются: значительный прогиб в пояснице при более низком положении таза; более высокое расположение плечевого пояса и головы.
Гребковые движения руками укорочены и имеют выраженный опорный акцент в фазе подтягивания, кисть не пересекает вертикальную плоскость продольной оси туловища, в результате чего значительно уменьшается угол крена.
Ноги имеют больший угол сгибания в коленных суставах и работают с большей амплитудой.
Вдох может осуществляться влево, вправо и вперед; отдельные отрезки выполняются на задержке дыхания.
Специальные приемы игрового плавания. Плавание на месте. Этот прием широко распространен в игровых условиях как исходное положение для дальнейших действий. Положение туловища в воде может варьировать от горизонтального до вертикального – в зависимости от игровой ситуации. Руки выполняют поддерживающие движения с небольшой амплитудой, ноги – опорные попеременные или одновременные движения с небольшой амплитудой сгибания в тазобедренных и коленных суставах.
«Ходьба в воде». Применяется в игровой обстановке, когда ватерполист не имеет возможности или времени для того, чтобы продвигаться по полю одним из способов плавания.
Во время «ходьбы» в воде туловище ватерполиста находится в вертикальном положении; ноги выполняют отталкивающие и смыкающие движения способом брасс или на боку; руки производят вспомогательные плавательные движения в сторону передвижения игрока. «Ходьба» в воде может производиться вперед или в сторону (боком).
Переходы от одного способа плавания к другому. В зависимости от из-
менения игровой обстановки спортсмены прибегают к различным способам плавания. Умение быстро и технично менять один способ плавания на другой создает ватерполистам существенные преимущества при маневрировании.
Переход с кроля на груди к кролю на спине. Осуществляется с возможно меньшими потерями скорости. Выполняя переход, спортсмен производит вращение тела вокруг продольной оси на 180о . При изучении техники этого приема нужно научиться выполнять его, вращаясь в любую сторону.
Рассмотрим технику перехода с кроля на груди к кролю на спине, поворотом влево. При очередном опускании правой руки в воду спортсмен направляет кисть влево, под себя, опускает локоть вниз, выполняя гребковое движение, обеспечивающее поворот сначала на правый бок, а затем, в непрерывном вращении, – на спину. Одновременно с этим кисть левой руки, закончившей гребок, вынимается из воды.
При переходе с кроля на спине к кролю на груди ватерполист опуская руку в воду, несколько увеличивает фазу «наплыва» на нее. Другую руку, после выполнения гребка, он вынимает из воды и маховым движением в сторону груди посылает вперед. Одновременно в ту же сторону поворачивается голова, а туловище переворачивается со спины на грудь. Для облегчения вращения туловища ватерполист опирается на вытянутую вперед руку, которая начинает первое гребковое движение после перехода на грудь. Ноги выполняют те же движения, что и при переходе с груди на спину.
Техника владения мячом. К числу важнейших технических приемов, характеризующих высокое мастерство ватерполиста наряду со способами пере-
движения и специальными приемами игрового плавания, относится и техника владения мячом.
Поднимание мяча с воды. При обучении этому приему большое внимание необходимо уделять работе кистью и пальцами, которые должны широко разводиться в стороны, чтобы создать большую площадь для опоры мяча. Поднимать мяч с воды можно несколькими способами:
подхватом – под плавающий на поверхности мяч ватерполист подводит кисть, повернутую ладонью вверх, с разведенными пальцами, после чего мяч поднимается вверх;
надхватом с нажимом и поворотом кисти – на плавающий мяч ватерполист накладывает сверху ладонь с широко разведенными пальцами, и нажимом кисти несколько «вдавливает» его в воду. Вместе с мячом кисть поворачивается в сторону на 180о и поднимает его из воды;
захватом пальцами – ватерполист накладывает сверху на мяч ладонь с широко разведенными пальцами и нажимом кисти вдавливает его в воду. Ослабляя нажим, рука вместе с мячом, выталкиваемым водой, поднимается тыльной стороной кисти вверх и удерживает мяч на весу;
двумя руками – обе ладони с широко разведенными пальцами накладываются на мяч так, чтобы большие пальцы придерживали его сверху, а остальные плотно обхватывали его с боков, Сгибая руки в локтевых суставах, игрок поднимает мяч на необходимую высоту. Этот способ используется только вратарем.
Остановка мяча. Производится в тех случаях, когда нельзя поймать его с лета. Мяч останавливается кистью, выставленной навстречу летящему мячу и располагающейся под таким углом, чтобы обеспечить его падение на воду вблизи игрока. Остановка мяча вратарем может производиться двумя руками.
Ловля мяча. Желательно ловить мяч «с лета», не опуская его на воду, так как это способствует его передаче без задержки в нужном направлении, неожиданным броскам по воротам, разыгрыванию быстрых комбинаций. Ловля мяча «с лета» возможна при различных положениях тела в воде: выпрыгивая, приподнимаясь, плавая на месте (в вертикальном, полувертикальном или горизонтальном положениях).
Во время полета мяча игрок должен сосредоточить на нем внимание, вытянув вперед расслабленную кисть с разведенными пальцами. Коснувшись мяча, пальцы первыми смягчают и амортизируют его удар о ладонь. Дальнейшее движение руки, которая отводится назад и последовательно сгибается в лучезапястном (тыльное сгибание) и локтевом суставах, обеспечивает мягкое и постепенное снижение скорости полета мяча и его остановку. Для того чтобы мяч был успешно пойман и остался лежать на ладони, необходимо производить все движения в соответствии со скоростью его полета.
Перемещение с мячом в руке. Ватерполисту нередко приходится перемещаться по игровому полю, держа мяч в руке. Этот прием особенно распространен при розыгрыше мяча с лишним игроком у ворот соперника или в ситуации, когда игрок, владеющий мячом, оказывается один на один против вратаря команды соперников.
Для перемещения по полю игрок применяет «ходьбу» в воде – вперед или в сторону (боком). В правой руке он держит мяч, сгибая ее в локтевом и лучезапястном суставах и производя маховые движения по направлению впередназад, вправо-влево. Левая рука, вытянутая вперед, выполняет поддерживающие гребковые движения в сторону перемещения игрока. Продвигаясь вперед, ватерполист должен одновременно внимательно наблюдать за игровой обстановкой на поле, за местонахождением вратаря и других игроков команды соперников, чтобы выбрать наиболее выгодный момент для броска мяча по воротам или передачи его партнеру.
Ведение мяча. Умелое и быстрое ведение мяча обеспечивается правильной техникой «ватерпольного» кроля, характерными признаками которого являются поднятая голова, высоко приподнятые плечи, работа под водой и в воздухе согнутой рукой. Мяч все время находится перед лицом ватерполиста, на гребне волны, создаваемой поднятой головой, грудью и правильно работающими руками быстро плывущего игрока. Движение согнутой рукой способствует созданию высокого темпа плавания; регулирует направление мяча в тех случаях, когда он отклоняется от гребня волны; создает благоприятные условия для поднимания и броска мяча в любой удобный момент.
Способы передачи мяча и бросков по воротам.
Существует очень большое количество способов передачи мяча и вариантов бросков по воротам. Во время проведения занятий со студентами, основной целью является изучение основных, наиболее простых элементов.
Основной бросок. Это наиболее простой и наиболее надежный технический прием, который часто применяется ватерполистами для передачи мяча друг другу и бросков по воротам.
Ватерполист плавает на месте (туловище в вертикальном положении). Опираясь на левую руку, правой рукой игрок поднимает мяч с воды, затем быстро, но плавно отводит руку назад и выполняет замах. Затем быстрым и резким движением рука направляется вперед.
Бросок производится слитно, как одно непрерывное движение – вначале плавно, затем с нарастающей скоростью, заканчиваясь резким, хлыстообразным движением кисти.
Основной бросок двумя руками (для вратарей). Ватерполист поднимает мяч с воды двумя руками и отводит их назад в положение замаха. Выбрав направление броска, вратарь разгибает руки в локтевых суставах и производит бросок.
10.2. Основы методики начального обучения
Особенностью обучения в водном поло является параллельное освоение способов передвижения и приемов техники владения мячом.
Методика обучения приемам техники владения мячом включает комплексы специальных обучающих упражнений для каждого технического
действия, которое выполняется на суше и в воде, без мяча и с мячом, на месте и в движении. Подбор упражнений обусловлен несколькими факторами, при этом одним из важнейших является сложность двигательного действия при выполнении приема.
Индивидуальные упражнения в воде.
«Ходьба» в воде дает возможность вратарю и полевым игрокам держать голову, плечи и руки над поверхностью воды. При «ходьбе» в воде игрок занимает вертикальное положение или положение на боку, выполняет попеременные или одновременные движения ногами брассом. Так же, могут быть использованы и комбинированные движения этих способов.
Для тренировки используются следующие упражнения:
1. «Ходьба» на месте, руки у поверхности воды.
2. «Ходьба» на месте, руки за головой, в стороны или вверх.
3. «Ходьба» в воде с поворотами на 90-180о по сигналу преподавателя.
4. «Ходьба» в воде с грузом в руках.
1. Подбросить мяч вверх и ловить его двумя руками.
2. Подбросить мяч вверх двумя руками, выполнить хлопок в ладоши, затем поймать мяч.
3. Подбросить мяч вверх двумя руками, выполнить 2,3,4,5 хлопков в ладоши, затем поймать мяч.
4. Подбросить мяч вверх двумя руками, выполнить поворот на 360 о , затем поймать мяч.
5. Подбросить мяч вверх одной рукой, а поймать двумя руками.
6. Подбросить мяч вверх двумя руками, а поймать одной рукой.
7. Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой.
8. То же, но другой рукой.
9. Перебрасывание мяча с левой руки на правую руку.
1. Подъем мяча рукой «подхватом снизу».
2. Подъем мяча рукой «надхватом» с нажимом и поворотом кисти.
3. Подъем мяча рукой «с захватом» пальцами и нажимом кисти.
4. Подъем мяча двумя руками.
5. Выполнить упражнения 1-4, но с броском в стенку бассейна.
Упражнения в движении.
1. Ведение мяча «ватерпольным» кролем на груди.
2. Из и.п. – лежа на спине, подбрасывание мяча вверх двумя руками.
3. Из и.п. – лежа на спине, подбрасывание мяча вверх одной рукой.
4. То же, другой рукой.
Парные упражнения в воде.
«Ходьба» в воде (ноги работают попеременно или одновременно брассом).
1. Перемещение в паре, удерживая мяч двумя руками над водой (на уровне лица). Перемещение выполняется вперед.
2. То же, но перемещение выполняется назад.
3. То же, но перемещение выполняется боком.
4. То же, но перемещение выполняется с поворотом.
Упражнения с мячом на месте (броски).
И.п. – стоя на дне бассейна на расстоянии 2-4 метра друг от друга.
1. Броски двумя руками из-за головы.
2. Броски двумя руками от груди.
3. Основной бросок правой рукой.
4. Основной бросок левой рукой.
5. Бросок одной рукой из исходного положения – лежа на спине.
6. Бросок двумя руками стоя спиной к партнеру.
Упражнения с мячом на месте (подъем мяча из воды).
1. Поднять мяч рукой «подхватом» снизу и передать пас партнеру.
2. Поднять мяч рукой «надхватом» с нажимом и поворотом кисти, затем передать пас партнеру.
3. Поднять мяч рукой «с захватом» пальцами и нажимом кисти, затем передать пас партнеру.
4. Поднять мяч двумя руками и передать пас партнеру.
Примечание: партнер ловит и принимает мяч сначала двумя руками, затем одной «удобной» и «не удобной» рукой.
Упражнения в движении.
Упражнения выполняются двумя участниками одновременно по соседним дорожкам.
1. Передать пас партнеру из положения лежа на спине.
2. Передать пас партнеру из положения лежа на боку.
Групповые упражнения в воде (в круге).
С одним мячом.
1. Передача мяча по кругу (по часовой стрелке).
3. Передача мяча в любую сторону (на внимание).
4. Передача мяча по кругу, через одного.
5. То же, но против часовой стрелки.
6. Передача мяча любому игроку.
7. Один стоит в центре, у него мяч, остальные вокруг него. Центральный игрок передает мяч каждому игроку по очереди.
С двумя и более мячами.
1. Передача двух, трех, четырех и более мячей по кругу по часовой
2. То же, но против часовой стрелки.
3. Один игрок стоит в центре, у него мяч, остальные стоят вокруг него. Центральный игрок передает мяч каждому игроку по очереди, а игроки в круге между собой, передают еще один мяч.