О здоровом питании и спорте

Бизнес план компании по продаже велосипедов. Магазин велосипедов – прибыльный бизнес

Велосипедный бизнес в России не развит. Велосипеды есть, а вот инфраструктура их ремонта отсутствует.

Тем не менее велосипедов продается с каждым днем все больше и больше, но любая проблема вроде восьмерки на колесе или замена цепи требует похода в сервисный центр при каком-нибудь крупном спортивном магазине, а цены в нем не гуманные.

Вот и получается, что купив "ашан-байк" за 3 тысячи рублей велосипедист может получить стоимость технического обслуживания в 60% от цены велосипеда. Хотя делов там всего ничего - спицы протянуть, цепь промаслить да колеса подкачать.

На этом можно неплохо подзаработать в летнее время, зимой то в России на велосипеде не покатаешься.

Для открытия веломастерской вам понадобиться небольшая тряпичная палатка и аренда площади 2х2 метра, набор велоключей да небольшая приспособа - подставка под колесо. Эту приспособу легко сварить из металлических уголков или собрать своими руками из алюминиевых трубок.

Лучше всего начинать такой бизнес ранней весной, когда снег только сошел, но земля еще не просохла, именно тогда велосипедисты начинают доставать своих стальных коней с балконов или выкатывать из гаража.
Арендовать кусок асфальта лучше в людном месте. Сама ваша работа будет вашей рекламой.

Дайте объявления в местные форумы и газеты бесплатных объявлений, напечатайте и расклейте плакатики с рекламой ваших услуг - техобслуживание велосипедов, цену (в среднем рублей 500, но это может варьироваться от города) и схемку как вас найти.

В среднем на техобслуживание велосипеда уходит около 20 минут. Тут главное подобрать такую цену, что бы проще было отдать, чем возиться с двухколесным конем самостоятельно.

На первых порах можно договориться с велоклубами или велофорумами о скидке для участников. Это будет работать как устная реклама.

Прибыль - посчитайте сами. Тут все зависит от того, за какую сумму договоритесь с арендой.

К техобслуживанию можно добавить продажу таких вещей как колодки тормозов, тросики, велоаптечки, спицы и камеры для колес и так далее. Главный подход - спрос при ремонте и небольшие габариты (что бы легче хранить). Продавать это можно по ценам чуть выше, чем в магазинах. Велобайкеру легче переплатить вам, чем ехать специально за тормозными колодками.

После того, как схлынет волна желающих сделать техобслуживание, можно переходить и к ремонту, ремонт в 90% это просто замена сломавшегося узла. Так что ничего сложного.

Так же можно выкупать старые велосипеды за небольшую сумму, доводить из до ума и сдавать в прокат.

Прокат велосипедов , как частный бизнес - это золотое дно. Вы выкупаете 21 скоростной "ашанбайк" за половину или треть стоимости - 1000-1500 рублей, делаете ему профилактические работы и сдаете в аренду по 50-100 рублей в час.
Менее чем за неделю велосипед окупается и начинает приносить прибыль.

Тут, конечно есть свои нюансы. Место проката велосипедов должно быть в людном месте, причем в таком - куда приходят отдыхать.
Например городской парк или рядом с ним.

Если рядом с городом есть озера, то можно расположить свой пункт проката рядом с остановкой. Отдыхающие приехали, вышли, до озера топать пехом 15-20 минут. А тут прокат велосипедов на которых можно доехать за 5.

В моем городе на таком маршруте еще и велотакси сделали.

Как видно на фото - за основу взята пара велосипедов и сварено велотакси. Без особых изысков, но три велорикши без работы в выходной день не сидят. Доезд до озера 100 рублей, обратно 150 (дорога к озеру чуть под горку, 1500 метров по ордометру).

Подводя итоги .
Не смотря на то, что велобизнес это сезонный бизнес, он остается очень прибыльным. И не требует больших затрат для старта.

К тому же, эта ниша в России никем не занята. Начав такой бинес вам не придется испытывать проблем с конкурентами.

Плюсы этого бизнеса:
- Очень низкий уровень первоначальных инвестиций.
- Минимальные ежемесячные расходы.
- Спрос на ремонт велосипедов увеличивающийся каждый год.
- Возможность заработка на перепродаже запчастей.
- Легкая возможность открыть велопрокат или продажу подержанных и отремонтированных велосипедов.
- Возможность выбора гибкого графика работы.
- Необходимые для ведения коммерческой деятельности навыки ремонта приобретаются после нескольких сборок-разборок своего велосипеда.
- Отсутствие конкурентов.
- Возможность открыть несколько таких точек ремонтов в разных частях города с наймом дешевых сотрудников-студентов.

Удачного бизнеса!

Еще статьи для велосипедистов .

Велосипед принято считать братом меньшим мотоцикла, и отношение к этому виду транспорта в народе традиционно бережное и трепетное. Но в наше рыночное время многие предприимчивые умы используют велосипед не только как средство передвижения, но и как идеологическую и материальную основу для создания собственного бизнеса.

1. Мобильный эспрессо-бар

Что получится, если соединить воедино любовь к замечательному напитку кофе и четырехколесному другу-велосипеду? Дизайнеры Амоса Рида и Лассе Ойва соединили вышеперечисленные ингредиенты и получили мобильный эспрессо-бар «Velopresso». Эти двое предпринимателей разработали свой мотодельтаплан с нуля и могут похвастаться тем, что их детище, в итоге сложных технических экспериментов, получилось экологически безвредным. При работе этой кофе-вело-машины не используется даже электричество, в ней отсутствует двигатель и не слышен шум внутренних механизмов. Что ни говори, чудо техники и пример дизайнерского вкуса!

2. PoliRider: танцы на шесте

PoleRider - это новое изобретение, которое, как видно на фото, объединяет две замечательные вещи - велосипед и танцы. Миссия этого американского проекта, как ни странно, - вовсе не промоушен танцев на шесте, а сугубо нравственная - привлечение внимания общественности к вопросу безопасности на дорогах, с акцентом на хороших и качественных деталях велосипеда. Передвижная площадка для профессиональных танцоров спроектирована так, чтобы продемонстрировать все возможности велосипеда с хорошими деталями и тормозами.

3. Велопаб – праздник на колесах

Это велосипедное застолье, воплощенное в пабе на колесах или так называемом "пивном велосипеде"? - средство для передвижения, особенно популярное сейчас в США и Германии. Эту конструкцию иногда ошибочно принимают за велорикшу, но это далеко не одно и то же, так как велопаб едет благодаря пассажирам, нажимающим на педали, а рулевое управление и тормозная часть остаются под контролем водителя. Некоторые из таких алко-вагонеток насчитывают в своем составе до 12 велосипедов.

4. Школьный автобус на педалях

«De Cafe Racer» - велосипедный автобус для детей, произведенный в Нидерландах, по сути и системе передвижения похож на предыдущий вело транспорт, так как силу движения задают сами маленькие пассажиры под чутким контролем старшего водителя. Конечно, родители вправе просто посадить свое чадо на обычный рейсовый автобус и отправить в школу, но многим из них идея отправить своего малыша крутить педали в веселой компании однолеток приходится по вкусу намного больше.

5. B-Line: велосипедная компания экспресс-доставки

В 2010 году в Портленде впервые возникла, а сегодня успешно развиваетсяновая городская компания доставки грузов B-Line, которая предлагает клиентам широкий парк трехколесных велосипедов для всех видов курьерской службы. Только в течение первого года существования, работники B-Line совершили более 3000 доставок. Популярность этого сервиса доказывает и тот факт, что менеджерам пришлось значительно увеличить состав водителей, чтобы успевать отвечать на запросы своих клиентов.

6. Идейный бизнес

Велосипедные собрания молодежной субкультуры «инди» около продуктовых ярмарок у городского стенда Чикаго стали основой для бизнеса Даниэля Эванса, который увидел в этом идею и некий посыл для своего дела. Теперь команда из молодых велосипедистов предлагает клиентам доставку или продажу на месте свежих фруктов с бонусами в виде веселыми микстейпов и инди-журналов. Это неплохой пример того, как, казалось бы, незначительные вещи могут натолкнуть на идею о прибыльном бизнесе.

7. Вело-магазин плетенных товаров из тростника

Пожалуй, этот вело-магазин плетенных товаров из тростника, не сможет оставить равнодушным никого. Да, купить плетенную шапку можно и в магазине сувениров и в любом отделе аеропорта, но будут ли эти вещи таить в себе аутентичный дух дикой и жаркой Индии? Ответ очевиден!


8. Мясная лавка

Всем знакома ситуация когда купить мяса нужно, но идти в магазин далеко, на рынок не хочется и тогда на помощь приходит, а точнее приезжает веломагазин со свежими кусками говядины или свинины. Именно так это происходит в Индии. Ну а если в вашем районе еще не появился такой сервис, не расстраивайтесь, возможно, именно вам выпала честь стать родоначальником этого велобизнеса.

В последние годы в странах СНГ (да и не только) возрастает интерес к велосипедам. Всё больше людей выбирает данный вид транспорта. Это обусловлено невысокой ценой самого велосипеда, низкой стоимостью обслуживания и полным отсутствием затрат на езду. Широка и область его спортивного применения - от небольших поездок до вело путешествий на огромные расстояния, от велогонок и кросс-кантри до велотриала и даунхилла. Каждый найдёт в велосипеде что-то своё и сможет приспособить его под свои потребности.

На сборке, продаже и ремонте велосипедов можно неплохо заработать. Несмотря на то, что уже многие фирмы занимаются данным видом деятельности, вы ещё можете успеть втиснуться в эту нишу. Спрос на велосипеды и их обслуживание с каждым годом возрастает и в ближайшие несколько лет можно ожидать пика их популярности. Как же можно на этом заработать?

Попробуйте заняться сборкой, арендой и продажей велосипедов.

Организация бизнеса .
Если денег мало, то для начала сборкой лучше всего заниматься на заказ. Это позволит при минимальных затратах получить первую прибыль. То есть, сначала ищем покупателя, а потом собираем велосипед.

Возникает вопрос: где брать комплектующие и кто будет заниматься сборкой? На начальных этапах, когда количество собираемых велосипедов будет небольшим, детали лучше всего покупать в розницу или мелкими оптовыми партиями. Пройдитесь по рынкам, по местным фирмам, которые занимаются продажей вело запчастей и найдите место, где можно купить качественные запчасти по низким ценам. Не помешает пройтись и по местам, где продаются уже готовые велосипеды. Лучше всего посетить офисы производителей и небольших фирм, занимающихся мелким оптом. Ну и на рынок не забудьте зайти.

Допустим, вы нашли запчасти и готовые велосипеды. Теперь надо найти сборщика. В принципе, если вы знаете устройство велосипеда и имеете свободное время, при небольших объёмах заказов можете заняться сборкой и самостоятельно. На сборку одного велосипеда уходит от 2 до 5 часов в зависимости от типа велосипеда и количества запчастей.

Если вы не можете собирать велосипеды самостоятельно, то надо нанять одного или нескольких сборщиков. Лучше всего их искать среди заядлых велосипедистов, так как они на ремонте и модернизации своих байков собаку съели. За сборку одного велосипеда платят в среднем от 5 до 15 долларов.

После того, как вы найдёте поставщика и сборщика, пора искать клиентов. Если у вас нет денег на аренду помещения и открытие собственного магазина, то вашим верным помощником станет интернет. Создайте и продвигайте интернет-магазин.

Особое внимание стоит уделить социальным сетям и велофорумам. Главные обитатели таких форумов - заядлые велосипедисты, которые могут вам и подсказать что-либо, и велик купить. А вот в соцсетях сидит почти вся молодёжь, в том числе и любители активного отдыха. При правильном подходе и наличии акций можно собрать аудиторию в несколько тысяч человек и привлечь десятки клиентов.

Например, харьковская группа ВелоКот сдаёт в аренду и продаёт велосипеды. Всего за 2 месяца группа увеличила свою аудиторию с 3 до 11 тысяч человек, провела широкомасштабную рекламную кампанию и получила не один десяток клиентов с помощью всего одной грамотной акции. Суть её проста: пользователю необходимо вступить в группу и сделать репост сообщения об акции. Главный приз - велосипед. Длительность акции - 2 месяца. По окончанию приз разыгрывается между пользователями, выполнившими данные требования. Кроме того, в группе размещается контент, который интересен велосипедистам, а не только продающие посты, что позволяет лучше аккумулировать целевую аудиторию.

Если у вас есть достаточное количество средств на открытие магазина, то стратегия развития будет несколько иная. Для начала подыщите и возьмите в аренду помещение в многолюдном месте, желательно недалеко от какого-нибудь парка отдыха. Далее наймите пару опытных велосипедистов, которые будут посменно работать в вашем магазине, сдавать велосипеды в аренду, собирать и ремонтировать байки на заказ. Затем следует найти хорошего производителя или поставщика и закупить велосипеды для магазина и для сдачи в аренду.

Интересно обстоят дела с арендой велосипедов. Схема работы у арендодателей следующая: бизнесмен покупает у оптовиков или производителей новенькие велосипеды. После этого они поступают в аренду. В течение 2-8 недель на велосипедах катаются, после чего они благополучно продаются по довольно высокой цене как б/у в очень хорошем состоянии и всё повторяется вновь. В чём плюсы такого подхода? Во-первых, прибыль с аренды одного велосипеда может достигать 70$ в неделю. Во-вторых, велосипеды в конечном итоге продаются либо по той же цене, по которой закупались, либо, как чаще всего и происходит, с небольшой наценкой. В плюсе остаются все: довольные горожане могут за 10 долларов целый день наслаждаться катанием на велосипеде, довольные покупатели могут взять практически новый байк по цене ниже рыночной, довольный предприниматель получает прибыль с первых двух.

Доходы и расходы.
В среднем велосипед стоит 400-500 долларов. Тем не менее, цены на него могут варьироваться от 100 до 5000 и более у.е. Самые ходовые - это горные велосипеды 26” и городские модели средней ценовой категории. Дорожники и дорогие байки пользуются популярностью в основном у опытных велосипедистов.
Аренда помещения неподалёку от парка отдыха может обойтись в пару-тройку тысяч у.е. Создание интернет-магазина и его последующее продвижение будет стоить 1-2 тысячи долларов, создание и ведение групп в социальных сетях может обойтись в 200-500 у.е. каждая. На зарплату каждому работнику будет уходить не менее 500-600 долларов в месяц. Сборщикам можно платить поменьше - 5-15 у.е. за каждый собранный велосипед.

Теперь о прибыли.
С аренды одного велосипеда на сутки прибыль составляет 10 долларов. То есть, с одного велосипеда за месяц аренды при наилучшем раскладе можно получить не менее 300 у.е. После того, как байк откатает положенные несколько недель, приведите его в порядок и продавайте с наценкой в 5-10% от исходной стоимости. То есть, если вы купили велосипед у производителя за 500 у.е., при продаже запросите за него 525-550$. На новый велосипед наценка составит 20%. То есть, байк, купленный на заводе за 500 у.е. вы сможете продать за 600. Осмотр и ремонт велосипеда стоит от 10 у.е. и зависит от сложности поломки.

Продавая 20 средних велосипедов в месяц и сдавая напрокат 5 байков в день, вы полностью покроете свои расходы. А если больше? Вы сможете на этом неплохо заработать.




Бизнес по продаже велосипедов может приносить стабильный доход. Покупают велосипеды люди, которые не просто любят велоспорт, для некоторых этот спорт является профессиональным занятием или образом жизни, поэтому даже самые дорогие велосипеды находят своих покупателей. Велосипеды бывают разные: городские, горные, шоссейные, спортивные и другие.

При организации магазина по продаже велосипедов стоит задуматься об открытии одновременно и мастерской. Она требует дополнительного оборудования на сумму не менее 50 тысяч рублей, помещения, аренда которого 15 тысяч рублей, и механика с зарплатой 30 тысяч рублей. Однако, срок окупаемости мастерской ниже, и она привлечет дополнительных клиентов в магазин.

Для магазина потребуется помещение не менее 50 квадратных метров. Кроме велосипедов там можно продавать запчасти к ним, аксессуары, экипировку. Можно также задуматься о сдаче велосипедов в прокат. Перед магазином нужно создать стоянку и велодорожку для удобства клиентов. Помещение можно арендовать в спальном районе, так вы сэкономите на арендной плате, а в хороший магазин клиент проедет даже несколько лишних километров.

Персонал потребуется следующий: не менее двух продавцов, кассир, бухгалтер. Сотрудники, которые будут продавать товар, должны разбираться в особенностях эксплуатации велосипедов, в их конструкциях, составляющих. Закупку товара также следует отдать в руки профессионала, товар должен быть качественный, так как покупатели разбираются в нем нередко не хуже продавцов.

Сезон велоспорта - февраль-ноябрь, но производить закупку товара лучше в осенний период, потому как к началу сезона крупные торговые центры скупают у поставщиков практически все, и мелким фирмам приходится довольствоваться остатками.

Для магазина следует сделать хорошую рекламу. Различные листовки, промо-акции и реклама в интернете на тематических форумах расскажет о магазине потенциальным клиентам. Во многих городах существуют велосипедные клубы, их участники организуют дружеские соревнования, ваш магазин может стать спонсором таких состязаний и предоставить призы победителям. А если такого клуба в вашем городе нет - смело организуйте его. Пожалуй, такая реклама будет самая перспективная.

Итак, цена велосипеда составляет 25-30 тысяч рублей, наценка - 25-50%, на сопутствующие товары - 50%. На закупку товара необходимо около 500 тысяч рублей, аренда помещения и оборудование - 200 тысяч рублей, зарплата персоналу - 60 тысяч рублей.

Окупаемость бизнеса при хорошем сбыте - от одного до полутора лет.




В мире существует множество различных видов велосипедов (горные велосипеды, велосипеды для города, велосипеды для спорта, скоростные велосипеды, велосипеды для поездок по шоссе, детские велосипеды и т.д.). Каждый вид имеет свои возможности и определенное назначение. Однако, большинство потенциальных покупателей не знают об этом.

Максимальная стоимость отдельных моделей велосипедов может достигать стоимости автомобиля отечественного автопрома. Но на столь необычный по цене и качеству товар находятся свои покупатели. Естественно, они хотят за такие деньги получить достаточно качественный товар, с предоставляющейся к нему гарантией.Так что стоит подумать о идее открытия велосипедной мастерской и специализированного велосипедного магазина в вашем районе, если, конечно, подходящее место никто еще не занял.

Стоит обратить ваше внимание на то, что вам следует сразу решить вопрос открытия мастерской при вашем магазине сразу или в будущем. Естественно, аренда помещения и закупка различного оборудования будут требовать от вас дополнительных капиталовложений. Арендные ставки на помещение начинаются с суммы в 15 тысяч рублей и повышаются в зависимости от района и самого помещения. На приобретение необходимого оборудования и инструмента для мастерской вам придется выделить около 50 тысяч рублей. Не стоит забывать и о заработной плате для ваших работников. К примеру, зарплата механика сейчас обходится в 30 тысяч рублей.

Тем не менее, если сравнивать с общим бюджетом, требующимся на открытие магазина продажи велосипедов, выходит, что данные расходы не так велики, а срок при котором эти затраты окупятся значительно меньше. А преимущество мастерской при магазине состоит в том, что сервисное обслуживание, в свою очередь, привлечет к вам дополнительных покупателей. К тому же, вы смело можете использовать различные акции, комбинируя услугу продажи и сервисного обслуживания, к примеру, бесплатное обслуживание в течении какого-либо срока или первое обслуживание ну и т.д.

Аспекты выбора помещения для продажи велосипедов.

В связи с тем, что велосипеды – весьма габаритные изделия, вам потребуется торговая площадь не меньше чем 50 квадратных метров. Очень важно чтобы в вашем магазине находились витрины с различного вида экипировкой, средствами защиты, запасными деталями, всякого рода аксессуарами и другими сопутствующими товарами. Поэтому, заранее позаботьтесь о дополнительном пространстве для этого.

Так же хочется обратить ваше внимание на необходимость складских помещений. Ведь вам потребуется немало места для хранения велосипедов, деталей и аксессуаров. Совершенно очевидно, что аренда подобного рода помещения не может похвастаться своей дешевизной. Следовательно, подумайте о том, не будет ли более выгодно открыть магазин не в крупном торговом центре где-нибудь в центральной части города, аренда которого вам обойдется в крупную сумму, а какое-нибудь помещение в спальном районе города.

Велосипед – это не та продукция, которую покупают сразу, зайдя в первый попавшийся магазин. К покупке этого товара склонны готовиться заранее, обдумывая варианты, выискивая информацию о моделях, советуясь с друзьями. Поэтому, если ваш магазин будет изобиловать широким модельным рядом, и будет хорошо известен в вашем городе, покупатель не будет думать о том, что ему придется проехать несколько лишних километров до вашего магазина. Так же, очень хорошей идеей будет оборудование вашего магазина не только изнутри но и снаружи. Оборудуйте специальную велостоянку для посетителей – это будет одновременно и рекламой и удобством для потенциальных клиентов.

Сотрудники для вашего бизнеса

Сразу стоит заметить, что закупку товара для вашего магазина должен совершать квалифицированный специалист. Если вы таким не являетесь, то следует его нанять.

Естественно, подобный специалист должен всецело разбираться в разновидностях велосипедов, их модельном ряду, различных производителях, нюансах эксплуатации той или иной модели, а так же о доступности запчастей к велосипедам и их особенностях. Так же очень важно чтобы специалист, участвующий в закупке велосипедов был осведомлен о том, какой уровень спроса на ту или иную модель велосипеда. Излишняя экономность или ошибки, допущенные в подходе к этому вопросу, могут стать для вас убытками в вашем бизнесе по продажам велосипедов.

Хочется порекомендовать вам, что закупку велосипедов стоит производить осенью, так как ближе к лету велосипеды скупают достаточно крупные торговые компании, а вам останется довольно скудный выбор из остатков. Да и необходимо помнить, что ваш заказ может выполняться в течении определенного времени, даже нескольких месяцев, а не сразу. И велосипедный сезон длится в среднем с февраля до ноября, слегка отличаясь в разных регионах.

Реклама вашего магазина.

Реклама, как уже говорилось выше, неоспоримый залог успеха в вашем бизнесе. Поэтому после открытия магазина, следует вплотную заняться этим вопросом. Вам могут подойти различные варианты. Благо нам сейчас предоставляются почти неограниченные возможности в этой сфере. Итак, для рекламы вы можете использовать раздачу листовок, каталогов с вашей продукцией, проведение акций, велопробег под логотипом вашего магазина, рекламу по радио и т.д.

В различных видах спорта и отдыха, любители и поклонники организовывают клубы, сообщества и различные группы, которые потом устраивают совместные мероприятия, соревнования и т.д. Это касается и велосипедного спорта и отдыха. Подобное сообщество может существовать и в вашем городе. Поинтересуйтесь о жизни этого сообщества, целесообразно будет проинформировать его о существовании вашего магазина. Принимайте участие в жизни таких сообществ, выступайте спонсорами на соревнованиях и других мероприятиях – это будет очень хорошей рекламой для вас. Если же в вашем городе не существует подобного сообщества, неплохим решением будет организовать его самостоятельно.

Так же хорошим помощником для вас будет выступать интернет. При помощи рекламы на тематических сайтах, создании тематических групп в социальных сетях и собственного сайта, вы неплохо сможете донести информацию о вашем магазине. А Собственный сайт с возможностью покупки через него и доставки станет неплохим дополнением к вашему бизнесу.

Экономика бизнеса

Средняя розничная цена на велосипед составляет 25-30 тысяч рублей. Соответственно, для закупки начальной партии велосипедов, а так же различного рода сопутствующей продукции, вам понадобится около 500 тысяч рублей. Что касается аренды помещения, а так же его обустройства, закупки оборудования, от вас потребуется не менее 200 тысяч рублей. Так же сумма, которую вам необходимо выделить на заработную плату вашим сотрудникам в месяц составит не менее 60 тысяч рублей.

Как правило, наценка при розничной продаже на велосипед может составлять около 25-50%. И на сопутствующие товары наценка будет составлять около 50%.

Так же, стоит заметить, что модернизация велоуслуг не стоит на месте. Перспективным будет решение сдавать велосипеды на определенное время на прокат, можно рассмотреть вариант предоставления услуг по аэрографии и т.д.

Таким образом, если реализация идеи бизнеса – магазин велосипедов будет проводится по всем правилам и с учетом местных реалий, то вложения в такой бизнес окупятся приблизительно через год или полтора.


Вам также будет интересно:

Наш клуб является коллективным членом ФДМО (Федерация джиу-джитсу Московской области),...
 Станислав SportPanda Хочешь накачаться в домашних условиях за 2-3 месяца к лету,...
Подъем ног в висе по праву можно назвать одним из самых эффективных упражнений на пресс....
Упражнение развивает среднюю часть дельтовидной мышцы, надостную мышцу, расположенную под...
Упражнение сведения в кроссовере через верхние блоки, прокачивает нижнюю часть, середину и...