Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]
Наталья Ольшевская
365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике
Дыхание – это жизнь!
Во все времена люди верили, что воздух населен невидимыми духами и светлыми божествами, дружественными к человеку (в отличие от зловещих обитателей подземного мира). Античные мыслители считали, что воздух является одной из четырех стихий (наряду с огнем, водой и землей) и концентрирует в себе все свойства, присущие материи. Иногда его даже называли первоматерией – первичной субстанцией, лежащей в основе всего мироздания.
Мудрецы Востока говорили, что воздух – это дыхание бога, признак его присутствия в мире. Видимо, именно поэтому бог-покровитель древних евреев получил имя Яхве, связанное со значением дуновения, творящего дыхания.
Дыхание человека играет основную роль в нормальном функционировании организма. Существует аксиома: без дыхания нет жизни.
В настоящее время наблюдается рост заболеваний органов дыхания как у взрослых, так и у детей. Причина тому – ухудшение экологической обстановки, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятная наследственность, курение (в том числе и «пассивное»), неправильное питание, нарушения иммунитета, повышенные эмоциональные нагрузки и стрессы.
Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При заболевании картина резко меняется: нарушается частота и ритм дыхания, оно становится «тяжелым» и затрудненным. Каждый вдох и выдох дается больному ценой больших усилий, нарушается газообмен в организме человека, страдает сердечно-сосудистая система и другие органы, снижаются защитные и приспособительные реакции.
При лечении заболеваний дыхательной системы широко используют лечебную физкультуру, или гимнастику (ЛФК), – специальные дыхательные упражнения. Они настолько эффективны, что во многих случаях позволяют отказаться от медикаментозной терапии при лечении органов дыхания.
В нашей книге мы собрали самые лучшие дыхательные упражнения – как современные, так и древние (йога, цигун и др.), которые помогут укрепить здоровье и сохранить легкое и свободное дыхание на долгие годы. Также при составлении книги использовались материалы по различным комплексам лечебных упражнений врача-педиатра, сотрудника пульмонологического центра Санкт-Петербурга, канд. мед. наук Н. А. Онучина и авторские методики (А. Н. Стрельниковой, Толкачева, «рыдающее» дыхание Ю. Г. Вилунаса, К. П. Бутейко и другие).
История лечебной физкультуры
ЛФК как самостоятельное, научно обоснованное направление медицины сформировалась лишь в последние десятилетия XX века. В то же время она имеет многовековую и богатую историю.
1. Лечебная гимнастика в Древнем мире
Уже за 1800 лет до нашей эры в Индии выходили священные книги «Веды» («Книги жизни»), в которых подробно описывались дыхательные упражнения, составлявшие часть религиозных церемоний. Индусы особенно широко применяли упражнения на задержку дыхания, которые считали делом, угодным божеству.
Известные врачи Древней Греции: Геродик, Гиппократ, Асклепиад и др. – считали физические упражнения обязательным и важнейшим компонентом лечебной и профилактической медицины. Гиппократ (460–375 до н. э.) в своих трудах огромное значение в лечении больных придавал также массажу и водным процедурам.
Позднее римские врачи, особенно Гален, в своей медицинской практике широко использовали физические упражнения.
Клавдий Гален (200–131 до н. э.) – знаменитый врач школы гладиаторов в Пергаме – с лечебной целью применял не только всякого рода гимнастические, но и спортивные упражнения: греблю, верховую езду, а также собирание плодов и винограда, экскурсии и массаж. Такой подход созвучен современному взгляду на лечебную физкультуру.
В своей известной книге «Искусство возвращать здоровье» Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
2. Лечебная гимнастика Средневековья
Методы лечебной физкультуры получили развитие и в трудах гениального ученого Авиценны (980 – 1037). Одна из пяти книг его знаменитого труда «Канон медицинских наук» посвящена вопросам лечения физическими упражнениями. В этой книге Авиценна дает обоснования к использованию физических упражнений с лечебной и профилактической целью, к применению солнечных и воздушных ванн. Особое внимание Авиценна уделял закаливанию организма.
Говоря о более позднем периоде, следует упомянуть о появлении в 1573 году первого учебника по гимнастике Меркуриалиса («Искусство гимнастики»).
Известный немецкий терапевт Фридрих Хофман (1660–1742) создал оригинальную систему лечения, в которой решающую роль отводил движениям. Внушительно звучит его знаменитый афоризм: «Движение – лучшая медицина тела».
3. Шведская система лечебной гимнастики
Важное значение сыграла шведская система лечебной гимнастики, основателем которой стал П. Г. Линг (1776–1839). Усилиями этого ученого в
Стокгольме был создан Гимнастический институт. Этот институт долгое время являлся единственным в мире центром, где готовили специалистов по физическому воспитанию – педагогов и медиков. Разработанную П. Г. Лингом систему лечебной гимнастики развивали его многочисленные ученики и последователи.
Элементы шведской гимнастики, отдельные ее части и упражнения, равно как и снаряды (шведская стенка, гимнастическая палка и др.), до настоящего времени с успехом применяют в школах и детских лечебных учреждениях.
Вторая половина XIX века ознаменовалась появлением ряда оригинальных гимнастических методик, разработанных для лечения различных заболеваний, и в частности болезней органов дыхания.
4. Лечебная гимнастика в XX веке
В 1910 году швейцарские врачи Зингер и Хофбаур предложили комплекс физических упражнений для лечения бронхита, астмы и эмфиземы легких, который и применяли с большим успехом.
Огромный вклад в развитие ЛФК как составной части комплексного лечения многих заболеваний внесли выдающиеся российские ученые М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин.
Пропагандируя и отстаивая широкое профилактическое направление в развитии медицинской науки и практики, передовые врачи постоянно обращали внимание на важное значение гимнастики, режима, закаливания, массажа и других средств, объединяемых в наше время понятием «лечебная физкультура».
В последние годы возникли новые важные тенденции в развитии лечебной физкультуры. ЛФК вышла за пределы больниц и поликлиник и все больше внедряется на спортивных площадках (группы здоровья), в плавательных бассейнах (группы лечебного плавания) и в домашних условиях (индивидуальные занятия ЛФК). Такое направление в развитии ЛФК раскрывает большие возможности в лечении больного ребенка.
Как устроен воздух?
Изучать атмосферу Земли ученые начали только в конце XVIII века. За два с лишним столетия они хорошо изучили газовый состав воздуха и его физические свойства, описали механизмы его «поведения» в организме животных и человека. В свете современных научных представлений древнее учение об элементах выглядит наивным. Сегодня никто уже не считает воздух универсальным веществом, пронизывающим весь материальный мир. Напротив, выяснилось, что воздушную оболочку имеет только Земля – уникальное, привилегированное небесное тело. Это единственное место во Вселенной, где стало возможным появление белковой формы жизни – жизни, основанной на дыхании.
Основные составляющие воздуха – кислород, азот и углекислый газ. И для нормальной работы нашего организма очень важно процентное содержание в воздухе этих главных его компонентов.
5. Кислород
Оптимальная концентрация в воздухе кислорода (O 2) составляет примерно 21 %. При снижении этой величины до 17–18 % появляются первые признаки кислородной недостаточности. Мы начинаем чаще и глубже дышать, при этом кровь движется по сосудам быстрее и в ней увеличивается содержание эритроцитов. Снижение кислородной доли вдвое против нормы опасно для жизни. Основные признаки гипоксии (кислородной недостаточности) – головокружение, одышка, сердцебиение, мышечная слабость.
А вот вдыхание воздуха с повышенной концентрацией кислорода и даже чистого 0 2 для здоровых людей не опасно – но только если оно продолжается недолго.
6. Азот
Процентное содержание азота (N 2) в воздухе практически постоянно. Его нехватку ощущают в основном люди, вынужденные погружаться на большую глубину, – аквалангисты, водолазы и др. Избыток азота «опьяняет», то есть действует наркотически. Значительное смещение «газовой формулы» в сторону азота (до 93 % и более) может привести к летальному исходу.
7. Углекислый газ
Содержание углекислого газа (CO 2) – физиологического возбудителя дыхательного центра – в норме составляет 0,03-0,04 %. Предельно допустимая величина (для жилых помещений) не должна превышать 0,1 %. В промышленных городах, а также в помещении, где находится много людей, концентрация CO 2 превышает норму в 2–3 раза. При дальнейшем смещении газовой формулы в сторону CO 2 неизбежно появятся симптомы отравления (головная боль, звон в ушах, тошнота, падение пульса и др.), а при 14–15 % CO 2 может наступить смерть от паралича дыхательного центра.
8. Температура воздуха
«Потребительские свойства» воздуха определяются не только его газовым составом, но также температурой и влажностью. Благодаря совершенному механизму терморегуляции, встроенному в человеческий организм, мы можем приспособиться как к невыносимой жаре, так и к пронизывающему холоду. Человек способен дышать (правда, без особого удовольствия и непродолжительное время) воздухом, охлажденным до температуры – 50 °C и разогретым до +50 °C. Однако не всякий «градус» одинаково полезен для здоровья. Наиболее благоприятной является температура воздуха, равная 18–20 °C (при интенсивной физической нагрузке – чуть ниже, но не менее 15–16 °C). Старайтесь поддерживать в доме именно такую температуру!
9. Оптимальная влажность воздуха
Оптимальная влажность воздуха варьирует в диапазоне от 40 до 60 %.
Если воздух более сухой, у человека выделяется повышенное количество влаги, предохраняя от пересушивания кожные покровы и дыхательные пути. Соответственно, и пить необходимо больше обычного. Очень сухой воздух заставляет выделительную систему работать в усиленном режиме, что может привести к ее преждевременному изнашиванию.
Особенно страдает от сухости воздуха кожа. С возрастом ее способность удерживать влагу постепенно снижается. Если при этом дополнительно подсушивать кожу извне, человек рискует преждевременно покрыться сетью морщин.
Не очень желательна и повышенная влажность воздуха. Летом слишком влажный воздух способствует перегреванию, зимой – переохлаждению.
10. Как определить газовый состав воздуха
Определить газовый состав воздуха на глаз невозможно, но есть надежный способ оценить его чистоту «на нюх»: если, входя с улицы в дом, вы ощущаете значительную разницу между «уличным» воздухом и «домашним», значит, ваше жилище плохо проветривается. В жилом помещении форточки (а летом – окна) должны быть открыты постоянно. В лютый мороз их, конечно, придется закрыть, но и в этом случае необходимо время от времени проветривать помещение. Если ваш дом начнет задыхаться без кислорода, вместе с домом будете задыхаться и вы. «Больше народа – меньше кислорода». Об этой истине следует помнить, проводя многолюдные мероприятия в замкнутом пространстве, и вовремя принимать меры для предотвращения массовой гипоксии. Взрослый человек в покое при температуре 18–20 °C выделяет около 20 л CO 2 в час. Если в помещении находится несколько человек, воздух особенно быстро насыщается CO 2 , а также другими продуктами жизнедеятельности – органическими соединениями и микроорганизмами (бактериями, грибками), в том числе патогенными. Весь этот невидимый мусор необходимо как можно быстрее удалять из помещения – держать раскрытыми окна и двери, при необходимости устраивать 10-минутные перерывы для проветривания, использовать вентиляторы. «Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм», – писал знаменитый отечественный пульмонолог профессор Канке.
11. Как оздоровить воздух в доме
Влажная уборка жилого помещения – необходимое условие здорового дыхания. Обыкновенная
пыль, витающая в воздухе, нередко становится передатчиком инфекции, успешно конкурируя в этом с мухами. Помните, что возбудители туберкулеза, дифтерии и некоторых других опасных заболеваний передаются именно воздушно-пылевым путем. Испытанное средство для оздоровления воздуха в доме – комнатные растения, которые, как известно, дышат по сравнению с человеком «наоборот»: поглощают углекислоту и выделяют кислород. Особенно полезны растения, имеющие обильную листву или крупные листья. Чем больше площадь поверхности листьев, тем интенсивнее процесс насыщения воздуха кислородом – при том условии, что растение «живет» в светлом месте. Важная мелочь: листья ваших зеленых питомцев должны быть хорошо увлажнены и содержаться в чистоте, только тогда от цветков можно ожидать хорошей кислородной «отдачи». Грязные, запыленные, полувысохшие растения принесут больше вреда, чем пользы. И еще одно замечание: в ночное время растения, как и мы с вами, выделяют углекислый газ, правда, в очень небольшом объеме. Поэтому не стоит устраивать «зеленый уголок» там, где вы спите.
Если средства позволяют, желательно обзавестись комнатным термометром и гигрометром, электрообогревателем, увлажнителем воздуха, вентилятором или кондиционером, выполняющим несколько функций одновременно. При желании можно дополнить этот комплект ионизатором воздуха. Легкие ионы с отрицательным зарядом положительно сказываются на самочувствии и мягко стимулируют иммунную систему. Правда, все это потребует финансовых затрат, но зато позволит сэкономить на лекарствах – благоприятный микроклимат в доме предотвратит многие проблемы со здоровьем.
Если кто-то в семье болеет инфекционным заболеванием, проветривайте помещение как можно чаще, в противном случае токсические вещества, выдыхаемые больным, будут вновь и вновь поступать в легкие всех домочадцев, включая самого больного.
12. Чем «богата» атмосфера
Чем «обогатил» научно-технический прогресс атмосферу крупных городов?
Враг легких № 1 – автотранспорт. По некоторым подсчетам, только тысяча автомобилей ежедневно пополняет воздух 3,2 т окиси углерода, 50-150 кг соединений азота и 200–400 кг других продуктов неполного сгорания топлива, к которым относится сильнейший канцероген – бензипрен 2,2. Загрязненный воздух – это оружие, поражающее одновременно несколько мишеней: сердце и сосуды, органы кроветворения, дыхательную и выделительную системы и др. Бензипрен 2,2 заслуживает того, чтобы сказать о нем несколько слов. Исследования показали, что введение животным даже ничтожно малого количества бензипрена 2,2 вызывает у них появление злокачественных опухолей. Именно поэтому в городах, где автомобилей становится все больше, «онкологическая ситуация» значительно хуже, чем в сельской местности.
Кроме автомобилей целенаправленно «портят воздух» металлургические и химические предприятия, ТЭЦ и другие очаги «прогресса», выбрасывающие в атмосферу сернистый газ, сероводород, галогены и другие газы-агрессоры.
Другая проблема – засорение воздуха твердыми частицами, в частности, пылью. Для сравнения: если в 1 м 3 чистого комнатного воздуха содержится 2–5 миллионов пылинок, то в районе московского Садового кольца эта величина достигает 100–300 миллионов.
13. Как защитить свое здоровье
♦ Хотя бы раз в неделю уезжайте подальше от города и хорошенько надышитесь здоровым деревенским воздухом. Именно за городом дыхательные упражнения, о которых пойдет речь в этой книге, принесут наибольшую пользу и позволят максимально очиститься от загрязнений, накопленных за неделю. К слову сказать, некоторые из этих упражнений (например, упражнения на задержку дыхания или «глубокое дыхание» йогов) можно делать только вдали от города. Выполнять их, находясь в загрязненной атмосфере, не только бесполезно, но и вредно. Двигательная активность, повышающая «пропускную способность» легких, усилит оздоровительный эффект от загородных прогулок. Катайтесь на роликах или велосипеде, бегайте на лыжах и т. д.
♦ «Жить за городом – работать в городе». По такой формуле сегодня живут миллионы граждан развитых стран. В России эта замечательная «мода» не имеет пока большого числа сторонников, о чем можно только пожалеть: нет лучшего способа улучшить качество своей жизни без ущерба для карьеры.
♦ Существует множество воздухоочистительных приборов, фильтрующих воздух, который поступает в наши квартиры. Их общий недостаток – высокая цена (достигающая размера 4–5 средних российских зарплат), а общее достоинство – реальное улучшение качества «домашнего» воздуха.
Дыхательная система
Как устроена дыхательная система? Вообще говоря, весь человеческий организм можно рассматривать как единую дыхательную систему. По-своему дышат кожные покровы, каждая клетка тела и даже волосы, ногти и зубы. Но существует группа органов, специально предназначенных для газообменной деятельности, – дыхательная система в узком, анатомо-физиологическом, смысле. Познакомимся с ней поближе.
Органы дыхания состоят из воздухопроводящих путей (нос, полость рта с околоносовыми пазухами, гортань, трахея и бронхи) и легких, покрытых серозной оболочкой (плеврой). Строение дыхательной системы показано на
Рис. 1:1 – носовые ходы; 2 – глотка; 3 – гортань; 4 – трахея; 5 – бронхи; 6 – бронхиолы.
14. Нос
Началом дыхательных, или воздухоносных, путей является носовая полость. Она выполняет ряд важнейших функций в процессе дыхания. Во-первых, нос является первой преградой для проникновения в легкие из окружающей среды вредных для организма веществ. Волосики ноздрей задерживают частицы пыли, микроорганизмы и другие вещества, попадающие в нос при вдохе. Во-вторых, холодный воздух, проходя через носовые ходы, согревается теплом кровеносных сосудов. Благодаря этому в легкие поступает уже согревшийся воздух. Кроме того, в носовой полости вдыхаемый воздух увлажняется, а носовая слизь благодаря местному иммунитету борется с вредными микроорганизмами и вирусами.
У детей, в сравнении со взрослыми, полость носа имеет ряд отличительных особенностей. Носовые ходы узкие, а слизистая оболочка носа обильно снабжена мелкими кровеносными сосудами, поэтому у детей часто возникают риниты. Чтобы этого не происходило, детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос.
Именно с заболеваний полости носа (хронического насморка, аденоидов, искривлений носовой перегородки и пр.) начинаются многие болезни легких и нарушения функции дыхания.
Нос – это первый и важнейший пограничный рубеж между «внутренним миром» нашего организма и агрессивной внешней средой. Проходя через носовые ходы, холодный воздух увлажняется за счет носовой слизи и согревается теплом кровеносных сосудов. Волоски, растущие на слизистой оболочке ноздрей, и носовая слизь задерживают частицы пыли, предохраняя от загрязнения бронхи и легкие. При каждом вздохе нос отважно вступает в борьбу с опасными компонентами воздуха, обеззараживая воздушный поток. Столкнувшись с вирусной атакой (а сегодня науке известны 200 респираторных вирусов), нос пытается противостоять ей своими средствами – вырабатывает огромное количество слизи, которая вымывает вредных агентов. При отсутствии инфекции в носу образуется около 0,5 кг за сутки, а во время болезни – значительно больше. Именно поэтому человек, заболевший насморком, должен увеличить суточное потребление жидкости как минимум на 1,5–2 л.
Вообще, насморк – это сигнал о том, что на вас «напали». В этот момент надо действовать очень энергично, чтобы пресечь дальнейшее распространение инфекции. В противном случае «безобидное» хлюпанье носом может стать предшественником более серьезных проблем со здоровьем.
15. Глотка
Глотка представляет собой трубку, соединяющую полость носа с гортанью. Это второй естественный фильтр, защищающий легкие от враждебных микроорганизмов. Глотку охватывает глоточное лимфатическое кольцо, в состав которого входят миндалины – важная часть иммунной системы. Миндалины предохраняют организм от инфекций, проникающих как ингаляционным (через дыхание), так и пероральным (через питание) путем. Если «нападение» на миндалины происходит слишком часто, они могут утратить защитные функции и превратиться в постоянное пристанище патогенных микроорганизмов. Такая переориентация миндалин весьма опасна и может стать причиной тяжелых заболеваний – таких как ревматизм, хронический пиелонефрит и др. Поэтому, если все попытки вылечить миндалины провалились, стоит избавиться от них навсегда – с помощью ЛОР-хирурга.
Все мы хотим быть молодыми, здоровыми и красивыми Но чтобы добиться этого, совсем не обязательно изнурять себя лекарствами, тяжелыми физическими нагрузками или бесчисленными диетами. Есть гораздо более простой способ – правильное дыхание. В нашей книге мы расскажем, как с помощью дыхательных упражнений без применения медикаментов можно быстро и эффективно вылечить заболевания органов дыхания, оздоровить свой организм и вновь почувствовать себя молодым и сильным.
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике (Наталья Ольшевская, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .
Дыхание – это жизнь!
Во все времена люди верили, что воздух населен невидимыми духами и светлыми божествами, дружественными к человеку (в отличие от зловещих обитателей подземного мира). Античные мыслители считали, что воздух является одной из четырех стихий (наряду с огнем, водой и землей) и концентрирует в себе все свойства, присущие материи. Иногда его даже называли первоматерией – первичной субстанцией, лежащей в основе всего мироздания.
Мудрецы Востока говорили, что воздух – это дыхание бога, признак его присутствия в мире. Видимо, именно поэтому бог-покровитель древних евреев получил имя Яхве, связанное со значением дуновения, творящего дыхания.
Дыхание человека играет основную роль в нормальном функционировании организма. Существует аксиома: без дыхания нет жизни.
В настоящее время наблюдается рост заболеваний органов дыхания как у взрослых, так и у детей. Причина тому – ухудшение экологической обстановки, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятная наследственность, курение (в том числе и «пассивное»), неправильное питание, нарушения иммунитета, повышенные эмоциональные нагрузки и стрессы.
Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При заболевании картина резко меняется: нарушается частота и ритм дыхания, оно становится «тяжелым» и затрудненным. Каждый вдох и выдох дается больному ценой больших усилий, нарушается газообмен в организме человека, страдает сердечно-сосудистая система и другие органы, снижаются защитные и приспособительные реакции.
При лечении заболеваний дыхательной системы широко используют лечебную физкультуру, или гимнастику (ЛФК), – специальные дыхательные упражнения. Они настолько эффективны, что во многих случаях позволяют отказаться от медикаментозной терапии при лечении органов дыхания.
В нашей книге мы собрали самые лучшие дыхательные упражнения – как современные, так и древние (йога, цигун и др.), которые помогут укрепить здоровье и сохранить легкое и свободное дыхание на долгие годы. Также при составлении книги использовались материалы по различным комплексам лечебных упражнений врача-педиатра, сотрудника пульмонологического центра Санкт-Петербурга, канд. мед. наук Н. А. Онучина и авторские методики (А. Н. Стрельниковой, Толкачева, «рыдающее» дыхание Ю. Г. Вилунаса, К. П. Бутейко и другие).
Наталья Ольшевская
365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике
Дыхание – это жизнь!
Во все времена люди верили, что воздух населен невидимыми духами и светлыми божествами, дружественными к человеку (в отличие от зловещих обитателей подземного мира). Античные мыслители считали, что воздух является одной из четырех стихий (наряду с огнем, водой и землей) и концентрирует в себе все свойства, присущие материи. Иногда его даже называли первоматерией – первичной субстанцией, лежащей в основе всего мироздания.
Мудрецы Востока говорили, что воздух – это дыхание бога, признак его присутствия в мире. Видимо, именно поэтому бог-покровитель древних евреев получил имя Яхве, связанное со значением дуновения, творящего дыхания.
Дыхание человека играет основную роль в нормальном функционировании организма. Существует аксиома: без дыхания нет жизни.
В настоящее время наблюдается рост заболеваний органов дыхания как у взрослых, так и у детей. Причина тому – ухудшение экологической обстановки, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятная наследственность, курение (в том числе и «пассивное»), неправильное питание, нарушения иммунитета, повышенные эмоциональные нагрузки и стрессы.
Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При заболевании картина резко меняется: нарушается частота и ритм дыхания, оно становится «тяжелым» и затрудненным. Каждый вдох и выдох дается больному ценой больших усилий, нарушается газообмен в организме человека, страдает сердечно-сосудистая система и другие органы, снижаются защитные и приспособительные реакции.
При лечении заболеваний дыхательной системы широко используют лечебную физкультуру, или гимнастику (ЛФК), – специальные дыхательные упражнения. Они настолько эффективны, что во многих случаях позволяют отказаться от медикаментозной терапии при лечении органов дыхания.
В нашей книге мы собрали самые лучшие дыхательные упражнения – как современные, так и древние (йога, цигун и др.), которые помогут укрепить здоровье и сохранить легкое и свободное дыхание на долгие годы. Также при составлении книги использовались материалы по различным комплексам лечебных упражнений врача-педиатра, сотрудника пульмонологического центра Санкт-Петербурга, канд. мед. наук Н. А. Онучина и авторские методики (А. Н. Стрельниковой, Толкачева, «рыдающее» дыхание Ю. Г. Вилунаса, К. П. Бутейко и другие).
История лечебной физкультуры
ЛФК как самостоятельное, научно обоснованное направление медицины сформировалась лишь в последние десятилетия XX века. В то же время она имеет многовековую и богатую историю.
1. Лечебная гимнастика в Древнем мире
Уже за 1800 лет до нашей эры в Индии выходили священные книги «Веды» («Книги жизни»), в которых подробно описывались дыхательные упражнения, составлявшие часть религиозных церемоний. Индусы особенно широко применяли упражнения на задержку дыхания, которые считали делом, угодным божеству.
Известные врачи Древней Греции: Геродик, Гиппократ, Асклепиад и др. – считали физические упражнения обязательным и важнейшим компонентом лечебной и профилактической медицины. Гиппократ (460–375 до н. э.) в своих трудах огромное значение в лечении больных придавал также массажу и водным процедурам.
Позднее римские врачи, особенно Гален, в своей медицинской практике широко использовали физические упражнения.
Клавдий Гален (200–131 до н. э.) – знаменитый врач школы гладиаторов в Пергаме – с лечебной целью применял не только всякого рода гимнастические, но и спортивные упражнения: греблю, верховую езду, а также собирание плодов и винограда, экскурсии и массаж. Такой подход созвучен современному взгляду на лечебную физкультуру.
В своей известной книге «Искусство возвращать здоровье» Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
2. Лечебная гимнастика Средневековья
Методы лечебной физкультуры получили развитие и в трудах гениального ученого Авиценны (980 – 1037). Одна из пяти книг его знаменитого труда «Канон медицинских наук» посвящена вопросам лечения физическими упражнениями. В этой книге Авиценна дает обоснования к использованию физических упражнений с лечебной и профилактической целью, к применению солнечных и воздушных ванн. Особое внимание Авиценна уделял закаливанию организма.
Говоря о более позднем периоде, следует упомянуть о появлении в 1573 году первого учебника по гимнастике Меркуриалиса («Искусство гимнастики»).
Известный немецкий терапевт Фридрих Хофман (1660–1742) создал оригинальную систему лечения, в которой решающую роль отводил движениям. Внушительно звучит его знаменитый афоризм: «Движение – лучшая медицина тела».
- Наталья Ольшевская
- АННОТАЦИЯ
- Наталья Ольшевская
- 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике
- Дыхание – это жизнь!
- История лечебной физкультуры
- 1. Лечебная гимнастика в Древнем мире
- 2. Лечебная гимнастика Средневековья
- 3. Шведская система лечебной гимнастики
- 4. Лечебная гимнастика в XX веке
- Как устроен воздух?
- 5. Кислород
- 6. Азот
- 7. Углекислый газ
- 8. Температура воздуха
- 9. Оптимальная влажность воздуха
- 10. Как определить газовый состав воздуха
- 11. Как оздоровить воздух в доме
- 12. Чем «богата» атмосфера
- 13. Как защитить свое здоровье
- Дыхательная система
- Рис. 1:1 – носовые ходы; 2 – глотка; 3 – гортань; 4 – трахея; 5 – бронхи;
- 14. Нос
- 15. Глотка
- 16. Гортань
- 17. Трахея и бронхи
- 18. Легкие
- Механизм и типы дыхания
- 19. Вдох и выдох
- 20. Типы дыхания
- 21. Верхнее (ключичное) дыхание
- 22. Среднее (грудное, или реберное) дыхание
- 23. Нижнее (диафрагмальное, или брюшное) дыхание
- 24. Полное (объединенное) дыхание
- Заболевания дыхательной системы
- 25. Кашель
- 26. Виды кашля
- 27. Чиханье
- 28. Мокрота
- 29. Кровохарканье
- 30. Одышка
- 31. Аденоиды
- 32. Ангина
- 33. Бронхит
- 34. Бронхиальная астма
- 35. Классификация видов бронхиальной астмы
- 36. Аллергическая бронхиальная астма
- 37. Аспириновая бронхиальная астма
- 38. Инфекционно зависимая астма
- 39. Аутоиммунная астма
- 40. Астма физического усилия
- 41. Бронхоэктаз
- 42. Гайморит
- 43. Грипп
- 44. Ларингит
- 45. Острый насморк
- 46. Пневмония (воспаление легких)
- 47. Простуда
- 48. Ринит(насморк)
- 49. Синусит
- 50. Стеноз
- 51. Трахеит
- 52. Туберкулез легких
- 53. Фарингит
- 54. Хронический тонзиллит
- 55. Эмфизема легких
- Важные правила при занятиях дыхательной гимнастикой
- 56. Подготовка к упражнениям
- 57. Как заниматься
- 58. Занятия с детьми
- 59. Специальные упражнения
- 60. Переутомление
- ЛФК при различных заболеваниях дыхательной системы
- 61. Комплекс упражнений для начинающих
- Рис. 2
- 4. ИП – лежа на спине, на коврике. Согнуть правую ногу в коленном и тазобедренном суставах (выдох), выпрямить (вдох). Сгибая ногу, стараться подвести колено поближе к гр
- Рис. 3
- 5. ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Наклониться вправо, скользя правой рукой вниз вдоль бедра, левой – к подмышечной впадине (выдох), возвратиться в ИП (вдох). Темп произ
- Прыжки на месте. Подпрыгивать мягко, на носках. Темп средний.
- Дыхание равномерное. Сделать 10–12 прыжков.
- 7. Успокаивающая ходьба на месте или по комнате в течение 25–30 секунд, с постепенным замедлением темпа.
- 62. Комплекс упражнений при небольшой физической подготовленности
- Рис. 4
- 63. Комплекс упражнений при хорошей физической подготовленности
- Рис. 5
- 64. Упражнение для лечения хронического ринита
- 65. Точечный массаж для лечения хронического ринита
- Рис. 6
- 66. Упражнение
- 67. Дыхательные упражнения
- Рис. 7
- 4. ИП – стоя; ноги вместе, руки развести в стороны. Сделать резкий вдох носом, затем плавный выдох через рот. Во время выдоха произносить звук «ссс», совершая руками не
- 6. ИП – стоя; ноги вместе. Вдохнуть через нос, на мгновение задержать дыхание. Поднести ко рту зажженную свечу и тут же начать плавный, очень медленный, продолжительны
- 7. ИП – стоя; ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Вдох через нос, лопатки отходят кзади и несколько кверху, туловище сутулится. Во время выдоха через рот (губы т
- 68. Упражнения на полноту звука
- Рис. 8
- 2. ИП – стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Энергично вдохнуть через нос и рот. На выдохе произнести звук «м» с резким приседанием на месте или передвигаясь «гуси
- 4. ИП – сидя на стуле; ноги на ширине плеч, руки на поясе. Раскачиваться взад и вперед. Наклоняясь вперед, делать вдох через рот и нос, выпрямляясь – выдох. На выдохе пр
- Кроме занятий ЛФК, при хроническом фарингите необходимо соблюдать определенный режим питания. Нельзя принимать пишу в горячем виде, пить горячий чай или молоко. Пи
- 69. Комплекс упражнений в первые дни заболевания острым бронхитом
- 70. Комплекс упражнений в период стихания острого бронхита (на 7– 10й день болезни)
- 71. Комплекс упражнений в период реконвалесценции острого бронхита
- Рис. 9
- 6. ИП – стоя, ноги вместе, корпус наклонить вперед. В течение 15–30 секунд выполнять руками движения, как при плавании «кролем»
- Рис. 10
- 7. ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. На выдохе сделать наклон влево, приседая на левую ногу и отводя правую в сторону, руками коснуться пола. На вдохе
- Рис. 11
- 8. ИП – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Выполнять круговые движения тазом сначала в одну, затем в другую сторону. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5–6 ра
- 72. Комплекс дыхательных упражнений в ремиссии заболевания
- Рис. 12
- 5. ИП – стоя; ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Сгибая руки в локтях и скользя ладонями по туловищу, поднять их к плечам (вдох), опустить руки (скользя ладонями по ту
- 7. ИП – сидя на стуле; ноги на ширине плеч, руки опущены. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок; медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой п
- 8. ИП – сидя на стуле; ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах. Вдох – легко надавливая руками на ребра, в конце вдоха – руки в стороны; выдох – надавливая руками
- 9. ИП – стоя; ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Поднять руки вперед – вверх (глубокий вдох), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед (полный выдох)
- 10. Медленная ходьба на месте или по комнате в течение 2–3х минут. Дыхание спокойное, ровное.
- 73. Позиционный дренаж
- Рис. 13
- 1. Лежа на спине, медленно поворачиваться вокруг своей оси с одного бока на другой, каждый раз делая при этом поворот на 45 градусов. 2. Став на колени, наклониться и опу
- 3. Лежа в постели сначала на правом, а затем на левом боку, опустить руку и голову вниз
- Рис. 14
- 74. Комплекс упражнений в ремиссии бронхиальной астмы Стоя
- 75. Упражнения для снятия приступа астмы
- 76. Комплекс дыхательных упражнений
- 77. Массаж лица (1)
- 78. Массаж лица (2)
- 79. Массаж лица (3)
- 80. Массаж подошв
- Массаж грудной клетки при бронхиальной астме
- 81. Поглаживание
- 82. Растирание
- 83. Поколачивание
- 84. Рубление
- 85. Пощипывание
- 86. Похлопывание
- 87. «Гусеничка»
- 88. Дыхательная гимнастика
- Рис. 15
- 8. ИП – сидя; ноги на ширине плеч. Одна кисть на животе, другая – на груди. Упражняться в дыхании с углубленным выдохом под контролем рук. При выдохе вести счет: 1–2–3–
- Рис. 16
- 89. Комплекс упражнений
- Рис. 17
- 4. ИП – стоя между двумя стульями и держась за их спинки руками; ноги вместе. Приподнявшись на носках, делать вращательные движения тазом сначала в одну, затем в другу
- 6. ИП – лежа на животе, руки вдоль тела. Опираясь на ноги, живот и нижнюю часть грудной клетки, стараться поднять голову и плечи. Повторить 4–5 раз.
- Упражнения старайтесь делать медленно и плавно, так как резкие повороты, наклоны или прогибы могут спровоцировать появление боли.
- Дыхательная гимнастика для детей
- 90. Выпотной (экссудативный) плеврит
- 91. Ходьба (1)
- 92. «Сильные руки» (2)
- 93. «Часики» (3)
- 94. «Пчелка» (4)
- 95. «Регулировщик» (5)
- 96. «Дровокол» (6)
- 97. «Согревание рук» (7)
- 98. «Семафор»(8)
- 99. «Кузнечик» (9)
- 100. «Трубач» (10)
- Рис. 18
- 101. Бег (11)
- 102. Медленная ходьба (12)
- 103. Ходьба (1)
- 104. «Петушок» (2)
- 105. «Журавль на болоте» (3)
- 106. «Катание на лыжах» (4)
- 107. «Пришей пуговицу» (5)
- 108. «Вертушка» (6)
- 109. «Цапля» (7)
- 110. «Мельница» (8)
- 111. «На турнике» (9)
- 112. «Маятник» (10)
- 113. Прыжки (11)
- 114. Медленная ходьба (12)
- 115. Ходьба (1)
- 116. Потягивания (2)
- 117. Наклоны вперед (3)
- 118. Наклоны в стороны (4)
- 119. Приседания (5)
- 120. «Лодочка» (6)
- 121. Сгибание ног (7)
- 122. «Самолетик» (8)
- 123. Поднимание ноги (9)
- 124. Повороты туловища (10)
- 125. Прыжки (11)
- 126. Ходьба по комнате (12)
- 127. Ходьба на месте (1)
- 128. Потягивания (2)
- 129. Наклоны вперед (3)
- 130. Наклоны в стороны (4)
- 131. Приседания (5)
- 132. «Лодочка» (6)
- 133. «Велосипед» (7)
- 134. Потягивания (8)
- 135. «Ласточка» (9)
- 136. Повороты (10)
- 137. Прыжки (11)
- 138. Ходьба (12)
- 139. Комплекс упражнений «Носовая дыхательная гимнастика»
- 140. Точечный массаж лица
- Рис. 19
- Точечный массаж лица проводится 3–4 раза в день. Каждую точку массируют указательным или большим пальцем кисти в течение 2–3х минут, вращательными движениями по час
- Первая точка – несимметричная, находится на лбу, в центре границы волосистой части головы.
- Третья точка – несимметричная, расположена в центре переносицы.
- Четвертая точка – симметричная, находится на боковой стороне носа, у края носовой кости.
- Пятая точка – несимметричная, расположена на спинке носа, у края носовой кости.
- Шестая точка – симметричная, ее местоположение – у верхнего конца борозды крыла носа.
- Восьмая точка – несимметричная, находится в центре подбородочного выступа, снизу.
- Девятая точка – симметричная, расположена у заднего края сосцевидного отростка, за ушной раковиной, на 1–2 см кверху от нижней границы волосистой части головы.
- При выполнении точечного массажа старайтесь не нарушать указанной последовательности воздействия на точки. Для более быстрого выздоровления ребенка точечный мас
- ЛФК при заболеваниях горла
- 141. Комплекс упражнений
- 142. Комплекс упражнений для дошкольников
- 143. Комплекс упражнений для школьников
- Рис. 20
- 8. ИП – стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Руки поднять вперед и развести в стороны ладонями кверху, прогнуться в грудном отделе (вдох). Ладони повернуть вниз, руки о
- 10. Ходьба по комнате (ритмичная). Дышать носом. Постепенно выдох удлиняют: на 2 счета – вдох, на 6 – выдох; затем на 2 счета – вдох, на 8 – выдох. Выполнять в течение 2–3х м
- Курс ЛФК должен продолжаться 3–4 месяца. Приведенные комплексы упражнений назначают детям с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите.
- 144. Звуковая гимнастика
- 145. Комплекс упражнений «Развитие выдоха»
- 146. Комплекс упражнений «Усиление вдоха»
- 147. Комплекс упражнений ЛФК при остром и рецидивирующем бронхите
- Рис. 21
- 10. ИП – стоя; ноги вместе, руки согнуты, кисти прижаты к плечам, локти – к бокам. Развести локти в стороны и по возможности поднять вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). К
- 148. Позиционный дренаж
- 149. Ходьба
- 150. Игра в мяч
- 151. «Насос»
- 152. «Мотор самолета»
- 153. «Мягкий животик»
- 154. «Мишкалежебока»
- 155. «Мостик»
- 156. «Палочка за спиной»
- 157. Игра с мячом
- 158. «Скрещенные руки»
- 159. «Сдувание бумажки»
- 160. Ходьба
- 161. Комплекс упражнений при затяжной пневмонии
- Рис. 22
- 5. ИП – стоя; ноги вместе, руки вдоль туловища. Повороты туловища вокруг вертикальной оси («закручивание»). Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 5–6 раз в каж
- 7. ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Палка за спиной в опущенных руках. Сделать вдох. На выдохе наклониться вперед, отводя прямые руки максимально назад (чтобы они были п
- 8. ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Держать палку одной рукой за середину, перпендикулярно полу. Руки разведены в стороны до уровня плеч. Свести руки, переложить палку и
- 9. ИП – сидя на стуле; руки на поясе. Сделать поворот туловища вправо, правую руку отвести в
- сторону – назад (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5–6 раз в каждую сторону.
- 10. ИП – сидя на стуле. Движения руками – как при плавании стилем «брасс»: согнуть руки в локтях, выпрямить их вперед и развести в стороны в горизонтальной плоскости. В
- 11. ИП – сидя на стуле. Спина прямая; ноги вытянуты вперед, руки на поясе. Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное. Повторить 8–10 раз.
- 12. Ходьба по комнате с замедлением темпа в течение минуты.
- 162. Ходьба
- 163. Наклоны в сторону
- 164. Подъем и опускание рук
- 165. «Уххх»
- 166. Вдохвыдох
- 167. Надавливание на грудную клетку
- 168. Лежа на здоровом боку
- 169. Напряжение
- 170. Согнутые колени
- 171. Вытягивание рук
- 172. Приподнимание головы и плеч
- 173. Наклоны туловища
- 174. Взмахи руками
- 175. Подтягивание ног к животу
- 176. Надувание резиновых игрушек
- 177. Медленная ходьба
- 178. Комплекс упражнений «Дренажная дыхательная гимнастика»
- 179. Комплекс упражнений для дошкольников
- Рис. 23
- 180. Комплекс упражнений для школьников
- 181. Комплекс специальных положений для купирования приступа удушья
- Рис. 24
- 3. Ребенок находится на постели, лежа на боку и слегка повернувшись кпереди (на живот) так, чтобы «нижняя» рука лежала под головой, а «верхние» рука и нога, согнутая в к
- Рис. 25
- После принятия соответствующих поз можно делать поглаживающий и вибрационный (поколачивание) массаж грудной клетки, упражнения на расслабление в сочетании с дыха
- 182. Комплекс звуковых упражнений, применяемых для снятия приступа бронхиальной астмы
- 183. Точечный массаж
- Рис. 26
- Массаж не должен быть грубым и резким, после него на коже не должно оставаться синяков. Наиболее эффективен при бронхиальной астме у детей точечный массаж 11 точек, п
- Вторая точка – симметричная, находится на спине, в центре надостной ямки лопатки (если положить правую ладонь на левое плечо ребенка, стоя лицом к нему, то указательный палец ока
- Третья точка – симметричная, находится на спине на расстоянии 3 см в сторону от задней срединной линии, на уровне промежутка между остистыми отростками II и III грудных позвонков.
- Четвертая точка – симметричная, находится на спине на расстоянии 3 см в сторону от задней срединной линии, на уровне промежутка между остистыми отростками III и IV грудных позвонков.
- Шестая точка – симметричная, находится во втором межреберье, в углублении между большой грудной и дельтовидной мышцами.
- Седьмая точка – симметричная, находится в складке локтевого сгиба, снаружи (со стороны большого пальца) на передней (ладонной) поверхности локтевого сустава.
- Восьмая точка – симметричная, расположена на передней поверхности локтевого сустава в конце складки, образующейся при сгибании руки в локте, со стороны большого пальца.
- Девятая точка – симметричная, находится на
- 2 см выше средней складки запястья в углублении у шиловидного отростка лучевой кости (со стороны большого пальца).
- Десятая точка – симметричная, находится на тыле кисти, между I и II пястными костями, на вершине бугорка мышц, образующегося при прижатии большого пальца к остальным.
- Одиннадцатая точка – симметричная, находится возле наружного угла ногтевого ложа большого пальца.
- В период обострения заболевания массаж указанных точек можно повторять несколько раз в день.
- 184. Комплекс упражнений для дошкольников
- Рис. 27
- 185. Комплекс упражнений для школьников
- 186. Ходьба
- 187. «Прогнуть спинку»
- 188. «Конькобежец»
- 189. «Лыжник»
- 190. «Ходьба на четвереньках»
- 191. «Кошка»
- Рис. 28
- 192. «Скольжение»
- 193. «Велосипедист»
- 194. «Лодочка»
- 195. «Рыбка»
- 196. «Качалка»
- 197. «Поднимание палки»
- 198. Ходьба «по линейке»
- Техники XXI века
- 199. Основные правила
- 200. Упражнение «Ладошки» (разминочное)
- 201. Упражнения «Погончики» и «Насос»
- 202. Упражнение «Кошечка»
- 203. Упражнение «Обними плечи»
- 204. Упражнение «Большой маятник»
- 205. Упражнение «Повороты головы»
- 206. Упражнение «Ушки»
- 207. Упражнение «Маятник головой»
- 208. Упражнение «Перекаты»
- 209. Упражнение «Шаги»
- Методики Ю. Г. Вилунаса «Рыдающее» дыхание
- 210. Упражнение «Рыдающее дыхание»
- Гимнастика по Б. С. Толкачеву
- 211. Упражнение 1. Выжимание лежа на спине
- Рис. 29
- Максимально выпячивая живот (диафрагмальное дыхание), вдохнуть, глухо кашлянуть только силой брюшного пресса.
- 212. Упражнение 2. Выжимание стоя
- Рис. 30
- С посторонней помощью. Больной стоит, ноги на ширине плеч. Встав вплотную к нему сзади, вы своими предплечьями и кистями крепко обхватываете его нижние ребра и диафрагму. Далее помогите ре
- Дыхательная гимнастика в воде
- Рис. 30
- 213. Комплекс упражнений
- 214. Комплекс упражнений
- 215. Дыхательный тренажер В. Ф. Фролова
- Рис. 32
- Средняя камера представляет собой стакан с крышкой и имеет на внутренней поверхности выступ, соответствующий уровню наливаемой жидкости. Наружная камера состоит
- Дыхание осуществляется через трубку и только через рот. Дышать нужно спокойно и ровно. Чтобы отключить нос от участия в дыхании, следует слегка зажать ноздри пальца
- При вдохе воздух проходит во внешнюю камеру через зазор в крышке, при этом вода начинает по
- ступать во внутреннюю камеру, затем воздух идет через отверстия насадки и донный зазор во внутреннюю камеру, а оттуда сквозь дыхательную трубку в легкие.
- При выдохе движение воздуха происходит в противоположном направлении, а вода выталкивается в наружную камеру, воздух же проходит сквозь нее.
- В процессе использования аппарата создается гидромеханическое воздействие на дыхательные пути. При вдохе давление воздуха в легких уменьшается, а при выдохе знач
- Продолжительность дыхательных тренировок составляет 10–20 минут в зависимости от состояния и субъективных ощущений. Детям в возрасте 5–10 лет рекомендуется начинат
- Первоначальный курс тренировок составляет 10–14 дней.
- 216. Показания к применению дыхательного тренажера
- 217. Противопоказания к применению дыхательного тренажера
- 218. Упражнение 1. «Лодка»
- 219. Упражнение 2. «Кузнечик»
- 220. Упражнение 3. «Осознание дыхания»
- 221. Упражнения, тренирующие нижнее дыхание
- 222. Упражнение для тренировки полного дыхания
- 223. Упражнение для лечения заболеваний органов дыхания
- 224. Комплекс упражнений
- 225. Так всетаки вредна или полезна гипоксия?
- 226. Основные правила метода
- 227. Метод Бутейко при бронхиальной астме
- Оздоровительная гимнастика цигун
- 228. Упражнение 1. «Дыхание жабы»
- 229. Упражнение 2. «Лотос»
- 230. Упражнение 3. «Жаба прыгает через волну»
- 231. Упражнение 1
- 232. Упражнение 2
- 233. Упражнение 3
- 234. Упражнение 4
- 235. Упражнение 5
- 236. Упражнение 6
- 237. Упражнение 7
- 238. Упражнение 8
- 239. Упражнение 9
- Солнечная прана ваших ладоней
- 240. Мудра «Раковина» (для детей)
- 241. Мудра «Морской гребешок» (для детей)
- 242. Мудра «Черепаха» (для детей)
- 243. Мудра при простуде
- 244. Мудра при аллергии
- 245. Мудра для укрепления бронхов и легких
- 246. Мудра для поднятия жизненного тонуса
- 247. Рыбамудра
- 248. Мудра Апан Ваю
- 249. Мудра при сухом кашле
- 250. Мудра при скачках артериального давления
- 251. Тонизирующая мудра
- 252. Мудра для нормализации кровообращения
- 253. Мудра при бессоннице
- 254. Мудра для активизации сердечного меридиана
- 255. Мудра для улучшения пищеварения
- 256. Мудра при насморке
- 257. Мудра при затрудненном дыхании
- 258. Мудра для нормализации дыхания
- В практике Рэйки
- 259. Очистительное дыхание
- 260. «Ха»дыхание
- 261. Дыхание, проясняющее мышление
- 262. Успокаивающее и растянутое дыхание
- 263. Глубокое дыхание
- 264. Брюшное дыхание
- 265. Изначальное дыхание (дыхание зародыша)
- 266. Полное дыхание
- Гимнастика йогов
- 267. Что такое хатхайога
- Рис. 33
- Она даже шире, чем системы физического тела, так как включает в себя тонкие тела человека, которых всего семь. Энергетическая система определяет жизнеспособность ч
- 268. Муладхара
- 269. Свадхистхана
- 270. Манипура
- 271. Анахата
- 272. Вишудха
- 273. Аджна
- 274. Сахасрара
- 275. Типы асан
- 276. Ваджрасана (поза «Молния»)
- 277. Тадасана (поза «Устойчивая»)
- 278. Сукхасана (поза «Удобная»)
- 279. Бхадрасана (поза «Благодатная»)
- 280. Поза солнца
- 281. «Черепашья» растяжка
- 282. Поза младенца в утробе матери
- 283. Прямая стойка
- 284. «Трость»
- 285. «Треугольник»
- 286. «Ласточка»
- 287. «Древо»
- 288. Сжатие живота
- 289. «Трость» лежа
- 290. «Змея»
- 291. «Саранча»
- 292. «Лук»
- 293. Поза мертвого – Шавасана
- 294. Поза богини (Суптабадхаконасана)
- 295. Адвасана
- 296. Поза «Крокодил» – Макарасана
- 297. Растяжка спины
- 298. «Кошка»
- 299. «Получерепаха»
- 300. Техника выполнения А – Саламба Ширшасана
- 301. Техника выполнения Б – Саламба Ширшасана
- 302. Техника выполнения В – Нираламба Ширшасана
- 303. Как измерить длину дыхания
- 304. Верхнее дыхание
- 305. Среднее, или межреберное, дыхание
- 306. Нижнее дыхание
- 307. Полное дыхание
- 308. Очищающее дыхание
- 309. Дыхание, оживляющее нервную систему
- 310. Дыхание, развивающее голос
- 311. Возбуждение клеток легких
- 312. Растягивание ребер
- 313. Расширение груди
- 314. Дыхание в движении
- 315. Утреннее дыхательное упражнение
- 316. Возбуждение кровообращения
- Комплекс базовых упражнений пранаямы
- 317. Упражнение 1. Нижнее (диафрагмальное) дыхание
- 318. Упражнение 2. Среднее (грудное) дыхание
- 319. Упражнение 3. Верхнее (ключичное) дыхание
- 320. Упражнение 4. Полное (объединенное) дыхание
- 321. Упражнение 5. Очистительное дыхание
- 322. Упражнение 6. Полное дыхание, «возбуждающее кровообращение»
- 323. Упражнение 7. «Кузнечные меха»
- 324. Упражнение 8. Задержка дыхания на выдохе
- 325. Упражнение 9. Задержка дыхания на вдохе (поза ворона)
- 326. Брюшное дыхание
- 327. Полное дыхание
- Дыхательные упражнения и медитации Циганг
- 328. Иньмеридианы и Янмеридианы на руках
- 329. Иньмеридианы и Янмеридианы на ногах
- 330. Энергетические врата человека
- 331. Открыться
- 332. Дыхание жизни
- 333. Открыть плечи
- 334. Возвращение весны
- 335. Вращение плечами
- 336. Жизненная энергия
- 337. Птица Pyx летит
- 338. Накачаться энергией
- 339. Оздоровление
- 340. Оживить сердце
- 341. Плавание дракона
- 342. Круги неба1
- 343. Круги неба2
- 344. Круги земли
- 345. Черепаха вытягивает голову
- 346. Плавание лягушки
- 347. Феникс расправляет крылья
- 348. Три высоких звезды
- 349. Орел точит когти
- 350. Поклонитесь Небу и Солнцу
- 351. Медитация первая: поводырь души – найти своего духовного проводника
- 352. Медитация вторая: анализ проблемы и место медитации
- 353. Медитация третья: дух растений
- 354. Медитация четвертая: элементы воздуха и воды
- 355. Медитация пятая: элементы земли и огня
- 356. Медитация шестая: мир теней
- 357. Медитация седьмая: завеса времени
- 358. Медитация восьмая: парящие круги – звучащие тела
- 359. Медитация девятая: медитация с центрами тела
- 360. Медитация десятая: храм самопознания
- 361. Медитация одиннадцатая: храм самовоплощения
- 362. Медитация двенадцатая: путешествие в тело
- 363. Медитация тринадцатая: полярность и связи
- 364. Медитация четырнадцатая: общение
- 365. Медитации пятнадцатая и шестнадцатая
- Список использованной литературы