О здоровом питании и спорте

365 золотых упражнений дыхательной гимнастике.

Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Наталья Ольшевская
365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике

Дыхание – это жизнь!

Во все времена люди верили, что воздух населен невидимыми духами и светлыми божествами, дружественными к человеку (в отличие от зловещих обитателей подземного мира). Античные мыслители считали, что воздух является одной из четырех стихий (наряду с огнем, водой и землей) и концентрирует в себе все свойства, присущие материи. Иногда его даже называли первоматерией – первичной субстанцией, лежащей в основе всего мироздания.

Мудрецы Востока говорили, что воздух – это дыхание бога, признак его присутствия в мире. Видимо, именно поэтому бог-покровитель древних евреев получил имя Яхве, связанное со значением дуновения, творящего дыхания.

Дыхание человека играет основную роль в нормальном функционировании организма. Существует аксиома: без дыхания нет жизни.

В настоящее время наблюдается рост заболеваний органов дыхания как у взрослых, так и у детей. Причина тому – ухудшение экологической обстановки, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятная наследственность, курение (в том числе и «пассивное»), неправильное питание, нарушения иммунитета, повышенные эмоциональные нагрузки и стрессы.

Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При заболевании картина резко меняется: нарушается частота и ритм дыхания, оно становится «тяжелым» и затрудненным. Каждый вдох и выдох дается больному ценой больших усилий, нарушается газообмен в организме человека, страдает сердечно-сосудистая система и другие органы, снижаются защитные и приспособительные реакции.

При лечении заболеваний дыхательной системы широко используют лечебную физкультуру, или гимнастику (ЛФК), – специальные дыхательные упражнения. Они настолько эффективны, что во многих случаях позволяют отказаться от медикаментозной терапии при лечении органов дыхания.

В нашей книге мы собрали самые лучшие дыхательные упражнения – как современные, так и древние (йога, цигун и др.), которые помогут укрепить здоровье и сохранить легкое и свободное дыхание на долгие годы. Также при составлении книги использовались материалы по различным комплексам лечебных упражнений врача-педиатра, сотрудника пульмонологического центра Санкт-Петербурга, канд. мед. наук Н. А. Онучина и авторские методики (А. Н. Стрельниковой, Толкачева, «рыдающее» дыхание Ю. Г. Вилунаса, К. П. Бутейко и другие).

История лечебной физкультуры

ЛФК как самостоятельное, научно обоснованное направление медицины сформировалась лишь в последние десятилетия XX века. В то же время она имеет многовековую и богатую историю.

1. Лечебная гимнастика в Древнем мире

Уже за 1800 лет до нашей эры в Индии выходили священные книги «Веды» («Книги жизни»), в которых подробно описывались дыхательные упражнения, составлявшие часть религиозных церемоний. Индусы особенно широко применяли упражнения на задержку дыхания, которые считали делом, угодным божеству.

Известные врачи Древней Греции: Геродик, Гиппократ, Асклепиад и др. – считали физические упражнения обязательным и важнейшим компонентом лечебной и профилактической медицины. Гиппократ (460–375 до н. э.) в своих трудах огромное значение в лечении больных придавал также массажу и водным процедурам.

Позднее римские врачи, особенно Гален, в своей медицинской практике широко использовали физические упражнения.

Клавдий Гален (200–131 до н. э.) – знаменитый врач школы гладиаторов в Пергаме – с лечебной целью применял не только всякого рода гимнастические, но и спортивные упражнения: греблю, верховую езду, а также собирание плодов и винограда, экскурсии и массаж. Такой подход созвучен современному взгляду на лечебную физкультуру.

В своей известной книге «Искусство возвращать здоровье» Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

2. Лечебная гимнастика Средневековья

Методы лечебной физкультуры получили развитие и в трудах гениального ученого Авиценны (980 – 1037). Одна из пяти книг его знаменитого труда «Канон медицинских наук» посвящена вопросам лечения физическими упражнениями. В этой книге Авиценна дает обоснования к использованию физических упражнений с лечебной и профилактической целью, к применению солнечных и воздушных ванн. Особое внимание Авиценна уделял закаливанию организма.

Говоря о более позднем периоде, следует упомянуть о появлении в 1573 году первого учебника по гимнастике Меркуриалиса («Искусство гимнастики»).

Известный немецкий терапевт Фридрих Хофман (1660–1742) создал оригинальную систему лечения, в которой решающую роль отводил движениям. Внушительно звучит его знаменитый афоризм: «Движение – лучшая медицина тела».

3. Шведская система лечебной гимнастики

Важное значение сыграла шведская система лечебной гимнастики, основателем которой стал П. Г. Линг (1776–1839). Усилиями этого ученого в

Стокгольме был создан Гимнастический институт. Этот институт долгое время являлся единственным в мире центром, где готовили специалистов по физическому воспитанию – педагогов и медиков. Разработанную П. Г. Лингом систему лечебной гимнастики развивали его многочисленные ученики и последователи.

Элементы шведской гимнастики, отдельные ее части и упражнения, равно как и снаряды (шведская стенка, гимнастическая палка и др.), до настоящего времени с успехом применяют в школах и детских лечебных учреждениях.

Вторая половина XIX века ознаменовалась появлением ряда оригинальных гимнастических методик, разработанных для лечения различных заболеваний, и в частности болезней органов дыхания.

4. Лечебная гимнастика в XX веке

В 1910 году швейцарские врачи Зингер и Хофбаур предложили комплекс физических упражнений для лечения бронхита, астмы и эмфиземы легких, который и применяли с большим успехом.

Огромный вклад в развитие ЛФК как составной части комплексного лечения многих заболеваний внесли выдающиеся российские ученые М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин.

Пропагандируя и отстаивая широкое профилактическое направление в развитии медицинской науки и практики, передовые врачи постоянно обращали внимание на важное значение гимнастики, режима, закаливания, массажа и других средств, объединяемых в наше время понятием «лечебная физкультура».

В последние годы возникли новые важные тенденции в развитии лечебной физкультуры. ЛФК вышла за пределы больниц и поликлиник и все больше внедряется на спортивных площадках (группы здоровья), в плавательных бассейнах (группы лечебного плавания) и в домашних условиях (индивидуальные занятия ЛФК). Такое направление в развитии ЛФК раскрывает большие возможности в лечении больного ребенка.

Как устроен воздух?

Изучать атмосферу Земли ученые начали только в конце XVIII века. За два с лишним столетия они хорошо изучили газовый состав воздуха и его физические свойства, описали механизмы его «поведения» в организме животных и человека. В свете современных научных представлений древнее учение об элементах выглядит наивным. Сегодня никто уже не считает воздух универсальным веществом, пронизывающим весь материальный мир. Напротив, выяснилось, что воздушную оболочку имеет только Земля – уникальное, привилегированное небесное тело. Это единственное место во Вселенной, где стало возможным появление белковой формы жизни – жизни, основанной на дыхании.

Основные составляющие воздуха – кислород, азот и углекислый газ. И для нормальной работы нашего организма очень важно процентное содержание в воздухе этих главных его компонентов.

5. Кислород

Оптимальная концентрация в воздухе кислорода (O 2) составляет примерно 21 %. При снижении этой величины до 17–18 % появляются первые признаки кислородной недостаточности. Мы начинаем чаще и глубже дышать, при этом кровь движется по сосудам быстрее и в ней увеличивается содержание эритроцитов. Снижение кислородной доли вдвое против нормы опасно для жизни. Основные признаки гипоксии (кислородной недостаточности) – головокружение, одышка, сердцебиение, мышечная слабость.

А вот вдыхание воздуха с повышенной концентрацией кислорода и даже чистого 0 2 для здоровых людей не опасно – но только если оно продолжается недолго.

6. Азот

Процентное содержание азота (N 2) в воздухе практически постоянно. Его нехватку ощущают в основном люди, вынужденные погружаться на большую глубину, – аквалангисты, водолазы и др. Избыток азота «опьяняет», то есть действует наркотически. Значительное смещение «газовой формулы» в сторону азота (до 93 % и более) может привести к летальному исходу.

7. Углекислый газ

Содержание углекислого газа (CO 2) – физиологического возбудителя дыхательного центра – в норме составляет 0,03-0,04 %. Предельно допустимая величина (для жилых помещений) не должна превышать 0,1 %. В промышленных городах, а также в помещении, где находится много людей, концентрация CO 2 превышает норму в 2–3 раза. При дальнейшем смещении газовой формулы в сторону CO 2 неизбежно появятся симптомы отравления (головная боль, звон в ушах, тошнота, падение пульса и др.), а при 14–15 % CO 2 может наступить смерть от паралича дыхательного центра.

8. Температура воздуха

«Потребительские свойства» воздуха определяются не только его газовым составом, но также температурой и влажностью. Благодаря совершенному механизму терморегуляции, встроенному в человеческий организм, мы можем приспособиться как к невыносимой жаре, так и к пронизывающему холоду. Человек способен дышать (правда, без особого удовольствия и непродолжительное время) воздухом, охлажденным до температуры – 50 °C и разогретым до +50 °C. Однако не всякий «градус» одинаково полезен для здоровья. Наиболее благоприятной является температура воздуха, равная 18–20 °C (при интенсивной физической нагрузке – чуть ниже, но не менее 15–16 °C). Старайтесь поддерживать в доме именно такую температуру!

9. Оптимальная влажность воздуха

Оптимальная влажность воздуха варьирует в диапазоне от 40 до 60 %.

Если воздух более сухой, у человека выделяется повышенное количество влаги, предохраняя от пересушивания кожные покровы и дыхательные пути. Соответственно, и пить необходимо больше обычного. Очень сухой воздух заставляет выделительную систему работать в усиленном режиме, что может привести к ее преждевременному изнашиванию.

Особенно страдает от сухости воздуха кожа. С возрастом ее способность удерживать влагу постепенно снижается. Если при этом дополнительно подсушивать кожу извне, человек рискует преждевременно покрыться сетью морщин.

Не очень желательна и повышенная влажность воздуха. Летом слишком влажный воздух способствует перегреванию, зимой – переохлаждению.

10. Как определить газовый состав воздуха

Определить газовый состав воздуха на глаз невозможно, но есть надежный способ оценить его чистоту «на нюх»: если, входя с улицы в дом, вы ощущаете значительную разницу между «уличным» воздухом и «домашним», значит, ваше жилище плохо проветривается. В жилом помещении форточки (а летом – окна) должны быть открыты постоянно. В лютый мороз их, конечно, придется закрыть, но и в этом случае необходимо время от времени проветривать помещение. Если ваш дом начнет задыхаться без кислорода, вместе с домом будете задыхаться и вы. «Больше народа – меньше кислорода». Об этой истине следует помнить, проводя многолюдные мероприятия в замкнутом пространстве, и вовремя принимать меры для предотвращения массовой гипоксии. Взрослый человек в покое при температуре 18–20 °C выделяет около 20 л CO 2 в час. Если в помещении находится несколько человек, воздух особенно быстро насыщается CO 2 , а также другими продуктами жизнедеятельности – органическими соединениями и микроорганизмами (бактериями, грибками), в том числе патогенными. Весь этот невидимый мусор необходимо как можно быстрее удалять из помещения – держать раскрытыми окна и двери, при необходимости устраивать 10-минутные перерывы для проветривания, использовать вентиляторы. «Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм», – писал знаменитый отечественный пульмонолог профессор Канке.

11. Как оздоровить воздух в доме

Влажная уборка жилого помещения – необходимое условие здорового дыхания. Обыкновенная

пыль, витающая в воздухе, нередко становится передатчиком инфекции, успешно конкурируя в этом с мухами. Помните, что возбудители туберкулеза, дифтерии и некоторых других опасных заболеваний передаются именно воздушно-пылевым путем. Испытанное средство для оздоровления воздуха в доме – комнатные растения, которые, как известно, дышат по сравнению с человеком «наоборот»: поглощают углекислоту и выделяют кислород. Особенно полезны растения, имеющие обильную листву или крупные листья. Чем больше площадь поверхности листьев, тем интенсивнее процесс насыщения воздуха кислородом – при том условии, что растение «живет» в светлом месте. Важная мелочь: листья ваших зеленых питомцев должны быть хорошо увлажнены и содержаться в чистоте, только тогда от цветков можно ожидать хорошей кислородной «отдачи». Грязные, запыленные, полувысохшие растения принесут больше вреда, чем пользы. И еще одно замечание: в ночное время растения, как и мы с вами, выделяют углекислый газ, правда, в очень небольшом объеме. Поэтому не стоит устраивать «зеленый уголок» там, где вы спите.

Если средства позволяют, желательно обзавестись комнатным термометром и гигрометром, электрообогревателем, увлажнителем воздуха, вентилятором или кондиционером, выполняющим несколько функций одновременно. При желании можно дополнить этот комплект ионизатором воздуха. Легкие ионы с отрицательным зарядом положительно сказываются на самочувствии и мягко стимулируют иммунную систему. Правда, все это потребует финансовых затрат, но зато позволит сэкономить на лекарствах – благоприятный микроклимат в доме предотвратит многие проблемы со здоровьем.

Если кто-то в семье болеет инфекционным заболеванием, проветривайте помещение как можно чаще, в противном случае токсические вещества, выдыхаемые больным, будут вновь и вновь поступать в легкие всех домочадцев, включая самого больного.

12. Чем «богата» атмосфера

Чем «обогатил» научно-технический прогресс атмосферу крупных городов?

Враг легких № 1 – автотранспорт. По некоторым подсчетам, только тысяча автомобилей ежедневно пополняет воздух 3,2 т окиси углерода, 50-150 кг соединений азота и 200–400 кг других продуктов неполного сгорания топлива, к которым относится сильнейший канцероген – бензипрен 2,2. Загрязненный воздух – это оружие, поражающее одновременно несколько мишеней: сердце и сосуды, органы кроветворения, дыхательную и выделительную системы и др. Бензипрен 2,2 заслуживает того, чтобы сказать о нем несколько слов. Исследования показали, что введение животным даже ничтожно малого количества бензипрена 2,2 вызывает у них появление злокачественных опухолей. Именно поэтому в городах, где автомобилей становится все больше, «онкологическая ситуация» значительно хуже, чем в сельской местности.

Кроме автомобилей целенаправленно «портят воздух» металлургические и химические предприятия, ТЭЦ и другие очаги «прогресса», выбрасывающие в атмосферу сернистый газ, сероводород, галогены и другие газы-агрессоры.

Другая проблема – засорение воздуха твердыми частицами, в частности, пылью. Для сравнения: если в 1 м 3 чистого комнатного воздуха содержится 2–5 миллионов пылинок, то в районе московского Садового кольца эта величина достигает 100–300 миллионов.

13. Как защитить свое здоровье

♦ Хотя бы раз в неделю уезжайте подальше от города и хорошенько надышитесь здоровым деревенским воздухом. Именно за городом дыхательные упражнения, о которых пойдет речь в этой книге, принесут наибольшую пользу и позволят максимально очиститься от загрязнений, накопленных за неделю. К слову сказать, некоторые из этих упражнений (например, упражнения на задержку дыхания или «глубокое дыхание» йогов) можно делать только вдали от города. Выполнять их, находясь в загрязненной атмосфере, не только бесполезно, но и вредно. Двигательная активность, повышающая «пропускную способность» легких, усилит оздоровительный эффект от загородных прогулок. Катайтесь на роликах или велосипеде, бегайте на лыжах и т. д.

♦ «Жить за городом – работать в городе». По такой формуле сегодня живут миллионы граждан развитых стран. В России эта замечательная «мода» не имеет пока большого числа сторонников, о чем можно только пожалеть: нет лучшего способа улучшить качество своей жизни без ущерба для карьеры.

♦ Существует множество воздухоочистительных приборов, фильтрующих воздух, который поступает в наши квартиры. Их общий недостаток – высокая цена (достигающая размера 4–5 средних российских зарплат), а общее достоинство – реальное улучшение качества «домашнего» воздуха.

Дыхательная система

Как устроена дыхательная система? Вообще говоря, весь человеческий организм можно рассматривать как единую дыхательную систему. По-своему дышат кожные покровы, каждая клетка тела и даже волосы, ногти и зубы. Но существует группа органов, специально предназначенных для газообменной деятельности, – дыхательная система в узком, анатомо-физиологическом, смысле. Познакомимся с ней поближе.

Органы дыхания состоят из воздухопроводящих путей (нос, полость рта с околоносовыми пазухами, гортань, трахея и бронхи) и легких, покрытых серозной оболочкой (плеврой). Строение дыхательной системы показано на


Рис. 1:1 – носовые ходы; 2 – глотка; 3 – гортань; 4 – трахея; 5 – бронхи; 6 – бронхиолы.

14. Нос

Началом дыхательных, или воздухоносных, путей является носовая полость. Она выполняет ряд важнейших функций в процессе дыхания. Во-первых, нос является первой преградой для проникновения в легкие из окружающей среды вредных для организма веществ. Волосики ноздрей задерживают частицы пыли, микроорганизмы и другие вещества, попадающие в нос при вдохе. Во-вторых, холодный воздух, проходя через носовые ходы, согревается теплом кровеносных сосудов. Благодаря этому в легкие поступает уже согревшийся воздух. Кроме того, в носовой полости вдыхаемый воздух увлажняется, а носовая слизь благодаря местному иммунитету борется с вредными микроорганизмами и вирусами.

У детей, в сравнении со взрослыми, полость носа имеет ряд отличительных особенностей. Носовые ходы узкие, а слизистая оболочка носа обильно снабжена мелкими кровеносными сосудами, поэтому у детей часто возникают риниты. Чтобы этого не происходило, детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос.

Именно с заболеваний полости носа (хронического насморка, аденоидов, искривлений носовой перегородки и пр.) начинаются многие болезни легких и нарушения функции дыхания.

Нос – это первый и важнейший пограничный рубеж между «внутренним миром» нашего организма и агрессивной внешней средой. Проходя через носовые ходы, холодный воздух увлажняется за счет носовой слизи и согревается теплом кровеносных сосудов. Волоски, растущие на слизистой оболочке ноздрей, и носовая слизь задерживают частицы пыли, предохраняя от загрязнения бронхи и легкие. При каждом вздохе нос отважно вступает в борьбу с опасными компонентами воздуха, обеззараживая воздушный поток. Столкнувшись с вирусной атакой (а сегодня науке известны 200 респираторных вирусов), нос пытается противостоять ей своими средствами – вырабатывает огромное количество слизи, которая вымывает вредных агентов. При отсутствии инфекции в носу образуется около 0,5 кг за сутки, а во время болезни – значительно больше. Именно поэтому человек, заболевший насморком, должен увеличить суточное потребление жидкости как минимум на 1,5–2 л.

Вообще, насморк – это сигнал о том, что на вас «напали». В этот момент надо действовать очень энергично, чтобы пресечь дальнейшее распространение инфекции. В противном случае «безобидное» хлюпанье носом может стать предшественником более серьезных проблем со здоровьем.

15. Глотка

Глотка представляет собой трубку, соединяющую полость носа с гортанью. Это второй естественный фильтр, защищающий легкие от враждебных микроорганизмов. Глотку охватывает глоточное лимфатическое кольцо, в состав которого входят миндалины – важная часть иммунной системы. Миндалины предохраняют организм от инфекций, проникающих как ингаляционным (через дыхание), так и пероральным (через питание) путем. Если «нападение» на миндалины происходит слишком часто, они могут утратить защитные функции и превратиться в постоянное пристанище патогенных микроорганизмов. Такая переориентация миндалин весьма опасна и может стать причиной тяжелых заболеваний – таких как ревматизм, хронический пиелонефрит и др. Поэтому, если все попытки вылечить миндалины провалились, стоит избавиться от них навсегда – с помощью ЛОР-хирурга.

Все мы хотим быть молодыми, здоровыми и красивыми Но чтобы добиться этого, совсем не обязательно изнурять себя лекарствами, тяжелыми физическими нагрузками или бесчисленными диетами. Есть гораздо более простой способ – правильное дыхание. В нашей книге мы расскажем, как с помощью дыхательных упражнений без применения медикаментов можно быстро и эффективно вылечить заболевания органов дыхания, оздоровить свой организм и вновь почувствовать себя молодым и сильным.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике (Наталья Ольшевская, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Дыхание – это жизнь!

Во все времена люди верили, что воздух населен невидимыми духами и светлыми божествами, дружественными к человеку (в отличие от зловещих обитателей подземного мира). Античные мыслители считали, что воздух является одной из четырех стихий (наряду с огнем, водой и землей) и концентрирует в себе все свойства, присущие материи. Иногда его даже называли первоматерией – первичной субстанцией, лежащей в основе всего мироздания.

Мудрецы Востока говорили, что воздух – это дыхание бога, признак его присутствия в мире. Видимо, именно поэтому бог-покровитель древних евреев получил имя Яхве, связанное со значением дуновения, творящего дыхания.

Дыхание человека играет основную роль в нормальном функционировании организма. Существует аксиома: без дыхания нет жизни.

В настоящее время наблюдается рост заболеваний органов дыхания как у взрослых, так и у детей. Причина тому – ухудшение экологической обстановки, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятная наследственность, курение (в том числе и «пассивное»), неправильное питание, нарушения иммунитета, повышенные эмоциональные нагрузки и стрессы.

Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При заболевании картина резко меняется: нарушается частота и ритм дыхания, оно становится «тяжелым» и затрудненным. Каждый вдох и выдох дается больному ценой больших усилий, нарушается газообмен в организме человека, страдает сердечно-сосудистая система и другие органы, снижаются защитные и приспособительные реакции.

При лечении заболеваний дыхательной системы широко используют лечебную физкультуру, или гимнастику (ЛФК), – специальные дыхательные упражнения. Они настолько эффективны, что во многих случаях позволяют отказаться от медикаментозной терапии при лечении органов дыхания.

В нашей книге мы собрали самые лучшие дыхательные упражнения – как современные, так и древние (йога, цигун и др.), которые помогут укрепить здоровье и сохранить легкое и свободное дыхание на долгие годы. Также при составлении книги использовались материалы по различным комплексам лечебных упражнений врача-педиатра, сотрудника пульмонологического центра Санкт-Петербурга, канд. мед. наук Н. А. Онучина и авторские методики (А. Н. Стрельниковой, Толкачева, «рыдающее» дыхание Ю. Г. Вилунаса, К. П. Бутейко и другие).


Наталья Ольшевская

365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике

Дыхание – это жизнь!

Во все времена люди верили, что воздух населен невидимыми духами и светлыми божествами, дружественными к человеку (в отличие от зловещих обитателей подземного мира). Античные мыслители считали, что воздух является одной из четырех стихий (наряду с огнем, водой и землей) и концентрирует в себе все свойства, присущие материи. Иногда его даже называли первоматерией – первичной субстанцией, лежащей в основе всего мироздания.

Мудрецы Востока говорили, что воздух – это дыхание бога, признак его присутствия в мире. Видимо, именно поэтому бог-покровитель древних евреев получил имя Яхве, связанное со значением дуновения, творящего дыхания.

Дыхание человека играет основную роль в нормальном функционировании организма. Существует аксиома: без дыхания нет жизни.

В настоящее время наблюдается рост заболеваний органов дыхания как у взрослых, так и у детей. Причина тому – ухудшение экологической обстановки, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятная наследственность, курение (в том числе и «пассивное»), неправильное питание, нарушения иммунитета, повышенные эмоциональные нагрузки и стрессы.

Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При заболевании картина резко меняется: нарушается частота и ритм дыхания, оно становится «тяжелым» и затрудненным. Каждый вдох и выдох дается больному ценой больших усилий, нарушается газообмен в организме человека, страдает сердечно-сосудистая система и другие органы, снижаются защитные и приспособительные реакции.

При лечении заболеваний дыхательной системы широко используют лечебную физкультуру, или гимнастику (ЛФК), – специальные дыхательные упражнения. Они настолько эффективны, что во многих случаях позволяют отказаться от медикаментозной терапии при лечении органов дыхания.

В нашей книге мы собрали самые лучшие дыхательные упражнения – как современные, так и древние (йога, цигун и др.), которые помогут укрепить здоровье и сохранить легкое и свободное дыхание на долгие годы. Также при составлении книги использовались материалы по различным комплексам лечебных упражнений врача-педиатра, сотрудника пульмонологического центра Санкт-Петербурга, канд. мед. наук Н. А. Онучина и авторские методики (А. Н. Стрельниковой, Толкачева, «рыдающее» дыхание Ю. Г. Вилунаса, К. П. Бутейко и другие).

История лечебной физкультуры

ЛФК как самостоятельное, научно обоснованное направление медицины сформировалась лишь в последние десятилетия XX века. В то же время она имеет многовековую и богатую историю.

1. Лечебная гимнастика в Древнем мире

Уже за 1800 лет до нашей эры в Индии выходили священные книги «Веды» («Книги жизни»), в которых подробно описывались дыхательные упражнения, составлявшие часть религиозных церемоний. Индусы особенно широко применяли упражнения на задержку дыхания, которые считали делом, угодным божеству.

Известные врачи Древней Греции: Геродик, Гиппократ, Асклепиад и др. – считали физические упражнения обязательным и важнейшим компонентом лечебной и профилактической медицины. Гиппократ (460–375 до н. э.) в своих трудах огромное значение в лечении больных придавал также массажу и водным процедурам.

Позднее римские врачи, особенно Гален, в своей медицинской практике широко использовали физические упражнения.

Клавдий Гален (200–131 до н. э.) – знаменитый врач школы гладиаторов в Пергаме – с лечебной целью применял не только всякого рода гимнастические, но и спортивные упражнения: греблю, верховую езду, а также собирание плодов и винограда, экскурсии и массаж. Такой подход созвучен современному взгляду на лечебную физкультуру.

В своей известной книге «Искусство возвращать здоровье» Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

2. Лечебная гимнастика Средневековья

Методы лечебной физкультуры получили развитие и в трудах гениального ученого Авиценны (980 – 1037). Одна из пяти книг его знаменитого труда «Канон медицинских наук» посвящена вопросам лечения физическими упражнениями. В этой книге Авиценна дает обоснования к использованию физических упражнений с лечебной и профилактической целью, к применению солнечных и воздушных ванн. Особое внимание Авиценна уделял закаливанию организма.

Говоря о более позднем периоде, следует упомянуть о появлении в 1573 году первого учебника по гимнастике Меркуриалиса («Искусство гимнастики»).

Известный немецкий терапевт Фридрих Хофман (1660–1742) создал оригинальную систему лечения, в которой решающую роль отводил движениям. Внушительно звучит его знаменитый афоризм: «Движение – лучшая медицина тела».

  1. Наталья Ольшевская
  2. АННОТАЦИЯ
  3. Наталья Ольшевская
  4. 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике
  5. Дыхание – это жизнь!
  6. История лечебной физкультуры
  7. 1. Лечебная гимнастика в Древнем мире
  8. 2. Лечебная гимнастика Средневековья
  9. 3. Шведская система лечебной гимнастики
  10. 4. Лечебная гимнастика в XX веке
  11. Как устроен воздух?
  12. 5. Кислород
  13. 6. Азот
  14. 7. Углекислый газ
  15. 8. Температура воздуха
  16. 9. Оптимальная влажность воздуха
  17. 10. Как определить газовый состав воздуха
  18. 11. Как оздоровить воздух в доме
  19. 12. Чем «богата» атмосфера
  20. 13. Как защитить свое здоровье
  21. Дыхательная система
  22. Рис. 1:1 – носовые ходы; 2 – глотка; 3 – гортань; 4 – трахея; 5 – бронхи;
  23. 14. Нос
  24. 15. Глотка
  25. 16. Гортань
  26. 17. Трахея и бронхи
  27. 18. Легкие
  28. Механизм и типы дыхания
  29. 19. Вдох и выдох
  30. 20. Типы дыхания
  31. 21. Верхнее (ключичное) дыхание
  32. 22. Среднее (грудное, или реберное) дыхание
  33. 23. Нижнее (диафрагмальное, или брюшное) дыхание
  34. 24. Полное (объединенное) дыхание
  35. Заболевания дыхательной системы
  36. 25. Кашель
  37. 26. Виды кашля
  38. 27. Чиханье
  39. 28. Мокрота
  40. 29. Кровохарканье
  41. 30. Одышка
  42. 31. Аденоиды
  43. 32. Ангина
  44. 33. Бронхит
  45. 34. Бронхиальная астма
  46. 35. Классификация видов бронхиальной астмы
  47. 36. Аллергическая бронхиальная астма
  48. 37. Аспириновая бронхиальная астма
  49. 38. Инфекционно зависимая астма
  50. 39. Аутоиммунная астма
  51. 40. Астма физического усилия
  52. 41. Бронхоэктаз
  53. 42. Гайморит
  54. 43. Грипп
  55. 44. Ларингит
  56. 45. Острый насморк
  57. 46. Пневмония (воспаление легких)
  58. 47. Простуда
  59. 48. Ринит(насморк)
  60. 49. Синусит
  61. 50. Стеноз
  62. 51. Трахеит
  63. 52. Туберкулез легких
  64. 53. Фарингит
  65. 54. Хронический тонзиллит
  66. 55. Эмфизема легких
  67. Важные правила при занятиях дыхательной гимнастикой
  68. 56. Подготовка к упражнениям
  69. 57. Как заниматься
  70. 58. Занятия с детьми
  71. 59. Специальные упражнения
  72. 60. Переутомление
  73. ЛФК при различных заболеваниях дыхательной системы
  74. 61. Комплекс упражнений для начинающих
  75. Рис. 2
  76. 4. ИП – лежа на спине, на коврике. Согнуть правую ногу в коленном и тазобедренном суставах (выдох), выпрямить (вдох). Сгибая ногу, стараться подвести колено поближе к гр
  77. Рис. 3
  78. 5. ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Наклониться вправо, скользя правой рукой вниз вдоль бедра, левой – к подмышечной впадине (выдох), возвратиться в ИП (вдох). Темп произ
  79. Прыжки на месте. Подпрыгивать мягко, на носках. Темп средний.
  80. Дыхание равномерное. Сделать 10–12 прыжков.
  81. 7. Успокаивающая ходьба на месте или по комнате в течение 25–30 секунд, с постепенным замедлением темпа.
  82. 62. Комплекс упражнений при небольшой физической подготовленности
  83. Рис. 4
  84. 63. Комплекс упражнений при хорошей физической подготовленности
  85. Рис. 5
  86. 64. Упражнение для лечения хронического ринита
  87. 65. Точечный массаж для лечения хронического ринита
  88. Рис. 6
  89. 66. Упражнение
  90. 67. Дыхательные упражнения
  91. Рис. 7
  92. 4. ИП – стоя; ноги вместе, руки развести в стороны. Сделать резкий вдох носом, затем плавный выдох через рот. Во время выдоха произносить звук «ссс», совершая руками не
  93. 6. ИП – стоя; ноги вместе. Вдохнуть через нос, на мгновение задержать дыхание. Поднести ко рту зажженную свечу и тут же начать плавный, очень медленный, продолжительны
  94. 7. ИП – стоя; ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Вдох через нос, лопатки отходят кзади и несколько кверху, туловище сутулится. Во время выдоха через рот (губы т
  95. 68. Упражнения на полноту звука
  96. Рис. 8
  97. 2. ИП – стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Энергично вдохнуть через нос и рот. На выдохе произнести звук «м» с резким приседанием на месте или передвигаясь «гуси
  98. 4. ИП – сидя на стуле; ноги на ширине плеч, руки на поясе. Раскачиваться взад и вперед. Наклоняясь вперед, делать вдох через рот и нос, выпрямляясь – выдох. На выдохе пр
  99. Кроме занятий ЛФК, при хроническом фарингите необходимо соблюдать определенный режим питания. Нельзя принимать пишу в горячем виде, пить горячий чай или молоко. Пи
  100. 69. Комплекс упражнений в первые дни заболевания острым бронхитом
  101. 70. Комплекс упражнений в период стихания острого бронхита (на 7– 10й день болезни)
  102. 71. Комплекс упражнений в период реконвалесценции острого бронхита
  103. Рис. 9
  104. 6. ИП – стоя, ноги вместе, корпус наклонить вперед. В течение 15–30 секунд выполнять руками движения, как при плавании «кролем»
  105. Рис. 10
  106. 7. ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. На выдохе сделать наклон влево, приседая на левую ногу и отводя правую в сторону, руками коснуться пола. На вдохе
  107. Рис. 11
  108. 8. ИП – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Выполнять круговые движения тазом сначала в одну, затем в другую сторону. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5–6 ра
  109. 72. Комплекс дыхательных упражнений в ремиссии заболевания
  110. Рис. 12
  111. 5. ИП – стоя; ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Сгибая руки в локтях и скользя ладонями по туловищу, поднять их к плечам (вдох), опустить руки (скользя ладонями по ту
  112. 7. ИП – сидя на стуле; ноги на ширине плеч, руки опущены. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок; медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой п
  113. 8. ИП – сидя на стуле; ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах. Вдох – легко надавливая руками на ребра, в конце вдоха – руки в стороны; выдох – надавливая руками
  114. 9. ИП – стоя; ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Поднять руки вперед – вверх (глубокий вдох), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед (полный выдох)
  115. 10. Медленная ходьба на месте или по комнате в течение 2–3х минут. Дыхание спокойное, ровное.
  116. 73. Позиционный дренаж
  117. Рис. 13
  118. 1. Лежа на спине, медленно поворачиваться вокруг своей оси с одного бока на другой, каждый раз делая при этом поворот на 45 градусов. 2. Став на колени, наклониться и опу
  119. 3. Лежа в постели сначала на правом, а затем на левом боку, опустить руку и голову вниз
  120. Рис. 14
  121. 74. Комплекс упражнений в ремиссии бронхиальной астмы Стоя
  122. 75. Упражнения для снятия приступа астмы
  123. 76. Комплекс дыхательных упражнений
  124. 77. Массаж лица (1)
  125. 78. Массаж лица (2)
  126. 79. Массаж лица (3)
  127. 80. Массаж подошв
  128. Массаж грудной клетки при бронхиальной астме
  129. 81. Поглаживание
  130. 82. Растирание
  131. 83. Поколачивание
  132. 84. Рубление
  133. 85. Пощипывание
  134. 86. Похлопывание
  135. 87. «Гусеничка»
  136. 88. Дыхательная гимнастика
  137. Рис. 15
  138. 8. ИП – сидя; ноги на ширине плеч. Одна кисть на животе, другая – на груди. Упражняться в дыхании с углубленным выдохом под контролем рук. При выдохе вести счет: 1–2–3–
  139. Рис. 16
  140. 89. Комплекс упражнений
  141. Рис. 17
  142. 4. ИП – стоя между двумя стульями и держась за их спинки руками; ноги вместе. Приподнявшись на носках, делать вращательные движения тазом сначала в одну, затем в другу
  143. 6. ИП – лежа на животе, руки вдоль тела. Опираясь на ноги, живот и нижнюю часть грудной клетки, стараться поднять голову и плечи. Повторить 4–5 раз.
  144. Упражнения старайтесь делать медленно и плавно, так как резкие повороты, наклоны или прогибы могут спровоцировать появление боли.
  145. Дыхательная гимнастика для детей
  146. 90. Выпотной (экссудативный) плеврит
  147. 91. Ходьба (1)
  148. 92. «Сильные руки» (2)
  149. 93. «Часики» (3)
  150. 94. «Пчелка» (4)
  151. 95. «Регулировщик» (5)
  152. 96. «Дровокол» (6)
  153. 97. «Согревание рук» (7)
  154. 98. «Семафор»(8)
  155. 99. «Кузнечик» (9)
  156. 100. «Трубач» (10)
  157. Рис. 18
  158. 101. Бег (11)
  159. 102. Медленная ходьба (12)
  160. 103. Ходьба (1)
  161. 104. «Петушок» (2)
  162. 105. «Журавль на болоте» (3)
  163. 106. «Катание на лыжах» (4)
  164. 107. «Пришей пуговицу» (5)
  165. 108. «Вертушка» (6)
  166. 109. «Цапля» (7)
  167. 110. «Мельница» (8)
  168. 111. «На турнике» (9)
  169. 112. «Маятник» (10)
  170. 113. Прыжки (11)
  171. 114. Медленная ходьба (12)
  172. 115. Ходьба (1)
  173. 116. Потягивания (2)
  174. 117. Наклоны вперед (3)
  175. 118. Наклоны в стороны (4)
  176. 119. Приседания (5)
  177. 120. «Лодочка» (6)
  178. 121. Сгибание ног (7)
  179. 122. «Самолетик» (8)
  180. 123. Поднимание ноги (9)
  181. 124. Повороты туловища (10)
  182. 125. Прыжки (11)
  183. 126. Ходьба по комнате (12)
  184. 127. Ходьба на месте (1)
  185. 128. Потягивания (2)
  186. 129. Наклоны вперед (3)
  187. 130. Наклоны в стороны (4)
  188. 131. Приседания (5)
  189. 132. «Лодочка» (6)
  190. 133. «Велосипед» (7)
  191. 134. Потягивания (8)
  192. 135. «Ласточка» (9)
  193. 136. Повороты (10)
  194. 137. Прыжки (11)
  195. 138. Ходьба (12)
  196. 139. Комплекс упражнений «Носовая дыхательная гимнастика»
  197. 140. Точечный массаж лица
  198. Рис. 19
  199. Точечный массаж лица проводится 3–4 раза в день. Каждую точку массируют указательным или большим пальцем кисти в течение 2–3х минут, вращательными движениями по час
  200. Первая точка – несимметричная, находится на лбу, в центре границы волосистой части головы.
  201. Третья точка – несимметричная, расположена в центре переносицы.
  202. Четвертая точка – симметричная, находится на боковой стороне носа, у края носовой кости.
  203. Пятая точка – несимметричная, расположена на спинке носа, у края носовой кости.
  204. Шестая точка – симметричная, ее местоположение – у верхнего конца борозды крыла носа.
  205. Восьмая точка – несимметричная, находится в центре подбородочного выступа, снизу.
  206. Девятая точка – симметричная, расположена у заднего края сосцевидного отростка, за ушной раковиной, на 1–2 см кверху от нижней границы волосистой части головы.
  207. При выполнении точечного массажа старайтесь не нарушать указанной последовательности воздействия на точки. Для более быстрого выздоровления ребенка точечный мас
  208. ЛФК при заболеваниях горла
  209. 141. Комплекс упражнений
  210. 142. Комплекс упражнений для дошкольников
  211. 143. Комплекс упражнений для школьников
  212. Рис. 20
  213. 8. ИП – стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Руки поднять вперед и развести в стороны ладонями кверху, прогнуться в грудном отделе (вдох). Ладони повернуть вниз, руки о
  214. 10. Ходьба по комнате (ритмичная). Дышать носом. Постепенно выдох удлиняют: на 2 счета – вдох, на 6 – выдох; затем на 2 счета – вдох, на 8 – выдох. Выполнять в течение 2–3х м
  215. Курс ЛФК должен продолжаться 3–4 месяца. Приведенные комплексы упражнений назначают детям с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите.
  216. 144. Звуковая гимнастика
  217. 145. Комплекс упражнений «Развитие выдоха»
  218. 146. Комплекс упражнений «Усиление вдоха»
  219. 147. Комплекс упражнений ЛФК при остром и рецидивирующем бронхите
  220. Рис. 21
  221. 10. ИП – стоя; ноги вместе, руки согнуты, кисти прижаты к плечам, локти – к бокам. Развести локти в стороны и по возможности поднять вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). К
  222. 148. Позиционный дренаж
  223. 149. Ходьба
  224. 150. Игра в мяч
  225. 151. «Насос»
  226. 152. «Мотор самолета»
  227. 153. «Мягкий животик»
  228. 154. «Мишкалежебока»
  229. 155. «Мостик»
  230. 156. «Палочка за спиной»
  231. 157. Игра с мячом
  232. 158. «Скрещенные руки»
  233. 159. «Сдувание бумажки»
  234. 160. Ходьба
  235. 161. Комплекс упражнений при затяжной пневмонии
  236. Рис. 22
  237. 5. ИП – стоя; ноги вместе, руки вдоль туловища. Повороты туловища вокруг вертикальной оси («закручивание»). Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 5–6 раз в каж
  238. 7. ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Палка за спиной в опущенных руках. Сделать вдох. На выдохе наклониться вперед, отводя прямые руки максимально назад (чтобы они были п
  239. 8. ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Держать палку одной рукой за середину, перпендикулярно полу. Руки разведены в стороны до уровня плеч. Свести руки, переложить палку и
  240. 9. ИП – сидя на стуле; руки на поясе. Сделать поворот туловища вправо, правую руку отвести в
  241. сторону – назад (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5–6 раз в каждую сторону.
  242. 10. ИП – сидя на стуле. Движения руками – как при плавании стилем «брасс»: согнуть руки в локтях, выпрямить их вперед и развести в стороны в горизонтальной плоскости. В
  243. 11. ИП – сидя на стуле. Спина прямая; ноги вытянуты вперед, руки на поясе. Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное. Повторить 8–10 раз.
  244. 12. Ходьба по комнате с замедлением темпа в течение минуты.
  245. 162. Ходьба
  246. 163. Наклоны в сторону
  247. 164. Подъем и опускание рук
  248. 165. «Уххх»
  249. 166. Вдохвыдох
  250. 167. Надавливание на грудную клетку
  251. 168. Лежа на здоровом боку
  252. 169. Напряжение
  253. 170. Согнутые колени
  254. 171. Вытягивание рук
  255. 172. Приподнимание головы и плеч
  256. 173. Наклоны туловища
  257. 174. Взмахи руками
  258. 175. Подтягивание ног к животу
  259. 176. Надувание резиновых игрушек
  260. 177. Медленная ходьба
  261. 178. Комплекс упражнений «Дренажная дыхательная гимнастика»
  262. 179. Комплекс упражнений для дошкольников
  263. Рис. 23
  264. 180. Комплекс упражнений для школьников
  265. 181. Комплекс специальных положений для купирования приступа удушья
  266. Рис. 24
  267. 3. Ребенок находится на постели, лежа на боку и слегка повернувшись кпереди (на живот) так, чтобы «нижняя» рука лежала под головой, а «верхние» рука и нога, согнутая в к
  268. Рис. 25
  269. После принятия соответствующих поз можно делать поглаживающий и вибрационный (поколачивание) массаж грудной клетки, упражнения на расслабление в сочетании с дыха
  270. 182. Комплекс звуковых упражнений, применяемых для снятия приступа бронхиальной астмы
  271. 183. Точечный массаж
  272. Рис. 26
  273. Массаж не должен быть грубым и резким, после него на коже не должно оставаться синяков. Наиболее эффективен при бронхиальной астме у детей точечный массаж 11 точек, п
  274. Вторая точка – симметричная, находится на спине, в центре надостной ямки лопатки (если положить правую ладонь на левое плечо ребенка, стоя лицом к нему, то указательный палец ока
  275. Третья точка – симметричная, находится на спине на расстоянии 3 см в сторону от задней срединной линии, на уровне промежутка между остистыми отростками II и III грудных позвонков.
  276. Четвертая точка – симметричная, находится на спине на расстоянии 3 см в сторону от задней срединной линии, на уровне промежутка между остистыми отростками III и IV грудных позвонков.
  277. Шестая точка – симметричная, находится во втором межреберье, в углублении между большой грудной и дельтовидной мышцами.
  278. Седьмая точка – симметричная, находится в складке локтевого сгиба, снаружи (со стороны большого пальца) на передней (ладонной) поверхности локтевого сустава.
  279. Восьмая точка – симметричная, расположена на передней поверхности локтевого сустава в конце складки, образующейся при сгибании руки в локте, со стороны большого пальца.
  280. Девятая точка – симметричная, находится на
  281. 2 см выше средней складки запястья в углублении у шиловидного отростка лучевой кости (со стороны большого пальца).
  282. Десятая точка – симметричная, находится на тыле кисти, между I и II пястными костями, на вершине бугорка мышц, образующегося при прижатии большого пальца к остальным.
  283. Одиннадцатая точка – симметричная, находится возле наружного угла ногтевого ложа большого пальца.
  284. В период обострения заболевания массаж указанных точек можно повторять несколько раз в день.
  285. 184. Комплекс упражнений для дошкольников
  286. Рис. 27
  287. 185. Комплекс упражнений для школьников
  288. 186. Ходьба
  289. 187. «Прогнуть спинку»
  290. 188. «Конькобежец»
  291. 189. «Лыжник»
  292. 190. «Ходьба на четвереньках»
  293. 191. «Кошка»
  294. Рис. 28
  295. 192. «Скольжение»
  296. 193. «Велосипедист»
  297. 194. «Лодочка»
  298. 195. «Рыбка»
  299. 196. «Качалка»
  300. 197. «Поднимание палки»
  301. 198. Ходьба «по линейке»
  302. Техники XXI века
  303. 199. Основные правила
  304. 200. Упражнение «Ладошки» (разминочное)
  305. 201. Упражнения «Погончики» и «Насос»
  306. 202. Упражнение «Кошечка»
  307. 203. Упражнение «Обними плечи»
  308. 204. Упражнение «Большой маятник»
  309. 205. Упражнение «Повороты головы»
  310. 206. Упражнение «Ушки»
  311. 207. Упражнение «Маятник головой»
  312. 208. Упражнение «Перекаты»
  313. 209. Упражнение «Шаги»
  314. Методики Ю. Г. Вилунаса «Рыдающее» дыхание
  315. 210. Упражнение «Рыдающее дыхание»
  316. Гимнастика по Б. С. Толкачеву
  317. 211. Упражнение 1. Выжимание лежа на спине
  318. Рис. 29
  319. Максимально выпячивая живот (диафрагмальное дыхание), вдохнуть, глухо кашлянуть только силой брюшного пресса.
  320. 212. Упражнение 2. Выжимание стоя
  321. Рис. 30
  322. С посторонней помощью. Больной стоит, ноги на ширине плеч. Встав вплотную к нему сзади, вы своими предплечьями и кистями крепко обхватываете его нижние ребра и диафрагму. Далее помогите ре
  323. Дыхательная гимнастика в воде
  324. Рис. 30
  325. 213. Комплекс упражнений
  326. 214. Комплекс упражнений
  327. 215. Дыхательный тренажер В. Ф. Фролова
  328. Рис. 32
  329. Средняя камера представляет собой стакан с крышкой и имеет на внутренней поверхности выступ, соответствующий уровню наливаемой жидкости. Наружная камера состоит
  330. Дыхание осуществляется через трубку и только через рот. Дышать нужно спокойно и ровно. Чтобы отключить нос от участия в дыхании, следует слегка зажать ноздри пальца
  331. При вдохе воздух проходит во внешнюю камеру через зазор в крышке, при этом вода начинает по
  332. ступать во внутреннюю камеру, затем воздух идет через отверстия насадки и донный зазор во внутреннюю камеру, а оттуда сквозь дыхательную трубку в легкие.
  333. При выдохе движение воздуха происходит в противоположном направлении, а вода выталкивается в наружную камеру, воздух же проходит сквозь нее.
  334. В процессе использования аппарата создается гидромеханическое воздействие на дыхательные пути. При вдохе давление воздуха в легких уменьшается, а при выдохе знач
  335. Продолжительность дыхательных тренировок составляет 10–20 минут в зависимости от состояния и субъективных ощущений. Детям в возрасте 5–10 лет рекомендуется начинат
  336. Первоначальный курс тренировок составляет 10–14 дней.
  337. 216. Показания к применению дыхательного тренажера
  338. 217. Противопоказания к применению дыхательного тренажера
  339. 218. Упражнение 1. «Лодка»
  340. 219. Упражнение 2. «Кузнечик»
  341. 220. Упражнение 3. «Осознание дыхания»
  342. 221. Упражнения, тренирующие нижнее дыхание
  343. 222. Упражнение для тренировки полного дыхания
  344. 223. Упражнение для лечения заболеваний органов дыхания
  345. 224. Комплекс упражнений
  346. 225. Так всетаки вредна или полезна гипоксия?
  347. 226. Основные правила метода
  348. 227. Метод Бутейко при бронхиальной астме
  349. Оздоровительная гимнастика цигун
  350. 228. Упражнение 1. «Дыхание жабы»
  351. 229. Упражнение 2. «Лотос»
  352. 230. Упражнение 3. «Жаба прыгает через волну»
  353. 231. Упражнение 1
  354. 232. Упражнение 2
  355. 233. Упражнение 3
  356. 234. Упражнение 4
  357. 235. Упражнение 5
  358. 236. Упражнение 6
  359. 237. Упражнение 7
  360. 238. Упражнение 8
  361. 239. Упражнение 9
  362. Солнечная прана ваших ладоней
  363. 240. Мудра «Раковина» (для детей)
  364. 241. Мудра «Морской гребешок» (для детей)
  365. 242. Мудра «Черепаха» (для детей)
  366. 243. Мудра при простуде
  367. 244. Мудра при аллергии
  368. 245. Мудра для укрепления бронхов и легких
  369. 246. Мудра для поднятия жизненного тонуса
  370. 247. Рыбамудра
  371. 248. Мудра Апан Ваю
  372. 249. Мудра при сухом кашле
  373. 250. Мудра при скачках артериального давления
  374. 251. Тонизирующая мудра
  375. 252. Мудра для нормализации кровообращения
  376. 253. Мудра при бессоннице
  377. 254. Мудра для активизации сердечного меридиана
  378. 255. Мудра для улучшения пищеварения
  379. 256. Мудра при насморке
  380. 257. Мудра при затрудненном дыхании
  381. 258. Мудра для нормализации дыхания
  382. В практике Рэйки
  383. 259. Очистительное дыхание
  384. 260. «Ха»дыхание
  385. 261. Дыхание, проясняющее мышление
  386. 262. Успокаивающее и растянутое дыхание
  387. 263. Глубокое дыхание
  388. 264. Брюшное дыхание
  389. 265. Изначальное дыхание (дыхание зародыша)
  390. 266. Полное дыхание
  391. Гимнастика йогов
  392. 267. Что такое хатхайога
  393. Рис. 33
  394. Она даже шире, чем системы физического тела, так как включает в себя тонкие тела человека, которых всего семь. Энергетическая система определяет жизнеспособность ч
  395. 268. Муладхара
  396. 269. Свадхистхана
  397. 270. Манипура
  398. 271. Анахата
  399. 272. Вишудха
  400. 273. Аджна
  401. 274. Сахасрара
  402. 275. Типы асан
  403. 276. Ваджрасана (поза «Молния»)
  404. 277. Тадасана (поза «Устойчивая»)
  405. 278. Сукхасана (поза «Удобная»)
  406. 279. Бхадрасана (поза «Благодатная»)
  407. 280. Поза солнца
  408. 281. «Черепашья» растяжка
  409. 282. Поза младенца в утробе матери
  410. 283. Прямая стойка
  411. 284. «Трость»
  412. 285. «Треугольник»
  413. 286. «Ласточка»
  414. 287. «Древо»
  415. 288. Сжатие живота
  416. 289. «Трость» лежа
  417. 290. «Змея»
  418. 291. «Саранча»
  419. 292. «Лук»
  420. 293. Поза мертвого – Шавасана
  421. 294. Поза богини (Суптабадхаконасана)
  422. 295. Адвасана
  423. 296. Поза «Крокодил» – Макарасана
  424. 297. Растяжка спины
  425. 298. «Кошка»
  426. 299. «Получерепаха»
  427. 300. Техника выполнения А – Саламба Ширшасана
  428. 301. Техника выполнения Б – Саламба Ширшасана
  429. 302. Техника выполнения В – Нираламба Ширшасана
  430. 303. Как измерить длину дыхания
  431. 304. Верхнее дыхание
  432. 305. Среднее, или межреберное, дыхание
  433. 306. Нижнее дыхание
  434. 307. Полное дыхание
  435. 308. Очищающее дыхание
  436. 309. Дыхание, оживляющее нервную систему
  437. 310. Дыхание, развивающее голос
  438. 311. Возбуждение клеток легких
  439. 312. Растягивание ребер
  440. 313. Расширение груди
  441. 314. Дыхание в движении
  442. 315. Утреннее дыхательное упражнение
  443. 316. Возбуждение кровообращения
  444. Комплекс базовых упражнений пранаямы
  445. 317. Упражнение 1. Нижнее (диафрагмальное) дыхание
  446. 318. Упражнение 2. Среднее (грудное) дыхание
  447. 319. Упражнение 3. Верхнее (ключичное) дыхание
  448. 320. Упражнение 4. Полное (объединенное) дыхание
  449. 321. Упражнение 5. Очистительное дыхание
  450. 322. Упражнение 6. Полное дыхание, «возбуждающее кровообращение»
  451. 323. Упражнение 7. «Кузнечные меха»
  452. 324. Упражнение 8. Задержка дыхания на выдохе
  453. 325. Упражнение 9. Задержка дыхания на вдохе (поза ворона)
  454. 326. Брюшное дыхание
  455. 327. Полное дыхание
  456. Дыхательные упражнения и медитации Циганг
  457. 328. Иньмеридианы и Янмеридианы на руках
  458. 329. Иньмеридианы и Янмеридианы на ногах
  459. 330. Энергетические врата человека
  460. 331. Открыться
  461. 332. Дыхание жизни
  462. 333. Открыть плечи
  463. 334. Возвращение весны
  464. 335. Вращение плечами
  465. 336. Жизненная энергия
  466. 337. Птица Pyx летит
  467. 338. Накачаться энергией
  468. 339. Оздоровление
  469. 340. Оживить сердце
  470. 341. Плавание дракона
  471. 342. Круги неба1
  472. 343. Круги неба2
  473. 344. Круги земли
  474. 345. Черепаха вытягивает голову
  475. 346. Плавание лягушки
  476. 347. Феникс расправляет крылья
  477. 348. Три высоких звезды
  478. 349. Орел точит когти
  479. 350. Поклонитесь Небу и Солнцу
  480. 351. Медитация первая: поводырь души – найти своего духовного проводника
  481. 352. Медитация вторая: анализ проблемы и место медитации
  482. 353. Медитация третья: дух растений
  483. 354. Медитация четвертая: элементы воздуха и воды
  484. 355. Медитация пятая: элементы земли и огня
  485. 356. Медитация шестая: мир теней
  486. 357. Медитация седьмая: завеса времени
  487. 358. Медитация восьмая: парящие круги – звучащие тела
  488. 359. Медитация девятая: медитация с центрами тела
  489. 360. Медитация десятая: храм самопознания
  490. 361. Медитация одиннадцатая: храм самовоплощения
  491. 362. Медитация двенадцатая: путешествие в тело
  492. 363. Медитация тринадцатая: полярность и связи
  493. 364. Медитация четырнадцатая: общение
  494. 365. Медитации пятнадцатая и шестнадцатая
  495. Список использованной литературы

Вам также будет интересно:

Наш клуб является коллективным членом ФДМО (Федерация джиу-джитсу Московской области),...
 Станислав SportPanda Хочешь накачаться в домашних условиях за 2-3 месяца к лету,...
Подъем ног в висе по праву можно назвать одним из самых эффективных упражнений на пресс....
Упражнение развивает среднюю часть дельтовидной мышцы, надостную мышцу, расположенную под...
Упражнение сведения в кроссовере через верхние блоки, прокачивает нижнюю часть, середину и...