Если о становлении какой-то традиции целого народа достоверно ничего не известно, то наступает время для рождения легенды. Необязательно она будет содержать какие-то фантастические нюансы, - очень часто это вполне обычная история, можно даже сказать - обыденная. Но так же часто эта история снабжается каким-нибудь значимым именем - для пущей убедительности.
Вот вам “живой” пример. Весна, распутица, непролазная грязь на далеких от слова “асфальт” российских дорогах времен императорской династии. А движение по дорогам никто не отменял. Из-за густой хлюпающей жижи под ногами передвигаться тяжело и людям, и животным. А если это животное запряжено в телегу, как случилось с лошадью безымянного крестьянина, то шанс увязнуть увеличивается многократно.
Все попытки вытянуть телегу самостоятельно не увенчались успехом, но мужчине повезло: следом ехали другие селяне, двое из которых выпрягли своих саврасок и отправили их на помощь увязшему. Тот привязал одну лошадь слева от своей, а вторую - справа, и телега успешно преодолела трудный участок.
Согласно легенде, свидетелем этой ситуации был не кто иной, как граф Алексей Орлов. Его настолько заинтересовал крестьянский способ, что он вдохновился и “придумал» новую упряжку. Коренник - центральная лошадь - должен был передвигаться исключительно рысью или шагом, так как на него ложилась основная тяжесть груза. Пристяжные - лошади слева и справа - могли передвигаться любым аллюром, то есть походкой. Считается, что так появилась знаменитая русская тройка .
Тройка на службе почтовой
До появления железных дорог важные грузы отправлялись почтовыми каретами. Чиновники и путешественники передвигались на них же, и изначально в эти кареты запрягалась максимум пара лошадей. С появлением орловского рысака пара сменилась тройкой. Это было весьма целесообразным решением, потому что в таком виде упряжки лошади уставали гораздо меньше, так как нагрузка распределялась на троих, к тому же развиваемая хорошей тройкой скорость (до 50 км/ч) ничуть не влияла на маневренность.
Последний фактор был весьма значимым в городах, где зачастую на довольно узкой улочке приходилось разъезжаться нескольким экипажам одновременно.
Борьба с привычкой свистеть
Из записок Адама Олеария, известного немецкого ученого и дипломата, можно узнать некоторые нюансы повседневной жизни в России 1630-х годов. В числе прочего Олеарий рассказывал, что ямщик, приближаясь к почтовой станции, закладывал два пальца в рот и оглушительно свистел. Сегодня свист расценивается не иначе, как хулиганство и проявление плохих манер, а в то время звонкий сигнал обозначал приближение почтовой кареты - значит, на станции пора было готовить свежих лошадей, чтобы ямщик не терял времени.
Условный знак, от которого, по мнению аристократии, так и несло “мужичьем”, было решено поменять на самом высоком государственном уровне: Петр I издал указ, согласно которому ямщик обязан был не свистеть, а подавать сигнал с помощью специального рожка. Его изображение даже нанесли на двери почтовых экипажей, а к ямщикам применяли вполне серьезные наказания в виде штрафов - известное дело, что порой наказание рублем гораздо действеннее физической расправы, которая, кстати, тоже приветствовалась. Только вот не действовало это: как свистели, так и продолжали свистеть.
Единственное средство, которое способствовало отказу ямщиков от свиста - колокольчик. Он появился одновременно с орловским рысаком и тройкой, и предназначался исключительно для почтовых карет - больше никто не имел права его вешать. Звон от такого колокольчика разносился на пару верст, и должен был предупреждать передвигающихся по дороге путников о том, что неплохо было бы ее уступить, а тем, кто ненароком заплутал на российских просторах - указывал верный путь к тракту, а с ним - и к жилью.
Тройка в творчестве
В 1826 году началась история песни “Зимняя дорога”. В ее основу легло стихотворение Пушкина, впечатленного упряжкой: “По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит”. В том же “Московском вестнике”, где состоялся дебют стихотворения в 1826, в 1831 году оно было опубликовано еще раз, но уже вместе с нотами и изображением тройки. Вскоре песня стала одной из самых любимых в народе.
К творчеству, связанному с русской тройкой, относятся и произведения крепостного крестьянина, Ивана Макарова. Помещик Всеволожский, во владениях которого проживал крепостной, не стал мудрить и пытаться оценивать творчество Макарова, а сразу отправил его в солдаты - дурь из головы выбить.
В армии мужчину определили в ямщики, и прикомандировали к конвойной роте, которая сопровождала сосланных в Сибирь. В 1852 году, когда ему исполнился всего 31 год, Макаров замерз насмерть в пути. Откуда же стало известно, что он писал стихи? Когда его нашли, то среди прочих вещей в сумке ямщика обнаружили талантливые стихи, которые попали к Александру Гурилеву, композитору. Он не смог пройти мимо и убрать бумаги в долгий ящик: вместо этого на свет появилась замечательная песня, “Однозвучно звенит колокольчик”. Прошло полтора века с хвостиком, а произведение до сих пор входит в репертуар многих исполнителей и хоров.
Упряжка, как знак благосостояния
Наличие настоящего орловского рысака в деревне можно было объяснить только приездом помещика, а потому ни о каких колокольчиках там и речи не было. К тому же в тройки там начали собирать лошадей с незапамятных времен, только вот провидению было угодно приплести к этому графа Орлова. Вместо колокольчиков крепились бубенчики из бронзы, которые тщательно подбирались по размеру и звучанию, чтобы во время езды создавался мелодичный, созвучный перезвон.
Из-за отсутствия чистокровных рысаков никто особо не расстраивался - в деревне ценилась не столько порода, сколько способность лошади разделять с крестьянином тяжелый труд, но вот дуги на тройки все-таки крепились. Дугу делали плоской, и обязательно широкой, чтоб было место для красивой росписи. Чаще всего это был какой-нибудь хитрый национальный рисунок, выполненный красной, белой и черной краской, к которому щедро добавлялись яркие ленты и цветы.
Со временем лошадей перестали использовать в таких масштабах. На полях их заменила техника, вместо почтовых карет появились поезда. Но, несмотря на повсеместные “инновации”, тройка все же осталась. Не везде, конечно, да и замена лошадей железом шла постепенно. Тройку использовали на ярмарках и праздниках, ни одни зимние гулянья не обходились без заветной упряжки.
Лошадей в нее тщательно выбирали по росту и масти, и запрягали “на отлет”: коренной бежал рысью, а пристяжные - мелким галопом, причем левый начинал ход с правой ноги, а правый - с левой. Зажиточные купцы не скупились: дуги на их упряжках покрывались сусальным золотом, и буквально сияли на солнце. А еще можно было купить разрешение, и повесить коренному колокольчик (пристяжных снабжали бубенцами). Тогда такую тройку было и слышно, и видно за несколько верст. Но ведь негоже такую красоту держать только для праздника! Летом для забав особо нет времени, а вот зимой, когда лед был достаточно крепок, на реках устраивали настоящие соревнования - выясняли, чья тройка резвее. Посмотреть на такие забеги собирались целые деревни.
Классическое выражение «Какой же русский не любит быстрой езды?» давно прижилось в народном лексиконе. Тем не менее, на тройках, кроме нашего человека, больше не ездит никто. Почему?
В поле белом тройка мчится
Ехать так быстро, чтоб захватывало дух. Мчаться по просторам родной Руси, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Итак, конская тройка – действительно быстрое средство передвижения. Оно способно развить скорость в 60 км/час. Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?
Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Однако если учесть, что наш человек всегда «долго запрягает», резкое появление нового средства передвижения маловероятно.
Имеет место версия, что тройная упряжь была «украдена» (или подсмотрена) и древнерусского Культа Пророка Илии, характерного северным районам. Ведь именно в Ильин День устраивались массовые гонки на конских тройках. Такая упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого на Небеса. Именно поэтому несчастные случаи в ходе гонок считались Благодатью. Старики сопровождали их словами: «Илия в небо забрал».
Инновационность изобретения
Тройка – не просто принцип комбинирования, а полноценная инновация. В чем же она заключалась? Да в том, что каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку.
Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной.
Скорость движения
60 км/ч – довольно солидная скорость, особенно в старину. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. А если бы достигла, животные непременно бы пали от усталости.
Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой.
Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.
Порода
Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Все зависело от степени состоятельности. Однако традиции были немаловажным фактором. Да и кому захочется экспериментировать с породой, коль есть риск замерзнуть насмерть в полях, если плохие кони падут?
Как применялась тройка
Считается, что первое применение тройки связано с курьерской службой. К концу 18 столетия появились и пассажирские экипажи. Правда, были они не слишком распространенными, перевозили важных людей и ценные грузы.
Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях.
Как украшались детали
Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Хотя простой народ этого не понимал и считал вычурным. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией.
Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило.
«Гармонь ямская»
Обязательной деталью украшения упряжи были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием.
Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Помогала этому «громкая тройка». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.
Удалая «птица-тройка» - один из символов России. Как можно не залюбоваться прекрасным бегом тройки, если гордым щеголем выступает средняя лошадь - коренник, а крайние - пристяжные вьются с его боков, скручивают в кольца шеи, а на скаку так низко стелются, будто и впрямь, как говорят лошадники, «едят снег»!
Тройка появилась и получила своё нынешнее название около 200 лет назад. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей только если людей оказывалось трое.
Двое или один должны были ехать на паре лошадей. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была быстрая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.Тройки появились лишь когда дороги стали широкими, наезженными. Уже в десятом веке все указы и донесения распространялись на Руси через «извоз».
Особенно хорошо смотрятся в тройке лошади, подобранные «в масть», да чтобы коренник выделялся из пристяжных крупным ростом, мощью. Классическим признается такой ход тройки, когда пристяжные скачут галопом, а коренник идет стойкой рысью, не сбиваясь. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч. Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками.
Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость. Колокольчики под дугой дозволялось прикреплять только почтовым тройкам да курьерским -скоростным, мчавшимся с важными государственными депешами.
Тройка не имела аналогов в других странах. Мир впервые узнал русскую тройку и восхитился ею в 1911 году на Всемирной выставке в Лондоне. Подобранные в масть светло-серые орловские рысаки и впрямь были хороши. Тройку удостоили первой премии.
Предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Что касается росписи, то поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской. Золоченая дуга должна была "гореть" на расстоянии и резко выделяться на фоне поля или леса.
Лучших троек сегодня можно увидеть в Москве на ипподроме. Приезжают сюда и тройки из Костромы, Ярославля, Саратова, Калуги, Владимира, Вологды и других старых русских городов.
Самой знаменитой тройкой последних лет стала тройка светло-серых лошадей Московского конного завода с коренником породы русский рысак Александритом, пристяжные - орловские рысаки Приз и Виток. Именно эта тройка снята в заставке к программе «Вести» на канале «РТР».
В лихой русской тройке - душа народа, его щедрость, веселый, а иногда и грустный нрав, любовь к прекрасному и выражение этой любви.
Тройка лошадей и все, что с ней связано — это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении.
И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.
Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость.
Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.
Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе — тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.
К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств — высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.
С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века – период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.
Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки – она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.
Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.
Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках — серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.
Вряд ли житель начала XIX века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.
В 60-е годы XIX века на смену золоченым дугам пришли живописные — их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.
Мода на крупные розаны прошла к концу XIX века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.
Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.
В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр I.
Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению — бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем.
Начиная с конца XVIII века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции — персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.
Прошел почти век с тех времен с улиц городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?"
,- актуально и по сей день.
Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0011.jpg" alt="Илья Пророк в огненной колеснице." title="Илья Пророк в огненной колеснице." border="0" vspace="5">
По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-02.jpg" alt=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков." title=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году».
Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.
Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0007.jpg" alt="
По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0013.jpg" alt="Тройка.
До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-03.jpg" alt="Понесли.
И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"
Отбор рысаков для тройной упряжи
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0004.jpg" alt="Русская тройка орловских рысаков.
Украшение русской тройки
Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.
Тройки со звоном поддужных колокольчиков
С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0001.jpg" alt="Паутов Игорь. Русская тройка" title="Паутов Игорь. Русская тройка" border="0" vspace="5">
Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0006.jpg" alt=" Народное гулянье.
Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.
Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.
В мире существует множество невообразимо , которые восхищают своим экзотическим видом.