О здоровом питании и спорте

Техника катания на сноуборде Фрирайд: навстречу снежной целине. Фрира́йд — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс Катание на лыжах вне трасс

  • Фрира́йд (англ. freeride) - катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Вместе с тем, фрирайдовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например возможностью схода лавин. По мнению ряда специалистов, новичкам в сноубординге и лыжах не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует уже иметь определённые навыки владения техникой катания. На протяжении последних лет ежегодно проводятся международные соревнования по фрирайду среди профессионалов и любителей.

Связанные понятия

Роупджампинг (от англ. ropejumping, дословно "верёвочные прыжки") - это прыжки на альпинистских веревках с различных высоких объектов (скал, многоэтажных домов, кранов, мостов, труб, различных вышек). На территории РФ юридический статус не определён. На территории Бразилии, Латвии, Турции и Украины имеет статус легального аттракциона.

Подробнее: Роуп-джампинг

Мотоциклетный туризм (англ. motorcycle tourism, нем. motorrad-tourismus, франц. tourisme de moto) это - один из видов туризма, в котором мотоцикл служит средством передвижения. Понятие «мотоциклетный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

Лыжный туризм - вид спортивного туризма в России и СНГ, являющегося видом спорта. Лыжный туризм является видом туризма на средствах передвижения - на лыжах. Для преодоления естественных препятствий используются туристские лыжи.

Фрира́йд (от англ. free ride - свободная езда) - стиль катания на велосипеде (а также дисциплина велоспорта), подразумевающая под собой езду на велосипеде по сложным, иногда искусственно сооружённым трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия. Успешное передвижение по таким трассам требует специальной технической подготовки и особым образом приспособленных велосипедов (как правило, используются горные велосипеды с прочной рамой, передней и задней подвесками большого хода...

Спелеотури́зм - посещение пещер со спортивной или познавательной целью. Разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и др.). Открытие новых спелеотуристических маршрутов сопряжено с исследованием пещер - спелеологией.

Скиборды (англ. skiboards) - короткие лыжи от 75 см до 110 см, используемые в скибординге для скоростного спуска с заснеженных склонов и гор.

Лыжные палки - спортивный инвентарь, используемый лыжниками, альпинистами, туристами для поддержки равновесия, ускорения движения при передвижении на лыжах.

Го́рный тури́зм - вид туризма, заключающийся в передвижении группы людей с помощью мускульной силы по определённому маршруту, проложенному в горной местности в условиях высокогорья.

Каньонинг (англ. Canyoning или Canyoneering) - преодоление каньонов без помощи плавающих средств (лодки, плоты, каное, байдарки и др.) с использованием различной техники преодоления сложного водно-скального рельефа: скалолазание, спуск по веревке, прыжки в воду, плавание.

Фриборд (англ. freebord) представляет собой доску для катания по асфальту, имеющую шесть колёс. Четыре колеса конструкции расположены стандартно, как на скейтборде, но с более широкой подвеской. Ещё два колеса находятся в центре доски. Эти дополнительные колеса смонтированы чуть ниже, чем основные колеса, и могут свободно вращаться вокруг вертикальной оси. За счёт этой модификации фриборд имеет возможность кантоваться как сноуборд и производить вращение на 360° и более, без отрыва доски от земли...

Лави́на (нем. Lawine, от позднелатинского labina - оползень) - значительный объём снежной массы, падающей или соскальзывающей с крутых горных склонов со скоростью около 20-30 м/с. Сход лавины нередко сопровождается побочным эффектом в виде воздушной предлавинной волны, которая производит наибольшие разрушения.

Трек вокруг Аннапурны (англ. Annapurna Circuit Trek, также известен как «Кольцо Аннапурны») - многодневный пеший туристский маршрут в Непале. Маршрут проходит в Гималаях по тропам, соединяющим населённые пункты в окрестностях горного массива Аннапурна. Протяжённость пути, в зависимости от выбора начальной и конечной точек, составляет от 140 до 220 км, продолжительность похода - от 10 до 20 дней, наибольшая достигаемая высота - 5416 метров над уровнем моря (перевал Торонг-Ла).

Склон, который имитирует характерные свойства с использованием материалов, которые стабильны при комнатной температуре, что дает возможность людям кататься на лыжах, а также сноуборде или тюбинге в местах, где естественные заснеженные склоны неудобны или недоступны. Канатный парк или Тайпарк (от англ. tie - узел, связь, веревка) - комплекс аттракционов, расположенных на высоте более двух метров. Каждый, вошедший в тайпарк, имеет возможность почувствовать себя альпинистом, скалолазом или просто ловким человеком. Аттракционы связаны в единую логическую цепь с общими условиями прохождения и делятся на три группы...

Фрирайд (freeride ) - это катание на сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда. Вместе с тем фрирайдовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например возможностью схода лавин, поэтому новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует уже иметь определенные навыки владения техникой катания.

Если вы освоили все уроки школы сноуборда на Slenergy, то вам вполне можно начинать покорять неподготовленные склоны. Главное - помните об осознанном управлении своим телом, о котором Илья рассказывал на

Рекомендуется начинать обучение фрирайду на горнолыжных курортах, где рядом с трассами есть неподготовленные участки. Как правило, такие участки являются безопасными с точки зрения возможности схода лавин. А также в случае чего здесь к вам смогут прийти на помощь.

1. Подводящие упражнения

Для того чтобы испытать все прелести фрирайда, вам нужно научиться становиться легким, при этом не закапывать нос сноуборда в снег и спокойно управлять доской. В этом вам помогут следующие упражнения.

Учимся быть легкими

Помните: там, где ваше внимание, там и ваша сила.

Поднимите руки, согнутые в локтях, на уровень выше солнечного сплетения, внимание сконцентрируйте на плечах.

Немного присядьте и поднимайте тело вверх устремлением плеч, при этом не отталкивайтесь ногами, иначе вы закопаетесь в снег.

Учимся не закапываться в снег

Ни в коем случае не концентрируйте внимание на ногах: это приведет к тому, что вы закопаетесь в рыхлый снег и провалитесь под него.

Встаньте на доску, внимание распределите на плечи равномерно и смещайте корпус назад, при этом не перекидывайте внимание на заднюю ногу. Смотрите вперед.


Всегда ощущайте сноуборд под собой, а при движении вниз по склону чувствуйте его нос.

2. Техника катания во фрирайде

Учитывайте особенности стойки и распределения внимания, о которых вы узнали из подводящих упражнений.

Игра в крабиков руками

Самая простая техника катания, по версии Ильи Косяченко. Нужно создавать акценты внимания с помощью незатейливых движений руками, тогда вас будет закручивать в желаемом направлении.

Начинайте движение вниз по склону, корпус сместите немного назад, руки поднимите выше солнечного сплетения, взгляд устремите вперед.

Когда вы захотите повернуть, начинайте делать крабика ладошкой. Если вы хотите повернуть на заднем канте, то внимание при помощи крабика привлекайте на заднюю руку, а если на переднем - на переднюю.


Если вам нужно прекратить поворачивать, просто перестаньте делать крабика и распределите внимание равномерно на обе руки.

Повторите такое движение сначала влево, потом вправо. Старайтесь контролировать скорость и сильно не разгоняться.

Будьте внимательны! Под снегом иногда могут быть камни, кусты и прочие препятствия.

Связанные повороты

Вместо крабиков вы можете использовать любое активное движение рукой для создания акцента и поворота.

Сначала потренируйтесь на пологом подготовленном склоне.

Для того чтобы повернуть, необходимо из оси первого поворота распределить внимание по центру (на плечи), а только потом создавать следующую ось поворота. Всегда чувствуйте, как скользит доска, взгляд направляйте вперед.

Важно! Любое резкое движение способно закопать вашу доску в снег и привести к падению. А встать и продолжить движение во фрирайде очень сложно, поэтому старайтесь избегать падений.

Если вы чувствуете, что вы закапываетесь в снег и падаете, постарайтесь вытянуть себя с помощью поднятия рук выше центра солнечного сплетения.

Сегодня вы научились правильно распределять внимание по доске и телу при движении во фрирайде и поняли, как выполнять базовые повороты в условиях катания по неподготовленному склону.

Пошаговая инструкция урока

1. Во фрирайде необходимо быть легким. Для этого все ваше внимание должно быть на поднятых на уровень центра солнечного сплетения руках. Вы как бы тянете себя плечами вверх.

2. Ни в коем случае не концентрируйте внимание на ногах: это приведет к тому, что вы закопаетесь в рыхлый снег и провалитесь под него.

3. Всегда ощущайте сноуборд под собой, а при движении вниз по склону чувствуйте его нос.

4. Основная стойка во фрирайде: корпус смещен немного назад, руки подняты выше солнечного сплетения, взгляд устремлен вперед.

5. Когда вы захотите повернуть, начинайте делать крабика ладошкой. Если вы хотите повернуть на заднем канте, то внимание при помощи крабика привлекайте на заднюю руку, а если на переднем - на переднюю.

6. Если вам нужно прекратить поворачивать, просто перестаньте делать крабика и распределите внимание равномерно на обе руки.

7. Если вы чувствуете, что вы закапываетесь в снег и падаете, постарайтесь вытянуть себя с помощью поднятия рук выше центра солнечного сплетения.

А на следующем, финальном уроке сезона Илья Косяченко расскажет, как маневрировать среди деревьев на большой скорости во фрирайде. До встречи!

В видео использована музыка: Kygo & Selena Gomez–"It Ain"t Me".

Словарь терминов

Авальман - элемент горнолыжной техники. Суть авальмана заключается в сгибании (подтягивании под себя ног) в стадии вхождения в поворот, разгрузки лыж (путем выпрямления ног), и снова сгибании ног в стадии завершения поворота. В основном применяемся на буграх. Выталкивание лыж вперед с подседом в начале поворота помогает сохранить контакт лыж со снежной поверхностью при смене рельефа трассы.

Апрески (франц. Apres-Ski - “после лыж”). Все то, чем мы можем порадовать себя после покатушек, находясь на горнолыжном курорте: оздоровительные центры, бани, сауны, бары, рестораны, кафе, клубы, шоу и фестивали на горе, экскурсии и даже шопинг.

Биг-эйр (англ. Big-Air - “большой воздух”). Один из элементов фан-парка (сноуборд-парка), трамплин для очень высоких прыжков. Биг-эйром так же называют соревнования (или показательные выступления), на которых спортсмен, прыгая с трамплина, выполняет различные трюки в полете. Общепринятое сокращенное обозначение BA .

Бордеркросс (англ. Boardercross ) - соревнования на скорость с одновременным спуском четырех спортсменов по специально подготовленной трассе, осложненной дополнительными канавами, буграми, трамплинами и т.п. Общепринятое сокращенное обозначение SBX .

Бракаж (франц. B raquage - поворот, отклонение) способ торможения с помощью одновременного разворота разгруженных лыж поперек движения, достигаемый вращающим усилием стоп. Бракаж - прекрасный вариант предповорота при входе в крутой поворот.

Бэккантри (англ. Backcountry - “удалённая местность”). Это, своего рода, синтез горного туризма и катания на горных лыжах/сноуборде. Для тех, кому надоели отратраченные трассы, и наскучили канатные дороги. Пешочком топаем на вершину, не оборудованную подъемниками, и, с огромной радостью в глазах, несемся вниз по неподготовленному склону на своих любимых глыжах/борде.

Бэксайд (англ. Back side - “задняя сторона”) - поворот, выполняемый на заднем канте.

Бэкфлип (англ. Back flip - “сальто назад”) - кувырок через голову, заднее сальто.

Вальсет (франц. Valse ) непрерывное вращение лыжника вдоль вертикальной оси на плоских

Ведельн - короткие сопряженные повороты.

Годиль (франц.) короткие сопряженные повороты в лыжном спорте (то же, что и ведельн).

Горнопляжник - вид отдыхающих на горнолыжном курорте, для которого катание на лыжах имеет не основную цель. Проще говоря, это индивид, предпочитающий проводить время на горе, нежась на солнышке в шезлонге. Глыжи/борд используются в качестве средства для спуска с этой самой горы.

Грэб (англ. Grab -“захват”) разновидность трюка, при котором райдер в полете делает захват доски рукой. Так же, как и сами трюки, различные грэбы имеют собственные названия в зависимости от того, какой рукой и какое место борда захватывается.

Гуффи (англ. Goofy - “бестолковый, глупый”) - общепринятое название бордистов ставящих вперед правую ногу. Противоположность Гуффи - Регуляр (Regular). Термин Goofy в действительности не означает, что стойка не правильная, и тем более не говорит об умственных способностях райдера.

Дакфут (англ. Duckfoot ) - стойка на сноуборде, при которой задняя нога развернута под отрицательным углом. Вспомните уроки физкультуры, "пятки вместе - носки врозь", вот это и есть дакфут. Такая стойка популярна среди опытных фристайлеров, потому что позволяет надежно приземляться в свитче (то есть обратной стойке) при прыжках с трамплина и катании в пайпе.

Джиббинг (англ. Jibbing )- акробатика, прыжки, скольжение и передвижение на джиблайне (натянутой стропе), и гранях искусственных конструкций. Джиббинг - всесезонное развлечение, скольжение по джиблайну возможно на роликах, скейте и даже просто в кроссовках. Но нас интересует зимние виды спорта. Если увидите бордера/глыжника, скользящего по граням непонятных фигур, то это джиббинг.

Камус - длинная ворсистая лента, надевается на подошву лыжи для облегчения подъема в гору. Используется в скитуре.

Кант (англ. Cant - “скошенный, срезанный край”)- один из элементов конструкции горных лыж или сноуборда - металлическая кромка скользящей поверхности. Имеет определенный угол заточки. Предназначена для предотвращения проскальзывания лыж. Канты бывают внешними и внутренними, горными (верхними) и долинными (нижними)

Кантование - изменение угла постановки лыж/борда на ребра по отношению к снежной поверхности. Закантовка — увеличение угла кантования, раскантовка — уменьшение, более плоское положение лыж на снегу.

Карвинг или фрикарв (англ. Carving/ Freecarve ) - резаные повороты по трассе и вне трассы, скорости на пределе, плотный снег с ледяной корочкой. Стиль катания - без проскальзывания. Карверы держат доску под большим углом к снегу в повороте, и при перекантовке доска отрывается от земли. Как результат, карверы в состоянии оставлять следы толщиной с карандаш на снегу и пролеты нетронутого снега при перекантовке. Очень эффективны повороты опытных карверов, буквально ложащихся на склон в стремительном маневре. Общепринятое сокращенное обозначение C .

Квотэ-пайп (англ. Quarter pipe ) - разновидность халф-пайпа в виде четверти круга.

Кикер (англ. Kicker ) - сленговое название трамплина.

Купинг (англ. Сoping ) - гребень халф-пайпа.

Лайнер (англ. Liner ) - мягкий внутренний сапожок, вставляющийся в жесткий пластмассовый наружный ботинок.

Лург - шест или палка, используемая при катании стилем телемарк.

Магель - твердый, покрытый льдом бугор из искусственного снега.

Могул (англ. Mogul ) - катание по буграм. Также вид спорта представляющий собой свободный спуск на горных лыжах по бугристому склону (длиной до 250 м), по максимально точной прямой, с обязательным исполнением двух прыжков. В Могуле бугры (кочки) располагаются по трассе в шахматном порядке, задача спортсмена - спуститься максимально точно по прямой, от выбранной им точки старта и ни в коем случае, кроме как при заходе на трамплин для двух обязательных прыжков, не допускать опоры на палки обеими руками.

Нолли (англ. Nollie ) - Трюк в фристайле, схож с Ollie, только толчок происходит носом доски, вместо хвоста.

Олли (англ. Ollie )- один из базовых трюков фристайла. Способ подпрыгнуть без трамплина, сначала поднимая переднюю ногу, а потом - заднюю, одновременно толкаясь хвостом доски. Первым придумал скейтбордист Алан Гелфанд (Alan Gelfand). Олли - его кличка.

Оп-тракен (англ. Up- tracken ) - опережающий подскок. Применяется при преодолении бугров резкого профиля или спадов, помогает сократить дальность полета после отрыва и контролировать траекторию движения.

Паудер (англ. Powder -“пудра”) - мягкий, свежевыпавший снег.

Плуг - самая простая техника скольжения, торможения и поворотов на пологих склонах. Выполняется на поставленных под углом лыжах со сведенными носками.

Подхлест - короткое выталкивание лыж вперед при входе в поворот (уменьшенный авальман).

Прорайдер (англ. Prorider )- профессиональный райдер, профессиональный горнолыжник, сноубордист.

Радикал (франц. Radical - “радикальный, решительный”) - определенная манера катания на доске, доведенная до крайности.

Ратрак — специальная снегоуплотнительная машина на гусеничном ходу, используемая для подготовки горнолыжных склонов. Также ратраки могут использоваться для транспортировки или спасательных работ в соответствующей местности.

Реверт (англ. Revert - “возвращаться, поворачивать назад”) Переход из Фэйка в переднюю стойку или наоборот, обычно без отрыва доски от снега.

Регуляр (англ. Regular - “обычный”) - общепринятое название сноубордистов при катании ставящих на борд вперед левую ногу. Противоположность Goofy (Гуффи).

Рейл (англ. Rail - “перила”) Традиционный элемент фан-парка - перила. Может быть как прямым, так и изогнутым. Один из обязательных снарядов в Джиббинге

Сваллоу-тейл (англ. swallow-tail - “ласточкин хвост”) - длинные борды с широким носом и хвостом, разделённым на две части подобно хвосту ласточки. Данные доски характеризуются увеличенной площадью скольжения, максимальной эффективной длиной кантов и способностью «всплывать» в снегу. Используются во Фрирайде.

Свич - (англ. Switch - переключение, резкое изменение) перемена стойки во время спуска, например из позиции регуляр в гуффи.

Серф - техника скольжения с плоским ведением лыж. Чаще всего применяется на мягком и глубоком снегу, на изрытых слаломных трассах.

Ски-бас (англ. Ski-bus - “лыжный автобус”) - изначально - специальный автобус, курсирующий по курорту и между курортами по определенному расписанию, развозя гостей курорта от отелей до подъемников и обратно (проезд, как правило, включен в стоимость ски-пасса). Но в нашей ситуации ски-басом называют автобус, курсирующий по определенному расписанию (1-2 раза в неделю, туда и обратно) между ГЛК и ближайшим крупным населенным пунктом.

Скидо - катание на детских моторных санях по собственному маршруту, максимальная скорость 4 км/ч.

Ски-пасс (англ. Ski-pass - “лыжный пропуск, билет”) - абонемент в виде пластиковой карты для пропуска на подъемники. Приобретается в кассах на горнолыжном курорте. Различается по зонам катания, по времени.

Ски-тур (англ. Ski-tour ) - отсутствие подъемников и всякой другой инфраструктуры, полное единение с природой! Встаем на лыжи, и топаем в горы. Но не забываем очень важный нюанс: лыжи с камусом, конструкция ботинок позволяет ноге сгибаться, крепления дают возможность отрывать пятку. При необходимости пятка фиксируется и, оп-ля!, ваши горные лыжи готовы к использованию.

Слалом (норв. Slal am - лыжный след на склоне) соревновательная дисциплина в горных лыжах и сноубординге, представляющая собой скоростной спуск с горы при котором спортсмен должен как можно быстрее спуститься при условии прохождения всех обязательных, специально расставленных на склоне ворот. Общепринятое сокращенное обозначение SL .

Слоупстайл (англ. Slopestyle ) - тип соревнований, состоящий из выполнения серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и т.д., расположенных последовательно на всем протяжении трассы. Общепринятое сокращенное обозначение SS .

Сноублэйд (англ. Snowblade - “снежные лезвия”). Короткие лыжи с ростовкой от 60 до 100 сантиметров со стандартными горнолыжными креплениями. Из-за особенностей конструкции имеют маленький радиус поворота.

Сноу-парк (фан-парк) (англ. Snow-park , Fun-park)- искусственный парк на склоне, выстроенный из снега и искусственных элементов, для фристайла и прыжков, в основном, для сноубордистов.

Телемарк (норв. Telemark ) - особый, старый норвежский стиль катания на горных лыжах. Название стиля пошло от норвежской провинции Telemark откуда родом популяризатор этого стиля катания Сондре Норхейм (Sondre Auversen, 1825-1897). Телемаркеры используют особую технику катания. Катание производится на лыжах со специальным креплением, не закрепляющем пятку. Вместо лыжных палок иногда используется шест. Общепринятое сокращенное обозначение TM .

Тюбинг (англ. Tubing ) - спуск с горы на надувных санках, матрасах, автомобильных камерах и т.п.

Фрирайд (англ. Freeride - “свободное катание”) «свободное катание» в прямом и переносном смысле, полная свобода действий. Никаких отратраченых трасс, никаких подъемников поблизости, никаких толп плюша. Заброска до мест, пригодных для фрирайда возможна на снегоходах. Катание по нетронутому снегу, с разным радиусом поворотов, по любым типам склонов. Общепринятое сокращенное обозначение FR .

Фристайл (англ. Freestyle - “свободный стиль”) - свободный стиль катания. Для глыжного фристайла характерны балет, могул и акробатические прыжки. Для бордического фристайла характерны джиббинг, катание в хайф-пайпе, всякого вида скольжения и вращения на пологом склоне. Общепринятое сокращенное обозначение FS .

Фрихил (англ. Freeheel - “свободная пятка”) то же что и стиль катания Телемарк.

Фэйк (англ. Fakie ) катание в обратной стойке, не характерной для вашего обычного катания. Для гуффи фэйком будет катание с стойке регуляр, для регуляра - в стойке гуффи.

Халф-пайп (англ. Half-pipe - “ половина трубы”) - вогнутая конструкция, покрытая снегом, с двумя встречными скатами и пространством между ними, позволяющее спортсменам двигаться от одной стены к другой, делая прыжки и выполняя трюки при каждом перемещении. Халф-пайпом так же называют олимпийскую дисциплину зимних видов спорта. Общепринятое сокращенное обозначение HP .

Хели-ски (англ. Heliskiing ) - разновидность фрирайда, сущность которого состоит в спуске по нетронутым снежным склонам, вдалеке от подготовленных трасс с подъёмом к началу спуска на вертолёте. Использование вертолёта для подъёма позволяет находить различные варианты спусков с гор в условиях первозданной, нетронутой вторжением человека природы, куда другим способом быстро подняться нет возможности.

Самоучитель игры на сноуборде

Как писалась эта книжка? Так же, как и многие другие учебники: перелопачивается доступная литература и Интернет, переделываются фразы, переставляются запятые, добавляется немного от себя. Я так и сделал. Вот результат - учебник перед вами. Он легко читается – в нем много картинок и мало деепричастных оборотов.

Кому он предназначен? Инструкторам и тренерам, потому что позволит сказать: “В печку его! Слушать только меня!”, что, безусловно, повысит их авторитет в глазах обучаемых. Пригодится он спортсменам высшего класса, потому что позволит вспомнить буквы и скоротать время, когда кататься уже поздно, а в бар идти еще рано. Райдерам среднего уровня он поможет доказать то, что они все делают правильно. Научившихся кататься только вчера, и поэтому катающихся лучше всех, он убедит в том, что они все умеют и прекрасно могут обойтись без него. И, конечно же, он нужен тем наивным, которые искренне верят в то, что можно учиться кататься с книгой в руках.

Получается, что эта книга нужна почти всем, так или иначе интересующимся сноубордом. Наградой за этот интерес вам будут рисунки замечательного художника Михаила Лисового, с которым мы шесть лет в МВТУ им. Баумана рисовали трактора, похожие на танки и автомобили, похожие на трактора.

Хочу сразу сказать – в этой книге нет многого: нет прыжков и катания вне трасс, потому что учить этому бесполезно - можно только учиться нет математических расчетов и физических терминов, потому что они утомляют нет специальных слов и выражений, потому что они непонятны. Эта книга – всего лишь азбука, с помощью которой можно попытаться сделать первый шаг на сноуборде.
Стеценко Владимир

О ЧЕМ, СОБСТВЕННО, РЕЧЬ?

Сноуборд – снежная доска. Впрочем, в эпоху повального углубленного изучения английского языка с гарантированным результатом, этим никого не удивишь. Удивительно другое: каким образом это несложное изобретение за два десятка лет нашло столько поклонников и овладело умами миллионов? Неужели это оказалось настолько интересным, что люди бросают все и уезжают в горы, приковывая там свои ноги к этой самой снежной доске, и носятся на ней по склонам, ежеминутно рискуя сломать себе шею? Почему? Зачем? Попробуйте сами и поймете, что ощущения, получаемые от прыжков, полетов, да и просто катания на сноуборде, не сравнимы ни с чем. Телевизор, алкоголь, наркотики - эти прославленные заменители живого кайфа, никогда не подарят вам восторга, испытываемого от ощущения того, что следующая секунда вашей жизни зависит не от начальника или преподавателя, не от настроения подруги или друга, не от счета в банке или его отсутствия, не от мощности под капотом и состояния тормозов, а только от ваших мозгов и реакции вашего тела. Вы видите скалы и деревья, со страшной скоростью проносящиеся мимо снег, веером вылетающий из-под доски свой след на нетронутом прежде склоне и чувствуете, как вскипает кровь от обильно впрыскиваемого адреналина. Поверьте, это стоит испытать…

СТИЛИ КАТАНИЯ И ВЫБОР СНАРЯЖЕНИЯ

Прежде, чем начать кататься, нужно купить то, на чем это делается. Одним из определяющих факторов при выборе доски, ботинок и креплений является стиль катания, кажущийся вам предпочтительным. Нет единых стандартов в названиях различных стилей и многие производители снаряжения, которым становится тесно в ранее очерченных рамках, изобретают собственные термины, призванные привлечь покупателя своей новизной. Некоторые из них становятся общеупотребительными, а некоторые живут только в каталогах своих авторов. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся термины, объединенные в группы. Из-за отсутствия единой классификации это деление можно считать весьма условным. ФРИСТАЙЛ (Freestyle, FS ) – прыжки, вращения, трюки, акробатика. Катание не только по снегу, но и по перилам, крышам лестницам и т.п. Технический фристайл – катание в сноуборд-парках, выполнение трюков на специально построенных трамплинах и в “полутрубе” - HALFPIPE . ФРИРАЙД (Freeride, FR ) – наиболее популярный и демократичный стиль, включающий в себя катание по трассам и вне их по любым типам снега и рельефа. ALL MOUNTAIN, FULLRIDE – универсальный стиль, фрирайд с элементами фристайла– катание по трассам и неподготовленным склонам с выполнением прыжков, полетов и других трюков. BACK COUNTRY – подъем пешком, на ратраке или на вертолете на дикие вершины и спуск с них в объезд трасс, спасателей и здравого смысла. EXTREME – катание на высоких и сверхвысоких скоростях везде, где только можно (и где нельзя тоже). КАРВИНГ, ФРИКАРВ (CARVING, Freecarve, FC ) – катание без проскальзывания четкими резаными дугами с постоянным контролем доски. ALPINE – катание на узкой, жесткой доске, по жестким же трассам RACING – тренировки и соревнования (слалом, скоростной спуск) на специально подготовленных трассах. БОРДЕРКРОСС (Boardercross, BX) – не стиль, а соревновательная дисциплина, объединяющая все способы катания. Общий старт и спуск по трассе, состоящей из крутых поворотов, бугров, трамплинов. Очень зрелищно и интересно.


Все эти понятные и не очень понятные термины можно заменить короткими обозначениями: FS, FS/FR, FR, FR/FC, FC, BX . Большинство производителей и продавцов сноубордического снаряжения так и делают. Фристайл (FS ) требует хорошей физической подготовки, определенных умственных способностей, немалой отваги при совершении прыжков и готовности к падениям и травмам. Фристайл не может надоесть, потому что количество трюков не поддается счету, а разучивание каждого из них – увлекательнейшее занятие. Хорош тем, что допускает катание на относительно коротких склонах, что в условиях мегаполисов является немаловажным. По этой же причине позволяет кататься почти весь сезон без дорогостоящих поездок в большие горы. Приверженцы этого стиля без проблем и за очень короткое время овладевают другими стилями, так как хорошее владение доской и собственным телом – основа фристайла. Фрирайд (FR ) подразумевает полную свободу. Что хочу, то и делаю. Хочу прыгать – прыгаю, не хочу – сижу в кафе. Хочу – качусь по целине, не хочу – режу дуги на трассе. Отсутствие каких-либо правил и ограничений делают этот стиль наиболее привлекательным для большинства сноубордеров. Подразумевает прыжки и полеты, но допускает обходиться без них…Конечно, есть огромная разница между экстремалами, проводящими в горах десять месяцев в году, и отпускниками, неторопливо спускающимися по “синей” трассе, но это, скорее, разница в уровне катания. А так - и то, и другое – фрирайд. Карвинг (FC ) – скоростное катание на жестких досках и в жестких ботинках, преимущественно по подготовленным трассам. Постоянный контроль и невозможность расслабиться. Самые красивые следы от доски на склоне. Популярен среди бывших лыжников, может быть из-за некоторого сходства снаряжения. За рубежом каждый десятый сноубордист – приверженец этого стиля, в России – практически нулевая популярность, очевидно, из-за отсутствия нормальных трасс. Карвинг достаточно сложен, и чтобы научиться ему, нужно время.


FS/FR, FR/FC – некая комбинация стилей, допускающая и то, и другое. Разные стили катания требуют различного снаряжения. Если вы купите доску для карвинга, то про прыжки и вращения лучше забыть – с мощной и тяжелой доской на ногах делать это очень непросто. И наоборот: фристайловая доска не даст вам как следует разогнаться на склоне, норовя все время вильнуть в сторону, да и отдача в ноги от каждого бугорка не прибавит удовольствия от катания. Сноуборд для фрирайда более универсален, но любая универсальность – всегда компромисс. Конечно, в идеале, нужно иметь хотя бы пару досок, но начинать-то нужно все равно с одной. Так что, прикиньте как следует, что вам больше по душе, посмотрите фильмы, полистайте журналы и отправляйтесь в магазин.

КАК, ГДЕ И ЧТО ПОКУПАТЬ

Доски бывают разные - синие, белые, красные… А еще широкие и узкие, мягкие и жесткие, длинные и короткие, дорогие и очень дорогие. К сожалению, на доски распространяется общее правило товарно-денежных отношений: хорошее дешевым не бывает, поэтому не стоит рассчитывать купить супердоску за маленькие деньги, хотя обратная ситуация (барахло за суперденьги) вполне возможна. Как выбирать? Конечно, если у вас есть приятель-сноубордист, готовый помочь – хватайте его и тащите в магазин, пользуясь и кнутом, и пряником. Если такого приятеля нет, но есть другой, у которого в магазине знакомый продавец – сойдет и такой – пусть познакомит вас с этим продавцом, а тот по знакомству расскажет правду о выставленном товаре. Наконец, если у вас нет никого, кто бы мог помочь – идите в магазин или на рынок и надейтесь на добросовестность консультантов-продавцов. В большинстве случаев, они с полуслова поймут, что именно вам нужно и дадут дельный совет, но объективности ради, обойдите несколько магазинов и послушайте разных продавцов – не помешает. Из любопытства попросите рассказать что-либо о досках конкурентов – узнаете массу интересного. Сноубординг – модное увлечение, и фирм, производящих снаряжение для него, гораздо больше, чем тех, что специализируются на производстве, например, лыж, и каждая из этих фирм ежегодно выбрасывает на рынок несколько новых моделей, некоторые из которых действительно несут в себе новые конструктивные и оригинальные решения, но большинство отличаются от прошлогодних только расцветкой и названием. Существуют два диаметрально противоположных подхода к выбору снаряжения на период обучения: первый – купить, что похуже и подешевле, а когда появятся какие-нибудь навыки – поменять все это на нечто более приличное второй – покупать сразу все очень хорошее, потому что научиться кататься на доске можно, якобы, за несколько дней и дешевый снаряд будет тормозить ваше развитие. Доля истины есть в обоих вариантах. Покупать совсем дешевую доску, особенно б/у, “убитую”, или около того, не стоит, потому что процесс обучения действительно может оказаться очень коротким, и уже через неделю доска перестанет поспевать за вашими достижениями, а когда у вас появится нечто более стоящее, придется переучиваться, так как плохая доска не все и не всегда делает правильно. А если вы сразу купите хорошую, дорогую доску, то, по закону подлости, ваши сноубордические таланты могут оказаться равными нулю, и после трех-четырех дней “катания” на различных частях собственного тела вы с радостью продадите объект своего разочарования за любые деньги, которые окажутся в два-три раза меньше, чем те, что вы платили при его покупке. К тому же, хорошую доску жалко “елозить” по камням, бить об заборы и опоры, подставлять под чужие канты, а избежать этого, пока не вы управляете доской, а она вами, увы, невозможно. Жалко, безусловно, любую доску, но дорогую жальче. Есть еще один аргумент против неоправданной траты денег: высокую цену, как правило, имеют доски, предназначенные для людей с хорошим или очень хорошим уровнем катания, т.е. доски не простые, а с характером, и укротить такой снаряд новичку очень и очень непросто.


Купите для начала доску “среднего уровня”, или как пишут в каталогах: “для хорошо катающихся, продвинутых райдеров среднего и выше среднего уровня” (или что-то в этом роде, правда, никто и нигде не видел досок для уровня “ниже среднего”). Скорее всего, вам ее хватит на два-три года. Если же ваши способности окажутся существенно выше “среднего уровня”, через год поменяете доску на другую, классом выше, с относительно небольшой потерей денег. Отдельный разговор о покупке б/у снаряжения. Проще всего с ботинками. Ботинки – они и есть ботинки - размер действительно мог не подойти прежнему владельцу и они, абсолютно новые, отправляются на рынок. Ношеные ботинки не стоит покупать однозначно. Сложнее с креплениями, их меняют реже, но там все на виду и скрытых дефектов практически быть не может. А вот с доской, бывшей в употреблении, нужно быть очень осторожным. С одной стороны, можно дешево купить хорошую доску, катаную пусть активно, но всего сезон или два, так как многие опытные сноубордисты меняют снаряжение именно с такой периодичностью. С другой – можно нарваться на скрытые дефекты, умело замаскированные ремонтом, или купить полностью “убитую” доску, весь ресурс которой, а это три-пять лет “нормального” катания, сумасшедший продавец выкатал за сезон. Если уж вы решили купить старую доску – будьте бдительны! То, что бросается в глаза сразу – царапины на внешней стороне доски и на ее скользящей поверхности – сущая ерунда. На первые можно вообще не обращать внимания, а вторые, даже глубокие, легко ремонтируются. Не отдавая продавцу денег, устройте доске проверку: возьмите ее с приятелем за нос и за хвост, скрутите изо всех сил, будто выжимая воду, и подержите 10-15 секунд. Если она начнет потрескивать - бросайте и берите следующую. Если через десять-пятнадцать секунд после того, как вы ее отпустили, доска все еще будет хранить форму пропеллера - бросайте и берите следующую.


Если на плоскостях видны вздутия или надломы, а на боковой поверхности заметны следы клея - бросайте и берите следующую. Если на кантах видны следы сильных, поперечных ударов (о трещинах даже говорить нечего) - бросайте и берите следующую. Если доска абсолютно плоская, без прогиба в средней части (см. рис. На стр 18) - бросайте и берите следующую. А когда доски на рынке кончатся – идите в магазин. Кстати, доски, ботинки, крепления - обычный товар и, как на любой товар, на них распространяется гарантия производителей и продавцов, только не стесняйтесь об этом напомнить тем же продавцам при покупке и, заодно, уточните гарантийные обязательства. Очень немногие люди способны выбрать вещь, в которой ничего не понимают, поэтому самое главное в выборе доски (ботинок, креплений) – выбор консультанта . Если же вы решили взять всю ответственность за этот жизненно важный шаг на себя – покупайте то, что нравится: под цвет глаз, куртки, перчаток или даже зонтика. В конце концов, это ваша доска и, прежде всего, она должна нравиться вам.

МЯГКОЕ И ЖЕСТКОЕ

Все снаряжение для сноубординга можно разделить на “мягкое” и “жесткое” (далее эти термины будут употребляться без кавычек). Жесткость возрастает от FS к FR и от FR к FC. Определенных критериев жесткости не существует, если не считать неких условных единиц, позволяющих сравнивать снаряжение одного производителя внутри собственного модельного ряда, но не дающих никакого представления о мягкости или жесткости конкретной доски или ботинок в сравнении с досками или ботинками конкурентов.


Более подробно об управлении доской в разделе "ПОЧЕМУ ОН ЕДЕТ И КАК ИМ УПРАВЛЯТЬ" (Часть 2) Сноуборды, находящиеся на крайних полюсах мягкости-жесткости отличаются друг от друга настолько, что впору зачислять их в разные виды спорта и отдыха. Можно ли на мягкой доске делать то, что присуще жесткой и наоборот? Вряд ли…


Различия заложены уже в конструкцию доски: мягкая доска мягче, что понятно, шире, короче и легче. Все это нужно для того, чтобы прыгать, выполнять трюки и приземляться как можно надежнее. На мягкой доске ноги стоят почти перпендикулярно доске и достаточно широко. Это обеспечивает высокую устойчивость. На жесткой доске ноги стоят под большим углом. Можно подумать, что так получается, потому что доска узкая, но на самом деле все наоборот: доска узкая, потому что ноги развернуты. Это нужно для того, чтобы как можно быстрее перемещать корпус с одной стороны доски на другую, изменяя направление движения. На мягком сноуборде после прыжка можно приземлиться на хвост или на нос, но за счет податливости доски смягчить приземление и, не теряя равновесия, остаться на ногах. На жесткой доске это не удастся – вы просто воткнетесь в снег. Мягкая доска легче и поэтому выполнять различные трюки на ней проще. Зато на жесткой доске можно разогнаться до огромной скорости, потому что она вибрирует меньше и не теряет сцепления со снегом даже на бугристом склоне. Выполнение резаных поворотов (карвинг) на жесткой доске доставляет удовольствие, на мягкой – раздражение, потому что доска продавливается в самый интересный момент и вы оказываетесь в положении “лежа”. Катание на жесткой доске по лесу может доставить неприятности и вам, и лесу, потому что частые короткие повороты – не ее стихия. В целине одинаково плохо себя ведут и очень мягкие, и очень жесткие доски. Первые продавливаются в середине и не могут набрать скорость, а вторые не продавливаются вообще и зарываются носом. Выход – доска для фрирайда. Из-за того, что мягкие ботинки и крепления допускают некоторую свободу ног, а сама доска шире, она реагирует на ваши действия несколько медленнее жесткой и позволяет исправлять ошибки непосредственно во время выполнения этих действий. На жесткой доске это невозможно – реакция мгновенная и ошибки не прощаются, поэтому учиться лучше на мягком снаряжении. Но это все крайние полюсы. Есть огромное количество сноубордов, сочетающих в себе достоинства и мягкого, и жесткого снаряжения. Этими свойствами обладают доски для фрирайда, с которых, возможно, и следует начинать обучение, если вы, конечно, не хотите посвятить всего себя исключительно мягкой или, наоборот, только жесткой дисциплине. Чем короче и мягче доска, тем проще на ней учиться. Во-первых, потому, что такая доска более маневренна, особенно на малых скоростях, а они в начале обучения вряд ли будут большими во-вторых, мягкая доска прощает ошибки, коих будет предостаточно в-третьих, мягкое снаряжение намного комфортнее жесткого. Многие производители делают доски специально для начинающих сноубордеров. Они относительно недорого стоят, потому что имеют простую конструкцию и обладают невысокой надежностью. Такую доску можно покупать, если вы способны менять их по несколько штук за сезон или сильно сомневаетесь, нужен ли вам сноуборд вообще. Иначе говоря, вы хотите только попробовать, для чего, кстати, существуют прокаты. Во всех других случаях, нужно покупать доску среднего или выше среднего уровня, потому что обучение будет проходить достаточно быстро и доска низкого уровня очень скоро станет тормозить ваше развитие.


Очень осторожно следует подходить к покупке досок “верхнего” уровня. Конечно, иметь такую доску очень приятно и престижно, но учтите – чем серьезнее доска, тем выше требования к ее владельцу. Если со “средней” доской как-то можно договориться, то “верхняя” модель будет мстить за каждую допущенную ошибку или даже неточность. Подумайте, стали бы вы учиться верховой езде, объезжая диких мустангов, или предпочли бы лошадку поспокойнее? Допустим, вы определились с выбором – доска фирмы ХХХ “FS/FR для хорошо катающихся райдеров”, что дальше? Начинайте примерять доску на себя. Прежде всего – длина. Существует множество рекомендаций, типа: “доска для фрирайда должна быть выше подбородка и ниже носа”. Все это верно, но на самом деле, доска должна, прежде всего, соответствовать вашему весу, а не росту. В паспорте любой доски или в каталоге фирмы-производителя, всегда можно найти строку “вес райдера” - вот на нее-то и нужно ориентироваться. Наверное, не надо напоминать, что у хорошего продавца и доски с паспортами, и каталоги на месте…


Если ваш рост сильно не соответствует вашему весу (баскетболист с весом гимнастки, например), доску следует выбирать чуть длиннее, если пропорция обратная – короче. Еще один фактор, влияющий на длину вашей будущей доски – ваш темперамент: если вы уверены, что будете кататься энергично или даже агрессивно - берите доску немного длиннее рекомендованной - будет интереснее. Для того чтобы понять, подходит ли вам доска по ширине, нужны ботинки. Если у вас их еще нет, возьмите в магазине для примерки любую пару вашего размера. Поставьте ботинки на доску так, как они должны стоять (не забудьте про угол поворота креплений! См. стр. 24), и посмотрите, насколько носки и пятки выступают за край доски. Если это 1-1,5 см. – хорошо если 2-2,5 см. – у вас могут возникнуть проблемы при выполнении резаных поворотов или при катании по крутым склонам (выступающие носки и пятки будут “чиркать” по снегу) если же ваши ботинки не достают до края доски те же 2-2,5 см. – управлять доской вам будет очень тяжело и удовольствие от такого катания вы вряд ли получите. При определении. Подходит ли выбранная доска вам по ширине, следует учитывать, что широкая доска лучше ведет себя на целине, но хуже на любом другом снегу чем шире доска, тем она медлительнее и неповоротливее широкая доска тяжелее в управлении, но устойчивее. Не отчаивайтесь, если у вас большой размер ноги – многие фирмы-производители досок выпускают модели специально для “для большеногих”, спросите у продавца – может быть, вам повезет.


Как это ни обидно, но один из самых главных параметров доски – ее жесткость, в магазине вам проверить не удастся. Чтобы научиться понимать, насколько одна доска жестче другой, нужно их столько согнуть и вдоль, и поперек, и “винтом”, что не хватит ни досок, ни времени, ни рук. Конечно, чтобы определить разницу между мягкой детской доской и чемпионским болидом, большого ума и опыта не надо, но различить по жесткости доски одного класса и одного уровня, не имея должного опыта – нереально. Придется довериться рекомендациям производителей и советам продавцов. Что касается конструкции доски – не ломайте голову над словами типа “триаксиальное плетение волокна” или “эластомерная краевая амортизация”. Чем больше длинных и непонятных слов, тем доска дороже. Человеку, способному объяснить эти и другие заумные термины нужно вручать Нобелевскую премию в области перевода ничего не значащих фраз на никому не понятный язык. Принципиальных конструкций всего три: КЭП, СЭНДВИЧ и СЭНДВИЧ-КЭП. Некоторые фирмы-производители используют лишь одну из них для всех своих досок, другие пользуются всеми тремя, так что на вопрос “Что лучше?” однозначного ответа нет. Все хорошо. То же можно сказать о начинке: там либо дерево, либо дерево с каким-нибудь обязательно космическим дополнением, либо что-то совсем непонятное и неземного происхождения и совсем без дерева. Доска, и не из дерева? А из чего?…


Шерегеш во многом известен, благодаря отличному фрирайду. Тему основных ошибок тех, кто только начинает покорять снежную целину, мы уже поднимали, но тогда речь в основном шла про лыжников. А сейчас настала очередь сноубордистов.

На наши вопросы ответил инструктор категории "А", профессиональный сноубордист команды "Jones Snowboards" и основатель школы фрирайда Snowface.ru , Константин Сан, в народе известный, как Джереми.

Какие основные ошибки совершают новички?

Мне кажется главная ошибка в том, чтолюди недооценивают свои физические возможности и уровень катания.

Новички зачастую бывают не готовы к горам, до поездки они катались только на пологих городских склонах. Они заезжают на крутой склон, в лес и не могут оттуда самостоятельно выбраться.

Катание вне трассы на сноуборде имеет свои особенности. Важно правильно выбирать места остановки и места старта. Лыжник, остановившись на плоском месте, может пройти его, сноубордисту же придется отстегнуться и идти по колено в снегу. Поэтому, катаясь на сноуборде нужно продумывать свои действия на несколько шагов вперед, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Это особенности снаряда.

А какие бывают ошибки при выборе снаряжения?

Обычно, начинающие приобретают снаряжение для катания на городских склонах.

Это могут быть не те доски, рассчитанные на парковое катание, а не на фрирайд, или одежда не соответствующая определённым требованиям.

Какую доску выбрать, отправляясь в горы?

Начинающим фрирайдерам подойдёт универсальный сноуборд с направленной геометрией, подходящий по весу и росту. Я думаю, этих слов будет достаточно, потому что если углубляться в модели и прогибы, то мы слишком отойдём от темы.

Для поиска информации по этой теме можно воспользоваться интернетом или написать мне!

Что еще из снаряжения нужно иметь с собой фрирайдеру, и чего часто не имеют новички?

Очень важно, отправляясь в горы, иметь специальный рюкзак с хорошей системой фиксации на спине и с возможностью крепить сноуборд. В рюкзаке обязательно нужно иметь сменные варежки, сменную маску, дополнительный утеплитель, например, пуховичок, термос с чаем и аптечку.

Хорошо также иметь небольшой ремкомплект для своего снаряжения. Это могут быть запасные ремешки для сноуборда, клипсы, болтики, которые иногда выкручиваются, отвёртка. Состав ремнабора должен зависеть от снаряжения, на котором вы катаетесь. Жалко терять спуск, или целый день катания из-за каких-то технических неисправностей.

Одежда: штаны, куртка, перчатки, шлем, маска – они имеют свои особенности. Одежда должна быть удобной, подходящей по размеру и обладать необходимыми водонепроницаемыми и дышащими свойствами, попав под мокрый снег вымокнуть можно очень быстро. Катание в горах – это серьезные физические нагрузки и желательно, чтобы влага тоже хорошо отводилась от тела, для этого пригодится правильно подобранное термобельё.

Ты согласен с тезисом, что весь фрирайд начинается на трассе?

Конечно! Причем желательно под надзором инструктора. Для начинающего сноубордиста занятия с инструктором сэкономят месяц падений. А для райдера, который хочет совершенствоваться и прогрессировать, школа фрирайда сэкономит годы самостоятельных тренировок.

Инструктор обладает необходимыми знаниями, техникой и опытом, после занятий прогресс не заставит себя долго ждать.

Если вы катаетесь по трассам, то перед выходом на склон нужно изучить карту курорта. В Шерегеше зона катания не слишком большая, а в Европе можно уехать так далеко, что светового дня не хватит, чтобы вернуться.

Нужно знать карты трасс, чтобы понимать, куда нас приведёт эта трасса. Это очень важно, чтобы в случае травмы объяснить спасателям где вы находитесь.

Нужно понимать, что съезжая с трассы, мы делаем это на свой страх и риск!

От этого и нужно отталкиваться. К внетрассовому катанию нужно быть готовым.

Можешь уточнить, каких именно технических навыков не хватает новичкам. На что им стоит обратить внимание перед выходом на целину?

Мне кажется, что начинать нужно с общей физической подготовки, потому что обычно просто не хватает сил. А что касается техники катания, то нужно обладать уверенной техникой катания на трассе, и уже потом пробовать переносить ее во фрирайд.

Если человек на подготовленном склоне катается неуверенно, то в сложных снежных условиях, вне подготовленных трасс он будет чувствовать себя и вовсе некомфортно.

Возникнут трудности при катании в мягком снегу, бугры или ледяная корка будут пугать его. Бывают случаи, когда райдер не может спуститься с того склона, на который он выехал.

Катаясь на горнолыжном курорте, мы знаем уровень сложности трасс, можем выбрать трассу по своему уровню. Когда мы выезжаем на неподготовленный склон, мы не можем на сто процентов предугадать состояние снега и сложность спуска. Часто люди сталкиваются с невозможностью спускаться в сложных снежных условиях, не хватает технической базы.

Что скажешь про соблюдение правил безопасности?

При катании вне трасс очень важно помнить про безопасность!

Самое важное – это катание в группе, потому что один в поле не воин. Если мы отправляемся на фрирайд, и происходит несчастный случай, то помочь сможет только команда.

Здесь я хотел бы сделать акцент на том, что недостаточно просто взять друзей в лес. Нужно быть уверенным в их уровне катания, и в их умении кататься в группе.

Катание в группе должно происходить по определенным правилам.

Частая ситуация: Поехали, катнем в лесок! Поехали! Выезжают, а где Вася? Давай подождем Васю! А ждать Васю уже бесполезно. Потому, что человек возможно уже травмировался, лежит в ручье, или под ёлкой, а те кто, мог бы ему помочь, уехали.

Залог безопасного катания – это умение кататься в группе.

Если говорить о лавиноопасном регионе, речь должна также идти о лавинном снаряжении. Но обзор лавинного снаряжения – это отдельная статья и здесь можно просто перечислить его.

Это лавинный датчик, лавинный зонд и лавинная лопата. В Шерегеше лавин почти нет, но как говорят опытные люди и они правы, - везде, где есть уклон и снег - может сойти лавина.

Если вы отправляетесь в лавиноопасный регион, то там без лавинного снаряжения на склон выходить нельзя.

Стоит ли фрирайдить самому или нужно с гидом?

Шерегеш недооценивают, считают его безопасной маленькой горкой.

Я думаю, стоит отметить, что в любом новом месте первое время, особенно, если мы говорим про фрирайд, необходимо кататься либо с гидом, либо в группе с инструктором. Потому что эти люди хорошо знают курорт и трассы и расскажут о регионе то, что райдер не сможет узнать самостоятельно.

Идеальный вариант – это записаться в школу фрирайда, потому что в рамках такой школы ученики не только совершенствуют свою технику, с акцентом на внетрассовое катание, но также узнают регион, и те маршруты, о которых они бы сами не узнали. Так же за время школы формируется навык безопасного катания в группе.

Вам также будет интересно:

Наш клуб является коллективным членом ФДМО (Федерация джиу-джитсу Московской области),...
 Станислав SportPanda Хочешь накачаться в домашних условиях за 2-3 месяца к лету,...
Подъем ног в висе по праву можно назвать одним из самых эффективных упражнений на пресс....
Упражнение развивает среднюю часть дельтовидной мышцы, надостную мышцу, расположенную под...
Упражнение сведения в кроссовере через верхние блоки, прокачивает нижнюю часть, середину и...