Семенцова Ирина Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт:
Пермский край г.Пермь
Наименование материала:
Методическое пособие Лэпбук "Спорт"
Тема:
Формирование знаний о спорте посредством лэпбука
Дата публикации:
15.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
Лэпбук на тему: «Спорт» 5- 6 лет
Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную
тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно
оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках,
книжках-гармошках и т.п. Также лэпбук обязательно включает в себя
различные творческие задания.
Представляю вашему вниманию Лэпбук «Спорт». В нем мы собрали
материал по теме: «Все о спорте». Все мы знаем, что занятие спортом играет
важную роль в укреплении здоровья. Лэпбук поможет детям узнать все самое
важное о спорте, о его роли в здоровом образе жизни. Использовать этот
лэпбук можно как на занятиях при ознакомлении с темой, так и в свободной и
совместной деятельности. Такое пособие поможет закрепить и
систематизировать изученный материал, а также способствует развитию
внимания, памяти, мышления, а заинтересовавшимся детям рассматривание
папки поможет узнать много интересного о спорте.
В нашем лепбуке мы постарались разместить различные задания о спорте:
Цель: Формирование знаний о различных видах спорта и атрибутах.
На первой странице находится игра «Собери спортсмена». Здесь дети смогут
закрепить одежду и атрибуты для разных видов спорта.
Вторая страница. Задание «Виды спорта», «Пиктограммы спорта», «Спорт в
мультфильмах». Дети смогут вспомнить мультфильмы о спорте, закрепить
виды спорта и разделить их на зимние и летние виды, подобрать
пиктораммы.
Третья страница. Задание: «Инвентарь для спорта», поможет закрепить, что
нужно спортсменам для занятий.
Лото «Что для кого?», закрепление спортивных снарядов.
Четвертая страница. Задания о спорте: «Четвертый лишний», «Лабиринты»,
«Снаряди спортсмена».
Игра «Разрезные картинки», развитие внимания и памяти ребенка.
Пятая страница. Загадки о спорте, раскраски.
Лепбук получился содержательным и интересным. Детям удобно доставать
Тематическое пособие лэпбук "Спорт и движение - здоровья достижение" с набором дидактических игр: «Назови вид спорта по пиктограмме, по спортивному инвентарю», «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки», лото-спорт; альбом «Наши чемпионы», книжка - малышка загадок и речевок о спорте, рисунки видов спорта.
Цель создания лэпбука: закрепить и систематизировать знания детей о видах спорта, спортивном инвентаре, спортсменах, полученные в ходе проекта, способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей.
Использование лэпбука в самостоятельной деятельности детей
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Это является средством формирования детской инициативы, ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей, просмотр и выбор материалов и фотографий для книжки способствуют достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полуфункционален: способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) ; обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части) ; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
После реализации каждого лэпбука проводится анкетирование, и собираются отзывы родителей. На основании их анализа можно сделать вывод: родители с удовольствием принимают участие в изготовлении лэпбука, им нравится общение со своим ребенком, родители отмечают и то, что совместная подготовка сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка. Согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы.
Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать воспитаннику уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Содержание
Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это новый метод изучения, запоминания определенной темы, который строится по шаблону и состоит из множества кармашков, вкладок, окошек, передвижных элементов, картинок и т.д.
Что такое лэпбук
Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.
Для чего нужен
Лэпбуки помогают в закреплении пройденного материала, понятии и запоминании содержания книги, проведении исследовательского проекта, приобщая к процессам детей (поиск информации, ее сортировке и анализе). Такое средство обучения – одно из направлений партнерской деятельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу. Содержание зависит от темы, требующей изучения, освоения.
В целом лэпбук включает не только обучающие моменты, но еще и воспитательный процесс, помогающий понять потребности детей и помочь создать условия для самостоятельного освоения мира. «Наколенная книга» может составляться взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) и должна включать следующие моменты:
- Прочность. В руках детей бумажная интерактивная папка быстро превратится в тряпочку, поэтому лучше ее делать из прочных материалов.
- Эстетичность. Она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, иначе дети не захотят играть.
- Информативность. Излагайте сведения, закладываемые в лэпбук на понятном ребенку языке, полностью раскрывая тему.
- Доступность. Дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел. Подписи, длинные тексты с описанием, рекомендации и инструкции усложнят игру, подавят интерес к книжке.
- Вариативность. Все разделы темы, входящие в это средство обучения, нужно делать в разных вариантах, предполагающие разные способы освоения информации.
- Возможность использовать эту коллективную книжку одновременно несколькими людьми, включая взрослого.
Виды
Эта книжка-папка имеет формат А4 в сложенном состоянии и формат А3 в раскрытом. Они делятся на группы по способу преподнесения информации, структурированности и содержанию. Различают такие виды лэпбуков:
- Энциклопедические. Сведения преподносятся по типу энциклопедии.
- Сказочные, мультипликационные. Такие лэпбуки делаются на основе сказки, мультфильма, содержат фигурку любимого героя, позволяющую играть с ним, придумывать разные истории, проигрывать сценки.
- Тематические. Включают песни, стихи, сказки, картинки – все, что нравится ребенку по конкретно заданной теме.
- Школьные. Содержат сведения относительно школьных предметов. Это прекрасный способ закрепить материал, подготовиться к контрольной работе.
Лэпбук для дошкольников
Тематический лэпбук для детского сада преследует сразу несколько целей: развивает самостоятельную исследовательскую деятельность, творческое мышление, наблюдательность, познавательную активность, формирует интерес к объекту изучения. Родителям книжка- раскладушка помогает укрепить отношения с детьми, пополнить знания по конкретной тематике, самореализоваться. Педагогам дошкольной организации такие учебные пособия оказывают содействие во внедрении новой формы работы с детьми, организации взаимодействия между родителями и малышами.
Технология лэпбук для дошкольников
По сравнению со старшими детьми, дошкольникам трудно воспринимать информацию на слух, особенно, когда ее много. «Наколенные книги» помогают сделать занятия яркими, эмоциональными и увлекательными при помощи визуального, тактильного восприятия. Лэпбук для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения.
Благодаря своей красочности, папка содействует воспитанию в ребенке художественно-эстетических навыков, приобщая к сфере искусства. Технология создания лэпбука по дошкольному образованию состоит из следующих этапов:
- Выбор темы. Она может быть какой угодно. Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам постарше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то одном животном.
- Составление плана. Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, раскрыть.
- Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях.
- Поклейка лэпбука.
Темы для лэпбука
Один из важных моментов в создании папки lapbook является определение тематики занятия. Она может быть абсолютно любой, в зависимости от того, чему вы хотите обучить ребенка. Лэпбук для малышей часто является обзорным, ознакомительным, содержащим общие аспекты и понятия. Детям школьного возраста делают тематическую папку, помогающую наглядно освоить, закрепить темы конкретных предметов. Дидактический материал, содержащийся в них, обязан включать полноценную информацию, быть максимально полезным в изучении урока.
По профессиям
Направленность этой интерактивной книжки-папки – общий экскурс по существующим профессиям. Здесь важно объяснить ребенку в чем заключается принцип работы человека определенной специальности, помочь сориентироваться в мире профессий и понять, кто кем хочет стать. Такой лэпбук может содержать следующие образовательные разделы и вспомогательные элементы:
- Для чего нужна каждая из специальностей, используя картинки, карточки, находящиеся в кармашках. Деткам постарше можно прикреплять мини-книжки или книжки-гармошки, содержащие текстовые описания.
- Демонстрация спецодежды на карточках, но лучше сделать маленького бумажного человечка и несколько комплектов одежды. Так ребенок сможет сам определять и наряжать куклу.
- Сопутствующие атрибуты, инструменты в виде картинок в кармане.
- Конверт с загадками.
- Конверт с маленькими раскрасками.
- Вращающийся круг со стрелкой – игра «Кто где работает?».
По биологии
Лэпбук по биологии способствует изучению разных классов живых организмов (птицы, животные, насекомые, грибы и т.д.). Дошкольникам будет интересно знать об эволюции и взаимодействии всего живого на Земле, построенное в виде цепочек с картинками, карточек с описанием живых существ, их роли в природе. Такой дидактический материал подается в обобщенном виде. Конкретизируйте сведения, составив папку о конкретном классе или представителе живых существ.
По математике
Папка-раскладушка по математике у дошкольников направлена на формирование понятия о цифрах, числах, счете. Поместите сюда карточки со стихами о цифрах, загадками, мини-карманы, содержащие геометрические фигуры, раскраски, легкие задания на сложение, вычитание. Ребятам младшего школьного возраста лучше соорудить лэпбук в виде домика из нескольких страниц и поместить в него:
- карточки для тренировки написание цифр;
- сундуки, набитые загадками на математическую тему;
- часы для обучения определения времени;
- карманчик с раскрасками, где каждая цифра соответствует определенному цвету;
- мини-папка с заданиями;
- шкафчик с образцами картинок, составленных из геометрических фигур и конверт с фигурами и др.
По окружающему миру
Познавательные лэпбуки по окружающему миру помогают расширить кругозор знаний детей о временах года, погодных явлениях, растениях и т.д. Их лучше делать отдельно на осеннюю, зимнюю, весеннюю, зимнюю тематику, снабдив такими разделами:
- мини-книжка со сказкой о поре года;
- конверты с карточками: признаки времени года, загадки, стихотворения;
- открывающиеся кружочки с отличительными особенностями каждого месяца;
- карманы с пазлами, раскрасками;
- красочные иллюстрации, атрибуты, присущие конкретной поре.
Про семью
Такой материал формирует у ребенка представление о семье, роли в ней каждого ее члена, воспитывает уважение к родным. В папку можно включить:
- Конверт с разрезанными изображениями каждого члена семьи, которые нужно собрать.
- Карман с разноцветными полосками, из которых необходимо сделать коврик определенной формы.
- Кармашек с фигурками людей, из которых составляется семья ребенка с описанием каждого человека.
- Набор картинок с сюжетами из жизни, ребенок должен по ним составить рассказ.
- Карточки с изображением дел, их необходимо сопоставить с каждым из членов семьи.
- Книжка-малышка с загадками.
Животные
Дидактическое пособие про животных повествует о конкретных представителях этого класса. Составляя такой лэпбук, позаботьтесь о наличии следующих элементов:
- фото животного;
- карта с местами обитания;
- карманчик с пазлом-картинкой;
- вращающийся круг с изображением пищи, употребляемой исследуемым животным;
- мини-книжка с интересными фактами;
- полоска, куда можно вписать статус животного Красной Книге;
- конверт с раскраской;
- ромашку с загадками и пословицами на лепестках.
По развитию речи
Лэпбук по развитию речи направлен на устранение проблем в этой сфере у детей: правильно произносить звуки, составлять предложения и маленькие рассказы, используя предлоги, уметь понимать смысл стихотворений, пересказывать их. Составляя такой лэпбук, используйте:
- поговорки, считалки, загадки;
- стихотворения, притчи, рассказы;
- карточки с буквами, словами;
- раскраски;
- картинки для их устного описания;
- конверты с заданиями: назови слово, скажи ласково, найди отличие и др.
Про школу
Такая тематика должна содержать сведения об этом заведении, правилах поведения в нем, взаимодействии с другими детьми, учителями и т.д. Используйте следующие наработки для создания своей папки-книжки:
- Карман в виде рюкзака и конверт с маленькими изображениями школьных принадлежностей. Предложите ребенку поиграть в игру «Собери портфель».
- Изображение школы с открывающимися окнами, дверью.
- Кармашек с учебниками (в картинках).
- Конверт с загадками о школе.
- Книжка-малышка с правилами поведения.
- Карточки, содержащие правила взаимодействия между детьми и преподавателем.
Как сделать своими руками
Соорудить любой лэпбук можно самостоятельно. Для этого ознакомьтесь с технологией ее создания, определитесь с тематикой и запаситесь необходимыми материалами, инструментами. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаблонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей.
Из чего сделать
Приступая к созданию познавательного дидактического бумажного лэпбука, приготовьте такие материалы:
- Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватмана.
- Цветную бумагу, картон, фоамиран, разные куски ткани.
- Ножницы, клей.
- Скотч, степлер, нитки.
- Карточки, картинки, изображения животных, людей и т.д. Вырежьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере.
- Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.
Детям 5-6 лет
Правила поведения для дошкольников в спортивном зале
КОНСУЛЬТАЦИИ
Обучение дошкольников основным видам движений МЕТАНИЕ
Совместный творческий проект в образовательной области «Физическое развитие»
Немного теории и 10 поэтапных фотографий
Участники проекта лэпбку «Книга здоровья» дети старшей группы, инструктор по физкультуре, воспитатели и родители (законные представители)
«Прийти вместе – это начало, остаться вместе – это развитие, работать вместе – это успех» Г.Форд
Цель: Привлечь родителей к добровольному участию в совместной с детьми творческой работе по формированию ценностей здорового образа жизни.
Лэпбук «Книга здоровья» — форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и формированию основ ЗОЖ.
Лэпбук «Книга здоровья» скорее не средство обучения, а особая форма организации учебного материала по направлению познавательно-практической работы с детьми при поддержке родителей (законных представителей)
Лэпбук представляет собой папку на картонной основе, на которую наклеены мини книжки — простые и фигурные, с завязками, ремешками, кармашками, конвертиками, секретиками, гармошками, стрелочками, крючочками и т.д, в которых собран материал отображающий полученные знания детей о здоровом образе жизни.
Лэпбук отображает совместную творческую деятельность детей и родителей (законных представителей): поиск загадок, пословиц, поговорок выполнение художественных работ, поделок, оформление карточек, сбор тематических фотографий, открыток и т.п.
Ожидаемый результат
1. Изготовление лэпбука «Книга здоровья» — объединит родителей (законных представителей) и детей в одной идее собрать как можно больше материала о способах укрепления здоровья, проявить себя творчески в поисках интересных форм приобщения детей к здоровому образу жизни.
2. Создание лэпбука поможет детям по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
3. Научит детей самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Позволит повторить и закрепить пройденный материал рассматривая сделанную собственными руками интересную книжку.
Этапы работы
Подобрали 3 плотные картонки одинаковые по размеру
Обклеили картон цветной бумагой
Проделали в картоне отверстия для шнуровки, так как картон достаточно плотный пригодились папины золотые руки и сверло
Пригляделись
Шнуровкой соединили картон, получилась книжка-раскладушка
Стали подбирать материал и размещать его в лэпбуке
Пригодились файлы, картонные обложки, коробочки, тесемочки, кто-то принес карточки
Работа еще в самом разгаре, но кое что уже вырисовывается.
Участники выставки:
Копасова Марина Анатольевна, старший воспитатель
Хомякова Любовь Станиславовна, воспитатель
МАДОУ ЦРР – детского сада № 50 города Тюмени
Лэпбук «Спорт»
Дидактическое пособие лэпбук «Спорт» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель:
Формировать систему знаний, умений и навыков детей по теме «Спорт».
Задачи:
Повторить и закрепить знания детей о видах спорта и спортивном инвентаре.
Познакомить с историей Олимпийских игр
Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность.
В лэпбуке собраны материалы по теме «Спорт» для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Герои из мультфильма « Ну, погоди!» помогут нам интересно провести работу с лэпбуком.
В лэпбук входит 6 кармашков с развивающими заданий:
1. Синий кармашек «Подбери инвентарь к виду спорта».
2. Красный кармашек «Загадки».
3. Оранжевый кармашек «Картотека зимних игр» (постоянно обновляется).
4. Белый кармашек «Зимние виды спорта».
5. Голубой кармашек «Одень спортсменку».
6. Желтый кармашек « Телевизионный экран» (детям о Олимпийских играх).
Лэпбук «Здоровье»
Дидактическое пособие лэпбук «Здоровье» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Цель:
Формировать правильное отношение к своему здоровью.
Задачи:
Познакомить детей с простыми упражнениями (дыхательными, артикуляционными, гимнастикой для глаз) для укрепления своего здоровья.
Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.