О здоровом питании и спорте

Провисла цепь на бензопиле. Пошаговая инструкция: как правильно натянуть цепь на бензопиле? Возможные риски при неравномерной натяжке

Если у вас дома есть , то вы должны знать, что за ней требуется специальный уход. Нужно периодически чистить и , проводить очистку воздушного фильтра, маслоподачи и шины. Ну и, конечно, нужно следить за натяжкой цепи, так как при плохой натяжке существует риск не только нанести вред пиле, но и своему здоровью, если цепок на высоких оборотах слетит.

Особенности устройства бензопилы

Основной частью бензиновой пилы является двигатель . В большинстве современных устройств двигатель одноцилиндровый. Охлаждение воздушное, поршневая система двухтактная.
Масло в таких типах двигателей добавляют прямо в бензин, а все из-за того, что топливо постоянно промывает картер. Соотношение масло-бензин варьируется от 1:20 до 1:50 в зависимости от производителя бензопилы.

Воздушный фильтр на бензиновых пилах играет не менее важную роль. Он нуждается в регулярной чистке . Если допускать сильное загрязнение фильтра, то пыль из него будет попадать прямо в поршневую систему, что приведет к поломке двигателя.

Если фильтр забит, пила теряет обороты, и двигатель начинает перегреваться, а это может привести к подгоранию колец поршня.

Знаете ли вы? Началом производства бензиновых пил считают конец 1920-х годов. Выпускались первые бензопилы компанией Stihl.


Стартер на бензиновых пилах представляет собой веревку с рукояткой, дернув за которую вы приводите в действие мотор. Когда вы дергаете за веревку, зубья цепляют храповик, маховик начинает раскручиваться.

Многие жалуются на то, что для зажигания двигателя приходится долго дергать за веревку. Это зависит от того, правильно ли выставлен карбюратор. Если карбюратор выдает правильную смесь масло-бензин, то проблем возникать не должно.

Основной рабочий механизм – шина с цепком.

Цепок состоит из трех типов зубьев: ведущие, режущие и соединительные. Они соединены заклепками. Режущие зубья расположены по двум сторонам: направо и налево.

Цепки разделяют на два типа: высокопрофильные и низкопрофильные. К первому типу относятся цепки, у которых зубья располагаются с большим зазором, ко второму – с меньшим зазором. Также цепи могут различаться по толщине хвостовика и длине звена.
Цепок бензопилы крепится к шине, которая его направляет в правильную сторону. Торец шины имеет специфический желоб, который удерживает звенья и дает возможность цепи вращаться. Спереди у шины расположена ведомая звездочка. Цепок вместе с шиной называют гарнитурой, так как они являются съемными частями бензопилы.

Важно! Если карбюратор отрегулирован неправильно, то при запуске мотора пилы придется долго дергать за веревку стартера.

Бензиновая пила имеет автоматическую систему смазки цепи. Шина подает масло, которое потом впитывают опилки. Если пила работает на холостом ходу, то подача масла прекращается.

Почему слетает цепь, выясняем причины

Если вы задались вопросом, почему слетает цепь на вашей бензопиле, значит, в механизме есть какие-то неполадки. Существуют три основные причины этой неполадки: неправильное функционирование шины, растяжка цепи и плохо закрепленная ведомая звездочка. Разберем подробнее каждую из возможных причин поломки.

Проблемы с шиной

При возникновении проблем с шиной практически всегда ослабевает натяжка цепка . Обычно эта проблема возникает на месте крепления шины.

Это место находится в пазу между внешней пластиной, которая расположена на кожухе цепной гарнитуры и внутренней пластины, находящейся на корпусе двигателя. Кожух вместе с шиной зафиксирован болтом. Такое крепление называют "узлом двигателя". Ведущая звездочка и крепление шины защищены специальными крышками.

Если фиксирующие болты ослабляются, шина начинает двигаться или вибрировать. Если шина исправная, то натяжка цепи должна быть нормальной. После натяжки она будет ходить минимум пять рабочих дней без подтяжек. Поэтому нужно хорошенько зажать болты, которые удерживает шину.

Чтобы понять, как натянуть цепь на бензопиле, сначала нужно найти и опустить цепной тормоз. Винт натяжки находится рядом с шиной, его проворачивают до тех пор, пока цепь не натянется на шину. Потом оттягивают цепь в направлении часовой стрелки. Если она не движется, то ее нужно немного ослабить, провернув винт натяжки в обратную сторону.

Растянулась цепь

Если у вас провисает цепь на бензопиле, то это говорит о неисправности какого-то механизма, одним из вариантов является износ самого цепка.

Со временем металл деформируется и цепок становится на 0.5-1 см длиннее. Лучше всего устранить эту неполадку покупкой новой цепи, но существует способ вернуть в работу старую. Специалисты утверждают, что это очень сложно и практически невозможно, но мы расскажем вам, как это можно сделать в домашних условиях.

Для этого нам понадобятся :

  • тиски;
  • надфиль;
  • электросварочный аппарат (нужен не во всех случаях);
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • бородок.

Обычный цепок бензопилы сделан из прочной стали, поэтому его сложно рассоединить. Рассоединять цепь нужно на внутренней части заклепки, которая служит соединительным механизмом.

Для начала цепок нужно зафиксировать в тисках, а потом постепенно стачивать выступающую часть. Стачивать нужно напильником или надфилем. Болгарку применять не рекомендуется, так как есть риск повредить боковые части звеньев. После стачивания заклепки выбиваются при помощи бородка. Выбитую заклепку не стоит выбрасывать. Возможно, вы не сможете найти ей замену. Производители бензиновых пил не выпускают отдельных деталей для цепи, так как не предполагают, что потребители смогут сами отремонтировать цепь. Изготовить новую заклепку самостоятельно, скорее всего, у вас не получится, поэтому придется устанавливать старую.

Для того чтобы укоротить цепочку, разделить ее нужно в двух местах. Но помните , что количество направляющих выступов с внутренней стороны цепи и расстояние между ними должны сочетаться с ведущей звездочкой.

Важно! При сварке звена выставьте ток на минимальное значение. Подберите электрод с наименьшим диаметром, так вы не заденете соседние звенья.


После удаления одного или более звеньев (в зависимости от степени растяжки цепи) цепок можно соединять. Соединяем на старые заклепки, при этом плотно прижимаем их по бокам.

Далее нам понадобится сварочный аппарат. Заклепку нужно приварить к боковым частям звена. После этого напильником стачиваем излишки, которые образовались при работе со сваркой. Цепочку можно считать снова исправной.

Плохо закреплена ведущая звездочка

Один из возможных вариантов провисающей цепи на вашем устройстве – проблема с ведущей звездочкой . Чаще всего все происходит из-за того, что звезда плохо закреплена. Сейчас мы расскажем, как правильно закрепить звезду и после этого одеть цепь на бензопилу.

Для начала нужно снять защитную крышку двигателя. Далее снять защитную крышку свечи, вытянуть воздушный фильтр. Потом специальным ключом нужно открутить свечу. На ее место ставится специальный стопор, который фиксирует поршень в определенном положении. Специальным ключом (можно использовать универсальный ключ для болгарки) крутим диск сцепления по часовой стрелке до того момента, пока поршень не примет крайнее верхнее положение. Если смотреть в отверстие свечи, то поршень должен оставаться снизу. В роли стопора можно применить толстую веревку, ее лучше сложить несколько раз. После фиксации можно зажимать ведущую звездочку, прокручивая диск сцепления против часовой стрелки.

Знаете ли вы? Бензопила "Дружба" получила свое название в честь трехсотлетия соединения Украины с Россией в 1954 году.

После зажатия нужно делать все в обратном порядке, то есть собирать бензопилу. На шину одевается цепок, он должен попасть на ведущую звездочку, которая его удерживает. Шина ставится в специальные отверстия для крепления и прикручивается болтами. Потом ставится защита.

Как натянуть: установка режущего элемента бензопилы

Основные причины обвисшей цепи мы разобрали. О том, как установить цепь на бензопилу, рассказано пунктом выше. Теперь нужно правильно натянуть цепок, и проверить, не перетянут ли он.

Натяжка цепи

Натянуть цепок можно двумя способами : быстрым и фронтальным. Лучше всего производить натяжку фронтальным способом.

Цепная передача мотоцикла, в отличие от трансмиссии автомобиля, требует периодической регулировки, заключающейся в изменении степени натяжения. Натяжка позволяет избавиться от свободного хода трансмиссии, за которым обычно следует сильный удар, разрушающий важнейшие узлы мотоцикла. Однако нужно понимать, что чрезмерная натяжка приведёт к быстрому износу самой цепи, поскольку при работе задней подвески она будет сильно растягиваться, постепенно теряя свою форму. Поэтому каждому мотоциклисту стоит знать о методике выполнения такой процедуры.

Проверка

Вначале стоит определить, нуждается ли ваша цепь в натяжении — для этого необходимо провести контрольное измерение. Мотоцикл нужно установить на боковую подножку, сняв с него кофры и другие посторонние предметы. В качестве инструмента стоит взять рулетку, линейку или достаточно большой штангенциркуль. Убедитесь, что нагрузка на подвеску отсутствует, и приступайте к выполнению измерений.

Очень часто возникает вопрос, как должна быть натянута цепь, чтобы избежать ускоренного износа компонентов мотоцикла? Лучше всего свериться с инструкцией по эксплуатации, разработанной производителем мототехники, поскольку для конкретного транспортного средства нормативный показатель может быть индивидуальным. Если же такая возможность отсутствует, стоит воспользоваться усреднёнными значениями, равными:

  • 15-25 мм ;
  • 30-45 мм для отечественной техники и дорожных мотоциклов средней мощности;
  • 35-50 мм с большим объёмом двигателя;
  • 50-60 мм и внедорожной техники.

При проверке может обнаружиться, что фактический показатель выходит за допустимые рамки. При этом необходимо срочно провести натяжку цепи, чтобы избежать поломки мотоцикла в ближайшее время. Кроме того, стоит выполнить ещё одну проверку, оценив техническое состояние цепи. Постепенно прокручивая заднее колесо, определите степень провисания в каждой её точке — если этот показатель будет существенно различаться, деталь срочно нужно заменить. Если у вас сильно растянулась цепь, но нужно доехать до магазина или сервисного центра, то для регулировки вам нужно выбрать положение с минимальным провисанием.

Натяжение

Существует два основных механизма регулирования провисания цепи, которые используются различными производителями. Сложность процедуры в обоих случаях будет приблизительно одинаковой, однако стоит обратить внимание на основные рекомендации, связанные с натяжением. От правильного выполнения такой операции будет зависеть долговечность трансмиссии, а также других важнейших узлов мотоцикла.

Продольное перемещение

Чаще всего встречается система с продольными прорезями в маятнике — они позволяют перемещать ось, регулируя расстояние между ней и валом коробки передач. Для выполнения работы вам понадобится два ключа — 17*19 и 13*14. Установив мотоцикл на центральную подножку или подвес, большим ключом отверните крепления вала колеса — при этом удастся существенно ослабить его, что является необходимым условием для регулирования натяжения. Следом нужно взять в руки меньший ключ и отвернуть контргайки по обе стороны колеса.

Теперь вам необходимо будет узнать, как натягивать цепь — с двух сторон расположены регулировочные болты, которые перемещают колесо по прорези. Сильное натяжение с одной стороны может привести к перекосу колеса, в результате чего придётся полностью разбирать задний маятник. Поэтому специалисты рекомендуют поворачивать болты поочерёдно, совершая 1-2 оборота. Не забывайте периодически проверять степень натяжения цепи, оттягивая её пальцем — вы можете перестараться, что заставит потратить много времени на поиск нужного положения. На некоторых мотоциклах используются специальные натяжители — для установки оптимального положения их нужно переместить отвёрткой или просто подвинуть руками.

Когда вам удастся найти оптимальное положение заднего колеса, необходимо будет закрепить его, исключив дальнейшее перемещение. Вначале затягиваются контргайки, и только потом фиксируется ось мотоцикла. Внимательно проверьте, чтобы все соединения обеспечивали максимально плотное крепление и не позволяли колесу перемещаться. После этого вновь измерьте натяжение и попробуйте, как мотоцикл ведёт себя на ходу.

Эксцентриковый механизм

Некоторые производители предполагают использовать более сложный, но надёжный эксцентриковый механизм. Работать с ним абсолютно не тяжело, но вам потребуется большая сноровка, чем в описанном выше варианте. Чаще всего эксцентриковый механизм применяется для регулирования натяжения цепи в односторонних консольных маятниках, хотя встречаются и исключения.

Очень важно знать, как правильно выполнять регулировку — для этого вам не потребуется откручивать болты или контргайки. Из инструментов нужно подготовить только крупный шестигранник — его размер определяется каждым производителем индивидуально и может различаться в зависимости от конкретной модели мототехники. Поворачивая регулировочный винт, вы перемещаете ось по эксцентрично просверлённому отверстию, изменяя степень её натяжения.

К сожалению, часто приходится сталкиваться со случаями окисления регулировочного механизма — в особенности если мотоцикл эксплуатировался в морском климате. В таком случае вам придётся применить грубую силу. Чтобы повернуть шестигранник, ударьте по нему резиновой или деревянной киянкой. Будьте осторожны, поскольку чересчур сильный удар может сорвать резьбу механизма, после чего вам придётся ремонтировать маятник.

Дополнительные действия

Если вы знаете, как подтянуть цепь мотоцикла, вам не помешает проверить состояние звёздочек и других деталей трансмиссии. При обнаружении признаков существенного износа менять их стоит незамедлительно, поскольку поломки такого типа серьёзно влияют на надёжность и долговечность трансмиссии мототехники. Если же вы обнаружили сильное растяжение цепи от неё лучше сразу избавиться — в особенности если вы любите ездить на высокой скорости или выполнять трюки, опрокидывая мотоцикл на заднее колесо.

Кроме того, при плановой подтяжке цепи её также стоит очистить и смазать. Лучше пользоваться специальными средствами в баллончиках, которые подаются под большим давлением — они эффективно вымывают все посторонние отложения, а также проникают во все внутренние части цепной передачи, способствуя её эффективному смазыванию. Процедуры также выполняют при поднятой задней части мотоцикла, что позволяет быстро прокручивать колесо при необходимости. Существуют и специальные приспособления для очистки цепи. Устройство закрепляется на передаточном механизме транспортного средства, после чего остаётся только включить первую передачу и обеспечить непрерывную подачу чистящего вещества в приёмную трубку.

Проводят приблизительно каждые 500-2000 километров, что позволяет обеспечить надёжность и долговечность всех механизмов. При каждой очистке и смазке стоит проверять степень натяжения цепи, чтобы исключать её серьёзное провисание. Специалисты говорят, что в среднем натяжку приходится выполнять каждые 2-5 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации мототехники. Полностью менять цепь стоит каждые 10-15 тысяч километров либо чаще при агрессивном стиле езды или при частых выездах на бездорожье. Несоблюдение этих сроков ведёт к ускоренному износу трансмиссии и приближению дорогостоящего ремонта мотоцикла.

Профессиональный подход

Очень многие мотоциклисты относятся к натяжке цепи, как к обыденной процедуре, при выполнении которой можно делать значительные допуски и регулировать положение заднего колеса «на глаз». Такой подход при установке нужного натяжения цепи недопустим — все операции нужно выполнять максимально аккуратно и точно, пользуясь специальными инструментами. Если вы хотите продлить срок эксплуатации цепи и избежать сильного износа трансмиссии при использовании мотоцикла в экстремальных условиях, вам стоит приобрести специальный лазерный измеритель для установки оптимального положения колеса. В наиболее сложных случаях, если вы не можете разобраться в устройстве регулировочного механизма или не можете ослабить его, стоит обратиться к специалистам мотоциклетного СТО. Они выполнят все необходимые работы, предоставив вам гарантию качества результата и надёжности мотоцикла.

Профессионалам довольно хорошо известно, что не сама мощность бензопилы делает ее хорошим инструментом, а то, насколько правильно ее эксплуатируют. При должном уходе любая бензопила сможет долго прослужить, демонстрируя при этом отличные рабочие характеристики. Если же наоборот - не ухаживать за инструментом должным образом и не придерживаться правил безопасной эксплуатации, то это значительно сократит срок его службы и приведет к раннему выходу из строя.

Один из самых важных моментов правильной технической эксплуатации - это уход за цепью бензопилы. Нужно знать, как именно натянуть цепь на бензопилу, как правильно проводить ее заточку и смазывать. Еще очень важно иметь достаточное представление о ее характеристиках. Эти знания могут очень сильно пригодиться, если придется выбирать новую цепь.

Функция цепи и ее правильное натяжение

Правильное положение и бензопилы имеет очень большое значение не только для нормальной ее эксплуатации, но и для безопасности того, кто с ней работает, а также окружающих. Если цепь имеет неправильное натяжение, то в процессе работы она может случайно слететь, что, вероятнее всего, вызовет поломку не только самой цепи, а и всей бензопилы. Однако нежелательно и то, когда цепь натянута чрезмерно туго. Это также может иметь негативные последствия в виде увеличения нагрузки на мотор, что в дальнейшем приведет к его скорому выходу из строя и сокращению общего срока службы бензопилы. Цепь имеет одно очень важное свойство: она фиксирует шину, что препятствует ее произвольному движению. Поэтому уходу за цепью нужно уделять отдельное внимание.

Правильно выбираем цепь

Выход цепи из строя - явление нередкое, поэтому прежде чем задаваться вопросом о том, как натянуть цепь на бензопиле правильно, нужно знать, какая именно цепь подходит для данной модели бензопилы. Главным критерием при выборе является ее шаг. Шагом принято называть расстояние между ее зубьями. Расстояние это выбирается между ее ближайшими зубьями и измеряется в дюймах. Наиболее распространенными являются 0,325, 0,375, а также 0,404 дюйма. Информацию о шаге можно найти в инструкции по эксплуатации для конкретной модели бензопилы, и зависит он в первую очередь от назначения инструмента.

Каждая пила имеет свой определенный шаг, исключения составляют только профессиональные инструменты, которые являются универсальными. Шаг цепи также зависит от мощности двигателя. Чем мощнее бензопила, тем больше ее шаг и тем труднее ее удерживать при работе. Так, например, компактная маломощная имеет шаг 0,325. Однако имеются и более мощные модели. Одной из них является немецкая STHIL с шагом 0,404. Что, как мы видим, больше, чем у бензопилы "Патриот".

Шаг - одна из важнейших характеристик параметров цепи. Это означает, что не стоит выбирать для бензопилы малой мощности цепь с крупным шагом. Она может не только не подойти, но и вывести инструмент из строя.

Важность правильной настройки цепи

Нормальная работа бензопилы вызывает вибрации, которые могут значительно ослабить натяжение цепи с лезвиями или гайки, предназначенные для ее крепления. Цепь растягивается во время интенсивного использования и плохо фиксируется на зубцах бензопилы, что может создать небезопасные условия для оператора. Надлежащая работа инструмента включает проверку всех гаек и болтов до и во время использования для обеспечения безопасности. Если гайки цепи слишком свободны на зубцах пилы, то, скорее всего, потребуется правильно натянуть цепь, а затем затянуть и само лезвие.

Перед началом работ всегда следует помнить о собственной безопасности и использовать защитные кожаные перчатки и очки. Бензопилу следует положить на плоскую поверхность, например, на верстак или стол. Двигателю нужно дать время полностью остыть, если он до этого использовался. Далее для предотвращения случайного запуска пилы вынимаем провод из разъема свечей зажигания. Теперь можно приступать к регулировке цепи.

Как натянуть цепь на бензопилу собственными силами

Сделать это несложно, главное - помнить о собственной безопасности. Итак, как же правильно надеть цепь на бензопилу? Встаньте перед бензопилой, обращенной к вам лезвием. Возьмитесь за кончик пильного диска одной рукой и немного поднимите его. Плотно вставьте отвертку с плоской головкой в регулировочный винт, который находится справа от лезвия, когда вы смотрите на пильное полотно. Поверните винт в направлении по часовой стрелке, чтобы увеличить натяжение цепи, или против часовой стрелки, чтобы, соответственно, его уменьшить. Возьмите цепь в одну руку и потяните ее вокруг лезвия. Натяжение правильное, когда она будет немного ослаблена, если тянуть в направлении лезвия, и одновременно плотно прилегать к нему.

Если это так, то дальнейшая регулировка цепи на бензопиле может не требоваться. Если нет, то нужно ее отрегулировать. Ослабьте или затяните регулировочный винт, чтобы получить правильную подгонку. Держите кончик лезвия бензопилы одной рукой. Затяните обе удерживающие лезвие гайки с левой ее стороны с помощью набора для ремонта пилы или разводного ключа. Поместите провод свечи зажигания обратно на место и плотно прижмите его.

Необходимые инструменты

При покупке бензопилы нередко в комплекте с ней идет инструмент для ее обслуживания. Он необходим для регулировки цепи. Имеет следующий вид: на одном конце есть отвертка с плоской головкой, а на другом - гайковерт, который подходит к гайкам лезвия. Чтобы разобраться в том, как натянуть цепь на бензопиле, необходимо обратиться к инструкции по эксплуатации для данной модели пилы.

Техника безопасности

При использовании бензопилы следует использовать средства индивидуальной защиты, включая защиту глаз и слуха, кожаные перчатки и каску.

Для безопасности при работе с бензопилой желательно наличие еще одного человека рядом, который сможет оказать помощь в случае, если она будет необходима.

Заточка цепи

Всем известно, что время от времени нужна . Однако не все знают, как это делать правильно. Верным признаком того, что пила нуждается в заточке, является форма опилок. Если они имеют вид мелкой пыли, то это означает, что лезвия бензопилы затупились и их нужно заточить. При сильном износе цепи, когда заточить ее уже не представляется возможным, ее необходимо поменять на новую.

Способы заточки цепи

Имеется множество способов того, как это сделать. В качестве примеров приведем самые распространенные:

  • Заточка с использованием напильника. Удобство его состоит в его простоте, ведь нет необходимости использовать сложное оборудование и станки. К тому же данную заточку можно производить непосредственно на месте работ, что очень экономит время.
  • Заточка на станке. Чаще всего ее применяют в оборудованных центрах по обслуживанию или мастерских, однако она имеет место и в личном хозяйстве.
  • Заточка с использованием болгарки. Один из самых сложных способов заточки, так как требует наличия особых навыков. Из-за этого данный способ не нашел широкого применения.

Как самому укоротить цепь на бензопиле

Цепь бензопилы должна всегда быть в хорошем техническом состоянии. Всем дефектам и неисправностям должно уделяться необходимое внимание. Нужно следовать общим правилам техники безопасности и рекомендациям, приведенным в инструкции по эксплуатации. Только таким образом можно избежать травм и прочих нежелательных последствий при работе с бензопилой и продлить срок ее службы.

Иногда вследствие износа, деформации или других причин требуется заменить цепь или же укоротить ее. Следует обратить внимание на то, что провисание цепи еще не означает необходимость ее замены. Менять ее нужно, если она полностью не подлежит регулировке.

Иногда в процессе интенсивного использования цепь может провисать. Это происходит из-за сильного перегрева металла, его расширения и, как следствие, удлинения. Выходом из данной ситуации может быть периодическая остановка, чтобы дать цепи остыть. Однако такое не всегда представляется возможным. Другая ситуация может возникнуть, когда, скажем, нужно установить цепь, длина которой несколько велика.

Регулировка натяжения

Настройку натяжения цепи нужно выполнять с использованием натяжного болта бензопилы, который располагается в месте, где находятся зубчатые упоры.

Важно понимать, как должна быть натянута цепь на бензопиле. Натягивать ее до упора не нужно, потому как вскоре она снова может растянуться. Цепь должна иметь небольшой запас, слегка провисать. Это не трудно проверить рукой. Она на миллиметр должна поддаваться отводу от шины.

Лучше всего, когда цепь имеет достаточную длину и можно удалить несколько ее звеньев. Поступая таким способом, мы имеем возможность использовать оригинальные звенья для цепи бензопилы. Раскрепить их можно ножовкой по металлу, однако намного удобнее это будет сделать наждачным станком. Для этого необходимо раскрепить звено, сточив его, и затем срезать ту часть, которая является лишней. Далее выбиваем клепки из тех звеньев, которые не нужны, удаляем их и соединяем цепь самостоятельно. Для этого можно воспользоваться специальными заклепками, но если их не имеется в наличии, можно воспользоваться обычной проволокой из стали. Укладываем цепь на твердое основание и начинаем клепать с обеих сторон.

Цепь является одним из важнейших конструктивных элементов, обеспечивающих движение велосипеда. И срок службы ее зависит от регулярности и качества ухода. Показателем же того, что с вело-цепью что-то не в порядке, является треск и скрип при движении, а также проскальзывание ее на трещотке.

В принципе, то, что со временем цепь изнашивается — это нормально. И визуальным признаком износа служит цепное растяжение. То, что цепь пришла в негодность, можно почувствовать даже тактильно. В нормальном положении эта деталь слегка провисает (миллиметров на 10 или 12), и если слегка потянуть ее, то она поддастся еще на 10-15 мм. Правда, такой способ актуален лишь для моделей, у которых отсутствует скоростное переключение или же присутствует передача планетарного типа.

Регулировка цепного натяжения на вело-моделях без передач

Для безупречного функционирования велосипедов без скоростей, их цепь не должна быть предельно натянутой. Необходимо обеспечить ее свободное провисание на длину до 5 мм. А чтобы натянуть таким образом, нужно выполнить определенный набор действий в правильной последовательности:

  1. Перевернуть транспортное средство колесами вверх.
  2. Ослабить крепление заднего колеса — отвернуть гайки или крепежные эксцентрики.
  3. Настроить цепное провисание на необходимую величину. Для этого надо аккуратно двигать колесо по наклонным пазам (дропуатам).
  4. По окончании настройки следует снова закрепить колесо в исходное положение. При этом колесная ось должна быть параллельна валу каретки.

Если цепь будет слишком натянута, то крутить педали станет тяжело. А элементы цепной передачи очень скоро придут в негодность. Также плохо, если велосипедная цепь будет чересчур провисшей. Она просто в определенный момент соскочит со звездочек и дальше ехать будет невозможно.

Когда колесо буквально уперлось в дропуаты и его совсем некуда дальше двигать, но при этом велосипедная цепь болтается, придется удалить с нее пару звеньев. По всей вероятности, она растянулась или вовсе была не по размеру для конкретной модели.

Натяжение цепи на велике с параллелограмным переключателем (задним) обуславливается исключительно пружинной жесткостью собственно переключателя. Но цепь, оказавшаяся чересчур длинной, станет биться о раму, поскольку натяжитель уже не в состоянии будет компенсировать ее провис.

Стоит иметь в виду, что недостаточная длина цепи ведет к износу основных деталей передачи, поскольку существенно затрудняет их переключение. И особенно надо обращать на это внимание владельцам двухподвесных велосипедов.

При установке новой вело-цепи на скоростные модели, следует цепочку укоротить. На несколько звеньев. А вот определить, сколько конкретно звеньев надо убрать, можно двумя возможными методами:

  1. Натянуть цепь спереди и сзади на самые большие звездочки. А потом потянуть за цепь, отводя вперед и до предела задний переключатель. Остается прибавить 2 звена, и получится цепь оптимальной длины.
  2. Или цепь нужно перебросить спереди на самую крупную звездочку, сзади — на самую мелкую. И тянуть за цепь до тех пор, пока рамка заднего перебрасывателя не окажется в положении «строго вниз», а ролики переключателя не образую горизонтальную линию. Это и есть оптимальная длина цепи, лишнее надо убирать, а недостающее — прибавлять.

На велосипедах двухподвесных настраивать цепь (а точнее, регулировать ее длину) правильнее, придавив маятник — до позиции, при которой передняя звездная кассета будет максимально удалена от трещотки. Полученная длина цепи замеряется-отмечается, а все лишнее убирается.

Обычные безскоростные велики оснащаются разборными цепями, одно из звеньев которых имеет специальный замок. А вот на профессиональных вело-байках устанавливаются цельные цепные конструкции, все звенья которых отлично заклепаны.

Впрочем, разобрать цельноклепанную велосипедную цепь тоже несложно. И сделать это можно одним из двух возможных методов:

  • обточить наждачкой штифтовые головки на одном из цепных звеньев;
  • или воспользовавшись универсальным инструментом — выжимкой.

Кстати, выжимку не зря называют «универсальной». Ею можно не только выдавить штифт, но и надежно зафиксировать вновь собранную велосипедную цепь. Ведь у выжимки (ну, по крайней мере у большинства из них) есть пара особых функционально-технологических канавок. И одной из этих канавок штифт из ролика выпрессовывается, а другой — запрессовывается. Что же касается установочного места, что расположено на выжимке чуть подальше от давящего винта, то оно предназначается для расклепки самого цепного штифта.

Проскальзывание, как дефект цепной передачи

Каждому велосипедисту знакома проблема цепного проскальзывания. Цепь растягивается со временем и натяжение ее ослабевает. Кроме того, цепная растянутость ведет к скорому износу вело-звездочек. Казалось бы, чего проще — надо просто убрать 2 звена. Но «фишка» в том, что сделать это можно только один раз, а дальше надо цепь менять.

За бензопилой, как и за любым другим инструментом, требуется обеспечивать специальный уход. В частности, в уходе нуждается такой элемент бензопилы, как цепь или режущее изделие. Цепь нуждается не только в затачивании, но еще и в правильной натяжке. Как натянуть цепь на бензопилке, должен знать каждый владелец инструмента.

Высокая скорость растягивания цепи наблюдается на стадии ее обкатки. Именно в этот период наблюдается притирка режущего элемента к шине и ведущей звездочке бензопилы. В период обкатки очень важно регулярно проверять натяжение изделия, в противном случае оно может слететь прямо во время функционирования инструмента.

К ряду основных причин, почему цепь выходит из строя, относятся:

  • Некачественный вид изделия. Некоторые производители в Китае с целью повышения спроса на товар прибегают к удешевлению продукции за счет изготовления изделий из низкокачественных материалов.
  • Нарушение функции смазки. Если смазочный материал на цепь и шину поступает в незначительном количестве или вовсе не поступает, то чрезмерный перегрев изделия приводит к тому, что металл начинает расширяться и теряет свои свойства.
  • Не надлежащее качество смазывающего вещества. Применение отработки приводит к тому, что цепь быстро изнашивается и растягивается, что обусловлено содержанием в отработке металлических веществ.
  • Низкое качество заточки зубьев. Эксплуатация режущего изделия с притупленными зубьями снижает не только производительность инструмента, но еще и приводит к тому, что цепь быстрее растягивается.

Вариант расположения винта

Профессионалы также выдвигают свое мнение о том, что на долговечность сменных элементов влияет характер эксплуатации бензопилы. Негативные последствия неправильной регулировки цепи также влияют на ускоренное растяжение режущего элемента и выход его из строя. Если изделие будет сильно перетянуто, то производительность труда будет снижена, так как мотор будет испытывать избыточные нагрузки при работе. Кроме того, цепь будет плотно прилегать к шине, ускоряя и ее износ. Если же изделие будет ослабленным, то в любой момент оно может слететь с шины или порваться. Чтобы работа с бензопилой проходила легко и гладко, необходимо проверять натяжку режущего устройства, и заточку зубьев при каждой заправке.

Механизмы натяжения

Цепь должна быть правильно натянута так, чтобы вручную она свободно перемещалась по шине. Для регулировки натяжения используется классический вид натяжителя, который применяется в инструментах бюджетного класса. Такой натяжитель представляет собой болт с резьбой, а также регулировочный компонент с классическим или боковым расположением.

Качественные модели бензопил оснащаются регулировочными механизмами, с помощью которых натяжение можно осуществлять при помощи одного движения рычага или поворотом регулировочного диска. Если для натяжения цепи используется натяжитель, то момент затяжки фиксируется при помощи контрагайки. В ином случае, фиксация натяжения цепи осуществляется за счет блокирования шины в заданном положении установкой крышки. Оба способа позволяют зафиксировать изделие надежно в заданном положении.

Еще один вариант расположения винта регулировки

Важно знать! Категорически запрещается осуществлять регулировку натяжения цепи на бензопиле в разогретом состоянии. Изделие должно быть охлажденным, в противном случае, процедура будет выполнена неправильно.

О том, как правильно натягивается цепь бензопилы, необходимо узнать более детально, так как этот момент является очень важным, от него зависит производительность инструмента и безопасность человека.

Установка цепи и регулировка ее натяжения

Установить и отрегулировать цепь технически несложно. Причем не имеет значения, к какому классу относится ваш инструмент: бытовой или профессиональный. Чтобы установка цепи на бензопилу прошла успешно и максимально правильно, рекомендуется первый раз манипуляции провести по предлагаемой ниже инструкции.

Первоначально необходимо осуществить установку новой цепи на инструмент, демонтировав предварительно старый элемент. Процесс демонтажа старого режущего изделия и установки нового предусматривает выполнение следующих действий:

  1. Для начала бензопилу следует расположить на столе, развернув ее так, чтобы шина оказалась вверху. После этого осуществляется отворачивание резьбовых креплений, после чего снимается защитный чехол, демонтируется шина и очищаются направляющие от опилок и грязи.
  2. После извлечения старого и изношенного изделия, необходимо определить, как правильно ставится новый элемент на бензопилу. Определить правильность расположения изделия не составит большого труда, так как заостренные зубья должны находиться сверху в противоположной стороне от самого инструмента.
  3. После этого необходимо надеть цепь на шину, а последнюю установить на место, зафиксировав при помощи резьбовых креплений. Немаловажно убедиться в том, что механизм натяжения режущего устройства имеет достаточный запас свободного хода.

После установки нового изделия потребуется выполнить его натяжение. Делается это двумя способами: быстрым или фронтальным. Наиболее приемлемым является фронтальный способ натяжения изделия. Процесс натяжения осуществляется в следующей последовательности:

  1. Отвинчиваются гайки, посредством которых фиксируется шина инструмента. Слегка ослабив гайки крепления, необходимо приподнять шину за край.
  2. Регулировочным винтом осуществляется натяжение цепи до необходимого значения, после чего шина фиксируется путем зажатия этих гаек.
  3. В завершении осуществить проверку натяжения.

Быстрый способ регулировки натяжения предусматривает подтягивание ручки барашковой гайки, после чего осуществляется ее ослабление. После этого винт натяжителя завинчивается до упора по ходу движения часовой стрелки. В завершении барашковая гайка вновь затягивается, и опускается ручка.

Способы проверки степени натяжения

Проверка степени натяжения является важным моментом, так как последствия неправильной регулировки могут стать фатальными для пильщика. Качество регулировки натяжения цепи можно определить по:

  1. При перемещении изделия вручную, она не должна заедать или возникать признаки тяжести ее передвижения.
  2. Режущий элемент необходимо проверить на слабость затяжки, для чего взяться за звено и попытаться оттянуть его вверх. Нормальное значение натяжения должно соответствовать выходу хвостовиков из шины(в ее середине) не более 2/3.
  3. В процессе перемещения устройства не должно возникать скрипов и прочих посторонних шумов.

В завершении следует отметить, что никогда не следует осуществлять регулировку цепи на горячую, так как это обязательно приведет к ряду негативных последствий. В результате таковых действий может потребоваться замена не только шины и цепи, но еще и ведущей звездочки.

Вам также будет интересно:

Наш клуб является коллективным членом ФДМО (Федерация джиу-джитсу Московской области),...
 Станислав SportPanda Хочешь накачаться в домашних условиях за 2-3 месяца к лету,...
Подъем ног в висе по праву можно назвать одним из самых эффективных упражнений на пресс....
Упражнение развивает среднюю часть дельтовидной мышцы, надостную мышцу, расположенную под...
Упражнение сведения в кроссовере через верхние блоки, прокачивает нижнюю часть, середину и...