О здоровом питании и спорте

Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака). Наука о дыхании индийских йогов Рамачарака наука о дыхании индийских йогов

Рамачарака

Наука о дыхании индийских йогов

Дыхание по восточным методам,как средство физического, умственного и духовного развития

Глава I «ЙОГИ»

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название «йоги» – от санскритского слова «юг» – что значит «соединять».

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхании» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «Науки о дыхании», далее её физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое, таинственное и непонятное». Однако, западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Книга известного популяризатора учения индийских йогов в простой и доступной форме рассказывает об основных взглядах последних на природу человека и методах физического и духовного развития посредством дыхательных упражнений, разработанных в рамках так называемой «науки о дыхании», являющейся составной частью учения йогов. Рассчитана на широкий круг читателей.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 1. Йоги

На Западе обычно весьма смутно представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибаются, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Подобные люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такой же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – «йога», т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придало название «йоги» – от санскритского слова «йуг» – что значить «соединять».

«Йога» делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области «йоги», и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы «йоги», соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения «йоги», однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто достаточно подготовлен для их восприятия. Восток и Запад растут вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения йогов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхания» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «науки о дыхании», далее ее физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние ее на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности эти учения будут приняты как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое», таинственное и непонятное. Однако западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Рамачарака
НАУКА О ДЫХАНИИ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ
Дыхание по восточным методам,
как средство физического, умственного,
душевного и духовного развития

Глава 1. Йоги

На Западе обычно весьма смутно представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибаются, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Подобные люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такой же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – «йога», т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придало название «йоги» – от санскритского слова «йуг» – что значить «соединять».

«Йога» делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области «йоги», и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы «йоги», соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения «йоги», однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто достаточно подготовлен для их восприятия. Восток и Запад растут вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения йогов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхания» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «науки о дыхании», далее ее физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние ее на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности эти учения будут приняты как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое», таинственное и непонятное. Однако западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Глава 2. Дыхание ради жизни

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значит жить, и без дыхания нет жизни. Не только высшие животные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части; и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхания его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходит долгая череда постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий.

Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания.

Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких посредством дыхания.

И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от правильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и свобода от болезней. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивления, с другой же стороны, дыхание неполное и небрежное укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням.

Человек в своем нормальном состоянии не нуждается в особых наставлениях для дыхания. Как животные и как ребенок, он дышит полной и свободной грудью, как природа ему это и указала. Но цивилизация в нем многое изменила. Она дала ему неправильные и вредные манеры ходить, стоять и сидеть, которые лишили его естественного и правильного дыхания, дарованного ему природой. Он дорогой ценой заплатил за цивилизацию.

Нынешний дикарь дышит правильно – пока его не коснется влияние цивилизованной жизни. Лишь очень немногие среди людей цивилизованного мира дышат правильно, отчего и происходят эти впалые груди и вогнутые плечи, а также это ужасающее возрастание болезней дыхательных путей, и среди них – страшное чудовище – чахотка, эта «белая чума». Выдающиеся авторитеты гигиены утверждают, что одно поколение людей, дышащих правильно, возродило бы расу и сделало бы чахотку редкостью, о которой все говорили бы, как о чем-то необычайном. Для европейца и человека Востока одинаково ясна и несомненна тесная зависимость между здоровьем и правильным дыханием.

Наука Запада подтверждает, что физическое здоровье человека очень зависит от правильного дыхания. Учителя Востока, соглашаясь с этим мнением своих западных братьев, признают, что вдобавок к выигрышу физического здоровья, получаемому от правильного дыхания, весьма увеличивается от него и умственная сила человека, довольство жизнью, самообладание, проницательность, нравственная твердость и вообще сила духовная. Целые философские школы основаны были на Востоке на этой науке, и когда западные народы познакомятся о ней и введут ее в практику, она произведет чудеса между ними. Теория, созданная Востоком и примененная к практике Западом, даст достойные плоды.

Эта книжка имеет задачей дать «науку о дыхании» в полном объеме – не только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и оккультную сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему укреплению здоровья человека посредством известного и западным специалистам глубокого дыхания, но показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей природы – посредством «науки о дыхании».

Йоги делают упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы – «праны», укрепляющей и оздоровляющей этот орган. Они знают все, что известно их западным собратьям о физиологическом воздействии правильного дыхания, но они знают также, что воздух содержит в себе не только кислород, водород и азот, и что при дыхании происходит не одно окисление крови. Они знают о «пране», о которой их западные собратья вовсе не знают, и они подробно осведомлены о природе и способах управления этим великим проявлением энергии, а также о воздействии его на человеческое тело и ум. Они знают, что ритмическим дыханием можно привести себя в гармоническую вибрацию со всей природой и помочь развитию своих скрытых сил. Они знают также, что дыханием, управляемым должным образом, можно не только излечивать болезни свои и чужие, но и удалять от себя страх, мучения и низшие страсти.

Научить всему этому – задача этой книги. Мы хотим в нескольких главах дать точные объяснения и указания, которые можно было бы распространить на целые тома. Мы хотим этим пробудить в умах Запада внимание к «науке о дыхании» йогов.

Глава 3. Эзотерическая теория дыхания

В этой главе мы дадим вкратце теории западных ученых касательно деятельности дыхательных органов человека и значения ее для человеческого организма. В дальнейших же главах мы приведем о том же теории и точные факты, представляемые восточными школами научного исследования. Восточные ученые принимают теории и факты западных своих собратий (которые к тому же были им известны столетиями раньше), но прибавляют к ним многое, чего последние теперь не принимают, но что они в свое время «откроют» и представят миру, как великую истину.

Прежде чем излагать теорию западной науки, уместно было бы, может быть, дать сперва общее описание дыхательных путей.

Орган дыхания состоит из легких и проводящих к ним воздух путей. Легких числом два. Они лежат в грудной клетке, по одному на каждой стороне; между ними находится сердце. Каждое легкое свободно во всех направлениях, кроме части, в которой в него входят бронхи, артерии и вены, соединяющие его с сердцем и дыхательным горлом. Легкие губчаты и пористы, их ткань очень эластична. Они помещаются в двойном мешке деликатной по строению, но крепкой ткани, называемой «плеврой». Одна стенка этого мешка плотно соединяется с легкими, а другая с внутренней стороной груди. Между этими двумя стенками постоянно выделяется жидкость, которая позволяет их внутренним поверхностям легко скользить одна о другую при дыхании.

Пути, проводящее в легкие воздух, состоят из носовой полости, гортани, дыхательного горла или трахеи и бронхов. Когда мы дышим, мы втягиваем воздух через нос, где он согревается при соприкосновении со слизистой оболочкой, обильно снабжаемой кровью, и, пройдя через зев и гортань, идет в дыхательное горло, которое разделяется на множество дыхательных каналов, бронхов, которые в свою очередь делятся на каналы мельчайшие, оканчивающиеся маленькими кровяными сосудиками, которых в легких – миллионы. Одним ученым вычислено, что если бы кровеносные сосуды легких растянуть в одну сплошную поверхность, то они покрыли бы собой площадь в 14000 квадратных футов.

Воздух втягивается в легкие действием диафрагмы, представляющей собой большой, сильный, листообразно-плоский мускул, лежащий поперек груди, отделяя грудную клетку от кишечника. Диафрагма действует почти автоматически, как и сердце, хотя при желании ее движения могут быть подчинены воле. Когда диафрагма растягивается, объем груди и легких расширяется, и воздух втягивается в образовавшуюся пустоту. Когда же диафрагма сжимается, грудь и легкие сжимаются тоже, выдавливая воздух из себя.

Теперь, прежде чем говорить, что происходит с воздухом в легких, позвольте коснуться вопроса о кровообращении. Кровь, как вы знаете, толкается сердцем в артерии, через которые проникает в волосные сосуды, расходясь таким образом во все части тела, которые она питает и укрепляет. Затем посредством волосных же сосудов она возвращается другой дорогой, венами, в сердце, из которого гонится в легкие.

Кровь отправляется в свой путь по артериям ярко-красной и богатой жизненосными свойствами и качествами. Она возвращается по венам назад синей, обедневшей и тяжелой, обремененной продуктами распада, захваченными ею по всей системе кровообращения. Она устремляется из сердца, как чистый горный ручей, и возвращается тяжелым потоком сточной канавы. Эта грязная струя входит в правый желудочек сердца. Когда он наполнен, он сжимается и толкает кровь в легкие, в которых миллионами волосных каналов она распределяется по клеточкам, о которых мы говорили выше. Дыхание наполняет легкие воздухом, и его кислород в клеточках входит в соприкосновение с венозной испорченной кровью сквозь стенки волосных сосудов, которые достаточно толсты, чтобы не пропускать кровь сквозь себя, но вместе с тем достаточно тонки, чтобы кислород мог пройти сквозь них в кровь. Когда кислород соприкасается с кровью, происходит что-то типа сгорания – кровь захватывает кислород и отдает углекислоту, образовавшуюся из продуктов распада, собранных кровью на своем пути изо всех частей тела. Кровь, таким образом очищенная и напитанная кислородом, идет обратно в сердце, опять ярко-красная и богатая жизнетворными свойствами. Она входит в левый желудочек сердца и из него посылается сердцем опять в путь по артериям во все части тела. Вычислено, что в сутки 35000 пинт (24000 бутылей или 1200 ведер) крови проходит через сердце в волосные каналы легких, причем кровяные шарики по одному протискиваются в клеточки и приходят в соприкосновение с кислородом воздуха. Если вы хотя бы минуту подумаете о подробностях этого процесса, вы должны придти в прямое изумление и восхищение перед бесконечной заботливостью и изобретательностью природы!

Очевидно, что если свежий воздух не проникнет в легкие в достаточном количестве, загрязненная венозная кровь не может быть очищенной и, следовательно, не только тело будет лишено питания, но и продукты распада, которые должны бы были сгореть при соприкосновении с кислородом воздуха, возвратятся в сеть кровообращения, отравляя всю систему и производя смерть. Нечистый воздух действует таким же образом, но только в меньшей степени. Ясно отсюда, что, если кто-либо при дыхании не посылает воздуха в легкие в достаточном количестве, работа крови не может совершаться должным образом; в результате тело не получит достаточно питания и последует болезнь или вообще нарушение здоровья. Кровь того, кто дышит неправильно, вследствие этого бывает синевато-темного цвета, заметно отличающегося от яркой красноты нормальной, богатой кислородом артериальной крови. Это часто выражается уже в самой бледности лица у таких людей, тогда как правильное дыхание дает человеку энергичное кровообращение и яркий здоровый румянец.

Небольшое замечание разъяснит всю жизненную важность правильного дыхания. Если кровь не вполне очищается возрождающим процессом в легких, она возвращается в артерии в состоянии ненормальном, недостаточно чистом от всех остатков, захваченных ею по разным частям тела. Все эти продукты распада опять возвращаются в организм, и естественным последствием может быть болезнь, иногда специальная болезнь крови, или ухудшение в деятельности какого-нибудь органа или ткани по причине недостаточного питания.

Кровь, когда она проветривается в легких воздухом в надлежащей мере, не только освобождается от насыщающих ее вредных примесей и газа угольной кислоты, но также поглощает из воздуха некоторое количество кислорода, которое и разносит по телу, сколько где его требуется, чтобы природа могла правильно совершать свое дело. Когда кислород входит в соприкосновение с кровью, он соединяется с ее гемоглобином и увлекается ею к каждой клеточке тела, в каждый мускул его, в каждый орган, возрождая и укрепляя их новыми материалами, которые доставляет им природа. Артериальная кровь, подвергшаяся надлежащим образом воздействию воздуха в легких, содержит в себе около 25 % кислорода.

И не только каждая часть тела оживляется кислородом, но и пищеварительный акт непосредственно зависит от достаточного окисления пищевого материала, которое совершается в крови, когда кислород соприкасается в крови с извлеченными из пищи соками, причем происходят разные виды сгорания. Поэтому совершенно необходимо, чтобы в легкие доставлялось достаточное количество кислорода. Это же объясняет и тот обычный факт, что слабые легкие и плохое пищеварение сопровождают друг друга. Чтобы понять все значение этого, надо вспомнить, что весь организм получает свое питание от пищи усвоенной, и что неполное усвоение ее ведет непременно и к неполному питанию организма. Сами легкие зависят все от того же источника питания, и если вследствие слабого дыхания ухудшается усвоение пищевых соков, легкие ослабевают тоже, становясь еще менее способными исполнять свою работу должным образом, и тогда все тело вянет и ослабляется. Каждая частица пищи или питья, прежде чем стать усвояемой для организма, должна быть окислена кислородом, того же окисления требуют и продукты внутреннего перегара организма, чтобы принять форму, при которой они могут быть выведены вон из организма. Недостаток кислорода в крови, т. е. в легких, ведет к недостаточному питанию, недостаточной очистке организма и плохому здоровью. Поистине – «дыхание есть жизнь».

Сгорание испорченных элементов в крови согревает тело и вообще уравнивает его температуру.

Тот, кто умеет дышать глубоко, предохраняет себя этим и от простуды, имея хороший запас горячей крови, который делает его более способным противостоять переменам внешней температуры.

Вдобавок ко всему вышеуказанному, глубокое дыхание дает упражнение органам и мускулам кишечника, что обыкновенно вовсе упускается из вида западными гигиенистами, но в полной мере оценивается йогами.

При неправильном или неглубоком дыхании лишь некоторая часть легочных клеток исполняет свое назначение, значительная же часть работы легких теряется и весь организм страдает. Низшие животные в своем естественном состоянии дышат правильно, несомненно так же правильно дышал и первобытный человек. Ненормальная манера дыхания, усвоенная себе «цивилизованным» человеком – темная тень, падающая на цивилизацию, – лишила нужного нас воздуха. И народы страдают от этого больше, чем от чего-либо другого. Спасти себя человек может только вернувшись к природе.

Глава 4. Эзотерическая форма дыхания

Наука о дыхании, как и многие другие учения, имеет свою эзотерическую, или внутреннюю, сторону, как и свою сторону экзотерическую, или внешнюю. Оккультисты всех времен и стран всегда учили, обыкновенно однако в среде лишь избранных учеников, что в воздухе находится некая субстанция или начало, которая и дает всему движение и жизнь. Они расходились в выражениях и названиях, которыми определяли эту силу, так же как и в подробностях самой теории, но основной взгляд, общий всем оккультным учениям и философским школам, составляет часть учения йогов Востока.

Многие авторитеты оккультизма учат, что существует всеобщее начало энергии или силы, называемое ими санскритским словом «прана», что значит «абсолютная энергия». Вся энергия или сила во вселенной исходит из этого начала или скорее является частичной формой проявления его. Эти учения мало касаются самого предмета этой книги, и в разъяснении сущности «праны» мы ограничимся лишь тем, что она есть начало энергии, которая проявляется в каждом живом существе и отличает его от всего безжизненного. Мы можем рассматривать его как активное начало жизни, – если хотите, как жизненную силу. Она присутствует во всех проявлениях жизни от амебы до человека, от самых первоначальных форм растительной жизни до высших форм жизни животной. Прана все проникает собой. Она находится во всем, имеющем жизнь. Так как по учению оккультной философии жизнь есть во всем, во всех вещах, в каждом атоме – видимая безжизненность вещи есть лишь низшая степень проявления жизни – то, поэтому учению, прана, разлита в природе везде, находится во всем. Она не должна быть смешиваема с «Эго», «Я» – с этой частицей божественного духа в каждой душе, около которой сосредоточивается материя и энергия. Прана есть просто форма энергии, которой «Я» пользуется для своего материального проявления. Когда «Я» оставляет свое физическое тело, прана, не будучи более под воздействием его воли, подпадает под воздействие отдельных атомов или группы атомов, составляющих тело, и так как тело подвергается распаду на составные свои элементы, то всякий атом захватывает в себя частицу праны, достаточную для того, чтобы образовать новую комбинацию, новое живое тело, остальная же прана возвращается в океан мирового запаса, из которого она отделилась. Ее связь с телом существует, пока длиться воздействие воли «Я», и этой волей атомы тела удерживаются вместе.

Под «праной» мы разумеем всеобщее начало, которое составляет сущность всякого движения, силы или энергии, как бы и в чем бы оно ни проявлялось – в силе ли притяжения, в электричестве, во вращении планет или в других формах жизни, от самой низкой до самой высокой. Прана есть душа силы и энергии во всех их проявлениях, – начало, которое, действуя известным образом, вызывает проявления, называемые «жизнью».

Это начало присутствуют во всех формах материи, но оно не материя. Оно есть и в воздухе, но оно не воздух и не какой-либо из составляющих его химических элементов. Животные и растения вдыхают его из воздуха, и если бы его в воздухе не было, то они умерли бы, хотя были бы переполнены воздухом. Оно воспринимается организмом вместе с кислородом, однако оно не есть кислород. Еврейские авторы Книги Бытия знают разницу между атмосферическим воздухом и таинственным и могущественным началом, разлитым в нем. Они говорят о «neshemet ruach chayim», что в переводе означает – «дыхание духа жизни». По-еврейски «neshemet» значит обыкновенное дыхание атмосферическим воздухом, «chayim» означает «жизнь» или «жизни» и слово «ruach» означает «дух жизни». По мнению оккультистов, это выражение указывает на то же начало, которое ими разумеется под словом «прана».

Прана находится в атмосферном воздухе, но она находится повсюду и там, куда воздух проникнуть не может. Кислород играет важную роль в ходе животной жизни, углерод имеет подобное же значение для жизни растительной, но прана имеет свою совершенно особую роль в проявлениях жизни, независимо от их физиологической стороны.

Мы постоянно вдыхаем воздух, насыщенный «праной», и также постоянно извлекаем прану из воздуха, пользуясь ею для своих потребностей. В наиболее свободном своем состоянии прана находится в атмосферном воздухе, и если он свеж, то он обильно насыщен праной, которую мы извлекаем из воздуха легче, чем из другого какого-либо источника. При обыкновенном дыхании мы вбираем в себя нормальное количество правы, но при дыхании глубоком, как учат дышать йоги – мы можем усваивать из воздуха гораздо больше праны, которая скапливается в нервных и мозговых центрах на случай потребности. Мы можем накапливать в себе прану, как аккумуляторы вбирают в себя электричество. Многие из способностей, которыми располагают продвинувшиеся в своем развитии оккультисты, стали для них возможны, главным образом, благодаря знанию ими этого факта и разумному употреблению накопленной энергии. Йоги знают, что при определенных приемах дыхания усиливается приток праны в организм, и они могут собрать ее, сколько им ее потребуется. При этом не только укрепляется тело физическое, но и мозг получает новый приток энергии и развиваются новые способности и психические силы. Тот, кто овладел наукой накопления праны, сознательно или бессознательно, часто оказывается способным излучать из себя ее, как жизненную силу, и воздействовать ею на других, давая им новую жизненность и здоровье. То, что называется «магнетизмом», дается именно такой способностью магнетизеров, хотя многие из них не знают действительного источника своей силы.

Западные ученые неясно сознавали присутствие в воздух этой великой силы, но так как она не оставляет никакого следа в их аппаратах химического исследования, то они по большей части с пренебрежением отнеслись к этой «выдумке» Востока. Так как они не могут определить сущности этой силы, то стремятся ее отрицать. Однако они все-таки признают, что в некоторых местностях воздух обладает большим количеством «чего-то» оживляющего, и больные люди направляются докторам именно в эти места в поисках утраченного здоровья.

Кислород усваивается из воздуха кровью и обращается на удовлетворение потребностей организма системой кровообращения. Прана же извлекается из воздуха нервной системой и употребляется ею для своей работы. И, как насыщенная кислородом кровь проводится системой кровообращения по всему телу, строя его и возрождая, так и прана проходит по всем частям нервной системы, наполняя ее новой жизненностью и силой.

Если мы назовем праной действующее начало в нашей так называемой жизненности, то мы сформируем в себе более ясное представление о той важной роли, которую она играет в наших жизнях. Так же точно, как кислород крови расходуется кровеносной системой для потребностей тела, так и прана нашей нервной системой расходуется на наши мысли, желания и другие виды душевной деятельности, вследствие чего необходимо постоянное возобновление ее запасов. Каждая мысль, каждое действие, каждое усилие воли, каждое движение мускулов употребляет на себя некоторое количество того, что мы называем нервной силой и что в действительности есть одна из форм праны. Чтобы двинуть мускул, мозг посылает волевой ток по нервной системе, мускул сжимается, и вот часть праны израсходована. Если вы вспомните, что наибольшая часть праны, получаемой человеком, им усваивается из вдыхаемого воздуха, вам станет вполне ясной вся важность для вас правильного дыхания.

Прана – это универсальное начало энергии, проявляющейся в самых разнообразных видах, включая жизненную силу.

Пранаяма – это контроль над праной, особенно над праной, принявшей форму жизненной энергии. Йоги утверждают, что этот контроль, если он доведен до достаточно высокой степени, дает человеку господство над всеми другими проявлениями праны в природе и есть секрет власти и могущества.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Наука о дыхании

Наука "йога" со своими различными отраслями стремится раскрыть, как мы указывали, тайны жизни и смерти. Некоторые из передовых мыслителей запада начинают понимать важность этой удивительной науки и начинают объяснять при её помощи проблемы существования. Но современные физиологи, анатомы, биологи и медики еще слишком неуверенны относительно правильных путей к разрешению этих проблем, и, чем больше они пишут и исследуют, тем больше сомнений является в их умах. В течение последних пятидесяти лет разнообразные изыскания в различных областях науки, в физике, химии, физиологии, биологии, по-видимому, привели к заключению, что жизнь, как таковая, не существует, что те явления, которые мы называем жизнью, есть результаты физических и механических процессов в органической природе, и что такая вещь, как жизненная сила, отдельно и отлично от физических и химических сил, изучаемых и наблюдаемых в лабораториях, не существует.

После этого многие стали ждать и надеяться, что не сегодня завтра они услышат об открытии нового вещества, искусственно образованного в лаборатории, которое будет жить, расти, двигаться, размножаться и умирать, подобно живой материи. Очень многие из современных мыслителей и ученых действительно считают это возможным. Они думают, что жизненность есть просто результат механической деятельности органов, что жизнь возникает прямо в мертвой материи и повинуется механическим, физическим и химическим законам, что живое существо есть ни что иное, как машина, и что все его действия, как внутренние, так и внешние, есть только комбинация известных химических реакций, подчиненных обычным химическим законам. Они утверждают, что живая материя ничем не отличается от мертвой, и что живое вещество создается из неживого.

Согласно мнению этих ученых, человеческое существо есть ни что иное, как результат известных изменений и соединений, управляемых общими законами физической природы. Но если спросить их, какой силой обладают эти химические и механические видоизменения, создающие человека, что за сила заставляет все химические комбинации образовываться в нужных количествах и по нужным линиям и при этом в таком бесконечном разнообразии, - то они ответят, что они не знают.

Но необходимо поставить вопрос: действительно ли мы подобны машинам и подчинены только механическим законам и ничему больше, зависит ли наш рост исключительно от процессов известного соединения вещества в неживом мире, представляем ли мы собой действительно только случайные отложения или кристаллизации атомов и молекул, не управляемых никакими высшими силами, кроме физико-химических? Люди, изучающие физиологию в наше время, знакомятся в книгах и учебниках с этой физико-химической теорией происхождения жизни, и они смеются над теми, кто употребляет такие выражения, как жизненная сила, жизненность или жизненная энергия, в смысле энергии отдельной и отличной от физико-химических сил природы. В действительности, происходит следующее. Изучая физиологию, они как бы отбрасывают в сторону всякую идею жизненности и жизненной силы. Они рассматривают природу жизненности и жизни и пытаются объяснить образование мозговых клеточек, нервной ткани и строения различных органов живого существа, представляя себе все это мертвым и не живым. Но эти крайности, в которые уходит наука, уже вызывают против себя реакцию, и в Европе существует много мыслителей, наоборот утверждающих, что нет никаких оснований считать жизненную силу, состоящей из физико-химических сил, и утверждающих, что есть особая жизненная сила, проявляющаяся в частицах живой материи и несоизмеримая с физическими силами.

Совершенно верно, что человеческое тело есть машина, но машина не похожая ни на какую машину, созданную человеком. Это самодвижущаяся, саморегулирующаяся, само приспособляющаяся живая машина, управляемая силами воли и разума, и она произошла от зародыша жизни, обладавшего жизненной силой и имевшего возможность и способность стать сознательным, желать, думать, проявлять психическую деятельность, т. е. образовывать в себе все эмоции и мысли человеческого существа. Под зародышем жизни мы подразумеваем тот зародыш материи или вещества, который содержит в себе потенциально жизнь и разум. И хотя проявление этой жизненной силы зависит от органического строения, тем не менее, ее нельзя отождествлять ни с одной из известных нам физических сил. Это не тепло, не электричество, не магнетизм, не молекулярное притяжение, наоборот, это сила, которая управляет всеми более грубыми физическими силами и направляет их по своему желанию. Эта сила руководить всеми токами, передающими по телу энергию, приводящими в движение и сокращающими мускулы, она координирует все автоматические движения, следит за действиями всей системы как в целом, так и в частях, и сама по себе является началом чисто животной жизни. В человеке существует специальный орган, при помощи которого функционирует эта сила, и который создан также для того, чтобы отделять ее от другой энергии, давать ей возможность проявляться в форме и стремиться к определенным целям. Этот орган как бы дает ей выход для выражения. Это спинной мозг с его нервами в человеке и соответствующие органы других животных.

Таинственная и невидимая жизненная сила называется по санскритски "прана". Та часть науки йогов, которая относится к действию этой таинственной силы, описывает её происхождение и природу и учит, как этой силой можно управлять и пользоваться для желаемых результатов, - называется "наукой о пране". Обыкновенно слово "прана" на европейские языки переводится словом "дыхание", почему и наука о пране часто называется наукой о дыхании. В действительности, прана совсем не значит дыхание. В Упанишадах прана определяется, как причина всего движения и жизни в органической и неорганической природе, где есть хоть малейшее проявление движения жизни или ума. От мельчайших атомов до величайших солнечных систем и от амёбы до гениального человека жизнь есть проявление всепроникающей силы, называемой "прана". Эта сила одна, хотя она кажется чрезвычайно разнообразной по своим выражениям, это мать всех сил, физических, химических и психических. Философия Веданты говорит о ней, как о последнем обобщении многообразных сил природы. Эта сила неразрушима, смерть это только форма проявления этой силы, а совсем не уничтожение её. Но эту силу не следует смешивать с молекулярным притяжением, потому что она гораздо тоньше, - и никаким способом не может быть сделана видимой или осязаемой на ощупь. Эту силу нельзя взвесить, измерить или увидеть, в какой бы то ни было форме.

Согласно Веданте, прежде начала творения природа была в свободном состоянии, не имела в себе ничего условного, а заключала в себе потенциальную прану. Веданта не делает того нелепого утверждения, что жизнь явилась из отсутствия жизни. Она не допускает возможности, чтобы жизненная энергия явилась результатом действия механических сил, но наоборот она говорит прямо, что жизненная энергия есть сила, действующая одновременна с физико-химическими силами, вернее даже можно сказать, что физико-химические силы являются только выражением живой энергии праны. Хотя некоторые из современных научных монистов признают, что вся материя и все силы возникают из общего источника или из одной вечной энергии, однако, в то же время они отрицают жизнь или жизненность в этой энергии и считают ее не живой. Они стараются доказать, что жизнь есть продукт какого то рода движения мертвой материи. Веданта, наоборот, учит, что все явления вселенной развились из вечной энергии, заключенной в пране. Космическая жизнь, сила космического ума, космическое понимание и сознание могут взаимно зависеть одно от другого, но, существуя в человеческом организме, они находятся в том же самом соотношении между собой, как те бесконечно разнообразные силы, которые действуют в вечном живом существе, телом которого является вселенная.

Наука "йога" утверждает, что прана есть основная причина всех проявляющихся сил природы. Почему атом движется, или вибрирует? Ученые не знают этого, но "йога" говорит, что это действие праны. Те силы, которые производят вибрацию в атоме или молекуле суть одно из выражений энергии праны или космического жизненного начала. Та же самая прана является силой, при которой зародыш жизни пробуждается и начинает расти на физической плоскости. Прана возбуждает движение в молекулах клеточек зародыша и начинает строить организм по заложенному в зародыше плану, делать исправления, возобновлять изнашивающиеся части и производить новых особей, продолжая существование рода. Прана является причиной всей деятельности протоплазмы, как в самых маленьких живых организмах, так и в наиболее развитом организме, в человеке. Прана тесно связана со всей деятельностью ума, т. е. управляет всей разумной и сознательной деятельностью организма, проявляемой им на всех ступенях его эволюции, начиная от зародыша. Жизненная сила и ум в действительности являются только двумя аспектами праны. Зародыш жизни обладает психичностью так же, как жизненностью, и явления этих двух аспектов неразрывно связаны между собою. В науке йоги отношение между умом и праной аллегорически описывается, как отношение лошади и наездника. Прана в этом случае играет роль лошади, а индивидуальный ум - роль ездока. Если в это сравнение ввести еще тело, то нужно его представить себе в виде экипажа, двигаемого силами праны и управляемого разумом. Деятельность механизма тела останавливается, если прана или жизненная сила перестает возобновляться и действовать в нем. Когда же вибрации праны останавливаются, ум перестает действовать на физической плоскости. Именно поэтому жизненная сила или прана называется посредником или медиумом, через который ум проявляет свою силу на физической плоскости.

Живой организм есть ни что иное, как механизм для проявления силы души. Когда душа желает выразить некоторые стороны себя на материальной плоскости, она создает при посредстве праны возможность выполнения своего желания. Если душевная деятельность какого-нибудь живого существа меняется, органическая структура тканей и клеточек также должна перемениться. Различные опыты, произведенные многочисленными учеными, ясно показали, что в основе всех физических изменений и органических функций лежат известные психические усилия - деятельность ума. Ненормальная деятельность ума непременно создаст какие-нибудь патологические явления в организме, потому что она будет влиять на его жизнь и на его деятельность. А когда жизненная сила, т. е. та сила, которая дает жизнь каждой клеточке тела, находится под ненормальным влиянием, все клеточки начинают вибрировать различным образом, и в результате нормальная деятельность клеточек организма нарушается, что в свою очередь влияет на весь организм и создает то, что мы называем болезнью тела. Говоря короче, когда жизненная деятельность нормальна, то и психические функции будут естественны. Больное тело точно так же влияет на ум, как расстроенный ум делает больной всю физическую систему. Кто может регулировать свою душевную деятельность, тот знает, каким образом сохранить жизненность и здоровье своего тела, точно так же, как человек, умеющий управлять жизненными функциями своего тела, понимает секрет, при помощи которого можно сохранить здоровье ума. Человек, который таким образом способен владеть умом и телом, есть господин самого себя, царь, сознательно управляющий своими владениями. Но, кто не является господином самого себя, тот живет, как раб, подчиненный страстям, чувствам, стремлениям к обладанию, чувству собственности, гордости и всем земным желаниям. Люди, не умеющие управлять своими жизненными силами, всегда несчастны, потому что они непрерывно страдают физически или духовно.

Всякая неправильная деятельность ума создает физико-химические изменения в нервных центрах, в органах и даже во всем теле. Это можно доказать, производя химический анализ выделений различных органов и в особенности анализом дыхания, т. е. выдыхаемого воздуха. При анализе воздуха, выдыхаемого лицом, находящимся под влиянием гнева или какой-нибудь другой сильной страсти, мы найдем, что вся его система в течение этого времени была как бы отравлена. Пропуская выдыхаемый воздух через известный раствор в стеклянной трубке, мы ясно увидим изменение, производимое этим дыханием в растворе, но это изменение будет только внешним признаком внутренних видоизменений, происходящих во всей нервной системе. На самом деле должны быть чисто органические изменения, создающие такие свойства выдыхаемого воздуха. При нормальном здоровом состоянии ума и тела химический раствор в стеклянной трубке будет оставаться неизменным, дыхание тогда правильно, глубоко и сильно. Каждый импульс страсти, овладевающей умом, отражается на дыхательных функциях, создавая в них значительные изменения. Гнев, ненависть или ревность сразу создают короткое быстрое дыхание, в то время как мысль о мире, о счастье, о божественной любви производят долгое, глубокое дыхание.

Существует много различных способов изучения отношений к жизни, к душевной деятельности. Йоги утверждают, что прямой причиной ненормальных и болезненных состояний тела является слабое проявление в нем жизненной энергии, а косвенно на то же самое влияет неправильная душевная деятельность. Поэтому излечение болезней означает удаление препятствий, которые мешают правильно работать пране. Это может быть совершено при помощи физических средств или путем регулирования умственных и душевных процессов. Йоги излечивают болезни, увеличивая жизненную силу организма, пробуждая скрытую энергию праны, являющейся источником всех сил. Они знают способы, при помощи которых можно наполнить все тело и каждую клеточку тела жизненностью.

Регулируя колебания клеточек при помощи высоких вибраций праны, йоги создают сильный ток праны, производящей вибрации, и, направляя его течение через расстроенные и дезорганизованные клеточки больных органов, они восстанавливают структуру этих клеточек. "Лечение" производится быстрой циркуляцией крови, насыщенной праной, обладающей целительными свойствами и посылаемой к больным местам. Этим способом клеточки восстанавливаются в своем нормальном состоянии, и болезнь излечивается. Йоги делают это сознательно и строго научным образом при помощи дыхательных упражнений; сопровождаемых концентрацией мысли. Согласно науке "йоги", все токи и все молекулярное движение в мозговых и нервных клеточках производится праной или жизненной силой. Если молекулы наполнить сильным током праны или жизненной силой, их вибрации бесконечно усилятся, и это поможет им выбросить из себя ненужные вещества, отработанные материалы, которые задерживают их естественную деятельность. Это освобождение от ненужного балласта восстанавливает здоровое состояние организма.

Та же самая прана есть двигательная сила, производящая кровообращение. Йоги утверждают, что жизненная энергия заключена в нервных центрах спинного мозга. Она является причиной движения грудной клетки, которое в свою очередь производит дыхание. Дыхание же является причиной кровообращения и всей органической деятельности. Современные физиологи говорят нам, что каждая часть нашего тела, каждая ткань и каждая клеточка дышат, что легкие есть ни что иное, как инструмент в дыхательном процессе, так как химические операции, которые являются существенной частью дыхания, происходят не только в легких, но во всем теле, во всех клеточках и тканях. Легкие есть только дверь, через которую кислород входит в систему. Физиологи 18 века держались совсем другого взгляда. Даже отец современной химии Лавуазье (1748-1794) предполагал, что главный акт дыхания происходит в легких, но в действительности там происходит только то, что кислород, введенный в легкие, фильтруется через тонкие стенки легочных волосяных сосудов, находя там красные кровяные тельца, т. е. вещество, называемое гемоглобином, с которым он соединяется, образуя то, что называется окси-гемоглобином. Это очень неустойчивое сложное вещество, потому что при прохождении его через волосяные сосуды всего тела, кислород очень легко улетучивается из него и, входя в клеточки, производит в них свою работу. Таким образом кровь является как бы средством для передвижения кислорода. Органическое сгорание не происходит в легких; его место в клеточках и тканях по всей системе организма.

Физиологическая химия говорит нам, что все тела минерального и растительного царства, а также и животного, составлены преимущественно из четырех следующих элементов; кислорода, водорода, углерода и азота. Из них всего важнее кислород, так как он наиболее широко распространен. Он составляет по весу приблизительно одну пятую атмосферы, восемь девятых океанов и всей воды, почти половину твердых скал и вообще твердых веществ и больше половины всех растений и человека. Если человек весит около четырех пудов, то почти три пуда его веса составляет кислород. Кислород это главная причина всей деятельности механических, химических, мышечных и психических сил. Сама энергия или деятельность живого организма определяется количеством вдыхаемого им кислорода, и степень силы, проявляемой организмом, растет пропорционально вводимому в него кислороду. Поглощение кислорода это первое и необходимое условие жизненной деятельности. Без него всякие другие материалы, от которых зависит жизненная деятельность, не приносят пользы. Дыхание является средством или орудием для введения кислорода в систему. Кровь, которая один раз совершила свое обращение по нашему телу, была бы больше негодной для работы, если бы она не очищалась в легких. Обыкновенно вдыхаемый воздух содержит 21% кислорода, и при выдыхании в нем остается только 12% кислорода, следовательно, 9% осталось в теле. В здоровом нормальном человеке в среднем скорость пульса доходит до 75 ударов в минуту, и каждый удар пульса означает, что от сердца передвигается около одной восьмой фунта крови, т. е. в минуту около 9 фунтов. Количество крови в человеческом теле считается приблизительно в одну пятую веса всего тела, или около тридцати фунтов. Для человека, весящего около 4-х пудов, все количество крови, имеющейся в организме, протекает через легкие в такой необыкновенно короткий период времени, как три минуты. Трудно даже представить себе колоссальную работу легких, этой машины необыкновенно сильного и энергичного действия. В 24 часа через легкие проходит около 380 пудов крови.

Хорошо известно, что, как правило, у обыкновенного человека работает не больше одной шестой части вместимости всех легких. Если же воспользоваться не работающими пятью шестыми, - то, кто знает, какие удивительные результаты могут быть получены. Природа ни одному органу не дала его полной силы без цели. Мы уверены, что если бы человек научился извлекать пользу из всей силы и вместимости своих легких, то больные или расстроенные легкие стали бы совершенно невозможными. Если мы поймем науку о дыхании, мы сможем развить свою легочную силу до её крайней степени. Затем правильно регулированными дыхательными упражнениями мы можем очистить каждую частичку материи в клеточках наших органов и с помощью тока праны можем в заключение изгнать из тела всю физическую слабость.

Различные сектанты, которых так много развилось в Америке и в Европе, уверяющие, что они могут лечить болезни верой, своим дыханием или ментальными токами действительно иногда излечивают больных без помощи лекарств. То же самое делают индийские йоги, но гораздо более правильным способом. Западные целители требуют, чтобы их пациенты верили в известные вещи, прежде всего, чтобы они поверили, что больше не страдают. Йоги утверждают, что мы можем достигнуть реальных результатов без помощи всякой веры, если мы при помощи дыхательных упражнений научимся контролировать прану, усилять жизненный ток и наполнять всю систему целительными силами жизненной энергии. Гармонизируя деятельность клеточек и удаляя препятствия, мешающие правильному проявлению в клеточках жизненного тока, мы освобождаемся от болезней. Западные целители смутно знают секрет управления праной; если бы они знали больше, они без сомнения достигли бы гораздо более сильных результатов. Некоторые из них, следуя примеру йогов, берутся за дыхательные упражнения, и, быть может, уже недалеко то время, когда на западе научатся пользоваться дыханием и поймут истину, заключающуюся в удивительной "науке о дыхании".

Некоторые люди, которые ничего не знают об этой науке, думают, что она учит просто механическим процессам вдыхания и выдыхания. Но область этой науки гораздо шире, потому что она показываете также, как контролировать прану, как увеличивать жизненность всей системы путем зарождения новых нервных токов высшего порядка, как гармонизировать вибрации клеточек, как пробуждать силы, спящие на подсознательной плоскости ума, а также энергию, заключенную в нервных центрах спины. Она также говорит нам, что, когда начинают проявляться эти высшие силы, мы перестаем поддаваться действию тех влияний, которым подвержены обыкновенные смертные. Индия, это единственная страна, где с давних времен наука о дыхании внимательно изучалась и наследовалась йогами всевозможных направлений. Столетия работы открыли разнообразные методы регулирования дыхания, следуя которым, можно получить удивительные результаты, как духовные, так и физические. Из этих удивительных открытий выросла современная "наука о дыхании", которая не только дает контроль над легкими, но объясняет также отношение процесса дыхания к пране и указывает, каким образом, регулируя вибрации клеточек и подчиняя эти вибрации высшим законам жизни, человек приобретает господство над праной своего организма, причем этот контроль над праной дает ему полную власть над всеми силами, управляющими умом и телом.

Цель йогов заключается в том, чтобы установить абсолютную гармонию между своими жизненными свойствами и духовными функциями, превзойти все законы, которым обыкновенно подчинены тело и ум, подняться выше влияния окружающих условий и стать верховным властителем своего ума и тела. Согласно йогам, это полное господство над собой и вытекающее из него освобождение приходит только к тому, кто изучил все тайны регулирования жизненной энергии, и кто прибрел силу направлять эту жизненную энергию туда, где она нужна. Прежде чем человек выучится контролировать эту неведомую жизненную силу, он должен знать, где найти ее в своем теле, он должен узнать, где находится трон этого неведомого царя физической деятельности, где его помощники, и каким образом он управляет своим царством.

Йоги говорят, что этот царь организма или прана со своими помощниками имеет пребывание в нервных центрах, расположенных вдоль спинного мозга. Эта центры являются главными станциями или аккумуляторами жизненной силы организма. В спинном мозгу много таких центров, из которых идут моторные и сенсорные нервы, проникающие через все тело, включая его внутренние органы. Все чувства и движения человека зависят от его нервных центров в спинном мозгу. Существуют два тока, которые идут в головной мозг и из мозга через спинно-мозговую колонну и нервы, они называются приносящим и уносящим током; по санскритски "ида" и "пингала". Эти токи проходят через передние и задние каналы мозга, представляющие собою как бы две дороги, по которым ходят токи праны. Нервная энергия рассеяна во всем теле, и единственный способ регулировать ее заключается в том, чтобы контролировать деятельность главных центров спинного мозга. Поэтому, если кто-нибудь хочет контролировать свою прану, тот должен прежде всего научиться управлять центральными станциями, при помощи которых она распространяется по организму и производит свою работу. Изучив взаимные отношения этих различных центров, йоги находят, что в организме таких наиболее важных центров - шесть.

Согласно "науке о дыхании", главный из этих шести нервных центров находится в спинном мозгу, против грудной полости. Это дыхательный центр и по-санскритски он называется "анахата". Он движет грудную клетку, заставляет расширяться и сжиматься легкие и управляет деятельностыо других, зависящих от него центров. Если этот главный центр расстроен или вибрирует неправильно, тогда все подчиненные ему более мелкие центры, рассеянные по всей системе тела, начинают работать также неправильно. В результате является болезнь, органическое расстройство или длительное нездоровье. Но пока главный центр находится в нормальном состоянии, движение легких, от которых зависит вдыхание и выдыхание, будет правильным. Поэтому йоги, желающие подчинить себе нервные центры, прежде всего стараются добиться контроля над центром, заведующим дыханием. "Наука о дыхании" утверждает, что путем регулирования дыхания можно управлять движением легких и всеми функциями нервной системы. Она говорит также, что, контролируя нервные центры спинного мозга, человек приобретает господство над нервными токами, проходящими через организм, и в конце концов побеждает все бессознательные силы своего ума и пробуждает спящие в нем силы, увеличивая этим свое могущество. Если человек сумеет пробудить умственные силы, находящиеся в настоящее время в скрытом состоянии, в подсознательной области ума, он получит возможность воспользоваться опытом всех предыдущих воплощений, всеми впечатлениями, собранными в течение предыдущих жизней. Все это как бы перейдет на сознательную плоскость, все это он будет помнить и видеть.

Йоги говорят, что большая часть людей дышит совершенно неправильно, и что существует большая разница в дыхании различных людей. Причины этого неправильного дыхания очень разнообразны и многочисленны. Ненормальная пища, возбуждающие напитки, страх, болезненное состояние, горе, печаль, нервное возбуждение, страсти, беспокойство - все это расстраивает и нарушает правильность дыхания. Эмоции не действуют непосредственно на дыхание, но они влияют на него косвенным образом, создавая ненормальную деятельность праны, отражаясь сначала на нервных центрах, затем на движении грудной клетки, которое, становясь неправильным, создает неправильное дыхание. Таким образом, неправильное дыхание всегда является внешним знаком ненормальной деятельности нервных центров спинного мозга.

Йоги, дыхательные центры которых действуют правильно и находятся под полным контролем сознания, свободны от слабости, болезней и всяких органических расстройств. Точно так же, как путем контроля деятельности праны в нервных центрах регулируется движение легких и дыхание, - так обратным образом, регулируя дыхание, можно контролировать деятельность легких и нервных центров. Деятельность дыхания и нервных центров всегда неразрывно связаны одна с другой. Люди, страдающие от каких-нибудь органических расстройств, должны обратить внимание на изучение "науки о дыхании", так как она абсолютно необходима для того, чтобы получить здоровое тело и здоровый ум. Главная цель йогов заключается в том, чтобы внимательно наблюдать свою собственную природу и ясно понять силы, действующие в их системе, понять отношение одних сил к другим и, приобретая полное знание собственного организма, научиться точно так же ясно понимать всю природу, потому что законы, управляющее человеческим телом и всей вселенной, совершенно одинаковы. Все эти законы - ни что иное, как способы действия праны в природе; поэтому йоги прежде всего стремятся понять индивидуальную прану и жизненную силу, действующую в их собственной системе. В Индии этот факт давно признан, и "наука о дыхании" внимательно изучается мудрецами, которые не имеют другой цели, как только приобретать знание ради знания. И они изучают эту науку, практикуют дыхательные упражнения, замечают их результаты, передают наставления своим ученикам совсем не для того, чтобы создать себе из этого профессию или заработать деньги, или приобрести славу, а исключительно ради знания. Они отказываются учить людей, которые приходят к ним с какими-либо утилитарными целями и отказываются именно в силу полного отсутствия у них каких-нибудь материальных интересов, так как знание йогов чисто, и не испорчено никакими эгоистическими мотивами. Они прекрасно понимают опасность, которая может возникнуть от неумеренного пользования упражнениями в дыхании. Поэтому люди, изучающие "науку о дыхании" под руководством неопытных учителей, должны быть настороже, так как они всегда находятся в опасности создать нервный ток в неправильном направлении. А это может дать совсем нежелательные результаты и даже кончиться полным умственным расстройством. Наоборот, правильное дыхание приносит величайшую пользу людям, если им умело пользоваться. Но если злоупотреблять силами, даваемыми сознательным дыханием, оно является причиной огромного количества зла, точно так же, как является отравой всякое лекарство при его неправильном или неумеренном употреблении. Как, изучая медицинские книги, человек не может начать сам лечиться без помощи опытного врача, точно так же теоретическое изучение йоги не может никому дать хороших результатов, если человек не пройдет практический курс под руководством опытного йога. Необходимо помнить кроме того, что во всех книгах, написанных о йоге, сказано далеко не все: да и не может быть сказано, потому что организм одного человека слишком сильно отличается от организма другого, и то, что полезно одному, может быть вредно другому. Но всякий человек, который прилежно и настойчиво начнет работать над собой, согласно указаниям опытного учителя, непременно получит в высшей степени благодетельные результаты, как для ума, так и для тела. Он научится вырабатывать жизненную силу и увеличивать жизненность всего своего организма. Он будет способен удалять произвольно из тела ненужные вещества и преодолевать все болезненные состояния в тех случаях, когда, конечно, дезорганизация и разложение клеточек не ушли слишком далеко. Приобретая контроль над своим телом, он никогда уже не будет больше подвергаться простуде, никогда не будет страдать лихорадкой, ревматизмом и многими другими болезнями, которые происходят просто от того, что человек не умеет пользоваться внутренними силами своего собственного организма. Зная, что он может дать новую жизнь клеточкам своих органов, усиливая вибрации праны, человек будет знать, каким образом освободиться от всякой возможности расстройств организма, являющихся простыми результатами невежества.

Всякий человек, молодой или старый, мужчина или женщина, непременно достигает известных результатов, если будет правильно и регулярным образом практиковать дыхательные упражнения в течение шести месяцев, но под дыхательными упражнениями здесь совсем не подразумевается только глубокое дыхание, которому учат певцов, адвокатов и актеров. Вообще дыхание индусских йогов совсем не то, что правильное дыхание, преподаваемое современными школами физической культуры. Глубокое дыхание очень полезно для вбирания в организм большого количества кислорода, и, несомненно, оно имеет свою ценность, особенно для людей, живущих ненормальной городской жизнью и утомляющихся от умственного труда. Женщины, носящие узкие платья, приобретают благодаря им много болезней, источник которых можно проследить до самого начала и объяснить именно недостатком кислорода, нужного для органического сгорания и поддержания деятельности органов. Внутренние органы многих людей в западных странах неразвиты или ненормально развиты вследствие ненормальной одежды, и для всех таких людей глубокое дыхание, конечно, является в высшей степени полезным, но слишком большое количество его тоже вредно, так как оно чересчур напрягает легкие и заставляет их увеличиваться в объеме. Ненормальный рост легочной ткани с течением времени может сам по себе создать болезненное состояние всего организма. Люди, берущие уроки глубокого дыхания у опытных учителей, должны внимательно подумать о том, что мы говорим. Дыхание слишком большая сила, чтобы с ним можно было обращаться нерасчетливо. Но мы под дыхательными упражнениями подразумеваем процесс, при помощи которого приобретается контроль над движением легких и над нервными центрами, т. е. власть над праной или жизненной энергией.

Йоги утверждают, что практика дыхания приносит те результаты, какие человеку желательны: физические, психические или духовные. Кто может приобрести полный контроль над своим дыханием, тот может останавливать его на целые часы и при помощи этого развивать в организме такую силу, которая может поднимать тело на воздух, как бы вступая в борьбу со всеми силами притяжения. Йоги утверждают, что можно даже победить смерть, приобретя контроль над праной. В Индии есть много йогов, которые заранее знают тот момент, когда они освободятся от своего тела. За большое время вперед они говорят, что в такой-то день и в такой-то час оставят свое тело, и в назначенное время совершенно сознательно и в присутствии многих людей уходят из жизни совершенно естественным образом. Есть другие, которые могут на необыкновенно долгое время продолжать жизнь и могут долгий период времени жить совершенно без всякой пищи.

Когда такие удивительные вещи совершаются при помощи контроля над жизненной энергией праны, нисколько не является странным то, что учителя йоги говорят миру: -

"О, смертные, изучайте науку о дыхании, изучайте тайну управления праной или жизненной силой, прилежно работайте для того, чтобы управлять своим дыханием; власть над праной принесет вам счастье земное и духовное; с этой властью придет полное здоровье, господство над телом и тот внутренний свет, который будет длиться вечно".

На Западе обычно весьма смутно представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибаются, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Подобные люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такой же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – «йога», т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придало название «йоги» – от санскритского слова «йуг» – что значить «соединять».

«Йога» делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области «йоги», и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы «йоги», соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения «йоги», однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто достаточно подготовлен для их восприятия. Восток и Запад растут вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения йогов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхания» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «науки о дыхании», далее ее физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние ее на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности эти учения будут приняты как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое», таинственное и непонятное. Однако западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Глава 2. Дыхание ради жизни

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значит жить, и без дыхания нет жизни. Не только высшие животные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части; и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхания его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходит долгая череда постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий.

Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания.

Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких посредством дыхания.

И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от правильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и свобода от болезней. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивления, с другой же стороны, дыхание неполное и небрежное укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням.

Человек в своем нормальном состоянии не нуждается в особых наставлениях для дыхания. Как животные и как ребенок, он дышит полной и свободной грудью, как природа ему это и указала. Но цивилизация в нем многое изменила. Она дала ему неправильные и вредные манеры ходить, стоять и сидеть, которые лишили его естественного и правильного дыхания, дарованного ему природой. Он дорогой ценой заплатил за цивилизацию.

Нынешний дикарь дышит правильно – пока его не коснется влияние цивилизованной жизни. Лишь очень немногие среди людей цивилизованного мира дышат правильно, отчего и происходят эти впалые груди и вогнутые плечи, а также это ужасающее возрастание болезней дыхательных путей, и среди них – страшное чудовище – чахотка, эта «белая чума». Выдающиеся авторитеты гигиены утверждают, что одно поколение людей, дышащих правильно, возродило бы расу и сделало бы чахотку редкостью, о которой все говорили бы, как о чем-то необычайном. Для европейца и человека Востока одинаково ясна и несомненна тесная зависимость между здоровьем и правильным дыханием.

Наука Запада подтверждает, что физическое здоровье человека очень зависит от правильного дыхания. Учителя Востока, соглашаясь с этим мнением своих западных братьев, признают, что вдобавок к выигрышу физического здоровья, получаемому от правильного дыхания, весьма увеличивается от него и умственная сила человека, довольство жизнью, самообладание, проницательность, нравственная твердость и вообще сила духовная. Целые философские школы основаны были на Востоке на этой науке, и когда западные народы познакомятся о ней и введут ее в практику, она произведет чудеса между ними. Теория, созданная Востоком и примененная к практике Западом, даст достойные плоды.

Эта книжка имеет задачей дать «науку о дыхании» в полном объеме – не только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и оккультную сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему укреплению здоровья человека посредством известного и западным специалистам глубокого дыхания, но показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей природы – посредством «науки о дыхании».

Йоги делают упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы – «праны», укрепляющей и оздоровляющей этот орган. Они знают все, что известно их западным собратьям о физиологическом воздействии правильного дыхания, но они знают также, что воздух содержит в себе не только кислород, водород и азот, и что при дыхании происходит не одно окисление крови. Они знают о «пране», о которой их западные собратья вовсе не знают, и они подробно осведомлены о природе и способах управления этим великим проявлением энергии, а также о воздействии его на человеческое тело и ум. Они знают, что ритмическим дыханием можно привести себя в гармоническую вибрацию со всей природой и помочь развитию своих скрытых сил. Они знают также, что дыханием, управляемым должным образом, можно не только излечивать болезни свои и чужие, но и удалять от себя страх, мучения и низшие страсти.

Вам также будет интересно:

Наш клуб является коллективным членом ФДМО (Федерация джиу-джитсу Московской области),...
 Станислав SportPanda Хочешь накачаться в домашних условиях за 2-3 месяца к лету,...
Подъем ног в висе по праву можно назвать одним из самых эффективных упражнений на пресс....
Упражнение развивает среднюю часть дельтовидной мышцы, надостную мышцу, расположенную под...
Упражнение сведения в кроссовере через верхние блоки, прокачивает нижнюю часть, середину и...