Команда Центра подготовки детских тренеров имени Константина Бескова состоит из зарекомендовавших себя специалистов в сфере подготовки юных футболистов.
ТРЕНЕРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
Старцев Александр Анатольевич
Генеральный директор АНО ДПО «Центр по подготовке детско-юношеских тренеров по футболу им. К.И. Бескова»
Визе Вадим Анатольевич
Заместитель директора Центра имени К.И. Бескова
Образование: Омский Государственный Университет Физической Культуры (1990 г. тренерский факультет, кафедра футбола)
Алтайский Государственный Педагогический Институт (1998 г., психологический факультет).
Тренер по футболу, лицензия «С», спортивный психолог.
Киселев Николай Иванович
Чемпион и обладатель Кубка СССР, четырежды включался в список 33-х лучших игроков СССР. Мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР.
Инструктор-преподаватель Академии тренерского мастерства российского футбольного Союза. Преподаватель курсов повышения квалификации Москомспорта для тренеров по футболу.
Кочешков Николай Анатольевич
Тренер юношеской сборной России 1996 г.р. (2010-2015).
Тренер молодежной сборной России U21 (2015).
Образование: Лицензия «В » УЕФА, Академия тренерского мастерства РФС, г. Москва (2013).
Инструктор Академии тренерского мастерства РФС. Преподаватель курсов повышения квалификации Москомспорта для тренеров по футболу. Инструктор-методист «Программы подготовки футболистов 10-14 лет» РФС.
Кузнецов Александр Александрович
Заслуженный тренер России. Консультант Центра им. К.И. Бескова.
С1980 года работал со сборными юношескими и юниорскими командами СССР
С1982-1986 гг. тренер юношейской сборной команды СССР
В1998 г. - главный тренер юношеской сборной России
2003 г. главный тренер ФК «Витязь» (г.Подольск)
2004-2006 гг. тренер селекционер ФК «Москва» (г.Москва)
2007-2009 гг. тренер селекционер ФК «Локомотив» (г.Москва)
С 2012 г. инструктор-преподаватель Академии тренерского мастерства Российского футбольного Союза
Шагов Александр Анатольевич
Заслуженный тренер России
Пискарёв Александр Михайлович
Консультант Центра им. К.И. Бескова
советский футболист, нападающий; советский и российский футбольный тренер. Мастер спорта СССР. Заслуженный тренер РСФСР (1987)
Возглавлял юношеские, юниорские и молодёжные сборные СССР, СНГ и России (1984-1997). Под его руководством юношеская (до 17) сборная СССР заняла второе место на чемпионате Европы (1987) и первое на чемпионате мира (1987).
Цокаев Сайдамин Шамаевич
Кандидат педагогических наук
Лепешкина Светлана Викторовна
Кандидат педагогических наук, Доцент
Декан факультета дневной формы обучения МГАФК
Тренер из питерской футбольной школы рассказал, почему в России все так плохо с подготовкой молодых игроков.
В Европе такого понятия, как взрослый тренер, вообще не существует. Профессия давно углубилась в сферу организации, и там тренеров называют менеджерами. Работа менеджеров отошла от тренировочного процесса: менеджеры управляют группами помощников, которые отвечают за спортивную часть. Развитие качеств спортсменов закладывается на ранних стадиях – вот этим как раз и занимаются детские тренеры. Когда ты работаешь со взрослыми футболистами, ты просто пользуешься результатами труда тех, кто готовил их раньше. Если ты работаешь со взрослыми, тебе достаточно отыграть 15 лет, пройти курсы и получить лицензию, поработать ассистентом пару сезонов и возглавить команду. У взрослых мужиков организм сформировавшийся, и как-то его испортить или загубить – нереально. В детском футболе такое недопустимо. Дети приходят в футбол очень рано, в 5-6 лет, поэтому педагогические знания тренеров, знания детской психологии и физиологии выходят на первый план. Если у тренера нет практики – он будет не развивать ребенка, а гробить его. Так сейчас и происходит.
В детском футболе у нас нет никаких наработок. Если вы возьмете фигурное катание или художественную гимнастику – у нас в этих видах спорта профессия передается из поколения в поколение. Тренер работает со спортсменом персонально, досконально изучает его организм. В футболе такого никогда не было. Да, есть несколько книжек в спортивных институтах. Но они раскрывают подготовку только с физической стороны – это важно для циклических видов спорта: для бегунов или лыжников. Но как работает детский организм в футболе – никто не изучает. Цель У детских тренеров есть мотивация прогрессировать, добиться повышения. Но это только вредит. В том-то и дело, что детские тренеры должны удовлетворять амбиции, развивая игроков. Энергия должна быть направлена на создание семейной атмосферы и на общение с детьми. Но когда тебе хочется занять высокое место, твоя работа делает упор на тактику и физическую подготовку. То есть, на основы взрослого футбола. Техникой во взрослом футболе никто не занимается – там сформировавшиеся игроки.
В детский футбол приходят люди без опыта и знаний. Приходят, чтобы добиться результата, а это совсем не то, что нужно. Если во взрослом футболе люди работают на командный результат, то в детском футболе результат должен быть не на первом, а на десятом месте. В Европе уже отказались от турниров для детей маленьких возрастов. На первом месте должно стоять развитие, которое закладывается в яслях, в детском саду, в семье. Тренер должен анализировать каждую минуту жизни организма ребенка. Потому что это сложнейший механизм, который функционирует по своим законам. Когда ты приходишь из взрослого футбола, то навязываешь детям такие тренировки, которые они не в силах потянуть. Нагрузка не соответствует возможностям, а ведь есть еще коллектив, внутри которого тоже нужно выстроить отношения. И эти отношения, как вы понимаете, более тонкие, в отличие от взрослых. Идеального детского тренера можно сравнить с потомственным садовником. Старший садовник передает знания сыну, который накапливает опыт и понимает, когда и как лучше поливать яблони. А дети – как маленькие саженцы. Еще садовник должен разбираться в селекции. В детском футболе необходимы тренеры, которые не только тренируют, но и отбирают детей. У нас в этом вообще никто ничего не понимает. Все делается на глазок, без аналитического подхода. Деньги Тренер практически бесплатно работает. Если брать среднестатистическую футбольную школу – тебе дают зарплату 10-15 тысяч за одну команду. Тогда берешь несколько групп. Одну здесь, вторую – в другой школе, набираешь платную группу. Это работа уже не на развитие детей, а на деньги. Сейчас эту нишу занимают люди, которые ищут возможность заработать на малышах. В Европе – в частности, в Испании – пришли к выводу: чтобы работа тренера была продуктивной, он не должен получать за нее денег. Тренеру дают ставку в клубе, днем он работает в офисе и зарабатывает этим. Вечером занимается с группами детей. А на время турниров и чемпионатов его освобождают от основной работы. Допустим, завтра найдется богатый спонсор, который будет финансировать работу тренеров. Но кому платить? Эти тренеры, которые сейчас работают, сами в футбол не играли и процесс обучения не прошли. Поэтому нужно сначала подготовить специалистов, а потом уже оплачивать их труд. Александр Низелик стал тренером академии «Зенита» Монополия «Зенита» В «Зените» говорят, что мы же не можем весь питерский футбол поднимать. А кто будет этим заниматься? Кто конкретно? Никто не знает. Академия «Зенита» собирает лучших игроков региона, но в этом нет никакой пользы. Каждый год в академию приходят условные пять игроков. Во-первых, это значит, что пятерых надо выгнать. Это уже изломанные судьбы – я знаю таких ребят. Дома трагедия, они чуть ли не с ума сходят.
Второй момент: эти пять новеньких перестают прогрессировать. Потому что там они были лидерами, на них играли, у них было много мяча, они брали ответственность на себя. А в академии другие лидеры, мяча у новеньких мало, и в итоге ребята садятся на скамейку. Хорошо, если в конечном счете от них избавляются. Но их продолжают держать до конца. Так они благополучно заканчивают карьеру. Третий момент: командам академии «Зенита» приходится всю жизнь играть с ребятами намного слабее себя. В турнирах нет противоборства, соревнование неестественно. Духа нет. И когда они переходят во взрослый футбол, их характер оказывается не приспособлен к борьбе. Характер не закаляется, потому что тяжелых моментов в жизни не возникало. Особенно это касается игроков обороны и вратарей – они простаивают без работы. Когда школа искусственно выделяется на фоне других, это плохо. Они имеют преимущество в экипировке, в условиях для тренировок, и это накладывает на детей чувство превосходства над остальными. Совершенно не заслуженное. Они еще ничего не добились, а у них уже и то, и это, и пятое, и десятое. Ребята ходят и поплевывают на всех сверху. Психика развивается неправильно. Разговаривать с такими детьми зачастую невозможно – их накрывает звездная болезнь, и вы видите, что из этого получается. Взрослые команды рассчитывают на приток голодных и полных сил ребят. А приходят самоудовлетворенные игроки, которые думают: «Сейчас со мной контракт подпишут, и ничего уже не надо делать будет. Всего добился».
В Англии схожая проблема. Молодые люди выпускаются из академий, заключают большие контракты и перестают выкладываться. Сбивается мотивация. Поэтому важно определить спортивный характер футболиста на ранней стадии – этим должны заниматься селекционеры. Когда игрок будет обеспечен материально, он должен сохранить спортивный интерес к игре. Взросление В период взросления мальчика с ним происходят невероятные вещи, которые вообще психику ломают. Дети сидят на раскаленных углях и боятся, что не сегодня, так завтра их выгонят. И их чаще всего выгоняют, потому что футболистами становятся единицы. Поэтому нужно проводить анализ, чтобы понимать, где сейчас находятся дети, которые заканчивали школы. И чем они занимаются. Есть много негативных результатов, связанных с пьянством и наркоманией. Зачастую неоправданная надежда ведет к падению. Стоит только начать. Свое горе надо успокоить, и такое горе чаще всего заливается спиртным. Помните команду Колыванова? Что с ними сейчас стало, где они сейчас? А ведь это же чемпионы Европы, лучшие игроки своего поколения. В Петербурге ежегодно выпускаются по 20 человек из академии «Зенита», потом еще 20 из СДЮШОР «Зенит». Есть еще и другие школы – за пять лет получается тысяча воспитанников. Нужно подвергать анализу, понимать, на что тратились деньги. Что надо менять. Без осознания того, что происходит, мы будем топтаться на месте. Дети сидят перед экранами, на улице не гуляют. Физически они потенциально ослаблены – еще и экология ухудшилась. Да, есть открытые площадки, но они себя не оправдали. Потому что на них играют взрослые и никого не пускают. А дети идут домой играть в компьютер. Поэтому нужны крытые залы, чтобы поля не простаивали зимой. В них должны работать специально обученные люди, которые организуют соревнования. Потому что только игры и турниры стимулируют к занятию спортом. Когда за победу что-то дарят – у ребенка праздник в душе. Главное – атмосфера в спортшколе должна быть приятной. Встает ребенок в 7:30, и его должно тянуть на занятия. У нас есть такие дети, которых тянет в школу утром? А почему не тянет – потому что учителя строгие, программа непонятная, чего-то требуют, закидывают заданиями на дом. В футбольных школах то же самое. Тренировки должны проходить в радость. Для этого должны работать профессионалы – профессионалы не по контрактам, а по ответственности к делу.
В Петербурге много талантливых детей в возрасте 8-11 лет. У них уже есть почерк, они бескорыстны, особенно в таких семьях, где не идет разговор о деньгах. Просто золото! А потом к 15 годам завершается выравнивание, и дети становятся одинаковыми, как оловянные солдатики. Все делают одно и то же, делают это не очень плохо, но и не очень хорошо. Нет работы на индивидуальное развитие, хотя изначально дети приходят очень хорошие. Родители Из-за родителей вырастает целый ком проблем – отношения тренеров с родителями, родителей с детьми, детей с тренерами. Родители перестают видеть в детях детей, а видят в них средство для заработка на пенсии. И тут отношения начинают искажаться. Если ребенок не прогрессирует, в этом сразу виновен тренер. Неподготовленные тренеры часто начинают допускать ошибки под давлением. Бывают бесцеремонные родители. Приходят после игр и тренировок, начинают права качать. На первый раз даем им предупреждение. На второй выгоняем. Бывают смышленые 5-летние мальчики. Ножки быстрые, голова светлая, любо-дорого посмотреть. И тут влезает папа, который кричит на него со стороны и не дает ему делать то, что он хочет. Тут же начинает какую-то установку давать, тренер на это все смотрит, его не выгоняет. Тренер, который все это терпит – это уже не тренер. А папа, который что-то говорит, губит своего ребенка. Как вообще можно что-то объяснять о тактике 5-летнему? Папа и себя не способен вспомнить в этом возрасте.
В Дании есть известный клуб «Брондбю», лучшая школа страны. Вот он участвует в турнире. Но родители едут туда отдельно – у них свой автобус. Селятся они тоже не с детьми, а в отдельной гостинице. Потом во время матчей они не имеют права подходить к футболистам – они вообще на другой стороне поля находятся. Если ты хочешь угостить ребенка водой или яблочком, то несешь бутылочку или фрукт не только своему сыну, но и каждому игроку. Запрещено брать с собой дорогие телефоны, дорогую экипировку. Выделяться в материальных возможностях нельзя. Так они берегут детскую психику. Ничто не должно мешать ребенку выйти и играть так, как он считает нужным. Вот он получил мяч, и решение принимает только он, а не папа с мамой. Если назойливый папа все-таки вмешался в игру – все. Сразу говорят до свидания. У нас ведь сейчас папа может прийти в школу и устроить разнос учительнице. Тем более, в футболе у нас все разбираются. Зарубежный опыт Испанцы в 80-х годах зашли в тупик. Так же, как и мы сейчас. Гнались за немцами, французами и голландцами и поняли, что догнать их не смогут никогда. Потому что не на тех смотрели. Испанская нация – маленькая, низкорослая. А тогда была тенденция – выше, мощнее, быстрее. В итоге Испания обратила внимание на Южную Америку. Там тоже невысокие ребята играют, а услугами бразильцев, аргентинцев и уругвайцев пользуется весь мир. Они изучили их опыт и разработали программу, свойственную для конкретной нации. И успехи пришли не только в футболе – в теннисе, баскетболе, гандболе. Там, где мяч, там, где нужно быстро соображать и выполнять техническое действие – там у них преимущество. И даже в Англию испанцев стали приглашать, чего раньше никогда не было. Их футбол кардинально изменился – тактически, внутренне и внешне. Сейчас весь мир работает как испанцы. Кроме, наверное, России. Мы как всегда в хвост дышим.
Тренеры в Европе – это одна семья. Они собираются, у них симпозиумы и конференции, информацию друг от друга не скрывают. Европа – это единый организм, игроки шныряют из команды в команду, а значит развиваться должны в единой системе. Переходит игрок из «МЮ» в «Барселону», а принципы игры сохраняются теми же. Не нужно заново объяснять философию – игрок уже подготовлен. А у нас даже внутри одного города проблемы. Переходит мальчик из одной школы в другую – новый тренер все объясняет по-другому. Тренировки другие, действия другие. И что можно усвоить из этого в 10 лет? Тем более, когда с тобой книжным заученным языком говорят. Академия «Зенита» посылает на европейские стажировки. В тот же «Аякс» отправляли на пару недель. Ну, посмотрели как дети работают. Привезли конспекты. Но оказалось, что тренировки, которые записали и изучили, нам ничего не дают. Эти тренировки у нас были и 30 лет назад. Мяч был и остается круглым везде. Нам нужно развивать селекцию: смотреть на игровое мышление, быстроту принятия решения. Нужно отбирать склонных к этому детей, со спортивным характером и честолюбием. Недавно в Питере проходили турниры Гранаткина и Содружества. Так вот, разница в технике и мышлении между ребятами из ЮАР и нашими – огромнейшая! Причем не в нашу пользу. ЮАР, представляете, да? Это же не какая-то супердержава. Все видят, что происходит, но продолжают прятать голову в песок как страусы. До 2018 года, видимо, надо молчать. А после 2018 может кто-нибудь что-то скажет. Например, тот, кто у нас главный в стране. Скажет: «А давайте-ка обратим внимание». Воспитание На детей орут 90% тренеров. В том числе и матом. Матерятся в основном на ребят постарше – на маленьких вряд ли. Так, чтобы еще и бить – на моей практике такого не припомню. Разве это вообще может быть нормальным? На западе за такое сразу в суд подадут. Они могут стать взрослыми полноценными людьми только тогда, когда ничего не боятся. Вот это чувство страха преследует наших спортсменов с самых маленьких лет. Посмотрите на тот же «Зенит». В какой бы ситуации Витсель не оказался – он не боится терять мяч. Данни и Халк такие же. Они могут начать обводку в любой ситуации. У них вообще чувства страха нет. Ребенок, которого ударил тренер: «Я так упал, потому что подпрыгнул» А наш игрок – Шатов или Смольников – самое лучшее, что он сделает, это ударит куда-то в трибуны, лишь бы мяч не потерять. Все это заложено в 6 лет. Если вы на ребенка крикните, даже в 10 лет, то происходит эффект ракушки. Ракушка захлопывается, и у ребенка мини-стресс на оставшуюся жизнь. Он полноценным спортсменом уже не станет. Потому что в голове всегда этот крик. Он не сможет раскрепощенно играть. Этим западные спортсмены и отличаются от наших – они все раскрепощены. Им не надо надрываться, они по природе такие. Они привыкли выражать мысли вслух, привыкли говорить с тренером откровенно, могут обнять тренера и потрепать его за ухо, погладить по шевелюре. Тренер для них такой же человек, как и они. Ты уважаешь человека и его образ мысли, но не боишься высказаться, потому что тебя за это никто не накажет. Из наших только Аршавин всегда выделялся раскованностью. Сейчас все усугубилось. Потому что весь стадион кричит, и дети теряются. У нас недавно 14-летнего мальчика дисквалифицировали на год. Он просто так взял и ударил лежачего ногой наотмашь после свистка. Повезло, что травму не нанес – у парня было подозрение на перелом позвоночника. Если бы подтвердился – пожизненная дисквалификация. Откуда такая агрессия? Все это идет от окружающей обстановки – от тренеров, партнеров, родителей.
А говорить с тренерами бесполезно. Они считают, что все правильно делают. Потому что они работают на результат. Есть конкретная игра, и нужно давить на ребенка – тогда он сделает, что просят. Сегодня это помогло, но след на будущее останется. А если говорить в глобальном масштабе, то вообще друг на друга не надо орать – ни на детей, ни на взрослых. Это просто показатель уровня воспитания и культуры. Коррупция Когда появляются деньги, то появляются проходимцы, грязь и взятки. Все знают, что в известные школы дети попадают за деньги. Заранее понятно, что из этих ребят игроков не получится, но они все равно просматриваются, отбираются, попадают в состав. Потом эти мальчики заканчивают школу и дают еще одну взятку – за контракт с профессиональной командой. Сколько это стоит – не знаю, такое происходит преимущественно в элитных академиях. Потому что в других школах просто не за что давать – уровень представительности другой. Но говорить о взятках как о факте мы не можем – нужны доказательства, а их нет. Есть только разговоры. Скажу так: мысли поддаться искушению и сыграть договорной матч в детском футболе есть. Потому что команды поставлены в такие условия, что все направлено на результат. Американцы и канадцы взяли и сделали закрытые лиги во всех видах спорта. Все проблемы решились. Когда у тебя нет страха проиграть, то и подход совсем другой. Страх проиграть матч несет за собой цепочку негативных мыслей. Если бы Премьер-лига была закрытой, то у нас бы даже слухов не было про договорняки. Но все это отражает уровень жизни в обществе, в стране.
Принимаем решение
Итак, вы хотите, что ваш ребенок занимался футболом. От 6 до 8 лет – лучший возраст для того, чтобы попробовать. Необходимо помнить: главное на первом этапе приобщения к спорту – не отбить у ребенка охоту им заниматься. Поэтому ранее шести лет отрывать его от игрушек – смысла нет, а позже восьми – уже существует риск отстать от сверстников, а следовательно, есть опасность дискомфорта в процессе тренировок. Однако случаи бывают разные, и порой ребята, стартовавшие в футболе в 10–11 лет, в дальнейшем значительно опережают более «ранних» игроков.
С чего начать?
Во-первых, определимся с уровнем подготовки. При общеобразовательных школах и ЖЭКах существуют футбольные секции «для всех желающих», основная задача которых – организовать досуг детей и улучшить их общефизическое состояние. Если вы не видите у своего ребенка особых способностей, лучше начать заниматься именно там.
Нередко подобный «мягкий старт» помогает ребенку раскрепоститься, войти в тренировочный ритм и начать прогрессировать. Первое распространенное среди родителей заблуждение: слабый мальчик исправит свои недостатки, если будет тренироваться среди сильных. Это не так. Если парень на фоне остальных детей заведомо отстает и не справляется с предложенными тренером упражнениями, он начинает подвергаться насмешкам, становится своего рода изгоем и в итоге теряет всякое желание заниматься вообще. Поэтому подберите для начала максимально щадящий режим, «свою среду».
Другое дело, если мальчик – по-настоящему подвижный и проявляет живой интерес к мячу. Тогда имеет смысл подумать о занятиях в футбольной школе.
Как выбрать футбольную школу
Второй распространенный среди родителей миф: если рассчитывать на серьезные результаты, необходимо попасть в элитную школу с громкой вывеской – то есть в СДЮШОР при профессиональном клубе премьер-лиги.
На самом деле уровень подготовки детей определяется в первую очередь тренерским мастерством. А оно, это мастерство, даже в авторитетных школах – разное. Среди наставников ведущих детских команд встречаются действительно талантливые педагоги и интересные специалисты. Но есть и недоучки, психопаты, дельцы от детского футбола. Следует иметь в виду, что должность тренера в детской школе при хорошем профессиональном клубе – место по нынешнем временам не самое безденежное, особенно в сравнении с аналогичными позициями коллег по другим видам спорта. Поэтому нередко тренерскую ставку в элитных СДЮШОР занимают не «лучшие», а – «свои».
Еще один момент, на который стоит обратить внимание – задачи, которые решает тренер. У клуба с именем и собственная футбольная школа – с соответствующими амбициями. Показателями эффективной работы наставника команды здесь всегда являются результаты матчей. И достигаются эти результаты подчас без оглядки на психику детей, их индивидуальные особенности развития.
Прошедшие жесткий отбор ребята, получив заветное место в «самой сильной школе», попадают под мощный психологический прессинг – от них требуют не только соблюдения «недетского» тренировочного режима, но и побед во всех турнирах. Худшие, по мнению тренера, дети отчисляются из команды ежегодно. Возиться там ни кем мне будут – это точно. То, что футбольный талант проявляется у каждого ребенка в разном возрасте – фактор для подобного подхода малозначительный, и во внимание он принимается довольно редко.
Еще один сюрприз, к которому вы должны быть готовы в «раскрученных» школах: Вашему ребенку придется конкурировать в числе прочих и с переростками. К сожалению, бороться с этим явлением у нас пока не научились. Родители, мечтающие о профессиональной футбольной карьере своего ребенка, подчас готовы идти на любые уловки, чтобы достичь желанной цели, а некоторые тренеры даже оказывают им в этом содействие. Существует распространенная схема попадания ребенка в состав сильной футбольной школы: в возрасте 5–7 лет мальчику переделывают свидетельство о рождении, «омолаживая» его на год-два. Затем он приходит на отбор в младшую группу – согласно своим документам. Такой ребенок, разумеется, среди формальных сверстников будет в спортивном плане выглядеть ярче. Поэтому его шансы быть «отобранным», а в дальнейшем стать лидером команды – вырастают в разы. Согласно неофициальной статистике, в некоторых столичных школах, причисляемых к ведущим, число таких переростков достигает 30% от общего количества занимающихся.
Обычно в пользу элитных футбольных школ приводится следующий аргумент – большинство их выпускников оказывается в командах мастеров, становится профессионалами. Однако следует понять, кто именно эти выпускники. Из тех детей, которые приходят в данные школы в 6–8-летнем возрасте, до выпуска в 16–17 лет не доходит практически никто. Основу выпускников составляют ребята из регионов, приехавшие в столицу почти сформировавшимися футболистами в 14–15-летнем возрасте, а также парни из московских футбольных школ «второго эшелона» – те, кто рос постепенно, без истерик и психологического давления. Судьба же в футболе «лучших» и «отобранных» в раннем возрасте – чаще всего остается неизвестной .
Исходя из вышесказанного, лично я воздержался бы рекомендовать вашему ребенку детскую футбольную школу с громким именем. В каждом городе есть немало прекрасных ДЮСШ и клубов, где качество обучения не вступает в противоречие с естественным развитием ребенка. Но, повторю еще раз для вас, уважаемые родители: не ищите хорошую школу – ищите хорошего тренера. Не пожалейте времени – попутешествуйте по разным спортивным клубам, понаблюдайте за тем, как проходят занятия, пообщайтесь с людьми. Именно тогда вы выберете для своего ребенка достойного наставника.
Если ваш мальчик проявит себя за годы занятий как действительно способный игрок, он все равно рано или поздно окажется в сильной и перспективной команде. И за примерами далеко ходить не надо: нынешние звезды ЦСКА братья Березуцкие обучались в ДЮСШ «Смена» в Капотне, там же постигал азы футбола спартаковец Денис Бояринцев. А скажем, чемпион Европы среди юношей торпедовец Сергей Морозов до 13 лет занимался в футбольной школе «Крылатское».
Посмотрите на воспитанников нашего Клуба – все они занимались только у нас.
Подобных историй много. Постарайтесь создать свою – и непременно со счастливым финалом.
Что необходимо знать родителю юного футболиста
Во-первых, следует помнить, что занятия должны приносить ребенку радость и удовольствие – только тогда парень действительно «раскроется». Исходя из этого, постарайтесь создать своему ребенку комфортную для занятий психологическую среду.
Желательно, чтобы само место тренировок – футбольная школа или секция – не располагалось слишком далеко от дома. Утомительная дорога в два конца – испытание, которое совершенно не обязательно выдерживать, чтобы стать хорошим спортсменом. История знает немало примеров, когда будущие звезды годами ежедневно преодолевали ради тренировок изрядные расстояния – но это скорее исключения из правил, и вряд ли стоит принимать в качестве желаемой модели эдакий «спартанский» вариант воспитания футболиста.
Купите мальчику действительно удобные бутсы (обойдется примерно в полторы тысячи рублей) и хороший мяч (уложитесь в эту же сумму). Это как раз не та статья расходов, на которой следует экономить. Мяч, с которым парню желательно почаще общаться во дворе, должен быть не тяжелым и не жестким, а кроме того, иметь идеально круглую форму (чего обычно не бывает у мячей китайского производства за 200–300 рублей). Лучше всего приобрести облегченный мяч четвертого размера тренировочной серии (эту формулировку заучите как заклинание для общения с продавцами в магазинах). Ну, а если не найдете – постарайтесь взять просто хороший фирменный мяч – и прослужит дольше, и ноге мальчика будет приятнее.
Далее – сами тренировки. Дисциплина и серьезность, конечно, важны. Однако не требуйте от ребенка сразу многого. Он может быть невнимательным и слабо усваивать упражнения в сравнении с другими сверстниками – постарайтесь его не ругать, не кричать, особенно в ходе самого занятия: на то есть тренер. Лучше мягко и спокойно объясняйте ошибки после тренировки. Однако совсем спускать «на тормозах» оплошности тоже не стоит: старайтесь вне тренировочных занятий общаться с ребенком, разъяснять что-то: он должен чувствовать вашу заинтересованность в процессе. И, конечно, не забывайте его хвалить – это вообще самое важное!
И последнее: как бы вы ни хотели счастливой футбольной карьеры для парня – не «перекармливайте» его общением с мячом: это чревато потерей интереса к футболу через несколько лет. Все должно быть в удовольствие. Оптимальный режим тренировок 2–3 раза в неделю для самых маленьких, 3–4 раза – для тех, кто постарше. Вне тренировочных занятий желательно, чтобы мальчик возился с мячом не более полутора часов в день – если только он сам не испытывает жгучего желания делать это в больших объемах. И уж совсем недопустимая вещь – практикуемое некоторыми родителями параллельное обучение ребенка сразу в двух футбольных школах. Пожалейте свое дитя – количество в спорте далеко не всегда переходит в качество!
В выборе и дальнейшем поиске работы я всегда ориентировался на легкий, свободный график и возможность проводить время там, где душе хорошо. Так как с детства я был ярым фанатом футбола и практически все время проводил на стадионе, играя за местный футбольный клуб.
Город по размерам и населению небольшой, но желающих играть в футбол были десятки, а то и сотни подростков разных возрастных групп. Я еще с детства привык, что на тренировках не хватало мячей, экипировки и даже тренера, который бы смог поднять и развивать спорт в городе. Конечно, на два состава старшей возрастной группы хватало, но меня всегда угнетал факт, что дети с пяти и до десяти лет, желающие играть, не имели такой возможности.
Уже на четвертом курсе обучения в университете физического воспитания, мне пришла идея о том, что можно своими силами добиться открытия тренировок для детей до четырнадцати лет. Опыт обучения и практика на третьем курсе, позволяла мне с легкостью справиться с работой тренера. Дело оставалось за малым, добиться расположения администрации стадиона, а также запросить денежную помощь у городского совета.
Спустя пару недель, я собрал необходимое число подписей, организовал небольшой комитет во главе с родительским советом и направился по местным учреждениям. Целеустремленность и желание творить благое дело, обеспечила нам желающий результат.
Уже к концу весны, у меня на руках были необходимые документы, инвентарь и сотня подростков, желающих под моим руководством развиваться и играть в футбол. Вначале было сложно, требовалось найти подход к каждому парню, организовать, дисциплинировать и мотивировать их. В общем, пришлось хорошо поработать, чтобы стать авторитетом и настоящим тренером для подрастающих игроков.
Во-первых, я создал собственную методику, которая подразумевала игру раз в неделю, в то время как остальные занятия уходили на тренировку и отработку техники, скорости и сплоченности. Идея не сразу вошла в сознание коллектива, но после того, как дети сами заметили результат своей работы, их развитие набрало еще больших темпов.
Во-вторых, я организовал сбор средств с привлечением родителей игроков, чтобы выделяемые деньги уходили на потенциальные нужны команды. И третье, спустя год еженедельных тренировок, я договорился с руководством команд из других городов и устроил дружеские спарринги между детьми.
В целом работа тренера, это одновременно сложный и трудоемкий процесс, но в то же время, профессия, которая приносит истинное удовольствие. Можно подумать, что это только тренировки, пинание мяча и развлечение на стадионе, но при этом на моих плечах находились десятки обязанностей, которые решались только мной.
Изначально, работа задумывалась как хобби в свободное время, но спустя полтора года, высшее руководство клуба, который выступает в областных состязаниях, начало выделять мне хорошие деньги и призовые за игру в районных и областных играх.
Итак, с благими целями, поиском подработки и хобби, я нашел достаточно прибыльный заработок, который приносит мне и подросткам удовольствие. Стать тренером легко, но добиться успехов и дать шанс молодому поколению, почувствовать себя нужным и перспективным, вот это по-настоящему сложная задача.