О здоровом питании и спорте

Зайцы в произведениях писателей толстых. Л

Рассказ замечательный.
Читаешь, так и видишь перепуганного зайца, который только и делает, что мечется,
прядает ушами, прислушивается и убегает от звука. Приведу последний абзац рассказа.
"Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится."
Л.Н. слишком оглупил зайца. Заяц за ночь набегает и наследит не один километр. Все его следы можно разделить на две основные группы. Одна группа следов связана с поисками корма и на самой кормежке. Этих следов охотники не разбирают.
После кормежки заяц уходит на лежку. Но прежде чем залечь, каждый заяц оставляет, скажем так, некоторую ритуальную группу следов, своего рода заградительный щит зайца.
Таких следов сравнительно немного. В этих следах есть некоторая закономерность, некоторый шаблон. Вот эти - то следы и адресованы охотникам, чтобы их озадачить, ввести в заблуждение.

На рисунке я показываю сравнительно простой вариант "ритуальных" следов. Заяц явился на лёжку с левой стороны, совершил свой ритуал и залег под кустом, в точке 5 (т.5). Представленная картина следов, если принять версию
"заяц убегает от звуков", объяснилась бы так. Заяц прошёл по данной траектории именно потому, что из точек А,В,С,D поочередно доносились звуки. В пункте 1 заяц повернул назад, потому что в А залаяла собака; в 2 - метнулся в сторону, потому что в В затарахтел трактор; в 3 - повернул назад, потому что в С раздался стук топора, а в 4 - метнулся в сторону, потому что в D заревела корова. Порешив, что он окружён, и спасаясь от звуков, заяц спрятался под кустом 5.
Подобные объяснения, конечно, несусветная чепуха.

Сдвоенные следы и прыжки в сторону (скидки около 2 метров) не имеют никакого отношения к звукам.
Да и откуда может взяться упорядоченная система звуков в далёком заснеженном поле? Всё, что делает заяц, прежде чем залечь, он творит преднамеренно, сознательно.

Заяц очень умен и хитер. Когда заяц возвращается из т.1 в т.2, из т.3 в т.4, он делает те же махи, ступает на те же следы. Для прыжка в сторону выбирает подходящее место. Прыгает или на чёрную кочку или на травку. На рыхлом снегу оставляет едва заметную ямку. Найти место скидки и продолжение следа порой бывает нелегко.
Но вот следы распутаны. Охотник подходит к т.5. Лёжка пуста. От неё идут свежие длинные махи. Заяц ушел восвояси по следу охотника.

При виде охотника заяц не будет безрассудно вскакивать сломя голову, чтобы "удрать". Он начинает всё оценивать, взвешивать, рассчитывать. Или остаться на месте незамеченным или незаметно уйти. Заяц берёт под контроль каждое движение охотника и направление его взгляда. Охотник отвел взгляд, посмотрел себе под ноги - развязались шнурки на ботинках - заяц поднялся, ушёл. Охотник поскользнулся, балансирует, чтобы не упасть. Заяц поднимается, уходит. Мне доводилось видеть ползущего зайца. Он выполз из лёжки по траве. Прополз метра два и скрылся за муравьиной кочкой. Пока я удивлялся, заяц ушёл.

Расскажу ещё две истории.

Прошёл сильный снегопад. Идти на охоту после такого снегопада бесполезно. Заячьих следов не найдешь. Заяц залёг. Выжидает, пока не наследят другие: лисы, собаки, люди. Пошёл дня через два. Снег глубокий, сухой, пушистый.
Быстро нашёл и "взял" нужный след. Стал тропить, причитая, "не наступай на заячий след, чаще оглядывайся назад".
Миновал сдвоенные следы, скидки, две фальшивых лёжки. Подхожу к "последней точке". Снег потревожен.
Из-под снега торчит прядь старой травы. Обратного следа нет. Скидок в сторону нет. Крыльев у зайца нет. Значит он тут. Стою с минуту. Никаких движений. Отвожу правую ногу и буквально выбиваю зайца из-под снега ногой. Заяц выкатился. Присел. Уставился на меня. Не скажу, что он нашёл во мне. Я же увидел в его глазах страх, растерянность, недоумение. Он не мог сообразить: всё это сон или явь. Я не заметил, чтобы заяц дрожал, его трясло от страха. Правда, наше общение с глазу на глаз длилось не более секунды.

Я возвращался с охоты по снегу. С зайцем. Шёл по бугру. Внизу простиралась лощина. В своё время её покосили и она выделялась своей белезной. По лощине, на удалении одного километра, тянулась лесополоса.
Я не заметил, откуда и когда поднялся заяц. Он шёл по косогору вниз. Я стал наблюдать. Заяц пошёл по лощине к лесополосе. Время от времени он останавливался и оглядывался назад. Пересёк лесополосу, пробежал метров пятьдесят и сел. Как повёл себя заяц дальше - меня обескуражило. Он стал метаться из стороны в сторону, делать пробежки.
Первая, явившаяся мне мысль, была: с зайчем что-то произошло, он сошёл с ума. Действие продолжалось минут 5-7. Затем заяц скрылся в снегу. И только тут я понял: он запутывал свои следы, чтобы залечь.
И еще понял: смотреть на следы это одно. А видеть живого действующего зайца, запутывающего свои следы - это совсем другое зрелище.
Писать (рассказывать) о мудрости и хитрости зайца можно много (долго).
Ныне заяц переживает трудные времена. Зайца преследуют на машинах разных марках. По зайцу стреляют из оружия разных систем.

Помоги, Господи, зайцу! Спаси и сохрани его!

Л.Н. Толстой для детей. Зайцы. М.,1961,с.50

Рецензии

"Всё, что делает заяц, прежде чем залечь, он творит преднамеренно, сознательно." - вот за это Вам спасибо! За "сознательно" и "преднамеренно".
В последнее время уже мало кто видит в животных осознанность. Даже этологи боятся говорить об этом вслух. Они используют "разумное поведение", "рассудочное" и т.д. А уж об интенциях животных, которые они вполне сознательно стараются реализовать вообще никто не упоминает.
Впрочем, ученых можно понять - ведь, если признать наличие осознанного в поведении животных, то необходимо признать и то, что каждое живое существо имеет душу, а это уже "антинаучно".

Тема: Л. Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайца»

Цель: Продолжить знакомство с творчеством Л.Толстого, познакомить с биографией Н. Рубцова, новыми произведениями.

Задачи:

    Совершенствовать навыки чтения, формировать умения определять жанр и тему, развивать художественное восприятие при слушании стихотворения.

    Развивать монологическую речь, расширять словарный запас учащихся, воображение.

    Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.

Планируемые результаты
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой»,выставка книг Толстого, Рубцова.

1. Организационный момент

Приветствие. Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?

2. Актуализация знаний учащихся.

а) Литературная разминка.

Чтение детьми отрывков из сказок.

– Узнайте, из какой сказки герой?

“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.

“Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. Заяц от собак ушёл”.

“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”

– Кто главный герой сказок?
– Чем похожи зайцы из этих сказок?
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.)

2. Работа с текстом

Перед вами текст. Задание для вас будет следующее: вы читаете текст и делаете пометки на полях. Если это вам известно, то на полях ставите +, если не известно было - , а если какой-то материал вам очень понравился поставьте!

Что знали о зайцах?

Что вы не знали, но узнали из этого текста?

Какой материал вас особо заинтересовал?

Обобщение

3. Постановка целей урока.

– Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями о зайцах, Л. Толстого и Н.Рубцова, и сравним, как по-разному можно рассказать об одном и том же.
– Рассмотрите портрет Л. Н. Толстого. Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.

Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете?

(Косточка, Вместе тесно, а врозь скучно…)

4. Изучение нового материала.

а) Подготовительная работа

О-ХОТ-НИ-КИ охотники
ПРО-КЛА-ДЫ-ВА-ЕТ прокладывает
ПРО-СЫ-ПА-ЮТ-СЯ просыпаются
ПРИ-ТА-ИВ-ШИСЬ притаившись
ПУ-ГА-ЮТ-СЯ пугаются
ПУ-ТА-ЮТ-СЯ путаются
МЕ-ТАТЬ-СЯ метаться
ПО-ВЕР-НЁТ-СЯ повернётся

б) Словарная работа. В тексте встретятся трудные слова.

Что они обозначают

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.

Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;

в) Первичное чтение учащимся.

– К какому жанру относится произведение? Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, в нём описано поведение зайца, мало действующих лиц.)
– С какой целью Л. Толстой написал рассказ? (Для крестьянских детей из школы в Ясной поляне. Своими рассказами Л. Толстой отвечал на самые трудные детские вопросы).
– Что нового узнали о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и братьями нашими меньшими?

г) Повторное чтение учащимися

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

гуменники

Виды зайцев

Чем кормятся?

Кто их враги?

Как спасаются?

Корою деревьев

Охотники, собаки, волки, лисицы

Путают следы

Озимями и травой

Вороны, орлы

Путают следы

Гуменники

Хлебными зёрнами

Люди, собаки

Путают следы

Проверка заполненной таблицы

Что нового узнали из жизни зайцев?

Как вы думаете это рассказ художественный или научно-познавательный. Сначала дадим отличие этих видов.

Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.
-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
Сравнение. Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись, а затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

д) Составление пословиц (в группах) .

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

– Проверьте, как вы составили пословицы.

Объясните смысл последней пословицы. (Поймать зайца из всех наших животных может только борзая собака. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 км/ч.

е) Первичное чтение стихотворения Н. Рубцова.

Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в Архангельской области. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой - отец ушёл на фронт и погиб в 1941. В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Вологодской области, где он окончил семь классов школы.

С 1950 по 1952 будущий поэт учился в лесотехническом техникуме. Затем работал кочегаром, учился в горно-химическом техникуме, был разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде.

С октября 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и рихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живёт поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.

В июле 1962 выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы». В 1969 Рубцов заканчивает Литературный институт. Погиб он случайно в семейной ссоре 19 января 1971.

– Сейчас мы познакомимся с его произведение “Про зайца”.
– Читает учитель.
– Ваши впечатления?
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины нарисовали в своём воображении?

ё) Повторное чтение стихотворения учащимся.

Вопросы по содержанию:

– К какому жанру относится произведение? Обоснуйте. (Стихотворение – в стихотворной форме, рифма.)
– Где встретились автор и заяц?
– Как повёл себя каждый из них? Зачитайте.
– О чём думал после встречи с поэтом заяц? Зачитайте.
– Кто такой дедушка Мазай?

ж) Чтение стихотворения (в парах).

– Как автор относится к зайцу? (Добродушно, весело, с любовью.)
– Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей? (Зайцу одиноко, труслив зверь.)
– Кто думает, что хорошо подготовился к выразительному чтению?

з) Выразительное чтение стихотворения.

– Конкурс чтецов.
5. Сравнение произведений.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями.

– Чем отличаются произведения, с которыми мы познакомились на уроке? (Рассказ, стих-е.)
– Что общего? (Тема: про зайца.)
– Есть ли в рассказе Л.Толстого научные сведения? А в стихотворении Н. Рубцова?
– Какое произведение дало вам новые сведения о зайце? А затронуло ваши чувства?
– Где больше авторского вымысла в рассказе Л. Толстого или в стихотворении Н. Рубцова?
– Вывод: Произведения разные по жанру, объединены одной темой.

Рассказ даёт научные сведения, стихотворение затронуло чувства.

– В каких ещё произведениях по жанру встречается заяц? (Сказки, песни, познавательная литература

6. Рефлексия:

– Что больше всего запомнилось на уроке?
– Что заинтересовало вас? Что затронуло?
– Как считаете, вы работали на уроке?

На партах у вас лежат зайчики, напишите на них впечатление ваше от урока. Если урок понравился, поместите их в лес, нет – оставьте на парте.

7. Домашнее задание: (по выбору)

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан

Класс: 2, УМК «Гармония».

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Тема: «Л.Н. Толстой. Зайцы»

Цель : развитие читательских умений.

Планируемые результаты

Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;

работать над развитием читательских умений;

расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;

Коммуникативные действия :

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.

Оборудование : портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint , аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.

Ход урока

    Организационный момент

— Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений.

— А как вы это понимаете? Слайд 2

Читательские умения – осознанность, правильность, беглость,

Какие еще умения понадобятся?

(умение работать в группе или в паре)

2 . Проверка домашнего задания :

— С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)

— Какое это произведение? Почему?

( художественное, вызывает чувства)

— Какие чувства будете передавать?

— Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)

— Какой критерий будем оценивать?

О ценить рассказывание по четырехбальной шкале.

(На доске выстраивается шкала для оценивания.)

— Какую задачу ставили?

— Какие умения понадобились?

3 . Методический прием «Корзина понятий».

Вы узнали кто это?

Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.

Составление «Кластера» :

Вывод :

Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были — былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине — художественный – вызывает чувства

Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.

4. Метод «Чтение с пометами».

Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

V уже знал

+ — узнал новое

?– хочу узнать

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.

Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.

Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

Что узнали нового?

Музей – усадьба Я́сная Поля́на — в Щёкинском районе Тульской области Слайд 6. (показать место на карте России).

Вывод : — Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

5. Работа над новым материалом.

    Методический прием «Предположение» .

— Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Слайд 7.

Тема: о животных.

— Что знаете об этих животных?

— Как бы Вы озаглавили?

— Определить жанр произведения.

Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку) Слайд 7

Задание до чтения : (Слайд 8)

1. Определить жанр произведения, вид текста.

2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?

Мозговой штурм после слушания текста.

— Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.

— Что заинтересовало?

— А как о зайцах говорится?

— Определить вид текста. Докажите.

6. Лексическая работа .

— Значение каких слов не поняли? Слайд 9.

  • На гумнах * (с.48)

    Гуменники

— Как понимаете выражения?

-Зачитат ь толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)

Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.

Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.

Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.

Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.

Горестно – печально, тоскливо.

Какие умения понадобились?

Музыкальная физминутка.

7. Повторное аналитическое чтение по частям.

Доказать, что в тексте содержатся научные факты.

Заполнение таблицы в парах.

Задание для работы в паре : заполнить таблицу.

Критерии – кратко сообщить факты.

Таблица 1

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

Корою деревьев

Охотники, собаки, волки, лисицы.

путают следы

Озимями и травой

Вороны, орлы.

путают следы

Гуменники

Хлебными зернами

Люди, собаки.

путают следы

Проверка (оценка работы по выбранным критериям)

по образцу на экране. Слайд 10.

— Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)

— Какой литературный прием используетавтор в произведении? (описание ) Привести примеры. Слайд 11.

Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.

Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

Сравнение . Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.

Что означает, литературный приём — противопоставление ?Привести примеры.

— Задайте свои вопросы по тексту.

Почему текст не заставил переживать?

Вывод : Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются. Слайд 12 -13.

Вернемся к началу урока. Сравнить произведения.

Что их объединяет? (тема одна – зайцы, а вид разный) Слайд 14.

— Какую задачу ставили? Справились? Докажите.

Какие умения понадобились?

Что хотелось бы сказать о произведении?

Вывод: (Короткий рассказ, но много фактов)

8. Итог: составление «синквейна». Слайды 15-16.

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Домашнее задание : чтение с.48 – 49 подготовить рассказ о зайцах, слайд 17.

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимыми и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

учитель начальных классовМБОУ «НОШ №14», г. БиробиджанКласс: 2, УМК «Гармония».

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Тема: «Л.Н. Толстой. Зайцы»

Цель : развитие читательских умений.

Планируемые результаты

Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;

работать над развитием читательских умений;

расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;

Коммуникативные действия :

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.

Оборудование : портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.

Ход урока

    Организационный момент

Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений.

А как вы это понимаете? Слайд 2

Читательские умения – осознанность, правильность, беглость,

Какие еще умения понадобятся?

(умение работать в группе или в паре)

2. Проверка домашнего задания :

С каким произведением Вы работали дома? (Н.Рубцов. Про зайца.)

Какое это произведение? Почему?

(художественное, вызывает чувства)

Какие чувства будете передавать?

Слушание стихотворения наизусть (2-3 чел.)

- Какой критерий будем оценивать?

Оценить рассказывание по четырехбальной шкале.

(На доске выстраивается шкала для оценивания.)

Какую задачу ставили?

Какие умения понадобились?

3 . Методический прием «Корзина понятий».

Вы узнали кто это?

Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли? Слайд 3.

Составление «Кластера» :

Вывод :

Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине - художественный – вызывает чувства

Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 4.

4. Метод «Чтение с пометами».

Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 5.

V уже знал

+ - узнал новое

?– хочу узнать

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.

Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.

Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

Что узнали нового?

Музей – усадьба Я́сная Поля́на - в Слайд 6. (показать место на карте России).

Вывод : - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

5. Работа над новым материалом.

    Методический прием «Предположение» .

Посмотрите на рисунок, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Слайд 7.

Тема: о животных.

Что знаете об этих животных?

Как бы Вы озаглавили?

Определить жанр произведения.

Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку) Слайд 7

Задание до чтения : (Слайд 8)

1. Определить жанр произведения, вид текста.

2. Ответить на вопрос: Что заинтересовало?

Мозговой штурм после слушания текста.

Определить жанр произведения, вид текста. Доказать.

Что заинтересовало?

А как о зайцах говорится?

Определить вид текста. Докажите.

6. Лексическая работа .

Значение каких слов не поняли? Слайд 9.

  • На гумнах * (с.48)

    Гуменники

Как понимаете выражения?

-Зачитат ь толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)

Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.

Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.

Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.

Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.

Горестно – печально, тоскливо.

Какие умения понадобились?

Музыкальная физминутка.

7. Повторное аналитическое чтение по частям.

- Доказать, что в тексте содержатся научные факты.

Заполнение таблицы в парах.

Задание для работы в паре : заполнить таблицу.

Критерии – кратко сообщить факты.

Таблица 1

Виды зайцев

Виды зайцев

Проверка (оценка работы по выбранным критериям)

по образцу на экране. Слайд 10.

Что нового узнали из жизни зайцев? (1 пара у доски рассказывает)

Какой литературный прием используетавтор в произведении? (описание ) Привести примеры. Слайд 11.

Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.

Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

Сравнение . Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов.

Что означает, литературный приём - противопоставление ?Привести примеры.

Задайте свои вопросы по тексту.

- Почему текст не заставил переживать?

Вывод : Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются. Слайд 12 -13.

Вернемся к началу урока. Сравнить произведения.

Что их объединяет? (тема одна – зайцы, а вид разный) Слайд 14.

Какую задачу ставили? Справились? Докажите.

Какие умения понадобились?

Что хотелось бы сказать о произведении?

Вывод: (Короткий рассказ, но много фактов)

8. Итог: составление «синквейна». Слайды 15-16.

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Домашнее задание : чтение с.48 – 49 подготовить рассказ о зайцах, слайд 17.

Вам также будет интересно:

Наш клуб является коллективным членом ФДМО (Федерация джиу-джитсу Московской области),...
 Станислав SportPanda Хочешь накачаться в домашних условиях за 2-3 месяца к лету,...
Подъем ног в висе по праву можно назвать одним из самых эффективных упражнений на пресс....
Упражнение развивает среднюю часть дельтовидной мышцы, надостную мышцу, расположенную под...
Упражнение сведения в кроссовере через верхние блоки, прокачивает нижнюю часть, середину и...