О здоровом питании и спорте

Восстановление славянского миропонимания. Причины деградации славянских народов

Андрей Геращенко

СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

Сейчас, когда повсеместно широко распространены всевозможные школы и стили восточных единоборств - каратэ, вьет во дао, джиу-джитсу, таэквондо, ушу и другие, менее известные направления, до широкой общественности, по сути, остаётся неизвестным такой самобытный и уникальный вид единоборств, как славяно-горицкая борьба, которая является единым техническим сплавом различных элементов русской состязательной культуры. В дохристианской Руси поединки были составной частью языческого обряда "Тризна". Погребальный курган назывался "горицей", отсюда и современное название борьбы. Известна и давняя традиция русских кулачных боёв, когда сходились стенка на стенку и начинали разговаривать друг с другом, предлагая померяться силой на кулаках.

РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО

В 1986 году Александр Белов основал современную школу славяно-горицкой борьбы, придав организационную и техническую завершённость русскому объединённому стилю. Основу славяно-горицкой борьбы, помимо обрядового славяно-этногроафического направления "Тризна" составили штурмовой, классический, тотальный и военно-прикладной бои. Последний включает в себя преодоление полосы препятствий, схватку на ножах. Самым главным и, пожалуй, знаковым отличием славяно-горицкой борьбы является её идеология - особый менталитет, опирающийся на традиции родной земли. Восточные единоборства построены на оборонительной тактике, на работе вторым номером. Славяно-горицкая школа, наоборот, учит работать на опережение, бить первым номером. В реальных столкновениях способность опередить противника, умение нанести удар первым зачастую является залогом успеха и победы. В восточных единоборствах большое внимание уделяется отработке боевых стоек, действиях босыми или облачёнными в лёгкую обувь ногами. Это связано как с тёплым климатом стран Востока, где носят лишь лёгкую обувь, так и с условиями гор, где жёсткая стойка является неотъемлемым элементом единоборства, обеспечивая равновесие и спасая бойца от падения со скалы. У нас совсем другие условия - холодный климат, мягкая, часто болотистая почва. Всё это неизбежно накладывает свой отпечаток и на технику борьбы. Удар в славяно-горицкой борьбе рассчитан на ногу в обуви. Соответственно, такие удары требуют не столько растяжек, столь популярных в восточных единоборствах, сколько подвижности и динамичности суставов. Большую часть техники славяно-горицкой борьбы представляет спланированная атака, построенная на взрыве эмоций, выбросе адреналина. Подобные психологические условия присутствуют на реальной войне, в горячих точках. Не случайно многие подразделения спецназа и ОМОНа изучают славяно-горицкую борьбу - некоторые техники в самом прямом смысле спасают бойцам жизнь. Славяно-горицкая борьба берёт за основу высоко-подвижный стиль, движения и техника которого максимально приближены к человеческому и природному естеству. Сама энергетика борьбы черпается из ведических вещей, будучи во многом родственной энергетике пожара, селя, землетрясения. Не случайно помимо чисто технической стороны боя школа славяно-горицкой борьбы уделяет большое внимание морально-волевой подготовке, формирования воина не только на поле брани, но и в духовной сфере жизни, культивируя лучшие человеческие качества - способность к борьбе, самопожертвование, стойкость и мужество. Славяно-горицкая борьба получила основное распространение на территории трёх славянорусских государств - в России, Белоруссии и на Украине. Но, несмотря на её организационную молодость, большой интерес к нашей национальной школе единоборств уже проявили в Италии, во Франции и даже в Японии.

ЮРИЙ ХАРКЕВИЧ

В Белоруссии этот уникальный вид единоборств напрямую связан с именем Юрия Анатольевича Харкевича, создавшего в Витебске в 1991 году клуб древнеславянских ратоборств "Берсек". Но о клубе чуть позже - вначале поговорим о его создателе. Юрий Харкевич родился в 1961 году в Витебске. Учился в СШN16 в живописном зелёном районе Лучоса, через который протекает одноимённая река. С детства Юрий серьёзно увлекался спортом, особенно акробатикой, поэтому неудивительно, что уже в 1977 году он стал мастером спорта СССР по спортивной акробатике. В 1982 году он в составе первого выпуска факультета физического воспитания закончил витебский педагогический институт. Спортивная выучка и отменное здоровье пригодились сразу же - после окончания института Юрий был призван на срочную службу и направлен в разведроту полка охраны штаба Группы Советских войск в Германии. Здесь произошло его первое по-настоящему серьёзное знакомство с единоборствами и рукопашным боем. В 1984 году после демобилизации Харкевич устроился на работу в автошколу ДОСАФ. Затем был ФОК, СДЮШОРN2 и, наконец, новое возвращение в армию - пять лет сверхсрочной службы в звании прапорщика. Довелось побывать и в радиоактивной зоне в качестве ликвидатора на Чернобыльской АЭС. Наверное, всё это и выработало такие личные качества, как смелость, мужество, находчивость. Харкевич прыгал с парашютом, летал на дельтоплане, очень любит подводную охоту, купается зимой в ледяной проруби. Как-то за "один присест" проехал 400 километров на мотоцикле. В общем, налицо стремление реализовать свою внутреннюю потребность быть воином и настоящим мужчиной. Ко всему прочему Юрий - хороший семьянин. Его жена, Татьяна Васильевна, работает в научно-исследовательском секторе ВГУ, старшая дочь - Алёна, студентка ВГУ, младшая Марина - школьница.

"БЕРСЕК"

Теперь пришло время поговорить и о самом клубе "Берсек". Вначале о названии. "Берсек" - это опытный воин, рубака, которому абсолютно неведом страх смерти. Слово весьма древнее и по своему происхождению, поэтому существует и несколько вариантов его произношения: "берсек", "берсерк", "берсеркер", "борьсек". Русская земля хранит немало преданий о легендарных русских богатырях-берсеках: Ольбеге Ратибориче, Рагдае, Демьяне Куделевиче, воеводе Владимира Святославовича по прозвищу "Волчий Хвост", кулачном бойце Василие Буслаеве, Евпатие Коловрате. Согласно преданию Евпатий Коловрат так отчаянно бился с монголо-татарами, что вокруг него образовалась целая гора вражеских трупов. Захватчики не смогли взять его в открытой сече и забросали камнями из камнеметательных машин. Батый, не склонный к излишнему благородству, был так поражён таинственной неуязвимостью и силой русского богатыря, что приказал откопать его из-под камней, отвезти тело домой к Евпатию и похоронить его с почестями. Вообще же ощущение неуязвимости берсерков часто возникало у врагов при встрече лицом к лицу в бою. Берсерки снимали кольчуги и шли в самую гущу битвы, наводя ужас на противника одним своим видом. Несомненно, что все эти удивительные, эпические примеры нашей истории стали хорошим примером для тех, кто начал возрождать исконные русские традиции единоборств, которые легли в основу возрождаемой славяно-горицкой борьбы. В самом клубе существует совершенно особая атмосфера - Харкевич и его соратники работают в "энергии рассеяния", основной смысл которой в том, что от учителя, подобно лучам солнца, должна исходить энергетика, впитываемая учениками. Во взаимоотношениях ученика и учителя есть серьёзное отличие от соответствующих взаимоотношений на Востоке. Там существует традиция, согласно которой ученик может быть лишь подобием учителя и редко достигает уровня его мастерства. В славяно-горицкой борьбе, наоборот, скверно, если ученик не превзошёл своего учителя. Чем больше тренер тратит сил и энергии, тем больше ему вернётся и воздастся. В клубе не задерживаются злые, недоброжелательные люди. Все члены клуба независимо от возраста и мастерства считаются "братьями". Конечно же, опытные, известные бойцы имеют некоторые привилегии, но в любом случае они остаются "братьями" - в крайнем случае кто-то "старший", кто-то - "младший". В славяно-горицкой борьбе есть один важный, знаковый принцип - в поединке "не жалей, но береги", то есть в бою каждый работает всерьёз, но нужно беречь проигравшего от серьёзных травм, нельзя добивать упавшего. Случайный человек здесь не приживётся. Если он не вписывается в традиции клуба, с ним просто никто не захочет работать в спарринге. Его никто не станет выгонять - он просто уйдёт сам. Сейчас в Витебске славяно-горицкой борьбой занимается около 100 человек, а всего за несколько лет школу мужества прошли не менее 1000 спортсменов. К сожалению, пока нет нормальных залов и помещений - в основном приходится ютиться в небольших тренировочных зальчиках. Заниматься славяно-горицкой борьбой можно начинать лет с пяти. Дочь Харкевича начала это делать даже с трёх. Верхнего предела возраста, как такового, просто нет. Но для работы с людьми старше 40-45 лет просто нет возможности, так как небольшие зальчики, используемые клубом "Берсек", рассчитаны на методики занятий с более молодыми спортсменами. Жизнь доказала особую ценность приёмов и философии славяно-горицкой борьбы именно в современном мире сплошных локальных войн. Ведь славяно-горицкий стиль - это оперативное мышление и борьба (и не только физическая, но и духовная). Не случайно славяно-горицкой борьбой стали заниматься десантники Рязанского воздушно-десантного училища, бойцы московского транспортного ОМОНа, одинцовского спецназа, охраняющего ракетные войска, чирчикского спецназа.

СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Как и у каждого вида единоборств, есть в славяно-горицкой борьбе и свои титулы и звания. Если на Востоке степень мастерства определяется поясом, то здесь - вышивкой. 1 разряд - "птицы клевучие" (примерно соответствует 1 разряду в других видах спорта), 2 разряд - "турица" (мастер, мастер спорта международного класса), з разряд - "всадник" (обладатель этой вышивки - профессионал), 4 разряд - "князь" (заслуженный мастер спорта, тренер). Само определение разрядов проводится по итогам турниров и рейтинговых боёв и на данном этапе развития славяно-горицкой борьбы всё это только-только выходит на официальный уровень. Здесь есть и ещё одна проблема - славяно-горицкая борьба не внесена в официальный классификатор видов спорта ни в Российской Федерации, ни в Белоруссии, что не способствует нормальному развитию этого вида единоборств. Пока не зарегистрирована и федерация славяно-горицкой борьбы. Больше повезло отдельным направлениям - приверженцам боя на клинковом оружии и боя на мечах удалось зарегистрировать федерацию исторического фехтования. Несмотря на это Харкевич и клуб "Берсек" уже пять лет подряд проводят межгосударственные турниры по славяно-горицкой борьбе на призы витебской областной газеты "Народнае слова", многочисленные показательные выступления на Международном фестивале искусств "Славянский базар", на республиканском "Фестивале авторской песни", выполняют сложные элементы каскадёрских трюков, снимаются в исторических кинофильмах, участвовали в праздновании 850-летия российской столицы.

В МОСКВЕ

О Москве хочется сказать особо. Сразу же по приезду к крепко сложенным ребятам из "Берсека" прямо на вокзале подошли стражи порядка и поинтересовались содержанием тяжёлых сумок. Ребята честно ответили, что там - копии древнерусского оружия, шлемы и кольчуги, но разрешения на них пока нет. Разрешение пришлось ожидать двое суток и всё это время оружие и кольчуги находились под охраной милиции. Но это не испортило впечатлений гостям из Белоруссии. Им было доверено представить своё мастерство прямо на Красной площади в рамках финала интеллектуальной игры для школьников "Моя Москва", а затем было участие в карнавале на Театральной площади. Выступление прошло на ура, а на память спортсмены сфотографировались с известным российским телеведущим Вальдисом Пельшем.

ЛУЧШИЕ СПОРСМЕНЫ

Московская поездка имела и чисто спортивную сторону - четверо спортсменов клуба "Берсек" - Максим Григорович, Игорь Холод, Вадим Волчик и Сергей Коваль приняли участие в соревнованиях по славяно-горицкой борьбе и сдали экзамен на первую техническую ступень, что даёт право участвовать в соревнованиях международного ранга. Здесь самое время сказать несколько слов и о лучших спортсменах-славяногорцах, подготовленных Харкевичем. Это Игорь Холод (Ружан), занявший второе место по штурмовому бою на чемпионате россии в 1998 году, второе место на кубке Беларуси по ушу (саньда), неоднократный победитель турниров по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Максим Григорович (Ивко) - занял второе место на известном международном турнире вьет во дао в Витебске (2000 год), был призёром турниров по славяно-горицкой борьбе в Белоруссии. Алексей Янишин - победитель международного турнира по вьет во дао и восточным единоборствам в Витебске (2000 год) среди юниоров. Захар Казаков - чемпион Беларуси 2000 года по ушу среди юниоров, в 2003 году - серебряный призёр чемпионата Беларуси по ушу среди взрозлых в 2003 году, чемпион Беларуси 2001 года по рукопашному бою, неоднократный победитель различных соревнований внутри Республики по славяно-горицкой борьбе, ушу и рукопашному бою. Сергей Коваль (Бреслав) занял третье место на Кубке Престижа по славяно-горицкой борьбе в 1998 году, чемпион Витебской области 2001 года по рукопашному бою среди спецподразделений, призёр различных соревнований по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Вячеслав Быковский (Вуслав) занял второе место на молодильных боях в 1993 году, третье место на Кубке Волги в 1994 году, является неоднократным победителем турнира по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Список вполне впечатляет и впереди воспитанников Харкевича ожидают новые успехи и победы. Есть у Харкевича одна мечта - построить коттедж с залом для спорстменов,с игровой площадкой для детей, местом для занятий с пенсионерами и обязательно баню, где можно было бы заняться фитотерапией, делать травяные чаи и настои, привлечь медиков, использовать систему славянского оздоровления. Но не так всё просто - на всё нужны немалые деньги. Я не знаю, построит ли Юрий Харкевич коттедж и баней, но уверен в другом - именно благодаря таким людям, настоящим пассионариям пока держится и стоит Русский мир. А славяно-горицкую (очень хочется в это верить) ожидает достойное и славное будущее.

Славяно-горицкая борьба

Славя́но-го́рицкая борьба́ - вид спортивного единоборства и комплексное боевое искусство , состоящее из четырёх видов и двенадцати базовых стилей, объединённых общим названием.

Славяно-горицкая борьба - авторская система, разработанная А. К. Беловым на основе боевых и состязательных традиций восточных славян и ряда европейских боевых искусств. Основная задача системы - подготовить бойца-универсала, способного бороться по любым правилам и в любых условиях, против нескольких противников (в том числе вооружённых) и т. д.

Базовые стили

  • Радого́ра - стиль боя руками, вобравший в себя различные стили русского кулачного боя и элементы советского бокса; удары наносятся в любую часть тела (в том числе в паховую область, основание черепа, позвоночный столб); боец наносит удары кулаком, ладонью (плошкой), предплечьем (ратовищем), локтем, а бьет скрутом корпуса;
  • Подо́л - стиль боя ногами, в котором руки выполняют только защитные функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов славян, из исторических школ русского рукопашного боя и европейских единоборств (шассон, сават , пуринг, фольдерскал). Удары наносятся преимущественно стопой в любую часть тела, в связи с чем рекомендуется обувь с плотной подошвой и выступающим рантом;
  • Коромы́сло (пропорциональный стиль) - система боя, в которой высокий темп движений достигается поочередными ударами рук и ног (нога-рука-рука-нога) за счёт инерции и особой пластики, что позволяет экономить силы бойца;
  • Укла́д - сплав нескольких видов борьбы в стойке (боец должен сбить противника с ног без перехода в партер), используется техника пуринга;
  • Позём (бой на земле) - стиль, в котором применяются заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, а также различные удары в положении лёжа;
  • Сви́ля (боевая гимнастика) - система приёмов, позволяющих уклоняться от ударов и захватов противника. Существует три уровня свили: уход от ударов; уход от ударов и контратака; навязывание противнику определенной тактики поведения;
  • Пята́ (стиль неплановых ситуаций) - вырабатывает навыки ведения боя в специфических условиях: в темноте, в тесноте, на скользком покрытии, при численном превосходстве противника и на ограниченном пространстве;
  • Грудо́к - способ организации боя с превосходящим физически (по росту, весу, силе) противником;
  • Ги́бкие перестрое́ния (противосистема) - маневрирование и тактические уловки с учётом стереотипных действий противника, использующего тот или иной вид единоборства;
  • «С-42» - разновидность славяно-горицкой борьбы, адаптированная к реальным боевым условиям;
  • Огнево́й бой - бой с использованием огнестрельного оружия;
  • Клинко́вый бой - система боя на основе ножевого троеборья.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Славяно-горицкая борьба" в других словарях:

    Айкидо в Йошкар Оле … Википедия

    - «Русский стиль» стиль рукопашного боя, основан в «краснодарской школе» В. А. Спиридоновым. Также, термин Русский стиль применительно к боевым искусствам и рукопашному бою означает направление, в которое входят русские единоборства такие, как… … Википедия

    - «Русский стиль» стиль рукопашного боя, основан в «краснодарской школе» В. А. Спиридоновым. Также, термин Русский стиль применительно к боевым искусствам и рукопашному бою означает направление, в которое входят русские единоборства такие, как… … Википедия

    - … Википедия

    В Белоруссии занимаются следующими видами боевых искусств и единоборств. Содержание 1 Бокс 2 Греко римская борьба 3 Вольная борьба … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Русский стиль (значения). Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Единоборства виды спорта в которых участники физически состязаются друг с другом, один на один, без применения огнестрельного оружия.[уточнить] Цель единоборства действуя в рамках оговоренных правил, проводить приемы, которые могут… … Википедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Обычно в кэмпо выделяют несколько направлений. Спортивное – главной целью являются соревнования. Это Бокс, Вольная, Греко римская борьба, Дзюдо, Кикбоксинг. Прикладное различные системы самообороны, армейские прикладные системы. Смесь… … Википедия

Книги

  • Последняя тайна Варяжской Руси. Мифы и правда о русской цивилизации , Селидор (Александр Белов). "Подлинная история варяго-русов интереснее любой фантастики", утверждает автор этой ярко написанной книги. С дерзостью первопроходца он доказывает, что те самые варяги, которых наши предки…

Очерк посвящён развитию Ю.А.Харкевичем славяно-горицкой борьбы в Витебске. Опубликовано в белорусских СМИ (точных данных нет).

Андрей Геращенко

СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

Сейчас, когда повсеместно широко распространены всевозможные школы и стили восточных единоборств - каратэ, вьет во дао, джиу-джитсу, таэквондо, ушу и другие, менее известные направления, до широкой общественности, по сути, остаётся неизвестным такой самобытный и уникальный вид единоборств, как славяно-горицкая борьба, которая является единым техническим сплавом различных элементов русской состязательной культуры.

В дохристианской Руси поединки были составной частью языческого обряда “Тризна”. Погребальный курган назывался “горицей”, отсюда и современное название борьбы.

Известна и давняя традиция русских кулачных боёв, когда сходились стенка на стенку и начинали разговаривать друг с другом, предлагая померяться силой на кулаках.

РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО

В 1986 году Александр Белов основал современную школу славяно-горицкой борьбы, придав организационную и техническую завершённость русскому объединённому стилю. Основу славяно-горицкой борьбы, помимо обрядового славяно-этногроафического направления “Тризна” составили штурмовой, классический, тотальный и военно-прикладной бои. Последний включает в себя преодоление полосы препятствий, схватку на ножах.

Самым главным и, пожалуй, знаковым отличием славяно-горицкой борьбы является её идеология - особый менталитет, опирающийся на традиции родной земли. Восточные единоборства построены на оборонительной тактике, на работе вторым номером. Славяно-горицкая школа, наоборот, учит работать на опережение, бить первым номером. В реальных столкновениях способность опередить противника, умение нанести удар первым зачастую является залогом успеха и победы.

В восточных единоборствах большое внимание уделяется отработке боевых стоек, действиях босыми или облачёнными в лёгкую обувь ногами. Это связано как с тёплым климатом стран Востока, где носят лишь лёгкую обувь, так и с условиями гор, где жёсткая стойка является неотъемлемым элементом единоборства, обеспечивая равновесие и спасая бойца от падения со скалы.

У нас совсем другие условия - холодный климат, мягкая, часто болотистая почва. Всё это неизбежно накладывает свой отпечаток и на технику борьбы. Удар в славяно-горицкой борьбе рассчитан на ногу в обуви. Соответственно, такие удары требуют не столько растяжек, столь популярных в восточных единоборствах, сколько подвижности и динамичности суставов.

Большую часть техники славяно-горицкой борьбы представляет спланированная атака, построенная на взрыве эмоций, выбросе адреналина. Подобные психологические условия присутствуют на реальной войне, в горячих точках. Не случайно многие подразделения спецназа и ОМОНа изучают славяно-горицкую борьбу - некоторые техники в самом прямом смысле спасают бойцам жизнь.

Славяно-горицкая борьба берёт за основу высоко-подвижный стиль, движения и техника которого максимально приближены к человеческому и природному естеству. Сама энергетика борьбы черпается из ведических вещей, будучи во многом родственной энергетике пожара, селя, землетрясения. Не случайно помимо чисто технической стороны боя школа славяно-горицкой борьбы уделяет большое внимание морально-волевой подготовке, формирования воина не только на поле брани, но и в духовной сфере жизни, культивируя лучшие человеческие качества - способность к борьбе, самопожертвование, стойкость и мужество.

Славяно-горицкая борьба получила основное распространение на территории трёх славянорусских государств - в России, Белоруссии и на Украине. Но, несмотря на её организационную молодость, большой интерес к нашей национальной школе единоборств уже проявили в Италии, во Франции и даже в Японии.

ЮРИЙ ХАРКЕВИЧ

В Белоруссии этот уникальный вид единоборств напрямую связан с именем Юрия Анатольевича Харкевича, создавшего в Витебске в 1991 году клуб древнеславянских ратоборств “Берсек”. Но о клубе чуть позже - вначале поговорим о его создателе.

Юрий Харкевич родился в 1961 году в Витебске. Учился в СШN16 в живописном зелёном районе Лучоса, через который протекает одноимённая река. С детства Юрий серьёзно увлекался спортом, особенно акробатикой, поэтому неудивительно, что уже в 1977 году он стал мастером спорта СССР по спортивной акробатике. В 1982 году он в составе первого выпуска факультета физического воспитания закончил витебский педагогический институт.

Спортивная выучка и отменное здоровье пригодились сразу же - после окончания института Юрий был призван на срочную службу и направлен в разведроту полка охраны штаба Группы Советских войск в Германии. Здесь произошло его первое по-настоящему серьёзное знакомство с единоборствами и рукопашным боем.

В 1984 году после демобилизации Харкевич устроился на работу в автошколу ДОСАФ. Затем был ФОК, СДЮШОРN2 и, наконец, новое возвращение в армию - пять лет сверхсрочной службы в звании прапорщика. Довелось побывать и в радиоактивной зоне в качестве ликвидатора на Чернобыльской АЭС.

Наверное, всё это и выработало такие личные качества, как смелость, мужество, находчивость. Харкевич прыгал с парашютом, летал на дельтоплане, очень любит подводную охоту, купается зимой в ледяной проруби. Как-то за “один присест” проехал 400 километров на мотоцикле.

В общем, налицо стремление реализовать свою внутреннюю потребность быть воином и настоящим мужчиной. Ко всему прочему Юрий - хороший семьянин. Его жена, Татьяна Васильевна, работает в научно-исследовательском секторе ВГУ, старшая дочь - Алёна, студентка ВГУ, младшая Марина - школьница.

“БЕРСЕК”

Теперь пришло время поговорить и о самом клубе “Берсек”. Вначале о названии. “Берсек” - это опытный воин, рубака, которому абсолютно неведом страх смерти. Слово весьма древнее и по своему происхождению, поэтому существует и несколько вариантов его произношения: “берсек”, “берсерк”, “берсеркер”, “борьсек”.

Русская земля хранит немало преданий о легендарных русских богатырях-берсеках: Ольбеге Ратибориче, Рагдае, Демьяне Куделевиче, воеводе Владимира Святославовича по прозвищу “Волчий Хвост”, кулачном бойце Василие Буслаеве, Евпатие Коловрате. Согласно преданию Евпатий Коловрат так отчаянно бился с монголо-татарами, что вокруг него образовалась целая гора вражеских трупов. Захватчики не смогли взять его в открытой сече и забросали камнями из камнеметательных машин. Батый, не склонный к излишнему благородству, был так поражён таинственной неуязвимостью и силой русского богатыря, что приказал откопать его из-под камней, отвезти тело домой к Евпатию и похоронить его с почестями.

Вообще же ощущение неуязвимости берсерков часто возникало у врагов при встрече лицом к лицу в бою. Берсерки снимали кольчуги и шли в самую гущу битвы, наводя ужас на противника одним своим видом.

Несомненно, что все эти удивительные, эпические примеры нашей истории стали хорошим примером для тех, кто начал возрождать исконные русские традиции единоборств, которые легли в основу возрождаемой славяно-горицкой борьбы.

В самом клубе существует совершенно особая атмосфера - Харкевич и его соратники работают в “энергии рассеяния”, основной смысл которой в том, что от учителя, подобно лучам солнца, должна исходить энергетика, впитываемая учениками.

Во взаимоотношениях ученика и учителя есть серьёзное отличие от соответствующих взаимоотношений на Востоке. Там существует традиция, согласно которой ученик может быть лишь подобием учителя и редко достигает уровня его мастерства. В славяно-горицкой борьбе, наоборот, скверно, если ученик не превзошёл своего учителя.

Чем больше тренер тратит сил и энергии, тем больше ему вернётся и воздастся.

В клубе не задерживаются злые, недоброжелательные люди. Все члены клуба независимо от возраста и мастерства считаются “братьями”. Конечно же, опытные, известные бойцы имеют некоторые привилегии, но в любом случае они остаются “братьями” - в крайнем случае кто-то “старший”, кто-то - “младший”.

В славяно-горицкой борьбе есть один важный, знаковый принцип - в поединке “не жалей, но береги”, то есть в бою каждый работает всерьёз, но нужно беречь проигравшего от серьёзных травм, нельзя добивать упавшего.

Случайный человек здесь не приживётся. Если он не вписывается в традиции клуба, с ним просто никто не захочет работать в спарринге. Его никто не станет выгонять - он просто уйдёт сам.

Сейчас в Витебске славяно-горицкой борьбой занимается около 100 человек, а всего за несколько лет школу мужества прошли не менее 1000 спортсменов. К сожалению, пока нет нормальных залов и помещений - в основном приходится ютиться в небольших тренировочных зальчиках.

Заниматься славяно-горицкой борьбой можно начинать лет с пяти. Дочь Харкевича начала это делать даже с трёх. Верхнего предела возраста, как такового, просто нет. Но для работы с людьми старше 40-45 лет просто нет возможности, так как небольшие зальчики, используемые клубом “Берсек”, рассчитаны на методики занятий с более молодыми спортсменами.

Жизнь доказала особую ценность приёмов и философии славяно-горицкой борьбы именно в современном мире сплошных локальных войн. Ведь славяно-горицкий стиль - это оперативное мышление и борьба (и не только физическая, но и духовная). Не случайно славяно-горицкой борьбой стали заниматься десантники Рязанского воздушно-десантного училища, бойцы московского транспортного ОМОНа, одинцовского спецназа, охраняющего ракетные войска, чирчикского спецназа.

СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Как и у каждого вида единоборств, есть в славяно-горицкой борьбе и свои титулы и звания. Если на Востоке степень мастерства определяется поясом, то здесь - вышивкой. 1 разряд - “птицы клевучие” (примерно соответствует 1 разряду в других видах спорта), 2 разряд - “турица” (мастер, мастер спорта международного класса), з разряд - “всадник” (обладатель этой вышивки - профессионал), 4 разряд - “князь” (заслуженный мастер спорта, тренер).

Само определение разрядов проводится по итогам турниров и рейтинговых боёв и на данном этапе развития славяно-горицкой борьбы всё это только-только выходит на официальный уровень. Здесь есть и ещё одна проблема - славяно-горицкая борьба не внесена в официальный классификатор видов спорта ни в Российской Федерации, ни в Белоруссии, что не способствует нормальному развитию этого вида единоборств. Пока не зарегистрирована и федерация славяно-горицкой борьбы. Больше повезло отдельным направлениям - приверженцам боя на клинковом оружии и боя на мечах удалось зарегистрировать федерацию исторического фехтования.

Несмотря на это Харкевич и клуб “Берсек” уже пять лет подряд проводят межгосударственные турниры по славяно-горицкой борьбе на призы витебской областной газеты “Народнае слова”, многочисленные показательные выступления на Международном фестивале искусств “Славянский базар”, на республиканском “Фестивале авторской песни”, выполняют сложные элементы каскадёрских трюков, снимаются в исторических кинофильмах, участвовали в праздновании 850-летия российской столицы.

В МОСКВЕ

О Москве хочется сказать особо. Сразу же по приезду к крепко сложенным ребятам из “Берсека” прямо на вокзале подошли стражи порядка и поинтересовались содержанием тяжёлых сумок. Ребята честно ответили, что там - копии древнерусского оружия, шлемы и кольчуги, но разрешения на них пока нет. Разрешение пришлось ожидать двое суток и всё это время оружие и кольчуги находились под охраной милиции.

Но это не испортило впечатлений гостям из Белоруссии. Им было доверено представить своё мастерство прямо на Красной площади в рамках финала интеллектуальной игры для школьников “Моя Москва”, а затем было участие в карнавале на Театральной площади. Выступление прошло на ура, а на память спортсмены сфотографировались с известным российским телеведущим Вальдисом Пельшем.

ЛУЧШИЕ СПОРСМЕНЫ

Московская поездка имела и чисто спортивную сторону - четверо спортсменов клуба “Берсек” - Максим Григорович, Игорь Холод, Вадим Волчик и Сергей Коваль приняли участие в соревнованиях по славяно-горицкой борьбе и сдали экзамен на первую техническую ступень, что даёт право участвовать в соревнованиях международного ранга. Здесь самое время сказать несколько слов и о лучших спортсменах-славяногорцах, подготовленных Харкевичем. Это Игорь Холод (Ружан), занявший второе место по штурмовому бою на чемпионате россии в 1998 году, второе место на кубке Беларуси по ушу (саньда), неоднократный победитель турниров по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Максим Григорович (Ивко) - занял второе место на известном международном турнире вьет во дао в Витебске (2000 год), был призёром турниров по славяно-горицкой борьбе в Белоруссии. Алексей Янишин - победитель международного турнира по вьет во дао и восточным единоборствам в Витебске (2000 год) среди юниоров. Захар Казаков - чемпион Беларуси 2000 года по ушу среди юниоров, в 2003 году - серебряный призёр чемпионата Беларуси по ушу среди взрозлых в 2003 году, чемпион Беларуси 2001 года по рукопашному бою, неоднократный победитель различных соревнований внутри Республики по славяно-горицкой борьбе, ушу и рукопашному бою. Сергей Коваль (Бреслав) занял третье место на Кубке Престижа по славяно-горицкой борьбе в 1998 году, чемпион Витебской области 2001 года по рукопашному бою среди спецподразделений, призёр различных соревнований по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Вячеслав Быковский (Вуслав) занял второе место на молодильных боях в 1993 году, третье место на Кубке Волги в 1994 году, является неоднократным победителем турнира по славяно-горицкой борьбе в Беларуси.

Список вполне впечатляет и впереди воспитанников Харкевича ожидают новые успехи и победы.


Есть у Харкевича одна мечта - построить коттедж с залом для спорстменов,с игровой площадкой для детей, местом для занятий с пенсионерами и обязательно баню, где можно было бы заняться фитотерапией, делать травяные чаи и настои, привлечь медиков, использовать систему славянского оздоровления. Но не так всё просто - на всё нужны немалые деньги.

Я не знаю, построит ли Юрий Харкевич коттедж и баней, но уверен в другом - именно благодаря таким людям, настоящим пассионариям пока держится и стоит Русский мир. А славяно-горицкую (очень хочется в это верить) ожидает достойное и славное будущее.

Атака клоунов. Славяно-горицкая борьба
В последнее время в мире боевых искусств появилось очень много систем рукопашного боя, которые можно охарактеризовать одним словом – фэйк. Собственно и боем эти системы назвать тяжело, скорее занятия, проводимые по этим системам похожи на сборища какой-то секты. Где есть наставник, вливающий в уши своих учеников абсолютную чушь и сами ученики, с открытыми ртами слушающие своего «сэнсея». Сегодня мы хотим с вами поговорить о таком фэйке в мире единоборств, как славяно-горицкая борьба.
Создателем этого «древнего» стиля рукопашного боя славян является Белов А.К., взявший себе боевое имя «Селидор», звучит очень круто, но толку это не добавляет носителю этого страшного имени. По словам самого создателя борьбы, стиль этот корнями уходит в далекое прошлое, еще в дохристианскую Русь именно там она зародилась и культивировалась. Потом приемы боя были забыты и в 1986 году были подняты из тьмы веков господином Беловым. Собственно с этого все и началось.
Видеозаписями с приемами этой страшной и смертоносной борьбы пестрит весь интернет. Все желающие могут посмотреть на тренировки настоящих славянских воинов, а особо заинтересовавшиеся могут даже принять в них участие, естественно, не бесплатно. Если вы вдруг в лесу увидите людей в камуфляже, непонятно зачем размахивающих руками и ногами, не пугайтесь – это не террористы. Скорее всего, вы стали свидетелем тренировки адептов какого-то древнего боевого искусства. Однако мы отвлеклись.
Итак, борьба эта включает в себя три основных комплекса – это классический бой. Эта ветвь подготовки бойца подразумевает, что его будут готовить к выступлениям на различных спортивных соревнованиях. Далее, у нас идет штурмовой бой – это уже серьезнее. Такой бой рассчитан на нападение и молниеносное подавление сопротивления противника. И последний, тотальный бой тут все совсем страшно. Человек, овладевший секретами этого стиля боя просто, не оставляет своего противника в живых.
Такой боец может легко вести поединок с представителями всех известных школ единоборств, кроме адептов боевого самбо. Почему с ними не могут сражаться славяне? Да, потому, что подготовка у них гораздо лучше – это, кстати сказал сам господин Белов в одном из своих учебных видео. Правда, перед этим он говорил о том, что настоящему бойцу не нужны залы и татами, для подготовки бойца хватит и лесной поляны, а потом буквально через несколько минут опроверг собственные слова. Оказалось, что у самбистов подготовка гораздо лучше именно по причине тренировок в зале. Хочется спросить, а остальные единобрцы не в зале тренируются? Почему их славяне могут бить, а самбистов нет?
Дальше еще интереснее, как мы говорили ранее, все три ветви развития бойца направлены на его подготовку, как к спортивным соревнованиям, так и к настоящему, смертельному бою. Вся беда в том, что представители славяно-горицкой борьбы в соревнованиях не участвуют. Видимо, это все обусловлено уровнем подготовки бойцов и теми смертоносными знаниями, которые они в себе носят. А еще для бойца славяно-горицкой борьбы совершенно ненужна физическая подготовка и заучивание приемов борьбы. Мастер дает только первые азы, а потом ученик сам придумывает движения, которые ему удобны и подходят по строению тела. Да, вы не ошиблись, как таковой системы приемов в борьбе нет. Зачем себя утруждать заучиванием ката или тау? Это никому не нужно.
В заключение хотелось бы сказать, что если вы вдруг в своем городе увидите объявление о наборе групп по изучению славяно-горицкой борьбы. Где вам будут обещать в короткий срок научить эффективно, защищаться от любого нападения, не верьте. Лучше посмотрите дома несколько роликов об этой борьбе, и вы сразу все поймете. Самое страшное в таких мастерах, что они дают людям веру в то, что они что-то умеют и при встрече с хулиганом или грабителем. Такой человек, веря в свои силы вместо того, чтоб убежать или попытаться позвать на помощь, вступит в бой, который для него может стать последним.
Не верьте мошенникам, для защиты заведите себе собаку или купите оружие. А если вы не ищите простых путей, то отправьтесь в секцию старого и проверенного бокса или карате.

Славяно-горицкая борьба (СГБ)- возрожденное А. Беловым национальное боевое искусство. СГБ соединяет самые разноплановые традиции отечественной состязательной культуры, и хотя как система она ранее не существовала, ее составные части - засечный, стеношный, охотницкий бой и Влесова боротьба - реальные элементы состязательной традиции.

Славяно-горица вобрала в себя все те крупицы древнерусских ратоборств, которые удалось собрать в многочисленных этнографических экспедициях энтузиастам возрождения национальной состязательной культуры.

На западе СГБ известна как gorits fighting.

Виды боя в СГБ

Классический бой - комплекс организованных боевых действий, направленных на продолжительный бой в стойке. Имеет специальную задачу - достижение победы над противником за счёт использования тактического искусства и комбинационного превосходства. Классический бой наиболее применим в поединках с представителями других видов единоборств, когда борьба лёжа ограничена или запрещена.

Штурмовой бой - комплекс организованных атакующих действий, в задачу которых входит активное наступательное подавление любых форм сопротивления противника, независимо от его физических данных и степени боевой подготовки. Имеет особую техническую и этико-философскую разработку. Базируется на изучении и управлении моделями поведения человека и стандартами механики его действий. Штурмовой бой наиболее применим в условиях уличной драки, а также в ситуациях, требующих принятия единственно правильных решений.

В основе уличного Штурма - оперативная оценка боевого поведения противника и использование этой оценки для выбора наиболее точной формы атаки. Звучит ёмко, а выполняется вся процедура рефлекторно, в объёме одной секунды. Данный вариант Штурма можно считать реакцией на поведение противника.

Спортивный Штурм имеет массу условностей, характерных только для данного жанра. Он обязывает соревнующихся атаковать на протяжении всего времени поединка, иначе действия сторон вряд ли можно назвать Штурмом. Обоюдное наступление выглядит обычно жестоким взаимным избиением на "заклинившей" дистанции. В этом сложность спорта. Уходить с дистанции с целью обороны нельзя, по правилам, это означает отказ от боя. Побеждает тот, кто способен прорваться в клинч, сбить противника на землю и, не теряя инициативы, завершить начатую атаку на земле. Первыми в бой вступают ноги, это тоже обязательное условие.

Схема спортивного Штурма:

  • с дальней дистанции - удары ногами;
  • на средней дистанции - серийные удары руками;
  • после сближения - сбивание на землю;
  • безостановочное продолжение атаки на земле.

На всё про всё - 10 секунд, данный отрезок времени называется "сходом". Всего в одном спортивном бою 10 сходов. По правилам, время пауз между ними не должно превышать времени самого схода (т.е. 10 секунд).

Тотальный бой - комплекс специально организованных технических действий для профессионального поединка в бое без правил. Особенностью Тотального боя является специальная техническая подготовка, ориентированная на ведение боя с борцами джиу-джитсу, дзюдо, самбо, вольной борьбы, бокса, кикбоксинга и каратэ, а также русская стилистическая организация приёмов этого боя. Тотальный бой наиболее применим для поединков с представителями других видов единоборств по правилам, не имеющим ограничений на борьбу лёжа.

Военно-прикладной бой - специализированный армейский комплекс, отвечающий целям и задачам подготовки воина для ведения боевых действий на коротких огневых дистанциях и в условиях рукопашного соприкосновения с противником. Включает в себя: огневую подготовку по нетрадиционной программе; плавательную подготовку специальным способом; особые приёмы перемещения и контроля пространства; искусство выживания в условиях длительной изоляции и экстремальных ситуациях; универсальные навыки владения холодным оружием.

Базовые стили

РАДОГОРА - стиль боя руками, вобравший в себя технико-тактические наработки школ: славяно-горицкой борьбы, советского бокса и русских этнографических стилей.

ПОДОЛ - стиль боя ногами, где руки выполняют только защитные функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов, из исторических школ русского рукопашного боя.

КОРОМЫСЛО (пропорциональный стиль) - система боя, в котором высокий темп движений достигается поочерёдными ударами рук и ног за счёт инерции и пластики, что экономит усилия.

УКЛАД (сплав нескольких видов борьбы) - способ борьбы, объединивший технико-тактические наработки русской исторической школы и арсенал специальных приёмов для ведения Тотального боя.

ПОЗЁМ (комплексный бой на земле) - стиль, в котором применяются заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, любые удары лёжа.

СВИЛЯ (боевая гимнастика) - система действий, позволяющих уклониться от ударов и захватов противника. Формирует у бойца особую пластику движений: позволяет избежать атаки без чрезмерных усилий.

Стили применения

ПЯТА (стиль неплановых ситуаций) - вырабатывает навыки ведения боя в темноте и тесноте, на скользком покрытии и при численном превосходстве противников.

ГРУДОК - способ организации боя с противником, превосходящим физически (по росту, весу и силе).

ГИБКИЕ ПЕРЕСТРОЕНИЯ (противосистема) - маневрирование и тактические хитрости с учётом стереотипных действий противника, использующего тот или иной вид единоборства.

"С-42" - славяно-горицкая борьба, адаптированная к применению в реальных боевых условиях. Включает в себя наиболее результативные технические действия, систему выживания и специальные навыки.

ОГНЕВОЙ БОЙ - бой с использованием огнестрельного оружия. Система строится на основе: а) пистолетного троеборья: встречный бой (дуэльная стрельба в движении), прицельная стрельба, демонстрация техники боевого перемещения; б) общих принципов боя с автоматом.

КЛИНКОВЫЙ БОЙ - система боя на основе ножевого троеборья (свободный бой, метание ножа и демонстрация боевой техники в перемещении).

Вам также будет интересно:

Наш клуб является коллективным членом ФДМО (Федерация джиу-джитсу Московской области),...
 Станислав SportPanda Хочешь накачаться в домашних условиях за 2-3 месяца к лету,...
Подъем ног в висе по праву можно назвать одним из самых эффективных упражнений на пресс....
Упражнение развивает среднюю часть дельтовидной мышцы, надостную мышцу, расположенную под...
Упражнение сведения в кроссовере через верхние блоки, прокачивает нижнюю часть, середину и...