Финиш россиян в пяти категориях
Впервые в истории во всех классах «Дакара» были представлены российские пилоты. Наряду с опытными экипажами команды «КАМАЗ-мастер» и бывалым квадроциклистом Сергеем Карякиным в гонке участвовали дебютанты «Дакара» - дуэт Равиля Маганова и Кирилла Шубина в новом для ралли-марафона зачёте UTV, гонщик на внедорожнике Сергей Шихотаров и мотоциклисты Анастасия Нифонтова и Александр Иванютин . К счастью, боевое крещение новички прошли без потерь - все добрались до финиша, как и их более опытные коллеги.
Две победы и один подиум у россиян
Прошедший ралли-марафон позволил вернуться «КАМАЗ-мастеру» на вершину пьедестала с победным дублем: Эдуард Николаев с экипажем взял своего второго золотого бедуина, а трио Дмитрия Сотникова финишировало на второй позиции. Тандем Маганов/Шубин отметился несколькими выигранными спецучастками и финишем на третьей позиции - очень хороший результат для новичков, пусть даже и не в самом густонаселённом классе.
Зато на недостаток конкуренции не мог пожаловаться Сергей Карякин - выигранный в первом же «Дакаре» спецучасток, два полных проблем ралли-марафона и заслуженная победа. С четвёртой попытки первый и пока единственный российский пилот на «Дакаре» в седле ATV добился своего и финишировал впереди всех своих соперников.
Карякин: сложно понять, что такое выиграть «Дакар»
Демарш Стейси из-за недовольства организацией гонки
Согласимся, вряд ли скандал можно было бы отнести к позитивным моментам «Дакара», но только не в случае с Хансом Стейси .
Опытнейший голландец, не первый раз выходящий на старт ралли-марафона за рулём грузовика, стал, пожалуй, первым пилотом такого уровня, кто столь ярко акцентировал внимание на проблеме в стане организаторов гонки.
Из года в год участники ралли-марафона заявляют о непонятной для столь высокого уровня состязаний организации гонки и нелогичных судейских решениях, но обычно дальше слов в пресс-релизах дело не шло. Другое дело пилот MAN в сезоне-2017: он договорился об одном, а на старте спецучастка сделали иначе - Ханс не стал терпеть и снялся с гонки. Правда, потом вновь в неё вернулся, получив объяснения от организаторов. Да, Стейси вышел на старт оставшихся этапов «Дакара», и это несколько скомкало впечатления от демарша голландца, но, с другой стороны, Ханс сделал то, что, очевидно, многие хотели бы сделать и раньше.
«Дакар» обошёлся без жертв
Гонка по праву носит статус одной из самых опасных в мире, и едва ли не каждый год на «Дакаре» кто-то гибнет - пилоты или болельщики. К счастью, в 2017 году обошлось без фатальных случаев. От аварий, естественно, никуда не деться, особенно в столь продолжительных заездах в столь непростых для техники и людей условиях, но самое главное, что в этот раз фортуна взяла свою дань покорёженным железом, а не человеческими жизнями.
Борьба новичков и «бывалых»
Обычно на «Дакаре» борьбу за высокие позиции в общем зачёте гонки ведут бывалые участники ралли-марафона, но в 2017 году неплохо проявили себя и новички. Естественно, они и ранее «выстреливали» на отдельных этапах, тогда как на сей раз дебютантам удалось проявить себя и в масштабах всей гонки. Отлично провёл «Дакар» француз Аксель Дютрье в классе ATV - пилот в первом же своём ралли-марафоне въехал в топ-5 по итогам всей дистанции. Ещё один француз на Yamaha, но на сей раз из числа мотоциклистов - Адриен ван Беверен - проводил всего второй «Дакар», но занял четвёртое место в общем зачёте своего класса и стал лучшим из представителей японской марки.
Со знаком «минус»
Доминирование Peugeot
Конечно, для Peugeot их вторая кряду победа на «Дакаре», да ещё с полностью занятым французскими пилотами французской же команды подиумом - событие сверхпозитивное. Но не для поклонников острой борьбы за позиции до самого финиша. Новый багги оказался надёжным, пилоты не допускали критических ошибок (кто допустил - тот сошёл), а соперники не могли похвастать этим. Лидеров Toyota подвела техника и собственная горячность, а MINI в нынешнем составе да ещё с новой машиной претендовать на высокие позиции не могли. В итоге пилоты Peugeot обменивались лучшими временами на спецучастках, изредка позволяя отдать лидерство «на сторону» - с точки зрения интриги вариант не лучший.
Организация «Дакара»
Из года в год участники жалуются на то, как организаторы ралли-марафона ошибаются с навигацией, принимают не самые обдуманные решения относительно отмен этапов или, напротив, слишком поздно корректируют маршрут. Стоит ли удивляться, что у кого-то, как у Ханса Стейси, терпение лопается в гонке, а у кого-то ещё до старта «Дакара» - и он предпочитает заявиться в проходящую в те же даты гонку «Африка Эко Рейс». Очевидно, организаторам пора задуматься и сделать выводы, иначе можно окончательно растерять репутацию и уважение в гоночном мире.
Спорное судейство
В гонке 2016 года француз Стефан Петерансель дозаправил свой Peugeot в зоне нейтрализации, но протест MINI на это действие был отклонён. На «Дакаре»-2017 аналогичный поступок записала на свой счёт мотоциклетная команда Honda, за что была «награждена» временной пенализацией - и то, которую конкуренты из KTM сочли слишком мягкой. Двойственность толкований правил, отсутствие ответственности за свою зону работы (ещё свежи в памяти проблемы Карякина, когда Сергей мучился из-за барахлящего оборудования, предоставленного организаторами, за что судьи то накидывали, то снимали время на дистанции) также не красят гонку столь высокого ранга.
Обилие опасных инцидентов
Такое ощущение, что «Дакар»-2017 побил все рекорды по количеству опасных ситуаций, которые лишь каким-то чудом не привели к трагедии. Петерансель сбил мотоциклиста, Лёб едва не собрал двух квадроциклистов, выехав на своём багги на узком и слепом отрезке трассы в лоб «каналу», Шихотаров оказался в овраге, обгоняя грузовик, а ещё одна «фура» чуть не раздавила финна Микко Хирвонена на его MINI. Возможно, не меньше подобных моментов было и в прошлых гонках, но в этот раз все они как-то оказались на виду, и слава богу, что их участники смогли рассказать об этом лично…
Уменьшение числа россиян
Парадоксальная, казалось бы, ситуация - в пяти классах из пяти возможных участвуют россияне, но, к сожалению, наших на «Дакаре» становится меньше. Раньше в одном только зачёте внедорожников российских экипажей было едва ли не больше, чем во всех остальных категориях вместе взятых, а сейчас мотоциклистов больше, чем гонщиков на легковых автомобилях! Хотелось бы верить, что всему виной временные трудности и в ралли-марафон вернутся те из россиян, кто участвовал в нём раньше. Россияне во всех классах - это хорошо, а если их будет больше, чем по одному в каждой категории, - ещё лучше!
В январе следующего года, а именно в первой половине месяца, состоится долгожданный праздник для всех автолюбителей – марафон-ралли «Париж-Дакар » 2017 года. Уже по установленной традиции гонка будет организованна в . На этот раз гонщикам предстоит сразиться на трассах Боливии, Аргентины, Парагвая. Заезд начнется с города Асуньсон (столица Парагвая), а финиш намечен на Буэнос-Айрес (Аргентина).
Гоночная дистанция длинной в 9000 км. протянется по жарким пустыням, извилистым лесным тропинкам и крутым опасным горным дорогам. Таким образом, одержать победу в ралли удастся только тому, кто обладает большим опытом, отличной подготовкой и хорошим автомобилем, приспособленным для разнообразных ландшафтных и погодных условий.
Регламент соревнований
Итак, начиная с 1978 года, это уже 39 по счету марафон. Тогда соревнование именовалось «Париж-Дакар». Автомобильный турнир стартовал в Париже, а конечным пунктом являлась сенегальская столица Дакар. Но, начиная с 1995 года, стартовую точку заезда начали переносить в другие города Франции, а в 2009 году ралли и вовсе не стали проводить в Африке в связи с регулярными угрозами со стороны террористов. Но уже сформировавшийся бренд нельзя было менять. Поэтому слово «Дакар» не стали убирать из названия.
В следующем году новое грандиознейшее соревнование среди автомобилистов начнется 2 января и пройдет вплоть до 14 января. Гонщикам необходимо будет справиться с 9000 км, которые будут проходить по территориям Боливии, Парагвая, Аргентины.
Организаторы данного зрелищного мероприятия применили максимум усилий, чтобы трассы были максимально сложными и разнообразными. Таким образом, гонщикам на пути будут встречаться как равнинные пустыни, так и высокогорные плато. К примеру, одна из дорог будет проходить рядом с популярнейшим озером Титаника. А это целых четыре тысячи метров над уровнем моря.
Кто будет участвовать в ралли
В соревнование буду соперничать друг с другом десятки известнейших автомобильных «конюшен» со всего света. Ниже приведен список некоторых производителей-участников.
- Skania;
- LIAZ;
- Tatra;
- КАМАЗ;
- IVEKO;
- Hummer;
- Mercedes-Benz;
- Land Rover;
- Peugeot.
Участники, выступающие за одного из перечисленных брендов, будут соревноваться в трех различных классах:
- Грузовики;
- Легковые машины;
- Квадроциклы и мотоциклы.
Этапы Ралли
В процессе данных соревнований участникам необходимо будет пройти двенадцать сложных трасс. Каждый из отрезков длинной около тысячи километров будут преодолевать в течение одного дня:
- Asuncion – Resistencia (2 января 2017 года);
- Resistencia — San Miguel de Tucumán;
- San Miguel de Tucumán — San Salvador de Jujuy;
- San Salvador de Jujuy – Tupitsa;
- Tupitsa – Oruro;
- Oruro – Nuestra Senora de La Paz;
- Nuestra Senora de La Paz – Uyuni;
- Uyuni – Salta;
- Salta – Chilecito;
- Chilecito — San Juan Bautista;
- San Juan Bautista — RíoCuarto;
- RíoCuarto – Ciudad de Buenos Aires (12 января 2017 года).
Победителем каждого этапа становится тот, кто смог его преодолеть быстрее остальных участников. Время, которое продемонстрировали отдельные пилоты/команды, обозначит их начальные позиции в следующем этапе соревнований.
В ралли «Париж – Дакар» уже давно определились лучшие гонщики. Таким образом, потенциальных победителей несложно определить по статистике прошлых марафонов.
- 2012: Эдуард Николаев, Сириль Депре, Стефан Петеренсаль;
- 2013: Эдуард Николаев, Сириль Депре, Стефан Петеренсаль;
- 2014: Андрей Кагинов, Марк Кома, Нани Рома;
- 2015: Айрат Медведев, Марк Кома, Нассер Аль-Атия;
- 2016: Жерар де Рой (грузовики), Тоби Прайс (мотоциклы), Стефан Петеренсаль (автомобили).
Необходимо сразу сказать, что в классе грузовых автомобилей, Россия является лидером. Команда «КАМАЗ» побеждает практически ежегодно с 2000 года. По поводу остальных классов можно сказать, что фаворитами там являются французские гонщики. В классе легковых автомобилей неизменно стремится на первое место Стефан Петеренсаль в компании со своим штурманом Жан-Полем Коттре.
Интересным фактом является то, что Петерансель когда-то участвовал в классе «мотоциклы», где ему также удавалось шесть раз достичь лидирующей позиции в турнирной таблице. На сегодняшний день, в данной дисциплине успешно выступает еще один гонщик Пятой республики – Сириль Депре.
Первый месяц 2017 года порадует зрителей массой новых соревнований. В список самых значимых среди них с полным правом можно включить гонку «Париж-Дакар» 2017 года. Это автомобильный турнир международного масштаба, который устраивается ежегодно по очень непростым трассам.
От этого ралли волосы встают дыбом не только у самих гонщиков, а также у поклонников, которые пристально следят за ходом заездов в телевизионных трансляциях. Ведь в этом автомобильном спорте возможно все. Удастся ли в этот раз организатором этого мероприятия поразить воображения миллионов поклонников автомобильного спорта со всех уголков нашей планеты – узнаем уже совсем скоро.
Результаты «Дакар» 2017
Мотоциклы:
- #59 - Анастасия Нифонтова (Россия) – 75 место, 2 место в женском мотозачете
- #60 - Александр Иванютин (Россия) – 32 место
Квадроциклы:
- #254 - Сергей Карякин (Россия) – 1 место
Автомобили:
- #380 - Сергей Шихотаров / Олег Уперенко (Россия) – 37 место в Т1, 16 место в Т1.1
SSV:
- #378 - Равиль Маганов / Кирилл Шубин (Россия) – 3 место
Грузовики:
- #501 - Мардеев / Беляев / Свистунов (Россия) – 5 место
- #505 - Николаев / Яковлев / Рыбаков (Россия) – 1 место
- #513 - Сотников / Ахмадеев / Леонов (Россия) – 2 место
- #515 - Шибалов / Аматыч / Романов (Россия) – 19 место
Ежегодно в декабре любители авторалли - в предвкушении увлекательного зрелища - гонок «Дакар ». Январь 2017, думаем, не будет исключением. Вновь участники легендарного состязания продемонстрируют свое умение преодолевать большие расстояния и выходить с честью из тяжелых ситуаций.
И хотя название ралли, как заведено, остаётся «Париж - Дакар», соревнования состоятся в Южной Америке, не имеющей к столице Сенегала никакого отношения. Будет ли когда-то Париж точкой старта? И вернется ли ралли на африканские пески Дакара? 7 лет назад причиной переноса маршрута стала террористическая угроза, которую организаторы не исключают и сегодня.
ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-Мастер» с 2005 года.
Маршрут «Дакар» 2017
Протяженность трассы, по которой пройдут гонки в 2017 году, - 9000 километров, причем «Дакар» - это не движение по асфальтированной автостраде, преодоление бездорожья с резкими высотными перепадами, словом, таких условий рейда не было за всю историю ралли на западном полушарии. К примеру, протяженность нескольких отрезков пути превысит 400 километров, а одного - и все 500. Почти неделю гонщикам придется бороться друг с другом на высокогорной трассе.
Старт предстоящего латиноамериканского «Париж - Дакара» состоится в Асунсьоне - главном городе Парагвая. Далее маршрут переместится на земли Аргентины, а затем спортсмены окажутся в Боливии. В последней из названных стран гонщики задержатся дольше всего: представляете, примерно 5 суток на небывалом до сих пор высокогорье. День отдыха также придется на момент пребывания гостей в Боливии, а оттуда гоночная «кавалькада» вернется в Аргентину. Финиширует грядущий авто-мотомарафон «Париж - Дакар» в Буэнос-Айресе.
Даты проведения «Дакар» 2017
Расписание «Париж - Дакара» 2017 таково:
- старт - 2 января;
- финиш - 14 января.
- Этап 1: Asunion - Resistencia, 454км , ;
- Этап 2: Resistencia - San Miguel de Tucuman, 812км , ;
- Этап 3: San Miguel de Tucuman - San Salvador de Jujuy, 780км ;
- Этап 4: San Salvador de Jujuy - Tupiza, 521км , ;
- Этап 5: Tupiza - Oruro, 692км , ;
- Этап 6: Oruro - La Paz, 786км , ;
- День отдыха;
- Этап 7: La Paz - Uyuni, 622км , ;
- Этап 8: Uyuni - Salta, 892км , ;
- Этап 9: Salta - Chilecito, 977км , ;
- Этап 10: Chilecito - San Juan, 751км , ;
- Этап 11: San Juan - Rio Cuarto, 759км , ;
- Этап 12: Rio Cuarto - Buenis Aires, 786км , .
День отдыха ровно посередине дистанции. Получается 12 «боевых» выездов!
В минувшие выходные прошло официальное закрытие раллийных гонок Дакар 2017. В течение 13 дней спортсмены преодолели 12 спецучастков, расположенных на территории Боливии, Парагвая и Аргентины.
Главные сюрпризы на Дакаре 2017 преподнесла погода: после серии проливных дождей был сокращён пятый и отменён шестой спецучастки. Через несколько дней организаторы отменили самый сложный участок трассы - СУ9, протяженностью 1000 км. Из-за дождей на расположенную вблизи трассы деревню сошел оползень, вызванный сильным ветром и ливнями. Руководство гонки приняло решение не проводить этап и оказать помощь пострадавшим от стихии.
Сэм Сандреленд, занявшее первое место в категории Мото. Фото - KTM
Победителем в классе «Bike» стал британский гонщик Сэм Сандерлэнд (Sam Sunderland), выступающий за . Его товарищ по команде, австриец Маттиас Валкнер (Matthias Walkner) - на второй ступени подиума. Третьё место у представителя команды HIMOINSA Team KTM, испанца Жерара Фарре Гуэль (Gerard Farres Guell).
Пауло Гонсалвес на Honda CRF450 Rally во время прохождения СУ5. Фото - Honda Racing Team
В этом году в ралли Dakar дебютировали российские гонщики Алексей Иванютин и Анастасия Нифонтова , выступавшие на мотоциклах . Анастасия, стартовав c 130-ой позиции смогла продвинутся до 75-ого места и успешно закончить гонку. Алексей Иванютин закончил гонку на 32 месте.
Анастасии Нифонтовой удалось покорить Дакар с первого подхода! Фото - Red Bull Content Pool
Не обошлось и без трагичных рокировок - во время четвертого гоночного дня фаворит и победитель прошлогоднего Дакара Тоби Прайс (Toby Price) сломал бедро в результате падения и был вынужден отказаться от продолжения гонки.
Лучшие моменты ралли Дакар в категории «Bike»:
В классе «Quad» самым быстрым оказался Сергей Карякин на Yamaha Raptor 700. Сергей стал первым российским квадроциклистом, победившим в Дакаре. Второе место занял Игнасио Касаль (Ignacio Casale), третье - аргентинец Пабло Копетти (Pablo Copetti).
Видеообзор категории «Quad»:
Два «Камаза» под управлением Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова ворвались на подиум в зачёте грузовиков. В пятерку лучших также попал экипаж Айрата Мардеева , отставший от лидера на 2 часа 26 минут.
Камаз под управлением Айрата Мардеева. Фото - Kamaz Мастер
Лучшие моменты в категории «Truck»:
Экипаж Равиля Маганова на СУ5 ралли Дакар 2017. Фото -