Гитарный бой – это первое, что осваивает каждый гитарист. Именно таким способом звукоизвлечения играется подавляющее большинство российских и зарубежных песен. Если выучить аккорды композиции, но не выучить бой – то песня не зазвучит такой, какой она задумывалась изначально. Кроме того, подобный метод игры поможет разнообразить собственные композиции – вы будете знать, как обыгрывать , каким образом выставлять акценты, а также формировать музыкальную текстуру. Данная статья поможет понять, а также покажет основные виды данного приема игры.
Бой на гитаре – схемы и виды
Данный абзац стоит начать с самого определения термина «гитарный бой». По сути это – обыгрывание ритмического рисунка, который присутствует в песне. Изначально песни исполнялись без внятной ритм-секции, поэтому музыкантам надо было самостоятельно выставлять акценты. Именно тогда и появились основные виды боев на гитаре. Они выделяют слабую и сильную долю, задают темп композиции, и помогают играть ее ровно.
Соответственно, боев на гитаре существует столько же, сколько и ритмических рисунков – бесконечное множество. Однако есть список базовых способов игры подобным методом, выучив который можно сыграть практически любую песню. А если комбинировать их в своих произведениях – то можно получить интересную и разнообразную композицию с необычным звучанием.
Гитарный бой состоит из последовательных ударов по струнам вниз и вверх. Они выстроены в определенном порядке, в зависимости от того, какой у произведения тактовый размер и ритм. На письме удары обозначаются значками V – удар вниз, и ^ — удар вверх. Альтернативный вариант, представленный в этой статье – рисунками со стрелочками. С помощью такой схемы можно сразу понять манеру штриха и игры.
Ниже представлены 12 самым распространенных гитарных штрихов, которые используются разными исполнителями или в определенных жанрах музыки. К каждому из них дана краткая аннотация и схема игры.
Бои на гитаре для начинающих
Это самый базовый и простой вид штриха. Именно с него начинают все гитаристы, а используют его в своих песнях даже профессионалы.
Это более сложный способ игры штрихом, однако звучит он намного интереснее уже поднадоевшей «шестерки». Состоит этот способ из восьми ударов, и обыгрывает интересный ритмический рисунок.
При этом акцент также выставляется на каждый третий удар. Иными словами, движений восемь, но в одном цикле этих движений акцентированных ударов будет только два. Это образует необычную ритмику, которую можно необычно обыгрывать.
Еще один простой гитарный штрих – самый стандартный из всех существующих.
Не совсем штрих в привычном понимании. По манере игры он очень напоминает музыку кантри, однако есть отличия. Его главная особенность заключается в поочередной смене басовых нот – за счет чего образуется интересная мелодика и своеобразная «танцевальность».
Этот штрих получил свое название от знаменитого артиста Виктора Цоя, который часто использовал его в своих песнях. Этот способ игры отличается своей скоростью, поэтому для того, чтобы правильно его сыграть, придется потренироваться.
Так же, как и штрих выше, этот часто использовался Владимиром Высоцким. Он представляет из себя немного измененный вариант блатного боя.
Это один из самых первых видов штриха, пришедший с родины гитары – Испании. Он представляет из себя «восьмерку», где на каждый первый удар вниз нужно использовать интересный прием – расгеадо. Выполняется он таким образом – нужно быстро ударить по всем струнам всеми пальцами по очереди, выкинув своеобразный «веер». Это самая сложная сторона данного боя, однако, после какого-то времени практики прием не должен вызвать никаких проблем.
Еще один вид штриха, перенявший свое название у имени исполнителя, который чаще всего его использовал. Это еще один измененный вариант блатного боя. В нем изменены местами удары вниз и вверх после того, как большой палец дергает басовую струну, а также добавлен дополнительный удар вверх со смещенным акцентом (Бас дергаем вместе с указательным пальцем, указательный палец дергает первые 3 струны вверх) . То есть, первая часть штриха выглядит так: басовая струна – вверх – глушение — вверх, и так же вторая: басовая струна – вверх – глушение — вверх. Получается очень своеобразный рисунок, отличающийся от стандартного блатного штриха.
А это уже более интересный вид штриха – поскольку именно за счет него и образуется интересная ритмическая структура регги-композиций, и иначе придать им нужное настроение не получится никак. Играется он исключительно вниз, изредка совершая движение рукой вверх для повышения динамики – чаще всего на смене аккорда.
При этом каждый первый удар в нем совершается по заглушенным струнам – а каждый второй по зажатым. Таким образом выделяется слабая доля, в которую чаще всего и играется регги-музыка. В разделе представлены более подробные схемы игры.
Вид штриха, характерный для американской фолк-музыки. Он представляет из себя также модифицированную версию блатного боя. Он состоит из двух частей: в первой вы дергаете нижнюю басовую струну – пятую или шестую – а потом совершаете движение пальцами вниз по остальным струнам. После этого вы дергаете другую басовую струну – пятую или четвертую – и совершаете движение вниз и вверх по остальным струнам. Играть это требуется очень быстро, поскольку сама по себе музыка кантри динамичная и имеет высокий темп.
Штрих характерный для «вальсовой» музыки и песен, написанных в ритме 3/4 (Раз-два-три) – как это ясно из названия. Бой имеет разные варианты исполнения щипком, медиатором или перебором с чередованием басовых струн. Основная задача здесь состоит в том, чтобы, не сбивая темп держать ровный ритм, который как раз задается с первых нот и раскачивает всю композицию. Сам по себе способ игры простой, но имеет сложные схемы исполнения, для которых потребуется усидчивость и терпение.
Вид штриха, характерный для чеченской народной музыки. Это последовательное движение рук вверх и вниз, при этом два первых удара совершаются в одну сторону, а все последующие – с акцентом на каждом третьем ударе. Получиться должно следующее: удар-удар-удар-удар-АКЦЕНТ-удар-удар-удар-АКЦЕНТ, и так далее.
Важным моментом в том, является понимание глушения струн. Оно используется для проставления акцентов и помощи гитаристу ориентироваться в ритмическом рисунке песни. Выполняется этот прием очень просто – во время игры штрихом в некоторых ударах правой рукой прижимайте струны, чтобы они перестали звучать – раздастся характерный звонкий хлопок, который выделит слабую долю песни.
Альтернативный способ игры на гитаре – это переборы. Так называется техника, во время которой гитарист воспроизводит музыку в виде последовательности отдельных нот, а не звучащих аккордов. Это позволяет разнообразить мелодику композиции, ее гармонию и течение. Перебором исполняется множество классических и современных произведений.
Существует также несколько стандартных видов переборов, которые часто применяются гитаристами любого уровня навыка. Названы они исходя из количества задействованных в них струн, и аналогично гитарным боям: «Четверка», «Шестерка» и «Восьмерка». При этом порядок струн в них может варьироваться – и четыре ноты первого перебора могут играться как последовательно с третью по первую струну, так и сначала может звучать вторая, потом третья и только потом первая – все зависит только от вашей фантазии.
Конечно, стандартные типы переборов и так звучат красиво, однако опытные гитаристы, освоившие данную технику, отходят от них, сочиняя собственные паттерны и ритмические рисунки. Попробуйте, например, играть не аккордами, а обыгрывать различные гаммы и сочинять мелодии, совмещая линию баса и основную нотную текстуру. Попробуйте одновременно защипывать две ноты и давать им звучать в то время, пока играется уже совершенно другой мотив. Существует еще одна фишка – легатто во время игры, когда вы играете одновременно еще и левой рукой, просто зажимая струны без удара по ним – получается интересный и плавный звук. Для того, чтобы освоить технику в совершенстве, попробуйте выучить несколько произведений – например Greensleeves, или Call of Magic – знаменитую композицию Джереми Соула. Смотрите больше роликов и учите фразы, и самое главное – больше практикуйтесь.
Для которого не нужно вообще ничего. Только ты и твоя работа. А вот что добавит этой работе осмысленности - 12 раундов боя с тенью от тренера по боксу Джейсона Вельдхаузена и инструктора по самообороне Максима Шрамкова.
Раунд 1: перемещения
Двигайся. Статичный боец - хорошая цель, и это верно как для спортивного поединка, так и для уличной драки. Пусть в драке твои перемещения и не будут особо разнообразными (иди вперед и бей злодея), но тренировать мобильность стоит. Маневрируй, избегая неустойчивых положений, скрещенных или прямых ног. Следи за «развесовкой», за положением корпуса и рук в твоей боевой стойке. Смещайся на фланг неожиданно, рви ритм боя, добавляй уклоны и нырки. Пробуй резко сокращать дистанцию с воображаемой целью или, наоборот, разрывать ее, отступая.
Раунд 2: отработка приемов
Каждый день выбирай новый прием и отрабатывай его. Вчера ты оттачивал левый прямой. Сегодня - левый сбоку. Завтра у тебя в планах правый прямой. А еще в запасе: левый сбоку - с места, на дальней, средней и ближней дистанции; с уклоном влево, чтобы «зарядить» плечо; на шаге вперед левой ногой, на шаге правой; на скачке; на отходе… В общем, пока тебе этого за глаза хватит.
Раунд 3: комбинации
Возьми пару-тройку любимых комбинаций - и вперед. Например: правый прямой - левый сбоку; левый прямой - правый прямой; левый сбоку - правый прямой - . Бей с места, в перемещении, на опережение, как контратаку. Оттачивай комбинации по очереди, потом вразнобой, отработай переходы между ними.
Раунд 4: сближение в атаке
Представь, что твой противник - длиннорукий боец. Может, это , или . Тебе нужно входить на среднюю дистанцию в жесткий обмен ударами, иначе ты не достаешь до цели. Резко смещайся, убирая голову и одновременно срывай дистанцию. Ноги согнуты, тебя толкает задняя нога. Входи с ударом, с уклоном, на нырке. Плотно перекрывайся, защищай голову локтевыми подставками и сразу пробивай жесткую серию. Снова уходи в защиту.
Раунд 5: бой на дальней дистанции
Ты дерешься с , Майком Замбидисом или (не дай бог, конечно) с молодым . Не пускай этих парней на среднюю и ближнюю дистанцию! Пробил левой - и сразу разорвал дистанцию. Смещайся по кругу на фланги, все время остерегайся сближения с правой рукой оппонента. Короткие серии - и снова разрыв дистанции. Работай по этажам: двойка в голову - ногой в пах - смещение по кругу вправо. Обманул левым прямым - пробил ногой в пах - правым прямым в голову на отходе. И так далее.
Раунд 6: контратаки
Это реально высокий уровень боевой подготовки. Ты провоцируешь противника, вызываешь его пробить то, что нужно тебе… и тут же бьешь вразрез, навстречу. Жестко и резко. Или ты пробил по верхнему этажу, а когда он, защитившись, контратакует тебя - ты уходишь вниз и проходишь в ноги.
Подумай, насколько мощно ты разовьешь навыки визуализации! А она имеет очень широкий спектр применения. Это и идеомоторная тренировка, и самопрограммирование, и целеполагание.
Раунд 7: power shots - силовые проникающие удары
Пробивай каждый удар так, будто он последний. Вкладывай весь корпус, не экономь силы. Эта подготовка имеет прямое прикладное значение для самообороны. В драке ты вряд ли будешь проводить «разведку» джебом, бить серию , чтобы к третьему раунду лишить противника мобильности. Тебе нужно его вырубить, и чем скорее, тем лучше.
Раунд 8: непрерывные удары
Такие удары характерны для бокса, но могут быть полезны и для самообороны. Задача тут, во-первых, отдохнуть после пробивных ударов, а во-вторых - наработать движения корпусом, ногами и плечами, которые необходимы в бою. Удары можно не наносить, а как бы непрерывно обозначать их инициирующую фазу - движения плеч и бедер. Именно непрерывно. Отпусти свое сознание, пусть тело самостоятельно накидывает боевые движения.
Раунд 9: удары со смещением в одну сторону
Это очень полезный спортивный навык - умение бить, перемещаясь на фланг. Чаще всего для правши удары при смещении влево не особо трудны, а бить, уходя направо, немного сложнее. Вот и отработай. Ты не спортсмен-единоборец и тебе не нужны такие специфические вещи? Хорошо, представь, что ты ведешь бой с двумя подвыпившими противниками. Будешь стоять на месте?
Раунд 10: ближний бой
Понятное дело, наработать технику борьбы в режиме боя с тенью проблематично, а такого ближнего боя, как в боксе, на улице нет. Да и в смешанных единоборствах ближний бой - это чаще всего либо клинч, либо «тейкдаун» и бой на земле. Тем не менее, ситуации бывают разные - покидай удары и на ближней дистанции. Работай скруткой корпуса, будь максимально перекрыт. Бей взрывные серии боковых, апперкотов, коленей и локтей. Стой максимально устойчиво в низкой стойке и будь готов к борьбе. Резко смещайся на фланг и снова прижимайся к «противнику-невидимке». Посмотри, как вел бой - как он сдваивал удары с одной и той же стороны, как работал корпусом. Как за уши. А что, если мы говорим о самообороне, то все средства хороши!
Раунд 11: у тебя еще остались силы? Сейчас исправим
Бей серии по 10-15 секунд на максимальной скорости. Чуть подвигайся, встряхнись и повтори. Следи, чтобы твои удары по возможности не теряли боевую эффективность и не превращались в просто дрыгание руками без вложения бедер и плеч. Если делаешь старательно, то мало тебе не покажется.
Раунд 12: бой с тенью
Делай все, что умеешь. Перед тобой опасный подготовленный противник, и ты должен его вырубить. Веди с ним бой, используя все, что ты можешь. Бей коронные серии, рви дистанцию, проходи в клинч, в борьбу. Максимально четко представляй, что делает противник и развивай свои серии. Проигрывай в сознании разные сценарии развития событий. Перестраивай тактику и манеру ведения боя. Это твое творчество.
Бой с тенью не заменит тебе спаррингов, но он реально поможет тебе улучшить свои боевые навыки. Используй это.
Чувство ритма – одна из важнейших черт, которая должна присутствовать у любого музыканта. Вырабатывать его следует с самых первых занятий на инструменте, поскольку, чем дальше вы будете продвигаться в своем обучении, тем сложнее будет привить его. Ритмов на гитаре существует огромное количество, и, по сути, для каждой песни он свой. Тем не менее, существует ряд уже принятых канонов, от которого отталкиваются все композиторы, и именно им и посвящена данная статья. В ней мы рассмотрим стандартные , объясним, как играть внутри них и как ориентироваться в размерах и тактах.
Виды ритмов на гитаре по стилю
Стандартный ритм под гитару 4/4
Еще его называют 2/4, в зависимости от количества тактов. Это самый стандартный ритмический рисунок, в котором записано большинство музыкальных произведений. Именно в этом размере играются такие известные бои как «четверка», «шестерка» и «восьмерка».
Вальсовый ритм на гитаре
Этот размер еще называют 3/4. Также очень популярный ритм, на котором построено огромное количество произведений. Рассчитывается он так: «Раз-два-три», и каждый такт включает в себя три полных удара.
Ритм на счет 123-123-12
Стандартный рок и поп-ритм, в котором акцент выставляется на первую, четвертую и седьмую проигрываемые ноты. Разумеется, существуют и исключения – все зависит от того, какие акценты раздают ударные, и какие требуются композиции.
Галоп
Жесткий и прямолинейный ритм, под который часто играются металические . Этот рисунок был популяризирован олдскульными метал-командами и применяется и по сей день.
Классический рисунок, от которого пошли многие другие Представляет из себя последовательные удары медиатором с акцентом на первую и третью доли. Именно с него начинают свое обучение большая часть новичков.
Ска-панковый ритм
Довольно интересный рисунок, который применяет в себе не очень распространенную технику апстроука. Акцент в данном случае выставляется не на сильную, как делали бы другие , а на слабую долю, благодаря чему достигается интересная и необычная пульсация. При этом очень часто используются аккорды без баса вообще.
Регги
Родоначальник ска-ритма, здесь акцент так же выставляется на слабую долю. Разница в том, что здесь используется бас, а также все играется не чесом, а ударами вверх и вниз.
Фанк
Ритм, который характерен для одноименного жанра музыки. Его фишка в отрывистом звучании всех аккордов, с паузами между ними. Это довольно сложный рисунок, к которому надо привыкать, и, тем не менее, он значительно разнообразит вашу игру.
Кантри
Ритмический рисунок, в котором главной фишкой является особая басовая мелодия, сыгранная на гитаре. В кантри он как бы акцентирует отдельные ноты аккорда, расширяя и дополняя их. Кроме того, часто используется прием легато, за счет чего и достигается та самая мелодика, характерная для кантри.
Блатной ритм
Очень похожий на кантри ритм, который, тем не менее, значительно упрощен. Здесь все играется пальцами, при этом по струнам может делаться несколько ударов. Благодаря этому достигается характерная раскачка мелодии и своеобразная ритмика.
Как научиться ритму на гитаре. Краткая теория ритма
Вступительная часть. Измерение скорости ритма – темп
Темп – это то, с какой скорость отсчитываются восьмые ноты внутри всей песни. По сути, это скорость композиции, в которой существуют все инструменты. Обычно он отсчитывается при помощи метронома. , и как его использовать, можно прочитать в соответствующей статье. Композиция может менять свой темп по ходу игры, однако ни один инструмент не должен выбиваться из него.
Темп секундной стрелки
Если у вас под рукой нет , то попробуйте ориентироваться по темпу секундной стрелки на любых настенных часах. Он составляет 60 ударов в минуту. Если вы в один удар будете играть сразу две ноты, то тогда темп станет 120, и так далее.
Счет на 4 удара
Самый простой способ отсчета темпа, который используется в размерах, кратных 4. Вы просто считаете в уме «раз-два-три-четыре», и акцентируете ноты на первый и третий удар, либо на второй и четвертый.
Счет на 3 удара 123 (раз-два-три)
Вальсовый отсчет. То же самое, что и отсчет на четыре, но внутри такта вы отсчитываете «Раз-два-три». Чаще всего акцент выставляется на каждый первый удар – как в метрономе, так и на самом инструменте.
Сильные и слабые доли такта. Паузы
В каждом такте существуют так называемые сильные и слабые доли. На первые выставляются акценты – как правило, это удары в бас-барабан, либо более сильный удар по струне. На слабую идет удар в малый барабан, а также отсутствие акцента. В паузах каждой партии инструмент продолжает играть, при этом каждая пауза тоже равна какой-то части такта. То есть, при паузах вы все равно слушаете метроном и считаете, сколько ударов он делает.
Разделение ритма на два с помощью «И» (раз и два и)
Очень удобным способом считается разделение ритма при помощи фразы «и», то есть вы считаете как «Раз – и – два – и – три – и – четыре». Таким образом, каждая пауза удара метронома фиксируется и разделяется, благодаря чему вы будете понимать, в какой момент вам нужно играть, а в какой – нет.
Счет 123-123-12
Этот счет можно сгруппировать по нотам. Первые шесть ударов – это шесть восьмых нот. Последние два – две восьмых. Таким образом, мы имеем восемь восьмых нот, которые равны четырем четвертым. В этом случае отсчет выглядит таким образом – «Раз и два» «и три и» «четыре и», и так далее.
Как играть в ритме 123-123-12
Способ игры в этих ритмах под гитару ничем не отличается от остальных – вы играете восьмыми нотами вверх и вниз, однако имеется несколько нюансов.
- Акцент выставляется на первом ударе, он же играет по всем струнам.
- Второй удар играет только басовые ноты, без первой и второй струны.
- При игре любого рисунка, отличного от пункта 1 – глушите струны.
Где пригодятся на практике знания ритмов гитары
Для полноценной игры в музыкальной группе
Вам необходимо выучить различные ритмические рисунки, чтобы ваша музыка звучала ровно и едино. Если вы сбиваетесь с темпа, постоянно вылетаете из него, то тогда вам определенном стоит еще попрактиковаться, прежде чем организовывать свой коллектив.
Для правильной ритм-партий на электрогитаре
Опять же, чтобы правильно играть в такт барабанщику и правильно выставлять акценты, вам необходимо выучить все имеющиеся здесь ритмы. Кроме того, важно научиться играть под метроном, а также понимать, как строится ритмическая партия. Помимо прочего, разучивание разных ритмов разнообразит ваш стиль игры.
Для игры боем и исполнения аккомпанемента
Поскольку все виды боев, так или иначе, находятся внутри размеров, то очень важно привить себе чувство ритма для правильного исполнения песен. Особенно это критично при игре в несколько гитар, когда вылет одного музыканта из темпа чувствуется особенно остро.
Д ля игры перебором
Опять же, даже укладываются в определенный размер. А поскольку ноты внутри них играются раздельно, то и моменты, когда вы не успеваете или торопитесь, будут ощущаться еще более остро. Именно для того, чтобы этого избежать, и надо прививать себе чувство ритма.
Для исполнения перкуссионных приемов на акустической гитаре
Для правильного подбора перкуссии и стуков по акустической гитаре, вам надо понимать, когда это нужно сделать, а когда нет. Вопрос стоит даже в том, какой звук извлечь в конкретный момент. Здесь вам поможет знание долей и того, на какие из них нужно выставлять акценты.
Заключение
Как уже было сказано выше, ритм – основа любой музыки. Именно поэтому в первую очередь вам стоит озаботиться выработкой чувства ритма и ровной игры. Играйте под метроном, учите различные рисунки, и тогда вы не только станете играть четко, но и значительно расширите свой музыкальный кругозор, а также найдете множество интересных ходов.
Так уж устроен мир, что в парном взаимодействии в подавляющем большинстве случаев один человек ведёт, а другой следует. В танцах, например, это неотъемлемая часть процесса, вполне ожидаемая и приветствуемая всеми участниками. В обучении чему угодно – тоже, есть учитель и ученик. Но когда такая кооперативная парадигма включается в фехтовальном поединке, получается, что ведущий выигрывает, а ведомый проигрывает, помогая своими действиями выиграть партнёру. Думаю, что мало кого из ведомых такая ситуация устраивает. Попробуем понять, как её избежать.
Что делать?
Начинается спарринг. Дистанция – вне сражения, ни вы, ни ваш противник не могут атаковать без наступления вперёд. Что вы будете делать?
Но дело даже не в необходимости атаки как таковой. Дело в том, что у вас должно быть понимание того, что вы делаете сейчас и будете делать дальше. Вам необходим план действий, нужно понимать, чего именно вы хотите добиться от сокращения дистанции, как именно вы собираетесь захватить победу.
Действовать можно активно или реактивно.
Реактивно чаще всего действуют ведомые.
Так, противник стоит следующим образом, сейчас он будет выполнять, скорее всего, вот этот приём, значит я могу защититься вот так и, наверное, атаковать вот сюда.
Ведущие же тяготеют к активным действиям.
Я могу ударить противника туда-то прямо сейчас, для этого мне понадобится такой-то приём, он будет противодействовать этим или иным способом, если способ будет такой, то всё получится, а если вот такой, то придётся отступить и атаковать иначе.
Видите разницу? Ведущий не собирается прислушиваться к плану действий противника и выполнять его. Он сразу же решает, что они оба будут делать: он будет атаковать, противник – защищаться.
Замечу, что на очень высоком уровне мастерства появляется способность очень эффективно предугадывать действия противника. Её применение не стоит путать с реактивностью действий. Мышление читающего выглядит гораздо сложнее.
Противник тяготеет к проведению такой-то последовательности действий, очевидно, рассчитывая на мою определённую реакцию, поэтому я сделаю вид, что прореагирую так, как он хочет, а на самом деле всё испорчу таким действием, которое тут же его достанет. Но всё это я сделаю только тогда, когда он сам, возможно, с моей провокационной подачи, начнёт свою последовательность, и если до этого окажется целесообразным его атаковать в одной из известных мне техник, то я немедленно сделаю это.
То есть здесь мы имеем высокоуровневый активный план, включающий в себя реакцию на активные и реактивные действия противника. У фехтовальщика такого уровня мастерства вообще не возникает вопроса «что делать», он всегда знает, какую именно пьесу именно он в настоящий момент дирижирует. В результате, если мы говорим про затяжные тренировочные спарринги, даже склонный к активным действиям боец менее высокого уровня незаметно для себя «подчиняется» руководству мастера, и начинает плясать под его дудку.
А делать-то что?
По сути, как мы уже выяснили выше, но не до конца сформулировали, есть три уровня активности в бою. Дадим им театрально-киношные названия.
Если вы видите, что ваш противник действует относительно вас более активно, создавая рисунок боя по своему усмотрению, то с этим нужно что-то делать.
Для начала вам нужно это заметить. Далеко не все фехтовальщики мыслят на таком высоком тактико-стратегическом уровне, предпочитая вариться в реалиях атак и парирований. Так что, когда вы о таком задумываетесь, это уже даёт вам потенциал по достижению более высокого уровня.
Заметить протагониста или режиссёра в своём противнике не так трудно. Если он тяготеет к атакам, причём когда вы отбиваете его первую атаку, за ней сразу же идёт продолжение, крайне неудобное для вас, то он, очевидно, продумывает свой план атаки. Если он предпочитает защищаться, но ваши атаки, даже продуманные и с подразумевающимся продолжением, отражаются и вам приходится защищаться от его контратак, то всё ещё хуже: он продумывает ваш план атаки.
Борьба с протагонистом
Самый, конечно, правильный способ борьбы с протагонистом – это заманивание его в вашу режиссёрскую ловушку. Но явно не все мои читатели располагают такими личными возможностями. Поэтому действуем более приземлённо.
Не давайте противнику-протагонисту действовать активно. Если он атакует, то стремитесь как можно скорее контратаковать, желательно не один раз. Остановите его атаку и обратите его в бегство. Если он не атакует, то немедленно атакуйте его самостоятельно.
Перечитайте статью «Атака» и выберите один из способов наступления. Замечу, что в один момент времени вы можете либо идти в суровый натиск и наступать до упора, до ближнего боя, либо резко атаковать и уходить на безопасную дистанцию. Совмещение этих двух подходов приводит к печальным результатам, так как у вас, скорее всего, уже не хватит времени отступить после недонатиска, а сам недонатиск не приведёт к качественным результатам.
Следуйте испанскому взгляду на темпы боя. Есть три момента для атаки: до, во время и после действия противника. До действия: противник стоит и ничего не делает, значит нужно его немедленно атаковать. Во время действия: противник начал какое-то движение, значит нужно его немедленно атаковать. После действия: противник провёл атаку, значит нужно его немедленно атаковать.
Обращу ваше внимание на второй момент, который во время действия. Как только вы видите, что противник хоть что-то начал – замахнулся, поменял положение ног, сдвинул клинок – вы тут же, незамедлительно должны его атаковать. Потому что этот момент предпочтительней, чем последний, где атаковать сложнее всего.
Понятно, что ещё лучше атаковать до действия противника, но это не всегда комфортно. Но! После третьего момента для атаки наступает первый. Если уж вы пропустили один цикл «1: противник стоит и ничего не делает – я тоже не буду; 2: противник начал что-то делать – а я посмотрю, что; 3: противник атаковал – я защитился», то зачем пропускать ещё один? После того, как вы защитились, его атака закончилась и вы оказались в самом предпочтительном моменте для атаки.
Видите возможность – бейте. Не видите – увидьте и бейте.
Борьба с режиссёром
Единственный стабильный способ победить режиссёра – перестать играть в его сюжет, опустить его до уровня протагониста и просто переиграть технически, в том числе используя приведённые выше рекомендации. Как это сделать? На словах достаточно просто: научитесь вообще ничем и никак не выдавать своих будущих действий. Боритесь с телеграфированием, с лишними замахами и не нужными взглядами на меч, с предсказуемыми комбинациями и так далее.
Попробуйте встать перед зеркалом или попросите товарища заснять вас на видео для дальнейшего анализа. Встаньте в стойку, вообразите перед собой противника. Можете даже попросить ещё одного товарища вам проассистировать. Теперь бейте – а затем смотрите, можно ли по вашему поведению прямо перед ударом предсказать, каким будет удар? Вот стремитесь, чтобы было нельзя.
Когда режиссёру не за что будет ухватиться, когда он не сможет читать вас и предугадывать ваши действия, когда вы научитесь разнообразно отвечать на его действия, не ведясь на манипуляции, тогда ему ничего не останется, кроме как просто пойти и зарубить вас. А это более низкий уровень фехтования, которому проще противодействовать.
Ритм боя
Бой как парное взаимодействие тяготеет к ритмичности, к одному из двух стабильных состояний: либо действия идут в противофазе (противник атакует, вы защищаетесь – вы защищаетесь, противник атакует), либо, что реже, в одной фазе (оба атакуют – оба готовят следующую атаку). Первое состояние, противофазное, встречается в разы чаще.
Итак, противник вас атакует. Что делать? Защищаться, да. Окей, отбили атаку, теперь можно самому атаковать. Ну да, конечно, тут он защищается, а теперь будет атаковать…
Вот в последний момент, после того, как противник, привыкший к противофазе, защитился и собирается атаковать, он является наиболее уязвимым. Финт, двойная атака, что угодно – выйдите из ритма «1 – 2, 1 – 2, 1 – 2» и сделайте «1 – 2+3».
С однофазным состоянием всё так же. Противник вас атакует, вы тут же атакуете его, защищаясь от его атаки своей. Атаки гасят друг дружку, вы с ним снова готовитесь атаковать…
А не надо готовиться. Надо рассчитать, что ваша атака будет подавлена действием противника. Вот этот момент взаимного подавления и следует рассмотреть как точку разрыва ритма. Ударили друг друга рубящими ударами и вошли в клинч? Отлично, тут же сделайте укол или захват.