Зимородок красивая птица своим обликом больше похожая на жителей тропиков, попугаев, на самом деле она в большем родстве с нашим , хотя увидеть того и другого считается большой удачей. Немцы, например, считают зимородка символом богатства и благополучия и держат в доме их чучела, англичане дали ему имя как описание, король-рыбак, а итальянцы и французы величают и обязательно вешают в доме как оберег фото зимородка.
Зимородок фото птица, почему так называется
Так выглядит птица зимородок
Заинтриговал, а теперь давайте посмотрим на фото и попробуем дать описание зимородка , этой самой загадочной для человека птицы, не зря же ему дали не менее загадочное имя – зимородок. Почему он так называется? Основная легенда происхождения имени зимородка гласит, что это искаженное название птицы, живущей и рождающей (высиживающей) своих птенцов в земле, норах — землеродок!
Но в наших местах есть другая легенда, возьмите любую птичку в руки, она теплая, а зимородок всегда холодный, зимний род – холодный. Видимо птица так приспособилась к норной жизни и холодной воде водоемов, где она находит себе пропитание. Попробуй, посиди часами, над водной гладью на веточке или камышинке, высматривая добычу, поневоле станешь холодным, а зимородок именно так поступает, добывая себе пропитание.
Селится зимородок исключительно возле рек с чистой и проточной водой. Если позволяют условия, река имеет незамерзающие участки или протоки, остается на зимовку там же, где появился на свет. В последнее время зимородка в России можно часто увидеть на Северном Кавказе.
В России зимородок встречается в лесостепной и степной частях Сибири, у городов Красноярска и Новосибирска, в верховьях Енисея. Встречается в Казахстане, Белоруссии, на Украине вдоль русла реки Десна, Запорожье и в Ровенской области. В последнее время зимородков стали встречать на Юго-западе Крыма, я сам видел его в Балаклаве, во время службы в ВМФ.
Вообще-то представители рода зимородков обитают в Африке, на юге Азии и Европы, Австралии и Новой Гвинеи. У нас в России живет зимородок обыкновенный или голубой .
Как выглядит птица зимородок – фото.
Но вернемся к описанию зимородка, на фото он, конечно, кажется гигантом, на самом деле зимородок размером чуть больше скворца. Компактная головка с мелкими светлыми крапинками, длинный, тонкий постепенно суживающийся к концу четырехгранный клюв, необычно короткий для птицы хвост, яркое с голубовато-зеленым переливом рыжее снизу оперение, полоска через глаз к затылку, все это вместе взятое делает зимородка наиболее узнаваемым из птичьего сословия. Самка зимородка окрашена также как самец, только меньше его по размерам.
Зимородки умело скрывают свое жилище, человеку увидеть его удается редко. Зимородка выдает только голос, резкий прерывистый «тиип-тиип-тиип». Продолжительность жизни зимородка достигает 15 лет.
Где живет зимородок.
Живет зимородок на крутых берегах водоемов, в норах, которые строят по очереди самец и самка, предпочитает селиться подальше не только от людей, но и от своих родственников, выбирая при этом наиболее чистые места, однако сам при этом не отличается особой чистоплотностью.
Нору зимородка легко отличить от других птиц живущих в норах, например и ласточек, по зловонию исходящему из нее, но это не удивительно. Своих птенцов зимородок выкармливает , ее кости остаются тут же в гнезде и естественно остатки пищи на них загнивают.
Птенцов по очереди высиживают самка и самец. Через месяц после рождения птенцы зимородка уже могут летать и ловить мелкую рыбешку. А всего за летний сезон у пары зимородков может быть до трех выводков.
Зимородок перелетная птица или нет.
Зимородок . На зимовку улетает в Южную Европу и Северную Африку, из европейской части России в Южную Азию. Зимородки, живущие у нас на Северном Кавказе, на зимовку не улетают. Еще одной интересной особенности зимородков является то, что, улетая на зимовку по отдельности, вернувшаяся домой пара зимородков воссоединяется.
Враги птицы зимородка, почему его численность постоянно сокращается.
У зимородка нет врагов. Правда иногда молодых неокрепших зимородков ловят соколы и ястребы. Человек тоже редко охотится на эту птицу, по крайней мере, у нас в стране, известно, что в некоторых странах из них делают чучела.
Но, несмотря на это, в последнее время численность зимородков сильно сократилась, виной тому безответственная хозяйственная деятельности человека, разрушающая естественную среду обитания этой красивой птицы.
Ближайший родственник зимородка удод – .
Тест 1
(1) «А каков он, зимородок?- подумал я, когда приятель уже уехал. – (2) Как я его узнаю?» (3)Я когда-то читал про эту птичку, но описания не запомнил, а живой видеть не приходилось. (4) Расспросить же друга, как она выглядит, не догадался.
(5)Но вскоре она сама объявилась. (6) Я сидел у шалаша. (7)Утренний клёв окончился. (8)Поплавки недвижно белели среди тёмно- зелёных лопухов кувшинок. (9) Наступал знойный полдень- время отдыха и для рыбы, и для рыболовов.
(10) Вдруг над прибрежными зарослями камыша, часто - часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. (11)В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее удилище, неторопливо сложила крылья и оказалась птичкой. (12) Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя её то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик.
(13) И точно такая же птичка, отражённая в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.
(14) Я затаился и стал разглядывать незнакомку. (15) Она была удивительно красива. (16) Оливково- оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка. (17) Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку.
(18) Но пышный наряд не шёл птичке к лицу. (19) В её облике было что-то скорбное, печальное. (20) Вот удочка перестала качаться, и птичка замерла на ней неподвижным комочком: зябко втянула в плечи голову, опустила на грудь длинный клюв. (21) Сколько я не следил за ней, она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. (22) Птаха всё смотрела и смотрела вниз на струившиеся, переливающиеся на солнце хрустальные воды реки. (23) Казалось, она уронила что-то на дно и теперь летает, опечаленная, над рекой и разыскивает свою потерю.
(24) И у меня стала складываться сказка про красавицу царевну. (25) О том, как её заколдовала злая баба - яга и превратила в птичку зимородка. (26) Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа. (27) А печальная царевна - птица потому, что баба- яга забросила в реку серебряный ключ, которым отмыкается кованый сундук. (28) В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. (29) Овладев этим словом, царевна - птичка снова станет царевной- девушкой. (30) Вот и летает она над рекой, грустная и скорбная, ищет и никак не может отыскать заветный ключик.
(31) Посидела, посидела царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.
(32) Очень понравилась мне эта птичка.(33) Обидеть такую рука не поднимется.
(34) Почти каждый день прилетал зимородок. (35) Как-то прилетела моя пичужка на приваду, как и прежде, уселась на удочку и стала думать свою думу горькую. (36) Да как бухнется в воду! (37)Я даже вздрогнул от неожиданности.
(38) А она тут же взлетела, сверкнув чем-то серебряным в клюве. (39) Будто это и был тот самый ключик, который она так долго искала.
(40) Но оказалось, моя сказка на этом не окончилась. (41) Зимородок всё прилетал и прилетал и был всё также молчалив и невесел. (42) Изредка он нырял в воду, но вместо заветного ключика попадались мелкие рыбёшки, которых он уносил в свою глубокую нору- темницу, вырытую в обрыве.
(43) Приближался конец моего отпуска, и я засобирался домой. (44) Под вечер как ни в чём не бывало прилетела моя печальная царевна и доверчиво уселась на хворостину.
(45)- А я вот собираюсь домой!- сказал я вслух. (46)- Поеду в город, на работу. (47) Что ты будешь одна тут делать? (48) Смотри, ястребу не попадайся на глаза! (49) Полетят твои пёрышки голубые над рекой. (50) И никто про них не узнает!
(51) Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке. (52) Казалось, он внимательно слушал мои слова.
(53)- Ну, прощай!- я снял кепку, помахал моей царевне и от всей души пожелал отыскать волшебный ключик.
(По Е.И.Носову)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению автора, пышный наряд не шёл птичке к лицу?»
Приближался конец моего отпуска, и я засобирался домой.
А печальная царевна- птица потому, что баба- яга забросила в реку серебряный ключ, которым отмыкается кованый сундук.
В её облике было что-то скорбное, печальное.
3. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является эпитет.
1) Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке
2) Оливково - оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка.
3) Птаха всё смотрела и смотрела вниз на струившиеся, переливающиеся на солнце хрустальные воды реки.
4) Посидела, посидела царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.
4 . Из предложений 38-41 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного звука.
5 . Из предложений 21-23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к первому спряжению.
6 . Замените разговорное слово бухнется из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание заросли камыша (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
8 . Выпишите грамматическую основу предложения 50.
9. Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным определение
10. вводном слове.
Сколько я не следил за ней, 1 она ни разу не пошевелилась 2 , не издала ни единого звука. Птаха всё смотрела и смотрела вниз на струившиеся 3 , переливающие на солнце хрустальные воды реки. Казалось 4 , она уронила что-то на дно и теперь летает 5 , опечаленная, 6 над рекой и разыскивает свою потерю.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью
В её облике было что-то скорбное 1 , печальное. Вот удочка перестала качаться 2 ,и птичка замерла на ней неподвижным комочком 3 : зябко втянула в плечи голову 4 , опустила на грудь длинный клюв. Сколько я не следил за ней 5 , она ни разу не пошевелилась 6 , не издала ни единого звука.
13. Среди предложений 24-28 найдите сложноподчинённое предложение
с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.
14 .Среди предложений 20- 23 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной
Часть 3
15.1. Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Александровича Зеленецкого «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» два
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.А. Зеленецкого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
15.2. «Но пышный наряд не шёл птичке к лицу. В её облике было что-то скорбное, печальное ». Приведите в сочинении два
15.3. КРАСОТА ? «Что такое красота» один пример- второй – из Вашего жизненного опыта.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Тест 2
(1)Случилось это на стыке зимы и весны, в пору безвластия в природе. (2)За ночь вымерзшее небо поднялось высоко, давая простор солнцу. (3) Лети, отогревай людей от зимней стужи и холодов! (4) Но божье светило поднималось лениво и неуверенно. (5) Смутило солнце людей, поэтому не всякий решился идти пешком от станции до деревни. (6) Здешний человек знает, что в такую пору, отлеживаясь в оврагах, выбирает свой час вьюга, чтобы сбить путника с дороги.(7)Как хитрая волчица набросится, закружит вьюга человека.
(8) А ветер уже поддувает и с одной, и с другой стороны, то вырвется он на дорогу, то манит и не пускает. (9) И непонятно, что он поёт: с зимой ли прощается или весну уже встречает.
(10)Лучше, конечно же, было бы подождать попутных лошадей на станции, когда учительница сошла с утреннего поезда. (11) Однако Елизавета Петровна, свежий тут человек, не научилась ещё разгадывать здешнее солнце, далека была от деревенской мудрости. (12) В погоду она знала дорогу короче, по которой не раз пешком хаживала. (13) По ней и заспешила в лёгких полусапожках. (14) В руках дорожная сумка и корзина с книжными подарками ребятам. (15) Она в саму Москву ездила за ними. (16) Легко и живо зашагалось, без страха и заботы о дороге и погоде.
(17) Словно этого только и не хватало для побудки полевой вьюги. (18) Не успела и размечтаться молодая учительница, как налетел большой ветер, студёный и тяжкий, какой-то нездешний. (19) В одночасье затонуло в бездонном поднебесье солнце. (20) Стылый наст заснеженной равнины виделся теперь небом, опрокинутым на землю. (21)Увильнула тропка из-под ног, разбежались и попрятались вётлы вдали. (22) Эти деревья всегда встречали её, показывая дорогу, провожая дальше. (23) Оторопь взяла учительницу, как только снеговая россыпь согнала вётлы с дороги. (24) И поклониться некому… (25)Побежала, резвее ветра полетела. (26) И Бог весть в какую сторону занесло, если бы не знакомый куст терновника на пути.
(По П. С.Сальникову)
2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению автора, не всякий решился идти пешком от станции до деревни?»
Стылый наст заснеженной равнины виделся теперь небом, опрокинутым на землю.
В такую пору, отлеживаясь в оврагах, выбирает свой час вьюга, чтобы, сбить путника с дороги.
Деревенские жители заметили, что в одночасье затонуло в бездонном поднебесье солнце.
Увильнула тропка из-под ног, разбежались и попрятались вётлы вдали.
3. сравнение.
Не успела и размечтаться молодая учительница, как налетел большой ветер, густой и тяжкий, какой-то нездешний.
Оторопь взяла учительницу, как только снеговая россыпь согнала вётлы с дороги.
Как хитрая волчица набросится, закружит вьюга человека.
Случилось это на стыке зимы и весны, в пору безвластия в природе.
4. Из предложений 24-26 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения.
5 . Из предложений 18-20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н- от основы, заканчивающейся на –Н-, пишется -НН-».
6 . Замените разговорное слово СТЫЛЫЙ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание дорожная сумка (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8 . Выпишите грамматическую основу предложения 17.
9. Среди предложений 20- 22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Лучше 1 , конечно же 2 , было бы подождать попутных лошадей на станции 3 , когда учительница сошла с утреннего поезда. Однако Елизавета Петровна 4 , свежий тут человек 5 , не научилась ещё разгадывать здешнее солнце 6 , далека была от деревенской мудрости. В погоду она знала дорогу короче 7 , по которой не раз пешком хаживала .
11 . Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Здешний человек знает 1 , что в такую пору 2 , отлеживаясь в оврагах 3 , выбирает свой час вьюга, 4 чтобы сбить путника с дороги. Как хитрая волчица набросится 5 , закружит человека. А ветер уже поддувает и с одной 6 , и с другой стороны 7 , то вырвется он на дорогу, 8 то манит и не пускает.
13. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 8- 11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Владимира Георгиевича Ветвицкого : «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним ». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: « Лучше, конечно же, было бы подождать попутных лошадей на станции, когда учительница сошла с утреннего поезда». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое выбор» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Тест 3
(1) Издалека завиднелся лес. (2) Его тёмная кромка обрисовывалась в белесовато- мутной мгле, и уже ощущался густой, устоявшийся запах дубовой коры. (3) Командир роты Алексей Рюмин пристально всматривался в троих разведчиков, шедших недалеко впереди, готовых каждую секунду натолкнуться на преграду.
(4)Лес выпуклым полукругом обрывался в поле.(5) Северо - западным краем оно уходило в возвышенность, а восточным - сползало в низину, и там стояло несколько хат, а за ними тянулась какая-то рыжая разросшаяся поросль. (6)Дальше ничего не виделось, потому что день застрял на полурассвете: небо начиналось прямо над верхушками деревьев. (7) Рота присела на опушке, а Рюмин заколдованно стал смотреть на хаты и на то, что было позади них. (8) Именно туда им предстояло идти, а раненые всё время просили воды, но Алексей в пути не останавливался ни разу.
(9) Все эти пять или шесть километров, что отделяли роту от места ночного боя, рота прошла по восточной опушке леса, и в темноте он казался нескончаемым, широким и неизведанным, как тайга. (10) Казалось, он, словно подыгрывая противнику, всё время заворачивал к северо - востоку. (11) Мысленно Рюмин не раз уже переходил в лесу с курсантами ту незримую и таинственную линию, за которой сразу исчезало невыносимое окружение и где дерзкой победой кремлёвцев заканчивался прошлый ночной бой. (12) Но к этой окончательной победе роту могла привести только ночь, а не этот серый день.
(13)Рюмин повёл свою роту в глубину леса, который не был уже прежним. (14)Он был значительно гуще, и в нём то и дело попадались аккуратно сложенные кучки валежника, чисто прибранные полянки и просеки. (15) В ветках деревьев, в кустах орешника и терновника испуганно тетенькали синицы.
(16) Командир шёл перед строем, зачем-то высоко и вкрадчиво, как на минной полосе, поднимая ноги. (17) В напряжённом безмолвии курсанты почему-то шумно и учащённо дышали. (18) Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины, - победой или смертью.
2 . В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению автора, рота Рюмина вынуждена провести весь день в лесу?»
3)Рота находилась в окружении и не могла выйти на открытую местность.
4)Курсанты были измотаны ночным боем, поэтому требовался отдых.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
1)В ветках деревьев и в кустах орешника испуганно тетенькали синицы.
2)В нём то и дело попадались аккуратно сложенные кучки валежника, чисто прибранные полянки и просеки.
3) Рюмин повёл свою роту в глубину леса, который не был уже прежним
4)Командир шёл перед строем, зачем-то высоко и вкрадчиво, как на минной полосе, поднимая ноги.
4. Из предложений 4-7 выпишите слово, значение приставки в котором «неполнота действия»
5 .Из предложений 16-18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н- от основы, заканчивающейся на –Н-, пишется -НН-.
6. Замените разговорное слово тетенькали из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание опушка леса (предложение 9), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
8 . Выпишите грамматическую основу предложения 10.
9. Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
Все эти пять или шесть километров 1 , что отделяли роту от места ночного боя 2 , рота прошла по восточной опушке леса 3 , и в темноте он казался нескончаемым 4 , широким и неизведанным 5 , как тайга. Казалось 6 , он 7 , словно подыгрывая противнику 8 , всё время заворачивал к северо – востоку.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
12 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Рюмин повёл свою роту в глубину леса 1 , который не был уже прежним. Он был значительно гуще 2 , и в нём то и дело попадались аккуратно сложенные кучки валежника 3 , чисто прибранные полянки и просеки. В ветках деревьев 4 , в кустах орешника и терновника испуганно тетенькали синицы.
13. Среди предложений 11-13 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинение м. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 4- 7 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога Григория Яковлевича Солганика: «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам» . .Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами В.Г. Ветвицкого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: « Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины, - победой или смертью». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Тест 4
(1)Огромный стадион казался притихшим. (2)Трибуны постепенно редели…
(3)«Петюшка», – раздался рядом негромкий голос. (4)Пётр оглянулся. (5)От барьера на него смотрел человек в клетчатой рубашке. (6)Пётр кивнул ему, хотел уже пройти мимо, но человек пошёл вдоль барьера, повторяя: «Петюшка, неужели не узнаёшь?»
(7)Петя вгляделся: седые стриженые волосы, худая шея. (8)На вид – лет шестьдесят, не меньше. (9)Пётр бросил устало через плечо: «Не помню, голубчик…»
(10)Ночью он проснулся внезапно, как от удара. (11) Интересно, почему это ночью мысли всегда кажутся ясными, почему так хорошо думать о прошлом?
(12)Жизнь представлялась ему налаженной, прочной. (13)Весной он тренировался на юге, а вчера, когда пробежал десять тысяч метров, вышел на рекорд. (14) Всё, в сущности, было просто отлично, однако что-то мешало ему. (15) Старик в клетчатой рубашке… (16) Пётр вспомнил его: это был дядя Костя. (17) Сложно было узнать в нём того весёлого, крепкого человека, приятеля всех окрестных ребят. (18) Ведь именно он оборудовал на пустыре спортплощадку, раздобыл сетку и волейбольный мяч.
(19)Ранней весной вместе с ребятами дядя Костя посадил вокруг площадки и акацию, и черёмуху, и сирень (20) А в мае ударили морозы – и саженцы погибли. (21)«Ничего, – сказал тогда Дядя Костя, – мы снова посадим и акацию, и яблони, и клёны».
(22)Каждую свободную минуту он проводил с окрестными ребятами.
(23)Однажды дядя Костя повесил на воротах площадки самодельную жестяную вывеску: «Стадион "Роза ветров"». (24) Пётр прибегал на этот стадион после школы, проводил там вечера. (25)Ребята прыгали в длину, и дядя Костя, как бессменный судья, объявлял, кто прыгнул дальше всех.
(26)Пётр продолжал вспоминать: он мысленно представил узкую ограду, за которой раскинулся «Стадион юных пионеров», и себя, маленького, робкого. (27)Его привёл туда дядя Костя… (28)Он разыскал на стадионе какого-то человека и что-то настойчиво ему говорил. (29)Петюшка расслышал: «Вы знаете, до чего он способный! Вы только поглядите!»
(30)И Петюшка стал заниматься лёгкой атлетикой…
(31)Никто не знает, как сложилась бы жизнь Петра, если бы не дядя Костя с его горячим, нестареющим сердцем.
(32)Пётр в волнении прошёлся по комнате и решил: «Разыщу. (33)Только как это сделать, у кого адрес узнать? (34)Дома там все снесены, и потом я его фамилию запамятовал. (35)А всё-таки я узнаю через ребят, ведь они-то наверняка и знают, и подскажут.(36)Он был моим лучшим другом, которому можно было доверить многое».
(37)Но дни, наполненные разными событиями, шли, и Пётр все реже вспоминал о дяде Косте. (38)Иной раз покалывало ставшее глухим воспоминание о старике в клетчатой рубашке.(39)Какое-то время он оглядывал ряды зрителей на стадионе, ища глазами седые, стриженные бобриком волосы, но потом перестал искать, забыл…
(40)Больше Пётр, мастер спорта по лёгкой атлетике, уже никогда не встречал дядю Костю.
(По Л.З. Уваровой)
2 . В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Ночью Петя проснулся внезапно, как от удара?»
1) Иной раз покалывало ставшее глухим воспоминание о старике в клетчатой рубашке.
2) «Петюшка», – раздался рядом негромкий голос.
3) Он разыскал на стадионе какого-то человека и что-то настойчиво ему говорил.
4) Пётр вспомнил его: это был дядя Костя.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
1) Ребята прыгали в длину, и дядя Костя, как бессменный судья, объявлял, кто прыгнул дальше всех.
2) Пётр прибегал на этот стадион после школы, проводил там вечера.
3) Петя вгляделся: седые стриженые волосы, худая шея.
4) Никто не знает, как сложилась бы жизнь Петра, если бы не дядя Костя с его горячим, нестареющим сердцем.
4. Из предложений 17-19 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного звука.
5 .Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях образованных от прилагательных, пишется столько –Н-, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.
6. Замените просторечное слово запамятовал из предложения 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание жестяную вывеску (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8 . Выпишите грамматическую основу предложения 28.
9. Среди предложений 37- 40 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
Жизнь представлялась ему налаженной 1 , прочной. Весной он тренировался на юге 2 , а вчера 3 , пробежав десять тысяч метров 4 , вышел на рекорд. Всё, 5 в сущности 6 , было просто отлично 7 , однако что-то мешало ему.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 31.
12 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Только как это сделать 1 , у кого адрес узнать? (34)Дома там все снесены 2 ,
и потом я его фамилию запамятовал. (35)А всё-таки я узнаю через ребят 3 ,
ведь они-то наверняка и знают 4 , и подскажут.(36)Он был моим лучшим
другом 5 , которому можно было доверить многое.
13. Среди предложений 10-14 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинение м. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 23-26 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога Л.Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» . Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л.Сухорукова. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: « Но дни, наполненные разными событиями, шли, и Пётр все реже вспоминал о дяде Косте. Иной раз покалывало ставшее глухим воспоминание о старике в клетчатой рубашке ». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое память» взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы
Тест 1
4.взлетела
5.перливающиеся
6.нырнёт или бросится
7.камышовые заросли
8.никто не узнает
Тест 2
5.бездонном
6. холодный
7.сумка для дороги
8.не хватало
Тест 3
4.присела
6.пищали или попискивали
7.лесная опушка
8.он заворачивал
Тест 4
4.раздобыл
5.мысленно
7.вывеску из жести
8.он разыскал, говорил
Компактная голова, длинный, четырехгранный клюв, короткий хвост, а главное яркое оперение, делают зимородка узнаваемым из множества птиц. Его можно принять за птичку, хотя обитает далеко не в тропиках.
По размеру он немного меньше чем , а когда зимородок летит над речкой, зелено-голубая окраска делает его похожим на маленькую летящую искру. Несмотря на экзотический окрас, увидеть в дикой природе его, большая редкость.
Существует много легенд о названии птицы, почему так называется , зимородок . Одна из них гласит, что люди долго не могли найти его гнездо и решили, что птенцы выводятся зимой, вот и назвали так пичугу.
Особенности и среда обитания зимородка
В мире птиц, не так много таких, которые нуждаются сразу в трех стихиях. Зимородок один из них. Водная стихия необходима для пропитания, поскольку питается в основном рыбой. Воздух, естественная и необходимая для птиц стихия обитания. А вот в земле он делает норы, в которых откладывает яйца, воспитывает птенцов и прячется от врагов.
Зимородки делают глубокие норы в земле
Самый распространенный вид этой птицы, зимородок обыкновенный . Относится к семейству зимородковые, отряд ракшеобразные. Имеет эффектную и оригинальную окраску, самец и самка практически одинаковой расцветки.
Селится исключительно возле водоемов с проточной и чистой водой. А поскольку экологически чистой воды становится все меньше, зимородок выбирает глухие места обитания, подальше от соседства с человеком. По причине загрязнения окружающей среды наблюдается вымирание этой птицы.
Зимородок прекрасный рыболов. В Англии его так и называют, рыбный король. Он имеет удивительную способность летать очень низко над водой, при этом не касаться ее крыльев. А еще он способен часами неподвижно сидеть на веточке над водой и выжидать добычу.
И как только мелкая рыбешка покажет свою серебристую спинку, зимородок не зевает. Глядя на птичку не перестаешь удивляться её проворности и ловкости в ловле рыбы.
Характер и образ жизни зимородка
Нору зимородка легко отличить от других норников. Она всегда грязная и от нее исходит зловоние. А все от того, что в норе птица съедает пойманную рыбу и кормит ею свой выводок. Все кости, чешуя, крылья насекомых остаются в гнезде, перемешиваются с экскрементами птенцов. Все это начинает дурно пахнуть, а личинки мух просто кишат в подстилке.
Птица предпочитает селиться подальше от своих сородичей. Расстояние между норами достигает 1 км, а самое близкое 300 м. Человека не боится, но не любит вытоптанные и загаженные скотом водоемы, поэтому зимородок птица , которая предпочитает одиночество.
Зимородка называют норником за расположение гнёзд в земле
До брачного периода самка и самец живут обособленно, только во время спаривания они объединяются. Самец приносит самке рыбешку, она принимает ее в знак согласия. Если же нет, он ищет другую подругу.
Гнездом пользуются несколько лет подряд. А вот молодые пары вынуждены рыть новые норы для своего потомства. Сезон вывода потомства растянут. Можно найти норы с яйцами, птенцами, а некоторые птенцы уже летают и питаются самостоятельно.
На фото гигантский зимородок
Ярким оперением также отличается и лесной зимородок
Питание зимородка
Птица весьма прожорлива. В день она съедает пищи до 20% от веса своего тела. А еще есть птенцы и детеныши на стороне. И всех надо прокормить. Вот и сидит он, неподвижно над водой терпеливо поджидая добычу.
Поймав рыбу, зимородок стрелой несется в свою нору, пока хищники крупнее его не отобрали ее. Проносясь через кустарники и корни, которые прячут нору от посторонних глаз, он умудряется не уронить рыбу. А ведь она бывает тяжелее самого зимородка.
Теперь надо перевернуть ее так, что бы она вошла в рот только головой. После этих манипуляций, зимородок, посидев некоторое время в норе и отдохнув, принимается опять за рыбалку. Так продолжается до заката солнца.
Но не всегда удается ему поймать рыбу, часто он промазывает и добыча уходит на глубину, а охотник занимает свое прежнее место.
Ну а если с рыбалкой приходится туго, зимородок начинает охоту на мелких речных жучков и , не брезгует головастикам и стрекозами. И даже мелкие лягушки попадают в поле зрения птицы.
Пегий зимородок тоже с лёгкостью ловит рыбу
Размножение и продолжительность жизни
Одна из немногих птиц, которые роют норы для насиживания кладки и воспитания там птенцов. Место выбирается над рекой, в обрывистом берегу, недоступном для хищников и людей. Нору роют и самка, и самец, по очереди.
Роют клювом, землю выгребают из норы лапками. В конце тоннеля делают небольшую кругообразную камеру для яиц. Глубина тоннеля варьирует от 50 см до 1 мера.
Нора не чем не выстилается, если же она используется не один год, в ней образуется подстилка из рыбьих костей и . Скорлупа от яиц частично тоже идет на подстилку. В этом мрачном и сыром гнезде зимородок будет высиживать яйца, и растить беспомощных птенцов.
Кладка состоит из 5-8 яиц, которые насиживаются по очереди самцом и самкой. Птенцы появляются через 3 недели, голые и слепые. Они очень прожорливые и питаются исключительно одной рыбой.
Родителям приходится все время проводить на водоеме, выжидая терпеливо добычу. Через месяц птенцы выбираются из норы, учатся летать и ловить мелкую рыбешку.
Кормление происходит в порядки очередности. Родитель точно знает, какого птенца он кормил перед этим. Мелкая рыбешка отправляется в рот отпрыска головой вперед. Иногда рыба бывает размером больше, чем сам птенец и наружу изо рта выглядывает один хвост. По мере переваривания рыбы, она опускается ниже и хвост исчезает.
Кроме своих птенцов, зимородок может иметь еще пару тройку выводков. И всех кормит, как порядочный папаша. Самки и не догадываются о многоженстве самца.
Но если по каким — то причинам нору потревожат во время насиживания или кормления птенцов, он туда уже не вернется. Самка с выводком будет брошена на произвол судьбы.
При благоприятных условиях пара зимородков может сделать еще одну и даже две кладки. Пока папаша докармливает птенцов, самка насиживает новую кладку яиц. Все птенцы к середине августа подрастают и способны на перелеты.
Птица голубой зимородок
Живут зимородки 12-15 лет. Но многие не доживают до такого почтенного возраста. Некоторая часть погибает еще неоперившимися птенцами, если самец бросает гнездо, некоторые становятся добычей крупных хищников.
Большое количество зимородков погибает во время дальних перелетов, не выдержав трудностей дальних расстояний.
2. Прочитай текст.
Где вода, там жизнь. Можно жить на суше, а кормиться в воде. Длинноногая цапля так и поступает. Каждый день прилетает на реку ловить лягушек. Уж совсем безногий, но отличный пловец. Зелёные квакушки боятся его, как огня. Зимородок – заядлый рыболов. Ему без воды не прожить. Бурая оляпка – настоящий водолаз. Не плавает, не ныряет, а ходит по речному дну, как по бережку, и собирает мелкую живность. Даже в холодной воде не замерзает . Кипит жизнь на суше и в воде.
(77 слов)
(А. Тихонов)
3. Выбери к тексту наиболее подходящий заголовок.
Как хорошо жить в воде!
V
Жизнь в воде и на суше.
Про оляпку и других.
4. Запиши, о каких животных идёт речь в тексте.
О цапле, уже, зелёных квакушках, зимородке, бурой оляпке.
6. Запиши, как называет автор зимородка.
Зимородок – заядлый рыболов.
7. Кто изображён на иллюстрациях? Сделай подписи под иллюстрациями.
8. Опираясь на содержание текста, вставь пропущенные буквы в клетки, чтобы предложения имели смысл.
а) Прилетает на реку
Д | Л | И | Н | Н | О | Н | О | Г | А | Я |
цапля.
Б) Ходит по речному дну
Б | У | Р | А | Я |
в) Зелёные квакушки боятся
Б | Е | З | Н | О | Г | О | Г | О |
У каждого рыболова есть на реке любимый уголок. Здесь он строит себе приваду. Забивает в дно реки у берега полукругом колья, оплетает их лозой, а пустоту внутри засыпает землей. Получается что-то вроде маленького полуострова. Особенно когда рыбак обложит приваду зеленым дерном, а забитые колья пустят молодые побеги.
Тут же, в трех-четырех шагах, на берегу сооружают укрытие от дождя – шалаш или землянку. Иные устраивают себе жилище с нарами, маленьким оконцем, с керосиновым фонариком под потолком. Здесь и проводят рыболовы свой отпуск.
Этим летом я не строил себе привады, а пользовался старой, хорошо обжитой, которую уступил мне товарищ на время отпуска. Ночь мы прорыбачили вместе. А наутро мой друг стал собираться к поезду. Укладывая рюкзак, он давал мне последние наставления:
– Не забывай о прикорме. Не будешь подкармливать рыбу – уйдет она. Потому и привадой называют, что к ней рыбу приваживают. На рассвете подсыпай жмышку. Он у меня в мешочке над нарами. Керосин для фонаря найдешь в погребе за шалашом. Молоко я брал у мельничихи. Вот тебе ключ от лодки. Ну, кажется, все. Ни хвоста, ни чешуи!
Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую лямкой кепку и вдруг взял меня за рукав:
– Да, чуть не забыл. Тут по соседству зимородок живет. Гнездо у него в обрыве, вон под тем кустом. Так ты, тово… Не обижай. Пока я рыбачил, привык ко мне. До того осмелел, что на удочки стал садиться. Дружно жили. Да и сам понимаешь: одному тут скучновато. И тебе он верным напарником в рыбалке будет. Мы с ним уже третий сезон знакомство ведем.
Я тепло пожал руку товарищу и пообещал продолжить дружбу с зимородком.
«А каков он, зимородок-то? – подумал я, когда приятель был уже далеко. – Как я его узнаю?» Я когда-то читал про эту птичку, но описания не запомнил, а живой видеть не приходилось. Расспросить же друга, как она выглядит, не догадался.
Но вскоре она сама объявилась. Я сидел у шалаша. Утренний клев окончился. Поплавки недвижно белели среди темно-зеленых лопухов кувшинок. Иногда разыгравшаяся мальва задевала поплавки, они вздрагивали, заставляли меня насторожиться. Но вскоре я понял, в чем дело, и совсем перестал следить за удочками. Наступал знойный полдень – время отдыха и для рыбы, и для рыболовов.
Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее мое удилище, сложила крылья и оказалась… птичкой. Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя ее то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик. И точно такая же птичка, отраженная в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.
Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, темные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полета она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещенный солнцем изумрудно-голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку.
Но пышный наряд не шел к ее лицу. В ее облике было что-то скорбное, печальное. Вот удочка перестала качаться. Птичка замерла на ней неподвижным комочком. Она зябко втянула в плечи голову и опустила на зоб длинный клюв. Короткий, едва выступавший из-под крыльев хвост тоже придавал ей какой-то сиротливый облик. Сколько я ни следил за ней, она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. И все смотрела и смотрела на струившиеся под ней темные воды реки. Казалось, она уронила что-то на дно и теперь, опечаленная, летает над рекой и разыскивает свою потерю.
И у меня стала складываться сказка про красавицу-царевну. О том, как ее заколдовала злая баба-яга и превратила в птичку-зимородка. Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа. А печальна царевна-птица оттого, что баба-яга забросила в реку серебряный ключик, которым отмыкается кованый сундук. В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. Овладев этим словом, царевна-птичка снова станет царевной-девушкой. Вот и летает она над рекой, грустная и скорбная, ищет и никак не может отыскать заветный ключик.
Посидела, посидела моя царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.
Очень понравилась мне птичка. Обидеть такую рука не поднимается. Не зря, выходит, предупреждал меня товарищ.
Зимородок прилетал каждый день. Он, видно, и не заметил, что на привале появился новый хозяин. И какое ему было до нас дело? Не трогаем, не пугаем – и на этом спасибо. А я к нему прямо-таки привык. Иной раз почему-то не навестит, и уже скучаешь. На пустынной реке, когда живешь так невылазно, каждому живому существу рад.
Как-то прилетела моя пичужка на приваду, как и прежде, уселась на удочку и стала думать свою думу горькую. Да вдруг как бухнется в воду! Только брызги во все стороны полетели. Я даже вздрогнул от неожиданности. А она тут же взлетела, сверкнув чем-то серебряным в клюве. Будто это и был тот самый ключик, который она так долго искала.
Но оказалось, моя сказка на этом не окончилась. Зимородок прилетал и прилетал и все был так же молчалив и невесел. Изредка он нырял в воду, но вместо заветного ключика попадались мелкие рыбешки. Он уносил их в свою глубокую нору-темницу, вырытую в обрыве.
Приближался конец моего отпуска. По утрам над рекой больше не летали веселые ласточки-береговушки. Они уже покинули родную реку и тронулись в далекий и трудный путь.
Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья. В тот же миг над камышами быстро-быстро замахал крылышками зимородок.
– Ну зачем же ты летишь, дурачишка! – вырвалось у меня. – От такого разбойника на крыльях не спасешься. Прячься скорей в кусты!
Я вложил в рот пальцы и засвистел что было мочи. Но, увлеченный преследованием, ястреб не обратил на меня внимания. Слишком верна была добыча, чтобы отказаться от погони. Ястреб уже вытянул вперед голенастые ноги, распустил веером хвост, чтобы затормозить стремительный разлет и не промахнуться… Злая колдунья послала на мою царевну смерть в облике пернатого разбойника. Вот какой трагический конец у моей сказки.
Я видел, как в воздухе мелькнули в молниеносном ударе когтистые лапы хищника. Но буквально на секунду раньше зимородок голубой стрелой вонзился в воду. На тихой предвечерней воде заходили круговые волны, удивившие одураченного ястреба.
Я собирался домой. Отвел лодку к мельнице для присмотра, уложил в заплечный мешок вещи, смотал удочки. А вместо той, на которой любил сидеть зимородок, воткнул длинную ветку лозы. Под вечер как ни в чем не бывало прилетела моя печальная царевна и доверчиво уселась на хворостину.
– А я вот ухожу домой, – сказал я вслух, завязывая рюкзак. – Поеду в город, на работу. Что ты будешь одна делать? Смотри, ястребу на глаза больше не попадайся. Полетят твои оранжевые и голубые перышки над рекой. И никто про то не узнает.
Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке. На фоне полыхающего заката отчетливо вырисовывалась сиротливая фигурка птички. Казалось, она внимательно слушала мои слова.
– Ну, прощай!..
Я снял кепку, помахал моей царевне и от всей души пожелал отыскать серебряный ключик.
Живое пламя
Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:
– Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. – Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.