Зачетный урок по теме «Рыбы»
Сколько интересного вы узнали о рыбах на предыдущих уроках, из дополнительной литературы! А сможете ли вы ответить на следующие вопросы?
1. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.)
2. Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? (У рыб есть особый орган чувства – боковая линия.)
3. Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? (Плавучесть тела акулы достигается за счет накопления, в первую очередь в печени, больших запасов жира. Поэтому у некоторых видов акул масса печени достигает 25% общей массы тела, тогда как у костных рыб – всего лишь 1–8%.)
4. Почему некоторые виды рыб выметывают очень много икринок? (Для них не характерна забота о потомстве, они бросают икру «на произвол судьбы» – большая часть икринок и мальков поедается хищниками.)
5. Какая рыба в этой четверке лишняя (см. рис.)? (Акула – представитель класса Хрящевые рыбы.)
6. У кого длиннее пищеварительная система: у щуки или толстолобика? (У толстолобика; длина кишечника зависит от характера пищи: у хищных рыб он значительно короче, чем у растительноядных.)
7. Сколько кругов кровообращения у рыб? (Один, кроме двоякодышащих – у них есть легкие.)
8. Что это за отдел головного мозга (на модели демонстрируется мозжечок), и почему у рыб он отличается достаточно большими размерами? (Мозжечок. Он управляет координацией движений и равновесием животного, что особенно важно в водной среде.)
9. Какие еще органы, кроме жабр, могут принимать участие в дыхании у рыб? (Плавательный пузырь, легкие (у двоякодышащих), кишечник, кожа (если тело рыбы лишено чешуи), наджаберный лабиринт.)
Дополнительные вопросы
1. Теперь вы можете находить биологические ошибки в литературных произведениях. Например, три автора, упоминая одно и то же животное, допускают ошибки:
А.К. Толстой в былине «Садко»: «А здесь на него любопытно глядит/Белуга, глазами моргая...»
Саша Черный: «А милая супруга/Вздыхает, как белуга».
К ним присоединяется и Борис Пастернак в «Докторе Живаго»: «На вокзалах белугой ревели паровозы...»
(Белуга – это рыба, и ей, конечно, не свойственно моргание – у рыб нет век. Белуга не «ревет» и не «вздыхает», этим отличается совсем другое животное, белуха, млекопитающее, полярный дельфин.)
2. Но и рыбы не все немы. Некоторые из них могут издавать различные звуки. В этом им часто помогает орган, который также может служить и для усиления воспринимаемых звуков. Что это за орган, какие еще функции он выполняет?
(Плавательный пузырь – гидростатический аппарат, регулятор содержания газов в крови, у ряда видов – дополнительный орган дыхания.)
3. Приведите пример цепи питания, в состав которой входят виды рыб, встречающиеся в нашем районе.
(В приводимом примере должно присутствовать по меньшей мере два вида рыб.)
«Класс рыбы 7 класс» - Рассмотрите плавники рыбы. Как по чешуйке определить возраст рыбы? Расположение чешуи на теле рыбы (карп). Акулы. ЗАДАНИЕ № 2: Устная работа с терминами: Найдите отделы тела рыбы. Движение рыбы в аквариуме. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
«Кистепёрые рыбы» - Второй экземпляр был пойман на удочку с глубины 15 м в том же районе. Научная классификация. Кистепёрые рыбы - надотряд, древняя и почти полностью вымершая группа рыб. Кистепёрые рыбы. К 1980 году было выловлено более 70 латимерий. Особенностью кистепёрых являются плавники, в основании которых расположена мышечная лопасть.
«Внутреннее строение рыбы» - (Головной мозг). Мочевое отверстие. Цель урока: сформировать представление о внутреннем строении рыбы. Поджелудочная железа. Венозная кровь, вены. Расширяется. Мочеточники. Выделительная система. Капилляры. Жаберные крышки. 1. Назовите органы и системы органов рыбы. Спинной мозг. Размножение и развитие рыб.
«Речная рыба» - Камбала предпочитает лежать на боку. Питается сом рыбой любых размеров. Тело сома покрыто густым слоем слизи. Питается в основном донными животными. Красноперка – рыба с красными плавниками и слегка золотистыми боками. Ну-ка, в сказку загляни! (рыбка) Кто такие рыбы? Осетр. Я бываю золотая. Судак. Карп.
«Удивительные рыбы» - Парусник. Презентация По Биологии На Тему:удивительные рыбы. На морде образовалась шишка, деформирован хвост, отсутствует пигмент ткани. Яд бородавчатки черезвычайно опасен. Рыба –дракон.Идиакант, или «рыба-дракон»,-длинная гибкая рыба. Обитает такая рыба на глубинах 600-1200м на побережье Австралии и Тасмании.
«Классификация рыб» - У рыб нет органов слуха. Китовая акула. Третий вопрос. Классификация надкласса рыб. Систематика. Отряд Акулы. Подтип позвоночные (черепные). Жаберные щели прикрыты?______. Четвёртое задание Выберите правильные утверждения. Хрящевые рыбы подразделяются на два подкласса: Пластиножаберные (Elasmobranchi) и Цельноголовые(Holocephali).
- Лиса, убегая от преследующей ее собаки, часто спасается тем, что внезапно делает резкие движения в сторону как раз в те моменты, когда собака готова схватить ее зубами. Почему собаке трудно поймать лису?
- лиса быстрее бегает;
- лиса внезапно изменяет направление движения, а собака некоторое время движется по инерции в первоначальном направлении;
- собака внезапно изменяет направление движения, а лиса некоторое время движется по инерции в первоначальном направлении;
- собака медленнее бегает;
- собака подчиняется командам охотника.
- Почему при прополке не следует слишком резко выдергивать сорняки даже в том случае, когда они слабо удерживаются в почве?
- при резком выдергивании стебель сорняка выскальзывает из руки;
- сорняки лучше срезать;
- при резком выдергивании сорняка можно повредить корни растения;
- при резком выдергивании корни растения не успевают прийти в движение и стебель обрывается;
- при резком выдергивании сорняка можно повредить ладони.
- Почему цирковой наездник, подпрыгивая вверх на быстро скачущей лошади, попадает опять в седло?
- наездник продолжает двигаться по инерции с прежней скоростью, поэтому он снова попадает в седло;
- наездник, в момент прыжка, отталкивается в направлении движения лошади;
- лошадь замедляет свой бег;
- все зависит от мастерства наездника;
- все зависит от обученности лошади.
- Как падает человек, когда споткнется и когда поскользнется?
- никакой разницы в падении человека не наблюдается;
- когда человек споткнется, то он падает лицом вниз, а когда поскользнется – преимущественно на спину;
- когда человек споткнется, то он падает на спину, а когда поскользнется – преимущественно лицом вниз;
- все зависит от возраста человека;
- все зависит от состояния обуви.
- Морякам, плавающим в тропических частях Индийского и Атлантического океанов, приходится видеть, как, спасаясь от морских хищников, из воды выскакивают летающие рыбы. Предварительно разогнавшись, они сильным движением своих хвостов вырываются из воды и совершают планирующий полет на расстояние до 150 м. Часто летающие рыбы, таким образом, попадают на палубу корабля. Почему же они не могут изменить направление своего полета?
- рыбы не хотят изменять направление своего движения;
- рыбы не умеют летать;
- рыбы движутся по инерции;
- это связано с изменившимися зрительными ощущениями;
- рыбы движутся вслепую.
- Выходя из воды, животные встряхиваются. Какой физический закон используется ими при этом?
- закон сохранения энергии;
- закон сохранения массы;
- закон инерции;
- никакой закон не используется;
- закон сохранения заряда.
- Меч-рыба известна как рекордсмен среди морских пловцов. Ее скорость достигает 80-90 км/ч, и она своим мечом способна пробить довольно толстую обшивку судна. Почему же рыба не страдает от такого удара?
- это связано с особенностями строения тела рыбы;
- это получается чисто случайно;
- рыба не пробивает обшивку судна, а пропиливает;
- в воде удар не ощущается так сильно как в воздухе;
- перед ударом рыба уменьшает свою скорость.
- Почему бегущий человек, стремясь быстро и круто обогнуть столб или дерево, обхватывает его рукой?
- чтобы уменьшить скорость своего движения;
- для изменения направления движения надо приложить некоторую силу, которая и появляется при взаимодействии руки человека со столбом или деревом;
- для изменения направления движения надо уменьшить скорость своего движения, что и происходит при взаимодействии руки человека со столбом или деревом;
- для того чтобы не упасть;
- для того чтобы сохранить устойчивое положение.
- Для чего белке нужен большой хвост?
- для того чтобы не замерзнуть в сильные морозы;
- для того чтобы быть красивым зверьком;
- для того чтобы в момент прыжка не свалиться с дерева;
- для того чтобы в момент прыжка стабилизировать свой полет;
- в жаркие дни хвост используется в качестве веера.
- Почему щука плавает в воде значительно быстрее других рыб?
- потому что щука большая и сильная;
- потому что у щуки заостренная форма головы, и она испытывает малое сопротивление воды;
- потому что у щуки имеются большие плавники;
- потому что другие рыбы плавают не во всю силу;
- потому что голодная щука более легкая и, следовательно, более подвижная.
- Почему трудно держать в руках живую рыбу?
- потому что рыба мокрая;
- потому что рыба живая;
- потому что рыба скользкая;
- потому что трение рыбы о руки мало;
- потому что увеличивается трение рыбы о руки.
- Какое значение имеют щетинки на поверхности тела дождевого червя для его передвижения?
- никакого значения для передвижения щетинки не имеют;
- щетинки на теле червя предохраняют его от переохлаждения;
- благодаря щетинкам трение получается малым в одном направлении и большим при движении в обратном;
- на теле червя щетинки выполняют защитную функцию;
- благодаря щетинкам увеличивается трение червя о грунт, и он может в него закапываться.
- Как известно, некоторые птицы во время далеких перелетов размещаются цепочкой или косяком. В чем причина такого расположения?
- чтобы уменьшить сопротивление воздуха;
- чтобы увеличить сопротивление воздуха;
- чтобы защитить стаю от грозы;
- чтобы не сбиться с пути;
- чтобы защитить стаю от хищных птиц.
- Каково назначение плавательных перепонок на лапках утки или гуся?
- никакого назначения плавательные перепонки не несут;
- плавательные перепонки позволяют отбрасывать назад большое количество воды, за счет чего обеспечивается более быстрое передвижение;
- плавательные перепонки позволяют отбрасывать вперед большое количество воды, за счет чего обеспечивается более быстрое передвижение;
- без плавательных перепонок передвижение было бы эффективней;
- плавательные перепонки выполняют функцию балансира.
- Почему человек может поскользнуться, наступив на твердую сухую горошину?
- сухая горошина вызывает болевые ощущения;
- сухая горошина увеличивает трение между ногой человека и опорой;
- сухая горошина уменьшает трение между ногой человека и опорой;
- сухая горошина не изменяет трение между ногой человека и опорой;
- сухая горошина может разломаться, что и послужит причиной падения.
- Осенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков, иногда вывешивают плакат: «Осторожно! Листопад». Каков смысл этого предупреждения?
- упавшие осенние листья отвлекают внимание водителя;
- упавшие осенние листья отвлекают внимание пассажиров;
- упавшие осенние листья создают повышенное сопротивление передвижению трамвая;
- упавшие осенние листья уменьшают трение между рельсами и колесами трамвая;
- упавшие осенние листья не позволяют различить сигнал светофора.
- Почему сильный ветер летом ломает деревья чаще летом, чем зимой?
- листва значительно увеличивает поверхность дерева, следовательно, увеличивается действующая сила ветра;
- зимой деревья от мороза становятся менее хрупкими;
- это связано с повышенной влажностью воздуха;
- летом ветер ломает деревья чаще, чем зимой, т. к. летом бывают более сильные ветры;
- летом в деревьях циркулирует большое количество соков, следовательно, летом деревья тяжелее, от того чаще и ломаются.
- Почему овес мало страдает от ветра: почти никогда не ломается, не полегает?
- колос овса имеет малый вес по сравнению с весом колосков других растений;
- колос овса имеет малую массу по сравнению с массой колосков других растений;
- колос овса принимает такое положение, при котором он оказывает наименьшее сопротивление ветру;
- колос овса принимает такое положение, при котором он оказывает наибольшее сопротивление ветру;
- колос овса принимает такое положение, при котором он наиболее устойчив.
- Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?
- потому что лоси быстро бегают;
- потому что лоси имеют малую массу;
- потому что лоси имеют малый вес;
- потому что лоси обладают своеобразной способностью обходить топкие места; копыта увеличивают площадь опоры.
- потому что лоси обладают своеобразным строением
- Почему относительно мягко лежать в гамаке, ведь его узловатые веревки довольно жестки?
- потому что гамак, прогибаясь, увеличивает свою площадь, и вес тела распределяется на большую площадь;
- потому что гамак изготавливается из мягкого материала;
- потому что гамак висит в воздухе и таким образом создается состояние невесомости;
- потому что гамак висит в воздухе и таким образом на тело перестает действовать сила притяжения землей;
- правильного ответа нет.
- Многие кости животных и человека имеют на концах утолщения. Объясните назначения этих утолщений.
- чтобы увеличить подвижность суставов;
- чтобы уменьшить подвижность суставов;
- чтобы давление во всех точках сустава было одинаковым;
- чтобы уменьшить давление во всех точках сустава;
- чтобы увеличить давление во всех точках сустава.
- Для чего некоторые рыбы при быстром движении прижимают к себе плавники?
- чтобы медленнее плыть;
- чтобы незаметнее плыть;
- чтобы бесшумно плыть;
- чтобы красиво плыть;
- правильного ответа нет.
- Для подъема судов на более высокий уровень насосы перекачивают воду из нижней ступени канала в камеру шлюза. Одинаковую ли работу совершают насосы, когда в камере находится большой теплоход или маленькая лодка?
- большая работа совершается, когда в шлюзе находится большой теплоход;
- большая работа совершается, когда в шлюзе находится маленькая лодка;
- большая работа совершается, когда в шлюзе находится более холодная вода;
- большая работа совершается, когда в шлюзе находится более теплая вода;
- работа насосов одинаковая.
- Почему после встряхивания неполного ведра с картофелем наиболее крупные плоды оказываются наверху?
- это соответствует максимуму потенциальной энергии;
- это соответствует максимуму кинетической энергии;
- это соответствует минимуму потенциальной энергии;
- это соответствует минимуму кинетической энергии;
- это соответствует максимальной плотности содержимого ведра.
- Почему легковым автомобилям разрешается ездить по городу с большей скоростью, чем грузовым?
- так как легковые автомобили более маневренны;
- так как легковые автомобили можно быстрее остановить;
- так как легковые автомобили имеют лучшее сцепление с дорогой;
- так как легковые автомобили менее опасны для окружения;
- правильного ответа нет.
- На втором этаже потенциальная энергия вязанки дров больше, чем на первом. Будет ли получена от сжигания этих дров на втором этаже большая энергия по сравнению с той, которая была бы получена при их сжигании на первом этаже?
- полученная энергия будет больше;
- полученная энергия будет меньше;
- полученная энергия будет зависеть от породы древесины;
- полученная энергия будет зависеть от температуры окружающей среды;
- энергия не изменится.
- Как изменяется энергия тела при упругих деформациях?
- энергия увеличится;
- энергия не изменится;
- энергия уменьшится;
- изменится только форма тела;
- правильного ответа нет.
- Камень и теннисный мячик ударяют палкой. Почему мяч при прочих равных условиях летит дальше камня?
- потому что мяч легче камня;
- потому что удар палки о мяч можно считать упругим;
- потому что удар палки о мяч можно считать неупругим;
- потому что удар палки о камень можно считать упругим;
- правильного ответа нет.
- Для чего рыболовы употребляют удилища с тонкими упругими концами, а иногда привязывают леску к удилищу при помощи резинки?
- чтобы делать дальние забросы;
- чтобы делать бесшумные забросы;
- чтобы увеличить силу рывка при подсечке;
- чтобы уменьшить силу рывка при подсечке;
- чтобы приятней было ловить рыбу.
- Почему автомашина, шедшая с большей скоростью, может пройти довольно значительное расстояние с выключенным мотором?
- так как она обладает меньшим трением;
- так как она обладает большим трением;
- так как она обладает меньшей кинетической энергией;
- так как она обладает меньшей потенциальной энергией;
- правильного ответа нет.
- Почему, спускаясь на лодке по реке, плывут посредине реки, а, поднимаясь, стараются держаться берега?
- потому что скорость течения реки посредине меньшая;
- потому что скорость течения реки посредине большая;
- потому что так безопаснее;
- разницы никакой нет, можно плыть в любом месте;
- правильного ответа нет.
- Почему в устье рек образуются мели и островки?
- потому что скорость течения реки увеличивается;
- мели и островки образуются везде;
- потому что скорость течения реки уменьшается;
- это связано с рельефом местности;
- правильного ответа нет.
- Кит хотя и живет в воде, но дышит легкими. Несмотря на наличие легких, кит не проживет и часа, если случайно очутится на суше. Почему?
- на суше под действием огромной массы кита разрушается его скелет;
- на суше под действием огромной массы кита сжимаются кровеносные сосуды, и прекращается дыхание;
- на суше под действием огромной массы кита разрушается его кожа;
- кит погибает случайно;
- правильного ответа нет.
- Если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то ее внутренние органы раздуваются и рыба гибнет. Чем это можно объяснить?
- большим внутренним давлением;
- малым внутренним давлением;
- отсутствием разности внешнего и внутреннего давления;
- большой массой рыбы;
- малой массой рыбы.
- У большинства водорослей тонкие, гибкие стебли. Почему водоросли не нуждаются в твердых стеблях?
- твердые стебли плохо плавают;
- стебли должны занимать горизонтальное положение;
- стебли должны быть мягкими для питания рыб;
- стебли могут быть и твердыми и мягкими;
- стебли поддерживаются в вертикальном положении выталкивающей силой.
- Почему высоко в горах действие суставов нарушается: конечности плохо слушаются, чаще происходят вывихи?
- уменьшается атмосферное давление, что способствует более плотному прилеганию суставов;
- увеличивается атмосферное давление, что способствует более плотному прилеганию суставов;
- уменьшается атмосферное давление, что способствует увеличению трения между суставами;
- уменьшается атмосферное давление, что способствует уменьшению связи между костями;
- увеличивается атмосферное давление, что способствует более плотному прилеганию суставов.
- Отчего мозоли болят перед дождем?
- В открытых морях и океанах водится весьма интересная рыба прилипало. Эта рыба прикрепляется к различным предметам, особенно часто к акулам и кораблям, и держится с такой большой силой, что ее трудно оторвать. За счет, каких сил прилипало прикрепляется к движущемуся предмету?
- за счет сил поверхностного натяжения;
- за счет сил атмосферного давления;
- за счет сил трения скольжения;
- за счет силы тяжести;
- за счет силы давления воды.
- Всем известно, что обычная муха свободно ходит по потолку. Сможет ли она так же свободно перемещаться по потолку в безвоздушном пространстве?
- не сможет, так как отсутствует сила трения;
- не сможет, так как отсутствует сила тяжести;
- не сможет, так как отсутствует сила давления;
- не сможет, так как отсутствует сила атмосферного давления;
- не сможет, так как отсутствует сила поверхностного натяжения.
- Почему человек, попадая в пространство, где давление значительно ниже атмосферного, например, на высокие горы, нередко испытывает боль в ушах и даже во всем теле?
- из-за увеличения атмосферного давления;
- из-за увеличения влажности воздуха;
- из-за уменьшения атмосферного давления;
- из-за уменьшения влажности воздуха;
- из-за уменьшения температуры воздуха.
- Большинство злаковых растений имеет высокий трубчатый стебель с тяжелым колосом на верху. Каково назначение трубчатого стебля?
- трубчатый стебель выдерживает сильные порывы ветра;
- трубчатый стебель более устойчивый;
- трубчатый стебель более хрупкий;
- трубчатый стебель хорошо выдерживает различные деформации;
- трубчатый стебель хорошо впитывает влагу.
- Почему в реке с илистым дном мы больше вязнем на мелком месте, чем на глубоком?
- на мелком месте действует меньшая выталкивающая сила;
- на мелком месте действует большая выталкивающая сила;
- на мелком месте действует меньшая сила тяжести;
- на мелком месте действует меньшая сила трения;
- на мелком месте действует большая сила трения.
- Для чего ботинки водолаза делают с тяжелыми свинцовыми подошвами?
- для того чтобы скомпенсировать силу тяжести;
- для того чтобы скомпенсировать силу трения;
- для того чтобы скомпенсировать силу давления;
- для того чтобы скомпенсировать архимедову силу;
- для того чтобы скомпенсировать кулоновскую силу.
- Почему держаться на поверхности воды в море значительно легче, чем в реке?
- потому что в реке присутствует течение;
- потому что в реке вода более теплая;
- потому что в реке плотность воды больше чем в море;
- потому что в реке присутствуют примеси минералов;
- правильного ответа нет.
- Какую роль для рыб играет плавательный пузырь?
- плавательный пузырь регулирует температуру тела рыбы;
- плавательный пузырь регулирует температуру окружающей воды;
- плавательный пузырь регулирует среднюю плотность рыбы;
- плавательный пузырь регулирует среднюю плотность окружающей среды;
- плавательный пузырь регулирует силу тяжести.
- Почему водолазная собака легко вытаскивает тонущего из воды, но, дотащив его до берега, не может сдвинуть даже с места?
- в воде действует малая сила трения;
- потому что собака хорошо плавает;
- в воде действует лапласовское давление;
- в воде собака имеет малый вес;
- в воде тонущий имеет малый вес.
- Если понаблюдать за находящимися в воде водоплавающими птицами (утками, гусями и др.), то можно заметить, что они мало погружаются в воду. Объясните почему.
- утиный пух регулирует силу тяжести;
- утиный пух регулирует среднюю плотность птицы;
- утиный пух регулирует среднюю плотность окружающей воды;
- утиный пух регулирует среднюю температуру воды;
- утиный пух регулирует среднюю температуру птицы.
- Почему рыбы, живущие в аквариуме, иногда плавают у поверхности воды?
- у поверхности воды теплее;
- у поверхности воды холоднее;
- у поверхности воды содержится меньше кислорода;
- у поверхности воды содержится больше кислорода;
- у поверхности воды легче плавать.
- При некоторых болезнях больным ставят банки. Объясните на основе законов физики действие медицинской банки.
- медицинская банка прилипает к телу из-за разности температур;
- медицинская банка прилипает к телу из-за разности давлений;
- медицинская банка прилипает к телу из-за разности плотностей;
- медицинская банка прилипает к телу в болезненном месте;
- правильного ответа нет.
- Зачем при выстреле из орудия артиллеристы открывают рот?
- чтобы уравнять внешнее и внутреннее давление на барабанную перепонку;
- чтобы не испугаться;
- чтобы повысить внимательность;
- чтобы уровнять внешнюю и внутреннюю температуру барабанной перепонки;
- это происходит самопроизвольно.
- Объясните механизм передвижения пиявок по твердым поверхностям.
- пиявки перемещаются за счет сил трения;
- пиявки перемещаются за счет своей гибкости;
- пиявки перемещаются за счет имеющихся ворсинок;
- пиявки перемещаются за счет имеющихся присосок;
- пиявки перемещаются за счет сил поверхностного натяжения.
- Отчего водолаз испытывает болезненное ощущение только в то время, когда он погружается в воду или поднимается из нее, но не тогда, когда находится на глубине?
- так как происходит изменение сил поверхностного натяжения;
- так как происходит изменение сил трения;
- так как происходит изменение сил внешнего и внутреннего давления;
- так как происходит изменение температуры воды;
- правильного ответа нет.
Качественные задачи.
- Летчик-спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно?
- Почему удары о наковальню паровых молотов сотрясают почву гораздо меньше при тяжелых наковальнях, чем при более легких?
- Лодочник, стоя одной ногой на пристани, другую ногу ставит на лодку и отталкивается от пристани. В каком случае ему удобнее сесть в лодку, когда она пустая или когда в лодке сидят люди?
- Какие тела взаимодействуют при падении камня, движении спутника, автомобиля, парусной лодки?
- Мальчик, поднявшись на лестницу, выпустил из рук сосуд с водой. Чему равно давление воды на дно во время падения?
- Дайте физическое обоснование пословице: «Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой». Почему при росе косить траву легче?
- Какой вид трения имеет место при катании на коньках и при катании на роликах?
- Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?
- Объясните действие челюсти как рычага.
- Груз несут на палке, перекинутой через плечо. Как влияет положение груза (ближе или дальше от плеча) на величину силы, с которой палка действует на плечо, и на ту силу, с которой рука должна удерживать палку в равновесии?
- Взрослому и ребенку нужно перейти ручей: одному – с левого берега, другому – с правого. Имеется по доске на каждом берегу, но доски немного короче, чем расстояние между берегами. Каким образом они могут перейти с одного берега на другой?
- С помощью понтонов поднимают затонувший корабль со дна моря. За счет, какой энергии происходит подъем?
- Чтобы расколоть тяжелое полено, в него вгоняют топор, затем ударяют обухом о лежащее бревно так, чтобы раскалываемое полено было над топором. В чем преимущество этого способа расколки дров?
- Изменяется ли потенциальная энергия каждой единицы объема воды в реке, когда этот объем воды перемещается на некоторое расстояние?
- Какой ветер, зимний или летний, при одной и той же скорости обладает большей мощностью?
- Почему тяжелая автомашина должна иметь более сильные тормоза, чем более легкая?
- Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем можно было с таким же ощущением, как на мягком диване?
- На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, прошел один человек или он нес еще на себе другого или какой-то тяжелый груз?
- Почему буря, которая валит живые деревья летом, часто не может свалить рядом стоящее сухое дерево без листьев, если оно не подгнило?
- К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося.
- Зачем под гайку подкладывают широкое металлическое кольцо, называемое шайбой?
- Почему сухое дерево при горении издает треск?
- Почему лимонад и минеральная вода в закупоренной бутылке спокойны, а если вынуть пробку, то сейчас же «закипают»?
- Каким простым способом удаляют вмятину, которую получила оболочка мячика настольного тенниса?
Ответы
1- 2; 2 - 4; 3 - 1; 4 - 2; 5 - 3; 6 - 1;
7- 1; 8 - 2; 9 - 4; 10 - 2; 11 - 4; 12 - 4;
13 - 1; 14 - 2; 15 - 3; 16 - 4; 17 - 1; 18 - 3;
19 - 5; 20 - 1; 21 - 4; 22 - 5; 23 - 5; 24 - 3;
25 - 2; 26 - 5; 27 - 1; 28 - 2; 29 - 4; 30 - 5;
31 - 2; 32 - 3; 33 - 2; 34 - 1; 35 - 5; 36 - 4;
37 - 3; 38 - 2; 39 - 4; 40 - 3; 41 - 4; 42 - 1;
43 - 4; 44 - 5; 45 - 3; 46 - 5; 47 - 2; 48 - 4;
49 - 2; 50 - 1; 51 - 4; 52 - 3.