После того, как человек начал летать, то ему захотелось полететь еще выше - в космос.
Русский ученый К.Э. Циолковский первый задумался о таких полетах. В 1898 году он предложил идею о полете на ракете и спроектировал двигатель для нее.
Когда шла вторая мировая война, в Германии были созданы ракеты Фау-2 и Фау-1. Но эти ракеты использовали только для бомбардировок. А уже после после окончания войны подобные ракеты создавали в СССР и США. Они также использовались для шпионажа, а также для доставки ядерных бомб.
Сначала с полетами в космос повезло России. Первый земной спутник был запущен 4 октября 1945 года. Того же года в ноябре запустили второй спутник, в котором находился пассажир - собака Лайка. «Исследователь-1» был выпущен на орбиту в 1958 году.
Обратную сторону Луны первый раз сфотографировал спутник «Луна-3». Через два года, 12 апреля 1961 года, в космос смог полететь первый человек . В кабине космического корабля «Востока-1» Юрий Гагарин облетел весь земной шар. В том же году, 14 мая американец Ален Шепард на корабле «Меркурий» полетел в космос.
20 июля 1969 года - день, когда была достигнута небывалая кульминационная точка в завоевании космоса. Так произошло знаменательное событие: американский корабль «Аполлон-15» прилетел на Луну, куда и доставил троих космонавтов - Э. Олдрина, Н. Армстронга и Д. Коллинза.
Человек полетел
Уже оторвались от земли братья Райт (о полетах Можайского тогда никто не знал), уже Блерио перелетел Ла-Манш, стали мелькать в газетах и имена отечественных авиаторов – Ефимова, Уточкина, Нестерова.
В каком это было году – не скажу точно, но только и у нас в городе однажды появились афиши, что на ипподроме состоится полет авиатора такого-то на аэроплане системы «Фарман», билеты продаются. Тогда у нас никто еще не видел и не знал, как это бывает на практике, и не понимали, что раз аэроплан поднимется в воздух, так его и без билета будет всем видно. Все бросились покупать билеты и шли на ипподром.
Видим: стоит на беговом поле аэроплан – этакая хрупкая этажерочка, скрепленная проволочками (про летающую этажерку столько раз уже говорилось, но действительно – сравнение это сразу приходит в голову), а возле что-то хлопочут: авиатор – молодой, цыганского вида малый в кожаной тужурке, и антрепренер – владелец аэроплана, плотный дядя в спортивной куртке с карманами, в бриджах и крагах и в фуражечке фасона «семь листов одна заклепка». Тут же красивая брюнетка – жена авиатора – в шляпе с длинной вуалью, глаза у нее заплаканы: волнуется за мужа. Дует небольшой ветер, и полет из-за этого под сомнением. Хозяин уговаривает лететь. Ему что! Он собрал деньги и заинтересован больше всего в выручке. Жена сжимает авиатору пальцы и смотрит на него умоляющими глазами: хочет, чтобы он отказался от полета. А народ ждет.
Авиатор кусает губы и решает: лететь!
Стрекочет мотор, крутится пропеллер, авиатор сидит у всех на виду между каких-то совсем игрушечных палочек – распорок. Какое мужество – доверить свою жизнь такому ненадежному сооружению!
Смотрите-ка: аэроплан побежал, побежал по земле и вдруг отделился от дорожки, и, боже мой, вот он в воздухе – шутка ли? – на высоте второго этажа, а может, даже и выше! Все закричали от восторга и стали бросать вверх фуражки. Но вот его ветром как будто сносит, сносит, и вот он уже за кругом ипподрома. Мы бросаемся к выходу вон, в поле, и видим: аэроплан опускается и, ковыляя и подпрыгивая, кособоко катится по выгону.
Мы бежим к месту спуска, а авиатор шагает нам навстречу, слегка прихрамывая (видимо, что-то все-таки не совсем благополучно при посадке), но цел! Цел! Жена вцепилась ему в руки и смотрит в лицо счастливыми, полными слез глазами.
Десятки людей поднимают его и с криком «Ура!» на руках тащат к ипподрому. Минута волнующая: да, черт возьми, снимайте, братцы, шапки – человек полетел, и все мы это чудо видели сегодня собственными глазами!
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Карл Великий автора Левандовский Анатолий ПетровичЧеловек В 800 году ему исполнилось пятьдесят восемь лет. Находясь в зените славы, он пребывал в расцвете сил и здоровья. Легенда навечно сохранила образ величественного старца с огромной белой бородой, облаченного в пышное одеяние, увенчанного золотой короной, с
Из книги Повесть о пережитом автора Дьяков БорисСам человек… «Как быстро проходит день и как долго тянется год!» - признался я в открытке, которую удалось отправить домой сверх нормы. А через день Эмир принес мне двенадцать писем. Открытка с ними разошлась. Вера писала: «День без тебя - как год. А годы бегут, убегают.
Из книги Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие автора Баландин Рудольф КонстантиновичЧЕЛОВЕК В минералогии принято упоминать о практическом значении того или иного минерала в хозяйственной деятельности. Писал об этом и Вернадский в своих минералогических работах. Сделал он это по особому.«Я стараюсь выяснить значение человека в генезисе минералов. Эти
Из книги О себе, о людях, о фильмах автора Ромм Михаил Ильич«Человек № 217» Весной 1943 года я приехал в Москву для того, чтобы договориться о своей следующей постановке. В Москве в это время уже начиналось восстановление «Мосфильма». Снимался какой-то концерт, проектировалась постановка «Кутузова», картины Герасимова, картины
Из книги Дневник автора Пипс Сэмюэль3. ЧЕЛОВЕК ДОМ И СОСЕДИ Сегодня утром, обнаружив, что некоторые вещи лежат не там, где им надлежит, схватил метлу и стал колотить горничную до тех пор, пока она не закричала на весь дом, чем крайне мне досадила. 1 декабря 1660 годаЗа обедом и ужином я, сам не знаю почему, выпил
Из книги Мое мировоззрение. автора Амосов Николай Михайлович6. Человек. Человек является продуктом эволюции, дополнившей потребности животного совершенным разумом с удлинением памяти и программой творчества. В сочетании со стадностью существования предков (гоминидов), эти свойства породили общество и оно, в свою очередь, добавив
Из книги Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным автора Волков Соломон МоисеевичЧеловек Баланчин: Чайковский-человек и Чайковский-музыкант - это, по-моему, совершенно то же самое, одно и то же. Делить их нельзя. Чайковский все время о музыке думал. Но конечно, он был человек чрезвычайно воспитанный и гостям не показывал: я занят, оставьте меня в покое.
Из книги Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг. автора Янгфельдт БенгтЧеловек В период наиболее интенсивной деятельности «кафе-футуризма», в феврале 1918 года, Маяковский издал новую поэму «Человек» в издательстве АСИС (Ассоциация социалистического искусства) на деньги друзей, в частности Льва Гринкруга. Одновременно в том же издательстве
Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса НиколаевнаТОТ ЧЕЛОВЕК Опять я проснулась так рано И встала не с той ноги! Нет, я не больна, но странно - Все кажется мне другим. И ветер шумит иначе, И тополь стучится в дверь, И кто-то в камине плачет, Скулит и рычит, как зверь… Нет, нам выходить не надо! Давай запремся на ключ. Смотри,
Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский МихаилЧеловек или человек-компьютер Меня лично тюрьма тоже, несомненно, изменила, несмотря на то, что я сюда попал, будучи уже взрослым и устоявшимся человеком. Наиболее сильной переоценке подверглось понимание важности отношений с близкими людьми, семьей. Да и понимание мира
Из книги Прорабы духа автора Вознесенский Андрей АндреевичЧеловек Человек меняет кожу, боже мой! - и челюсть тоже, он меняет кровь и сердце. Чья-то боль в него поселится? Человек меняет голову на учебник Богомолова, он меняет год рожденья, он меняет убежденья на кабинет в учрежденье. Друг, махнемся - помоги! Дам мозги за три
Из книги Собрание сочинений. Т.25. Из сборников:«Натурализм в театре», «Наши драматурги», «Романисты-натуралисты», «Литературные документы» автора Золя Эмиль Из книги Сергей Тигипко автора Корж ГеннадийЧеловек Работа – это не все. Жизнь значительно шире. Сергей Тигипко На выборах 2004 года одной из главных задач, которую Тигипко ставил перед штабом, было показать Януковича – человека а не только политика. Потому что он прекрасно понимал, что именно это очень важно для
Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена ОлеговнаЧеловек Конечно, он может быть лучше, чем ты, Сотворенный тобой портрет, И скульптура, которую ты изваял, Может быть лучше, чем ты, - Может большей быть высоты И красивей, чем оригинал. Если ты стихи написал, Могут больше сказать они, Чем сказал бы в беседе ты. И конечно,
Из книги Чётки автора Саидов Голиб«Наш человек» Прошло месяца два, прежде чем я осознал, что следует либо, срочно менять место работы, либо – я сойду с ума и меня пора отправлять в «дурку». И поводов для этого накопилось предостаточно.Во-первых, изумляла стойкость и упёртость арабских соплеменников,
Из книги Дидро автора Акимова Алиса АкимовнаX Человек К любимым мыслям возвращаешься постоянно. Дидро несколько раз в «Племяннике Рамо», в «Парадоксе об актере», в разговоре с Уранией - мадам Лежандр, в письме к Софи развивал мысль о том, что из двух Расинов он выбрал бы не Расина - доброго отца, хорошего мужа,
Фото из открытых источников
Индийские «летуны»
Первые сообщения о парении человека в воздухе (левитации) пришли из Индии. Вернувшиеся из путешествия в эту страну чудес первые европейцы с восторгом описывали наблюдаемые ими случаи парения человека в воздухе.
Фото из открытых источников
У слушателей возникало ощущение, что в Индии летают все подряд. На самом деле число левитантов в Индии было очень мало. Кто же были эти «летающие люди»? Каждый из них прошел многолетний долгий путь духовного самосовершенствования. Это уже были люди не нашего мира, оперировавшие в беседах философскими понятиями, находящимися за пределами нашего сознания. Левитировали они в состоянии транса, подготовка к которому занимала до нескольких дней.
До нас дошло составленное ими практическое руководство по левитированию, но чтобы только понять написанное, потребуется предварительно несколько лет посвятить себя изучению индийской философии. Само же левитирование доступно лишь отдельным посвященным, научившимся управлять психической энергией.
Летали не только индусы
Фото из открытых источников
Наиболее известными левитантами в Европе считаются монахиня-кармелитка сестра Тереза (середина XVI века) и итальянец Иосиф Деза (1603-1663).
Сестра Тереза оставила записки, в которых описала то чувство подъема, которым сопровождался каждый полет. Управлять своим даром Тереза не умела, всегда это происходило спонтанно, часто прямо в церкви во время службы в присутствии многочисленных свидетелей. Тереза постоянно молилась, чтобы Господь избавил ее от необычного дара, и, в конце концов, молитвы были услышаны.
Иосиф Деза тоже был монахом. Левитировал во время молитв, и настолько часто, что совершил вояж по монастырям, чтобы чудо увидели как можно большее количество людей. (Поэтому число оставленных свидетельств зашкаливает все разумные пределы.) Необычный монах был вызван в Рим, где парил во время молитвы в присутствии папы Урбана VIII.
Прочие левитанты
Что касается наших соотечественников, то есть свидетельства о левитации архиепископа Новгорода и Пскова Иоанна, Серафима Саровского и Василия Блаженного, неоднократно на глазах толпы перелетавшего через Москву-реку.
Всего в церковных записях более 300 описанных случаев левитации, как служителей церкви, так и прихожан. Все они были искренне и глубоко верующими и левитировали в моменты наивысшего эмоционального подъема – во время молитвы. Это лишний раз подтверждает, что разгадка феномена левитации лежит в духовной сфере.
Дэниел Данглас Хьюм
Фото из открытых источников
В XIX веке по Европе и США гастролировал Дэниел Данглас Хьюм - медиум-спиритуалист и ясновидец, владевший также телекинезом и левитацией. Свои способности он демонстрировал в присутствии огромного количества людей, выступал перед царствующими особами (Наполеон III, кайзер Вильгельм I, Александр II). Никогда не возражал против присутствия на сеансах независимых наблюдателей. Более того, часто сам приглашал на демонстрации в качестве экспертов ученых с мировым именем и ни разу не был уличен в мошенничестве. Хьюм был очень верующим человеком, всегда говорил, что он – всего лишь орудие Бога, многие сеансы проводил бесплатно или с благотворительными целями.
Фото из открытых источников
Последний штрих
В 1957 году индийский гуру Махариши Махеш Йоги сформулировал основы созданной им Теории трансцендентальной медитации, выросшей впоследствии в целое движение. Согласно его теории человек, освоивший технику трансцендентальной медитации, сможет летать силой только своей психической энергии.
Фото из открытых источников
В июле 1986 года в Вашингтоне последователи Махариши провели первые соревнования среди летающих йогов. Состязания стали ежегодными. На шестых соревнованиях в Гааге в 1993 году победитель Субха Чандра сумел подняться над землей на 90 см, задержался в воздухе на 3 минуты и пролетел за это время по горизонтали 187 см.
Первый в мире самолёт, способный к полёту, спроектировали и построили американцы - братья Райт. 17 декабря 1903 года произошел первый полет человека на самолете - первый управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем.
Вспомним, как это было.
Как и многие гении, Братья Райт не были звездами в образовании. Так, они посещали среднюю школу, но не получили дипломы об ее окончании. В 1892 братья открыли мастерскую по ремонту и магазин велосипедов, а затем и начали производство велосипедов под собственной торговой маркой в 1896 году. Заработанные на своем предприятии деньги они использовали для финансирования своих авиационных опытов.
1. Слева - О́рвил Райт, справа - Уи́лбур Райт. Им было 34 и 38 лет в 1905 году соответственно.
Слева - О́рвил Райт, справа - Уи́лбур Райт
В 1896 году произошло три важных события в мировой авиации. В мае Секретарь Смитсоновского института Самуэль Пирпонт Лэнгли совершил успешный запуск беспилотного самолёта с паровым двигателем. Летом инженер из Чикаго и известный авиатор Октав Шанют нанял несколько молодых людей, которые испытывали различные типы планёров над песчаными дюнами по берегу озера Мичиган. В августе Отто Лилиенталь погиб при крушении своего планёра. Эти события произвели большое впечатление на братьев
Мастерская в магазине велосипедов братьев Райт, 1897 год.
Несмотря на трагическую судьбу Отто Лилиенталя, братья Райт приняли его стратегию: эксперименты с планирующим полётом, в которых испытывались системы управления полётом, до осуществления первого полёта с двигателем. В начале своих экспериментов они определили управление как нерешённую третью часть «проблемы полёта». Они полагали, что накоплены уже достаточные знания и опыт для решения других двух проблем - подъёмной силы и двигателей. И этим они резко отличались от более опытных современных им авиаторов, которые строили мощные двигатели, прикрепляли их к корпусам летательных аппаратов, оборудованными неапробированными средствами управления, и пытались подняться в воздух без предварительных лётных испытаний.
Основываясь на наблюдениях, один из братьев, Уилбер заключил, что птицы изменяют угол окончаний своих крыльев, чтобы заставить своё тело повернуть вправо или влево. Братья решили, что это также будет хорошим способом для летающего аппарата для поворотов - создать «крен» или «наклон» в сторону поворота, точно так же как это делают птицы - и точно так же, как велосипедисты: с таким опытом братья были хорошо знакомы.
В основе проекта первого полноразмерного планера братьев Райт лежали работы их предшественников: планёр-биплан Шанюта-Херринга, который совершал успешные полеты в 1896 году около Чикаго; данные о подъёмной силе, опубликованные Лилиенталем. Стойки между крыльями их планёра были окружены тросами в их собственной модификации.
В 1902 году братья Райт совершили огромный шаг вперёд и произвели основные испытания в аэродинамической трубе на 200 крыльях различных форм и профилей, которые сопровождались глубоким тестированием 38 из них.
Первые полёты планёр братьев Райт 1902 года совершал как непилотируемый воздушный змей. Работа с аэродинамической трубой оказалась весьма полезной: подъёмная сила планёра соответствовала расчётной. Новый планёр также имел новую особенность: жёсткий вертикальный руль, который должен был устранить ряд возникавших ранее проблем.
С помощью нового метода управления Райт впервые достигли истинного контроля своим аппаратом, это произошло 8 октября 1902 и стало важнейшим изобретением в истории авиации. В сентябре и октябре они совершили от 700 до 1 000 полётов, самый длительный из которых продолжался 26 секунд, а его дальность составила 190 м. Сотни хорошо управляемых полётов после установки убедили братьев начать строить летающий аппарат тяжелее воздуха с двигателем.
В 1903 году братья Райт построили оснащённый двигателем Флайер-1 (на фото ниже), материалом которому послужил обычный для аппаратов Райт конструкционный материал - ель, крепкое и лёгкое дерево. Они также разработали и изготовили деревянные пропеллеры, а также бензиновый двигатель, изготовленный в их магазине велосипедов.
Уилбур Райт за штурвалом поврежденного Флайер-1 после неудачного полета 14 декабря 1903 года.
Современные испытания в аэродинамической трубе пропеллеров образца 1903 года показали, что они имели КПД более 75 % в условиях первых полётов, а фактически имели максимальный КПД 82 %. Это очень большое достижение, учитывая, что современные деревянные пропеллеры имеют максимальный КПД 85 %.
Первый полёт совершил Орвилл, он пролетел 36.5 метров за 12 секунд, этот полёт был зарегистрирован на известной фотографии (ниже). Следующие два полёта были длиной около 52 и 60 метров, совершённые Уилбером и Орвиллом соответственно. Их высота была около 3 метров над уровнем земли.
Первый полет человека на самолете. Это первый полёт Флайера-1 17 декабря 1903 года, пилотирует Орвилл, Уилбер - на земле. Фотография Джона Т. Дэниелса со спасательной станции Килл Дэвил Хиллс, использован фотоаппарат Орвилла на треножнике.
Крупнейшим фундаментальным достижением братьев Райт было открытие ими 3-х осей вращения самолёта, что позволило пилотам эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта. Этот метод стал основным, и таковым остаётся до настоящего времени для всех типов самолётов.
В 1904 году братья Райт построили Флайер-II (на фото) и устроили аэродром в Прерии Хаффмана, пастбище коров в 13 км к северо-востоку от Дейтона в штате Огайо.
В 1905 братья построили новый «Флайер-III», в котором были сделаны важные усовершенствования, которые значительно улучшили стабильность и управление, подготовив базу для серии из шести «длинных полётов» продолжительностью от 17 до 38 минут и дальностью от 20 до 39 км по 1,4-км маршруту вокруг Прерии Хаффмана с 26 сентября по 5 октября. Уилбер совершил последний и самый длинный полёт, дальностью 39,4 км за 38 минут и 3 секунды, заканчивающийся безопасной посадкой после того, как закончилось топливо.
Братья Райт, безусловно, принимали меры для того, чтобы внимание к их полётам было минимальным. Опасаясь, что конкуренты воспользуются их идеями. Они писали в правительство США, а затем Великобритании, Франции и Германии с предложением продать летающую машину, но отказывались от показательных полётов, настаивая на предварительном подписании контракта. Они не хотели даже показывать фотографии своего Флайера.
Братья Райт не совершали полётов в 1906 и 1907, осуществляя в этот период переговоры с американскими и европейскими правительствами. После окончательного подписания контрактов с французской компанией и армией США, они вернулись в мае 1908 с Флайером 1905 года, в котором были переделаны места для пилота и пассажира, и начали готовиться к важным для их контрактов показательным полётам. По контрактам самолёты должны были быть способны нести пассажира.
Авиакатастрофа во время неудачного демонстрационного полета для представителей армии США, 17 сентября 1908 год. Через несколько минут после взлёта на высоте около 30 м, пропеллер раскололся, лишив самолёт управления.
Глубоко потрясённый несчастным случаем, Уилбер решил провести ещё более зрелищные показательные полёты; в последующие дни и недели он установил новые рекорды высоты и продолжительности.
В июле 1909 года Орвилл с помощью Уилбера завершил показательные полёты для армии США, выполнив требование сделать двухместный самолёт, способный лететь с пассажиром в течение часа со средней скоростью 40 миль в час (64 км/час) и совершать безопасную посадку. Они продали военным за 30 000 долларов.
Крупный план самолета братьев Райт пассажирским местом и местом для пилота, 1911 год.
Пиком славы стал полёт Уилбера в начале октября, когда на празднованиях в честь трёхсотлетия открытия реки Гудзон в Нью-Йорке он облетел вокруг Статуи Свободы и совершил 33-минутный полёт вверх и вниз по реке вдоль Манхэттэна на виду около одного миллиона жителей Нью-Йорка. Эти полёты принесли огромную известность братьям Райт в Америке.
Во время показательных полетов на юге Франции, где Уилбер совершил ещё немало показательных полётов, пассажирами в которых были офицеры, журналисты и государственные деятели, а 15 февраля 1909 года и его сестра Кэтрин (слева).
Демонстрационный полет для армии США в 1909 году.
Оба брата остались холостяками. Уилбер однажды язвительно заметил, что «не смог бы одновременно прокормить жену и летающую машину». История братьев Райт несколько раз экранизировалась. Кроме того, братья появляются в некоторых фильмах, как второстепенные персонажи, существуют документальные, анимационные и образовательные фильмы об авиаторах, их изобретениях и полётах.
Несмотря на то, что братья Райт не были первыми, кто построил и совершил полёт на экспериментальном самолёте, они были первыми, кто могли управлять таким полётом в воздухе, что сделало возможным дальнейшее развитие самолётостроения.