Урок 5 - Подъемник
Оригинал на onboard.ruТвои возможности возросли, тебя больше не пугает спуск с горы. А подъем? Поговорим о пользовании подъемниками.
Поднимаемся в гору
Эти замечательные приспособления делятся на три категории: гондольные, они же фуникулеры (выбери из этих двух названий более благозвучное), кресельные и буксировочные. Пользование первыми, представляющими собой обычные подвесные вагончики, не составляет проблем, следи только за тем, чтобы твой борд не упирался кантом в маску стоящего рядом немецкого лыжника. Впрочем, гондолы часто оснащены внешними креплениями для оборудования. На технике пользования кресельными и буксировочными подъемниками мы остановимся более подробно.Буксировочные подъемники
Существует несколько разновидностей таких подъемников, объединяемых парой общих принципов. В любом случае ты будешь ехать вверх на буксире, и также в любом случае тащить тебя будет стальной трос. Разница в способе крепления к тросу.Детские подъемники
Встань на нижней площадке подъемника рядом с тросом. Передняя нога пристегнута, задняя - нет. Доска развернута прямо вверх по склону. Вопрос о том, отстегивать ли заднюю ногу для подъема, довольно сложен. Опытные райдеры чаще всего не считают это нужным. Если ты отстегнул заднюю ногу, она послужит тебе опорой, пока ты будешь ждать приближающуюся скобу. Если пристегнуты обе ноги, а у основания подъемника есть некоторый уклон, тебе придется принять меры против соскальзывания вниз. В этом случае разверни доску поперек склона на достаточный угол.
Смотри назад, на приближающуюся скобу.
Когда скоба поравняется с тобой, берись за нее обеими руками. Оттолкнись свободной ногой, чтобы сдвинуть доску с места. Если не отстегивался - быстрым прыжком разверни доску точно вверх по склону и продвинь ее вперед движением ног. Это не так уж сложно. В любом случае ты должен помочь доске тронуться - точка приложения силы подъемника слишком высока, если ты останешься пассивным, рывок подъемника просто заставит тебя упасть вперед.
Тронувшись, поставь заднюю ногу перед задним креплением, как ты это делал на первом уроке.
Держи скобу ближе к себе, это поможет тебе сохранить равновесие.
Не сгибайся в пояснице. Если есть необходимость опустить скобу ниже - а трос зачастую идет очень низко, особенно если впереди целая команда маленьких лыжников - сгибай колени.
Вес твоего тела должен быть равномерно распределен между передней и задней ногами.
Не зевай по сторонам, смотри вперед. При необходимости управляй доской, слегка задавливая соответствующий кант задней ногой.
Если подъемник остановился, а ты только на полпути, прими меры против соскальзывания, то есть либо выстави заднюю ногу, либо разверни доску. Стартовать придется заново.
Если ты упал, а это случается со всеми, постарайся как можно скорее покинуть дорожку подъемника.
Добравшись до вершины, не задерживайся на дорожке подъемника, отпускай скобу и соскальзывай в сторону.
Якоря и тарелки
Подъемники со средней (порядка 3 м/с) буксировочной скоростью снабжаются вытяжными катушками - устройствами, облегчающими старт и выравнивающими скорость твоего движения на перепадах рельефа. Рывок троса ты почувствуешь тогда, когда вспомогательный трос полностью вытравится из катушки. Тебе надо тронуться с места, не дожидаясь этого момента. Для этого или оттолкнись непристегнутой задней ногой, или слегка подпрыгни для того, чтобы разгрузить доску.
Не усаживайся на якорь или тарелку, они для этого не предназначены.
Придерживай штангу передней, а при необходимости и двумя руками.
В случае падения немедленно избавься от штанги, нет смысла волочиться по снегу за тросом. Не беспокойся, штанга сразу уйдет вверх за счет катушки (то же произойдет с ней и на верху, когда ты отпустишь ее и соскользнешь в сторону).
Не напрягайся, расслабь мышцы плечевого пояса, дыши ровно и глубоко, веди доску спокойно. Избегай энергичных закантовок.
Подъемники с высокой (порядка 5 м/с) буксировочной скоростью снабжены особой стартовой системой. Штанги этих подъемников не закреплены на тросе жестко. Команду исполнительному механизму, фиксирующему штангу на тросе, дает специальный датчик, расположенный в створе оборудованных на нижней станции стартовых ворот. В этом месте делается небольшой уклон в сторону склона, что позволит тебе просто выкатываться на дорожку подъемника. Как ты понимаешь, в этом случае движения райдера с пристегнутой или отстегнутой задней ногой ничем не отличаются. Выкатываясь, ты возьмешь в накопителе крайнюю штангу и поместишь ее между ног. Рывок будет очень сильным, но за счет того, что ты уже двигаешься, не создаст тебе проблем.
Не пугайся высокой скорости подъема. Ты быстро заметишь, что стабилизировать доску на таких подъемниках легче, чем на любых других. Скорость позволяет очень эффективно пользоваться кантом. Энергичные закантовки, зачастую приводящие на медленных и средних подъемниках к падению, здесь вполне проходят.
Еще быстрее освобождай дорожку в случае падения, стартовавший следом за тобой девятилетний прорайдер вполне может, наплевав на правила подъема, тренировать свои любимые трюки на штанге подъемника.
Старайся не бросать штангу перед промежуточной опорой, это может привести к остановке главного троса.
Бугельные подъемники
Совершенно другое дело, если речь идет о бугельном подъемнике. Бугельный подъемник - это голый трос, движущийся вверх по склону. Крепиться к нему ты будешь с помощью так называемого бугеля, брезентового (это лучший вариант) троса со специальной скобой (именно она, на самом деле, и есть бугель) на одном конце и небольшой деревянной перекладинкой на другом.
Займи стартовую позицию возле троса.
Накинь скобу на трос. Существует очень много различных конструкций этого устройства, зависящих от наличия или отсутствия промежуточных опор, фантазии изготовителя, чаще всего подпольного, и черт знает чего еще. Правильное положение бугеля на тросе тебе подскажут аборигены.
Главная хитрость заключается в необходимости натяжения твоего брезентового троса для зацепления бугеля. Накинув скобу на трос подъемника, слегка натяни свой трос. Зацепившись за основной трос, скоба начнет начнет движение вверх. Не накидывай бугель на трос в месте соединения его концов, так называемой сплетки.
Перепускай брезентовый трос, слегка зажатый в кисти передней руки. Отпустив бугель на метр - полтора, крепко сожми руку и инициируй ногами движение доски так, как ты это делал на бэби-лифте.
Если тебе не хватает равновесия, а основной трос идет на удобной высоте, можешь схватиться за него свободной рукой. Но имей ввиду, что трос покрыт смазкой (черной, разумеется), и часто имеет разлохмаченные участки, о которые можно повредить и перчатку, и руку.
Стабилизировав свое движение, заведи деревянную перекладину между ног. Освободившейся передней рукой снова возьмись за брезентовый трос перед собой.
В случае падения немедленно отпусти бугель! Разгруженный, он практически сразу падает с основного троса. Правда, иногда этого не происходит.
Абсолютно недопустимо наматывать брезентовый трос на руку или еще как-то закреплять его. В этом случае падение почти наверняка закончится травмой! К сожалению, это не преувеличение. Тебя подстерегают вывихи и повреждения сумок суставов кисти. Еще более мрачная перспектива ждет нарушителя этого правила, если не сработает отбойник на верхней станции подъемника и бугель начнет уходить на приводной шкив основного троса. Говорят, бывали смертельные случаи.
Поднявшись наверх, высвободи, немного не доезжая отбойника, перекладину. Собери скинутый отбойником бугель и отъезжай в сторону.
Если возникла необходимость покинуть подъемник, не достигнув вершины, подтяни свой трос поближе к себе, а затем резко отпусти его. Разгруженный бугель соскочит с основного троса.
Получай удовольствие! Установка "классный спуск - пугающий подъем" в корне неверна! На склоне тебя должно радовать все, в том числе и движение вверх.
Кресельные подъемники
Займи стартовую позицию. Доска по направлению подъема, задняя нога отстегнута.
Смотри назад, на приближающееся кресло.
Возьмись за стойку подошедшего кресла и садись.
Приподними свободную ногу и носок доски, чтобы не зацепить снег, пока кресло низко.
Опусти защитную планку (если она есть).
Воспользуйся опорой для ног, а при ее отсутствии поддерживай доску свободной ногой.
При приближении к верхней станции разверни доску по направлению склона и немного развернись сам на кресле. Подними защитную планку.
Оказавшись над точкой высадки, поставь доску на снег и встань.
Помести заднюю ногу перед задним креплением и скатись в сторону.
На креслах большой вместимости начинающему лучше занимать крайние места и предупреждать о своей неопытности соседей. Для их же пользы.
Конечно, на кресельных подъемниках возможен подъем с обеими пристегнутыми ногами, и даже подъем с доской в руках (не забывай про лиш). Следуй правилам данного склона, решай сам, что удобнее для тебя.
Итак, теперь ты умеешь и съезжать вниз, и подниматься вверх. На следующем уроке мы начнем разговор о технике эффективного катания на доске.
Бугельный подъемник самый распространенный подъемник на небольших, учебных склонах.
Внимание! По технике безопасности пользоваться подъемником можно только
Подойдите к подъемнику, поставьте сноуборд параллельно ему, свободная нога стоит на снегу, вы ждете бугеля. Приготовьтесь начать движение.
Как только бугель стал приближаться к вам, поставьте свободную ногу со снега на доску, заранее (примерно за метр) возьмитесь руками за трос. Когда бугель дойдет до вас, поставьте его себе в район бедра. Около талии ставить бугель я не рекомендую – вы можете упасть.
Для наглядности представьте себе перетягивание каната –команда соперников находится наверху, а вы упираетесь чуть-чуть в переднюю ногу, тянете трос на себя и плавно едете вверх.
Итак, подойдите к подъемнику, поймайте «швабру». Поставьте ее между ногами в район бедра.
– вес распределите равномерно, 50 на 50 на каждую ногу, корпус ровный, таз не выпячивайте, вперед не наклоняйтесь, смотрите вперед, ноги в коленях чуть согните.
На самом верху вытащите подъемник, приподнимите свободную ногу и поставьте сзади на снег сзади, после чего сразу отойдите, чтобы не мешать тем, кто едет за нами.
необходимо отползти на пару метров в сторону от подъемника, чтобы не столкнуться с другими людьми !
Учимся закантовываться
Помните про стойку - вес равномерно распределен между ногами, руки смотрят в стороны, взгляд направлении вниз в сторону движения, а не под свои ноги) Таз немного подожмите, чтобы он находился над сноубордом. Колени согнуты.
- Закантовываемся:
Встаньте в правильной стойке лицом к спуску. Стойте на пятках, носочки приподнимите – вы закантовались.
Теперь начинаем движение. Для этого немного уменьшите закантовку, то есть слегка опустите носки.
- Скорость регулируется также:
- Для ускорения сильнее опустите носки ног – так вы опустите ниже передний кант и доска начнет набирать скорость. Только не опускайте носки слишком низко. Если зацепите передний кант за снег, то вы запнетесь и упадете, то есть поймаете переднего канта.
- Для снижения скорости поднимите носки немного вверх.
- Останавливаемся:
Если вы поднимите носки ног сильно вверх вы остановитесь.
Останавливайтесь всегда с края склона. Никогда не стойте в центре – так вы создадите помехи для тех, кто катится сверху, и подвергните всех опасности
Вам надо проехать спиной назад на переднем канте. То есть вы теперь стоите не на пятках (не на заднем канте), а на носках. И скорость регулируете пятками – опускаете их вниз, чтобы начать движение и разогнаться и поднимаете пятки вверх, когда хотите сбавить скорость или остановиться. Смотрите, куда вы движетесь по склону через правое или левое плечо.
Если вы делаете это упражнение впервые – не пожалейте денег на инструктора, иначе вы рискуете заработать несколько свежих синяков.
Вы усвоили, как стоять на сноуборде, как начинать движение, спускаться вниз лицом и спиной к спуску поперек склона и как тормозить .
Теперь учимся перемещаться вправо-влево по склону
Готовимся проехать в правую сторону поперек склона спиной к спуску
Пристегните к сноуборду две ноги.
Встаньте в правильной стойке спиной к спуску. Закантуйтесь - стойте на носках, пятки приподнимите, чтобы не покатиться вниз.
Начните движение - разверните колени, плечи, бедра в правую сторону и перенесите вес тела на правую ногу.
Чтобы понять, правильно вы сделали упражнение, посмотрите назад. Если за вами остался широкий след от доски, значит все правильно. Если за вами тянется только тонкий след. Это значит, что вы проехали на канту – это ошибочно, так как не позволит вам вовремя остановиться.
Попробуйте выполнить это же упражнение в левую сторону.
Когда вы освоите эту технику спиной к спуску, потренируйтесь выполнять это упражнение, стоя лицом к спуску.
Также вы можете ознакомиться с похожими упражнениями:
.
Привыкаем к скорости
Стойте спиной к спуску в правильной стойке.
Для начала движения перенесите вес тела в сторону движения вниз по склону. Вашу доску при таком движении постепенно начинает разворачивать.
На противоположной стороне склона выровняйте доску - то есть распределите вес тела равномерно, 50 на 50 на каждую ногу.
Продолжите движение, но уже в другую сторону – перенесите вес тела в сторону движения и выровняйте доску.
Затем снова поменяйте направление.
Попробуйте сделать это упражнение и стоя лицом к спуску, то есть стоя на переднем канте.
Помните, что чем больше вы разворачиваете доску вниз по склону, тем больше набираете скорость.
На словах это звучит сложно, поэтому смотрите примеры и видео, обращайтесь к инструктору)))
Итак, сегодня вы научились подниматься на подъемнике, скатываться вниз по склону с двумя пристегнутыми ногами регулируя скорость, а также останавливаться, когда это нужно. А также научились получать удовольствие от скатывания на скорости при помощи техники «падающего листа» на переднем и на заднем канте попеременно .
Пошаговая инструкция второго урока на склоне
Вспомните технику перемещения на сноуборде с одной пристегнутой ногой (первый урок)
Научитесь пользоваться подъемником на учебном склоне (бугельный или T-bar)
Вспомните правильную стойку на сноуборде (первый урок)
Научитесь закантовываться:
- Спуститесь со склона с доской, расположенной поперек склона ЛИЦОМ ВНИЗ. Чтобы поехать носки опускаем вниз, чтобы остановиться поднимаем наверх.
- Спуститесь со склона с доской, расположенной поперек склона СПИНОЙ ВНИЗ. Чтобы поехать пятки опускаем вниз, чтобы остановиться поднимаем наверх.
Попробуйте перемещаться вправо-влево по склону
Разверните колени, плечи, бедра и перенесите вес тела в сторону движения. За вами должен остаться широкий след. Научитесь выполнять упражнение в правую и в левую сторону как стоя ЛИЦОМ, так и стоя СПИНОЙ к спуску.
Привыкаем к скорости – техника «Падающий лист»
Перенесите вес тела в сторону движения вниз по склону. На противоположной стороне склона выровняйте доску, распределив вес тела равномерно. Продолжите движение в другую сторону. Затем снова поменяйте направление. Упражняйтесь лицом и спиной к спуску.
В видео использована музыка:
WRC 3 – Soundrack 2;
Annonymos ft. Taz – Look At Me.
Как сноубордисту ездить на бугельном подъемнике? Этим вопросом очень быстро задается каждый начинающий сноубордист, как только ему предстоит снова забраться на гору. Попробуем разобраться, что делать, если альтернативы в виде другого подъемника в вашем случае нет.
Зачем пользоваться бугельным подъемником?
Только бугельные подъемники встречаются на небольших склонах, в частных парках, учебных горках. Иногда, к всеобщему ужасу, одними бугелями комплектуются горнолыжные курорты (например, Хибины, где приходится ехать на бугеле по 10 и более минут).
Естественно, бугельные подъемники дешевле в эксплуатации, поэтому и стоят они дешевле. Однако после первого часа катания вы поймете, что готовы переплачивать за креселку, если она есть.
Виды бугельных подъемников
Самый распространенный и современный бугель - это так называемая швабра . Предназначена для буксировки сразу двух лыжников. Сноубордистам же приходится извращаться, чтобы отбуксировать себя наверх - швабра суется между ног и тянет одним из своих концов вас за внутреннюю поверхность бедра ведущей ноги. Это неудобно, но иначе никак.
Старый вид бугеля - это тарелка . Как ездить на таком бугеле бордерам, практически никто не знает, поэтому обязательно посмотрите, как это делают остальные. В теории, тарелка также засовывается между ног и тянет за внутреннюю поверхность бедра, но удержать ее там намного сложнее.
Бугель - палка , еще один вид бугельного подъемника, встречается на учебных горках. Нужно взяться за нее руками и постараться удержать равновесие и не упасть, пока она довезет вас наверх.
Минусы бугельного подъемника
Главный минус - это перенапряжение мышц и связок коленей в процессе пути. Если на других видах подъемника мышцы, работающие при спуске, расслабляются и отдыхают, то на бугеле они статично напряжены, то есть выполняют двойную работу. Это означает, что мышцы вообще не отдыхают, что черевато перенапряжением и травмами.
Естественно, ездить на лыжебуксире сноубордистам неудобно . Новичкам тяжело удержать равновесие, а продвинутым - найти удобную для длительного стояния позу.
Плюсы бугельного подъемника
Плюс один, хоть он и является совсем небольшим утешением - вы учитесь лучше контролировать сноуборд, и ваша техника катания улучшается.
Посадка на бугель
Пристегните переднюю ногу, пройдите через турникет, дождитесь своей очереди. Лучше всего ехать одному.
Встаньте на место посадки, дождитесь, пока к вам подъедет швабра, схватите ее рукой и решительным быстрым движением засуньте ее конец себе между ног так, чтобы она держалась за внутреннюю поверхность бедра вашей передней ноги. Сразу после этого поставьте заднюю ногу на сноуборд рядом с задним креплением, упираясь в него, как бы враспор. Держите швабру руками, дождитесь, пока она начнет двигать вас вперед. Расслабьте тело, перенесите вес на переднюю ногу, держите равновесие и аккуратно двигайтесь вместе со шваброй наверх.
Не пугайтесь, если вы не сможете сесть на подъемник с первого раза. Все мы такими были. Пробуйте снова и снова, рано или поздно у вас получится.
Высадка с бугеля
Когда бугель доставил вас наверх, и вы стали двигаться не по наклонной, а по плоской поверхности, возьмите рукой швабру, потяните на себя и уберите ее и отпустите. По инерции вы продолжите движение, поэтому не убирайте заднюю ногу с доски, а аккуратно проскользите в более безопасное место, подальше от высадки других людей. Когда вы остановитесь, свободной ногой отталкивайтесь от земли и двигайтесь вперед, а можно просто снять сноуборд и пройтись пешком, дав ногам отдохнуть.
Как не уставать на бугельном подъемнике
Многие поколения сноубордистов думали, как снизить нагрузку при езде на бугеле.
- Ездить на разные ноги, то с пристегнутой правой, то с левой. Обе ноги все равно устают, а с чужой ноги ехать гораздо сложнее.
- Испробованный и действующий вариант для более или менее уверенно катающихся сноубордистов. Старайтесь ехать на бугеле с прямыми ногами. То есть обе ноги должны быть максимально выпрямлены. Вы почувствуете, что ноги стали уставать намного меньше, потому что нагрузки, которая идет на мышцы и связки в результате приседания, нет.
Это краткое руководство по пользованию подъемниками бугельного типа для новичков сноубордистов. Небольшие склоны оснащены преимущественно именно бугелями (T-bar - название за рубежом), которые вызывают страх у начинающих. Существуют техники, овладев которыми, вы получите больше удовольствия от катания и ограничите себя от неприятностей на склонах.
Бугель - это подъемник наземного типа на горнолыжных курортах. Этот тип подъемника имеет стальной кабель, высоко поднятый на ряде стальных опор. От кабеля вниз спускается пилон с резиновым диском или штангой на основании (Т-образный, предназначенный для буксировки двух человек одновременно). Подъем производится по типу буксирования по трассе.
Чтобы подняться по склону вверх сноубордисты берутся за пилон, слегка натягивают его и помещают диск или штангу между ног. Вверху есть амортизатор, который плавно подтягивается и буксирует «всадника». Устанавливаются такие подъемники на трассы малой и средней длины.
Учебные горки иногда оснащены бугельными канатами или палками. За них просто берутся руками, удерживая равновесие, и едут наверх.
Второй вид подъемников наземного типа - это ленточный конвейер или «волшебный ковер». Его устанавливают на короткие спуски, предназначенные для новичков или детей. Он стоит на земле и буквально везет стоящих пассажиров. Очень удобен и не травмоопасен.
Существует еще воздушный тип подъемников: закрытого гондольного типа и открытые кресельные дороги. В отличие от бугельных они комфортнее. Устанавливаются на длинные трассы.
Почему сноубордистам тяжелее подниматься на бугеле, чем горнолыжникам?
Любительское и профессиональное катание на лыжах, привело к необходимости создания приспособлений для транспортировки спортсменов и любителей на вершины. Специально для них были созданы подъемники. Любители сноубордов появились гораздо позже, им пришлось приспосабливаться к имеющимся транспортировочным установкам.
Лыжник совершает подъем с большим комфортом, потому что стоит на обеих ногах, держится за жезл слегка откинувшись назад и едет. А его коллеге приходится сложнее, так как борд не может ехать поперек, что было бы очень удобно.
Сноубордисту приходится подниматься практически боком, закрепив штангу бугеля к внутренней части бедра. Очень высокое напряжение в мышцах при неправильном подъеме может стоить травм.
Только после того, как начинающий спортсмен уверенно стоит на доске, умеет балансировать, совершать повороты и свободно скользить по пологим спускам, можно покорять T-bar. Эти навыки осваиваются на учебных площадках.
Важно помнить, что доведение техники до автоматизма принесет больше удовольствия от катания на более сложных холмах.
Упражнения, помогающие подняться на бугельном подъемнике
Есть три основных правила для уверенного подъема:
- правильно цепляться;
- уметь удерживать равновесие;
- определить позу стойки при буксировке, в которой будет удобно стоять и нагрузка распределиться на мышцы равномерно.
Простые упражнения помогут получению навыков правильного катания и использования T-bar:
1. Ходьба.
Техника выполнения: пристегнуть ведущую ногу, для второй зафиксировать на доске, чтобы не болтались (это важно при выполнении любого упражнения с отстегнутой ногой). Идти спокойно и ровно, стараясь смотреть впереди себя, а не на доску. На уклонах доску стоит поворачивать поперек и ставить кантом. Задача - научиться ходить с доской и смотреть вперед.
2. Плоское скольжение.
Это упражнение будет очень простым для любителей . В нем нужно будет отталкиваться одной ногой. Площадка для выполнения упражнения должна быть максимально плоской. Техника выполнения: одна нога пристегнута, а вторая приставляется после отталкивания ближе к пристегнутой. Вес распределяется над доской. Нагружать пристегнутую ногу весом не стоит, но большая часть идет на нее. Задача - свободно скользить на доске по плоскому склону.
Для этого выбирается место с небольшим уклоном, который будет иметь не глубокую впадинку. Она нужна для естественной остановки. Техника выполнения: пристегнута только одна нога. Движение начинается с верхней точки, отталкиваясь. Уверенная стойка на борде, слегка согнуты колени для лучшей амортизации. Естественная остановка во впадинке. Задача - научиться уверенно стоять при движении.
4. Техника «плоский поворот».
Начало как в третьем, но с поворотом. Поворачивать можно вперед и назад. При повороте вперед если ведущая нога левая, то поворачиваешься вправо, а если правая - влево. Задействован передний кант и идет упор пальцами ног в , пятки не приподнимаются. Техника выполнения: после приставки ноги, поворачиваешь голову и плечи в сторону поворота. Доска повернет следом. Нужно довести до автоматизма и только потом переходить на задний поворот. Техника та же, только задействован задний кант, упор идет пятками, а пальцы приподнимаются. Очень важно сохранять устойчивость.
Читайте также нашу статью о том, – заточка кантов, нанесение парафина, циклевание
Перед самостоятельным подъемом на бугеле стоит понаблюдать за тем, как поднимаются лыжники , а именно - их взаимодействие с T-bar:
- лыжи направлены по движению подъемника;
- штанга отправляется под ягодицы, а если диск, то между ног;
- свободной рукой держится за пилон и начинает движение.
Правила подъема на сноуборде:
- отстегнуть одну ногу, которой удобнее отталкиваться;
- подкатиться к началу подъема;
- поймать пилон и зацепить штангу за внутреннюю часть бедра ведущей ноги или диск между ног;
- оттолкнуться и приставить ногу на доску за свободным креплением;
- когда движение началось, равновесие не нарушено, стоит немного выпрямить обе ноги для распределения нагрузки и уменьшения напряжения мышц.
При потере равновесия, помогать свободной ногой. При падении, обязательно уйти в сторону и начать все сначала. Важно не цепляться, с надеждой остаться на бугеле, а освободить движение другим, иначе это повлечет за собой ряд неприятностей.
В конечной точке,- слегка потянуть за пилон и, освободив его от ноги, отпустить. Стоит немного откатиться в сторону, чтобы освободить место для других.
Техника безопасности: чего категорически делать нельзя
Внимание! Нельзя оставлять обе ноги пристегнутыми при использовании бугеля. Есть умельцы, которые умудряются цепляться не отстегиваясь, но для новичка - это очень опасно
При падении обязательно откатиться или отползти от линии подъема, чтобы не спровоцировать столкновение.
Нельзя переносить центр тяжести на штангу или диск бугеля, и уж тем более садиться на них. Это приведет к падению и травмам.
Это только малая часть важных требований для безопасного катания. Полный перечень запрещенных действий имеется на каждом спуске, горнолыжном курорте или учебном центре. Обязательно изучайте их - это важно!
Как научиться подниматься на бугеле сноубордисту очень наглядно показывает данный видео-урок:
Тоже интересно
Как пользоваться подъемниками
Горнолыжные подъемники открывают дорогу в горы. Подниматься в гору пешком тяжело и долго, поэтому чем быстрее Вы научитесь пользоваться подъемниками, тем больше километров сможете проехать и тем быстрее научитесь кататься. Поначалу использование подъемниками может показаться сложным, но Вы быстро научитесь.
Буксировочные подъемники
Скорее всего самый первый
встретившийся Вам на культурных склонах подъемник
будет буксировочного типа. Наиболее распространены
буксировочные подъемники Т-типа, называемые
"швабрами" за свой внешний вид.
Буксировочный подъемник представляет из себя
непрерывно двигающийся трос, к которому прикреплены
шесты, на концах которых закреплены тарелки
(вариант, показанный выше на фотографии). В случае
кнопочного подъемника тарелки прикреплены
подпружиненным шнуром, на некоторых вариантах -
просто закреплены на конце шеста. Шесты могут
двигаться непрерывно вместе с тросом, а могут
скапливаться внизу, дожидаясь, когда лыжник за них
ухватиться. В любом случае Ваша задача просунуть
тарелку между ног и ехать на буксире на вершину
склона.
Берем буксир
Возьмите обе палки в одну руку. Дождитесь момента,
когда можно будет взять буксир. Об этом вам скажет
оператор, или загорится зеленый свет, или поднимется
барьер. Возьмитесь за шест свободной рукой. Если у
подъемника шесты скапливаются внизу, и нужно нажать
переключатель, чтобы начать движение, найдите
переключатель. Просуньте шест между ног и убедитесь,
что Ваши лыжи параллельны и расставлены достаточно
широко. Приготовьтесь к тому, что Вас потянет
буксир, только не пытайтесь сесть на тарелку!
Возьмите шест и включите переключатель
Подъем
Стойте свободно, держите лыжи параллельно, позвольте
шесту буксировать Вас.
Сходим с подъемника
Следите за сигналами, предупреждающими о конце
подъема. Как только достигнете сигнала,
предупреждающего о сходе с подъемника, вытяните
шест, который находится у вас между ног с помощью
свободной руки. Убедитесь, что шест никого не
заденет и отпустите его. Сразу уходите от
подъемника.
Не спешите, оцените обстановку.
Когда вы приехали, отпустите шест и быстро освободите дорогу.
Особенности
У некоторых подъемников очень резкий старт! Если
лыжник перед вами взвился в воздух, приготовьтесь
стартовать прыжком. Если трос соскочит с лебедки,
сохраняйте спокойствие, держите ноги пошире,
расслабьтесь и следуйте за шестом. Шесты вскоре
начнут сползать вниз по склону. Крепко держитесь за
шест, притормаживайте плугом. Если упали, быстро
освободите дорогу.
Дети и очень легкие взрослые. На старых подъемниках
дети и очень легкие взрослые могли быть подняты в
воздух и вращаться на шесте в десятке сантиметров от
земли... Может случиться по разному - поворот на 360
градусов вполне безопасен, а на 90 градусов - нет.
Единственный путь - попытаться дотянуться до снега
хотя бы задниками лыж, и надеяться на благополучное
приземление. Такое случается исключительно редко, и
никогда не случается на современных подъемниках.
Подъемники Т-типа
Как следует из названия, подъемник Т-типа выглядит как большая перевернутая буква "T", прикрепленная к тросу за ножку (швабра). Жертвы выстраиваются в линию по двое, когда Т-образная перекладина подъезжает, лифтер опускает ее вниз, пропуская ножку Т между лыжниками, а перекладину размещает у них пониже спины. Затем пара горнолыжников начинает подъем. Подъемники Т-типа были очень широко распространены, хотя сейчас на большинстве курортов их заменяют на более удобные подъемники. Вы их не найдете на большинстве курортов западной Европы и тем более в США, но в остальных странах они по-прежнему часто используются.
Постарайтесь найти партнера примерно Вашего веса.
Повернитесь, чтобы ухватиться за основание
перекладины.
Садимся
Встаньте рядом с партнером, палки держите с внешней
стороны, ухватитесь рукой за перекладину.
Движение
Держите лыжи параллельно друг другу во время
буксирования. Не толкайте лыжу или ботинок партнера,
помните - это ваш партнер, а не противник.
Сходим
Решите, кто из вас придержит перекладину, пока
другой сойдет с подъемника: это удобнее сделать
тому, кто находится на дальней от поворотного столба
стороне.
Будьте осторожны, когда отпускаете перекладину: она
может завертеться и ударить кого-нибудь, пока ее
трос сматывается в крепление. Освобождайте площадку
подъемника как можно быстрее.
Советы
Постарайтесь подобрать партнера с такой же широкой
задницей, как Ваша. Если вы поднимаетесь в одиночку,
или если приходится напрягать каждый мускул, чтобы
удержаться на подъемнике, передвиньте конец
перекладины под внешнюю ягодицу. Наклонитесь к плечу
Вашего партнера, и попросите его сделать тоже самое.
Отпускайте перекладину осторожно
Кресельные подъемники
Кресельные подъемники обеспечивают цивилизованный
способ подъема на гору, предоставляя возможность
несколько минут отдохнуть и полюбоваться пейзажем.
Кресла обычно двух, трех, или четырехместные,
закреплены на тросе, безостановочно двигающемся
вверх по склону. Очень комфортабельные,
высокоскоростные, они стремительно двигаются на
подъеме и предупредительно замедляются для посадки
лыжников.
Садимся
Возьмите палки в руку. Встаньте так, чтобы
приближающееся сиденье было точно у вас за спиной.
Некоторые проскальзывают немного вперед, чтобы
первый удар сиденья приняли на себя оставшиеся
компаньоны. Садитесь, как только сиденье вас
коснется. Если удалось избежать удара палками в лицо
соседу - сели идеально. Опустите страхующую
перекладину, как только сиденье сойдет с платформы.
Постарайтесь ничего не уронить, а если все же что-то
упало, запомните номер следующей опоры, чтобы потом
сориентироваться.
После посадки держите палки аккуратно.
Выходим
Когда увидите, что подъезжаете, откройте
страховочную перекладину. Если у вас поясная сумка
или рюкзак, проверьте, что они не зацепились за
что-нибудь. Поднимите концы лыж, чтобы не зацепиться
за приближающуюся платформу. Как только лыжи
коснуться снега, вставайте и свободной рукой
оттолкните себя в сторону от сиденья. Быстро
откатитесь в сторону, чтобы избежать удара сиденьем
по голове или по спине.
Наклонитесь вперед и оттолкнитесь, когда лыжи коснуться снега
Кабины на тросе, фуникулеры и прочее
Для пользования такими подъемниками не нужны специальные навыки.
Распространенный в России тип подъемников -
бугельные "с крючком"
Бугель - это особой формы кусок железа, который
используется для того, чтобы зацепиться за подъемный
трос. К этому куску железа, представляющему собой
иногда весьма причудливую конструкцию, обычно
привязан прочный ремень, на другом конце которого -
для облегчения подъема - существует небольшая
перекладина, за которую достаточно удобно держаться
руками или, с появлением опыта, которую можно
просунуть между ног и подниматься на буксире, не
нагружая руки. Совет один: пропустите кого-нибудь
вперед и попросите следующего за вами подсказать,
как правильно зацепиться за трос. Обычно далеко не у
всех это получается с первого раза, так что не
расстраивайтесь и повторяйте попытки - получится, и
довольно быстро.